Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманизм — мировоззренческая основа прав человека 4 страница




Духовное бытие проявляется в разных формах творчества, оно
связано с нравственным самосовершенствованием. Дух составляет
высшую естественную природу и жизнедеятельность ^человека, а
тело — его низшую естественную природу. В. Франкл объясняет ду-
ховное как «то, что может противостоять всему социальному, телесно-
му и даже психическому в человеке... Духовное, по определению, есть
свободное в человеке»2. «Свобода должна увеличиваться по мере при-
ближения к духу, — писал Н.А. Бердяев, — и уменьшаться по мере
приближении к материи. Максимальная свобода есть свобода духов-
ной жизни, минимальная свобода есть свобода материальной жизни»3.
Сознание должно усваивать свободу как разумность потребностей,
как свободу творчества, как проявление силы духа и как не-свободу от
природы, не-свободу от общества, как необходимость осознавать свое
взаимодействие с природой и обществом4.

Духовность имеет как положительное, так и отрицательное изме-
рение. Первое означает устремленность человека к общему благу, ра-
зуму и мышлению, трансцендентному сознанию, Абсолюту и Вечнос-
ти, смыслу жизни. Второе чаще связывают с человеческой гордыней,
религиозным фанатизмом, нравственным эгоизмом.

Европейский светский гуманизм духовный путь человечества
видел в утверждении разума, выше которого вообще ничего нет. Его
представители утверждали, что человеку дан разум и, познавая мир,
он должен сам найти разумную меру собственной жизни. Хотя земная
жизнь, возможно, и не земного происхождения, она дана людям, и их

' Законодательство. 1998. № 11. С. 85.

2 Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 111—112.

3 Бердяев НА. Судьба России. М„ 1990. С. 291.

4 См.: Синергетика: человек, общество. С. 146.


§ 2. Нравственно-духовное содержание нрав человека 93

задача состоит в том, чтобы построить ее в соответствии с законами
разума и справедливости. Земная жизнь самодостаточна, ее цель — в
ней самой. Самым лучшим творением человека может стать эта жизнь
в согласии с разумом.

Русские философы полностью не приняли такую позитивистско-
.рационалистическую модель человека и его жизнеустройства. Рацио-
налистический гуманизм обратил смысл существования человека на
самого себя как отдельного изолированного индивида, что лишило че-
ловека «высших критериев адекватности»*. Человекоцентризм позво-
лил отождествить гуманизм с «суверенитетом отдельно-индивидуаль-
ного в его мирском, узкокорыстном и потребительском понимании»2.

B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк,
И.А. Ильин и другие российские ученые противопоставили ему идею
единства разума и духа. Они описывали духовность как особую реаль-
ность (бытие) внутреннего опыта личности, в недрах которого она
переживает воздействие трансцендентных сил и через них единство с
Универсумом. Согласно их воззрениям, человек ответствен не только
за земную жизнь, он участник и космического миростроя.

Русские просветители указывали, что человек должен стремиться
создать не только разумную, но и достойную нравственную жизнь,
тогда она и будет справедливой. Ф.М. Достоевский, как известно, вы-
сказал мысль', что личное совершенство является непременным усло-
вием общественного совершенства, откуда следовало, что нет никаких
общественных идеалов, не связанных органически с идеалами нравст-
венными. Разум и добро — основные приоритеты человеческого жиз-
неустройства. Отечественные философы тем самьм придавали большую
значимость духовным ценностям, а не социальным. Они не отрицали
ни плоти, ни хлеба, они отвергали лишь превращение их из средства
жизни в цель и смысл ее.

Положения о слитноедином существовании духа и разума, прояв-
ляющемся в духовном творчестве человека (главном отличии челове-
ческого существа), нашли свое отражение в русском космизме,
учении о ноосфере, идеях всеединства, теории возрожденного естест-
венного права. Представители последней обогатили учение о естест-
венных правах человека, сосредоточив основное внимание на обосно-
вании их нравственно-духовного содержания. Они рассматривали
внутреннюю и внешнюю природу человека в гармонии, почему и

) Синюков В.Н. Указ. соч. С. 239.
2 Там же.


94 Глава 2 Ценностно-гуманистическая методология нрав человека

стали возможны выводы о нравственном самообязывании как главном
праве человека.

Для идеи прав человека, призывающей к защите и поддержке ос-
новных форм жизнедеятельности людей, положения русской духов-
ной мысли важны не только потому, что позволяют раскрыть нравст-
венно-духовное содержание этого феномена: права человека — это
требование сохранения, поддержки и развития основного качества че-
ловеческой природы — способности только человека творить себя, ок-
ружающий мир и Вселенную. Права человека прямо указывают на тот
критерий, который выстраивает иерархию витальных ценностей и яв-
ляется путеводителем для индивида, общества, государства, их струк-
тур и деятельности. Вершину этих ценностей венчает духовное твор-
чество как имманентная черта «самости» человека, выделяющая его
из природного мира. Законы человеческого бытия не способствуют
установлению одного-единственного набора ценностей. Эти законы
требуют выбора, и только человек сам решает, какой из возможных
альтернатив отдать предпочтение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.