Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы прав человека 2 страница




Эгалитарный подход особенно значим для ситуаций и лиц, кото-
рые в силу индивидуальных особенностей и жизненных обстоя-
тельств лишены достойного человеческого существования. Это нахо-
дит отражение в действии правила позитивной дискриминации —
государство и общество оказывают наибольшую помощь той социаль-
ной группе, которая находится в наиболее неблагоприятном положе-
нии. Предоставляя ей льготы и дополнительные права, создавая пре-
ференциальные режимы, позитивная дискриминация «подтягивает»
нуждающихся до уровня относительного равенства с остальным насе-
лением. Доминирующая концепция преодоления неравенств, приме-
няемая в рамках прав человека, представляет собой «новый способ
увязки правовой нормы, предусматривающей формально равное отно-
шение к людям, с политикой корректировки социальных различий,
базируясь на принципах «справедливой разницы»3. Тем самым эгали-
тарный принцип является и этическим принципом, он смягчает фак-
тическое неравенство и биологическую несправедливость, устраняет
препятствия на пути утверждения реального равенства.

Равноправие не имеет ничего общего с уравниловкой (которая ре-
ально практиковалась в России в советский период). Равенство в пра-
вах, как уже отмечалось, означает гарантию ряда возможностей, во-
прос о претворении их в жизнь целиком и полностью остается на ус-

) Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993. С. 229.

2 Там же.

3 Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Отв. рсд Е.А Лу-
кашсва. М., 2000. С. 129.


106 Глава 2. Ценпостно-гумапистичсская методология прав человека

мотрении самого индивида, его инициативы, настойчивости и т.д. (ра-
венство возможностей). Уравниловка же предполагает иное — облаго-
детельствование каждого вне зависимости от его личного участия и
вклада в создание общего блага (равенство результатов). Подобная
идея чужда правам человека.

Следует добавить, что принцип равноправия выражает требование
к установлению характера отношений между людьми на основе ува-
жения достоинства каждого, он составляет конститутивный признак
справедливости, а также является важнейшей стороной демократичес-
кого образа жизни.

Принцип солидарности относится к ценностям коллегиального
существования. Признание солидарности в качестве принципа прав
человека свидетельствует об «остывании» индивидуалистического
характера таких прав. Солидарность в исходном смысле означает еди-
нение, совместность, взаимопомощь и поддержку. Солидарность осно-
вывается на взаимном признании прав, а следовательно, на обязаннос-
тях и ответственности. Каждый в результате сотрудничества добива-
ется того, чего он не мог бы достичь в одиночку..

На первый взгляд, права человека индивидуальны, однако их
общая организация глубоко социальна. Права возможны, если их
обеспечивают обязанности других лиц (индивидов, социальных
групп, государства, общества в целом). Общая связь и зависимость
людей, их помощь друг другу в реализации прав, взаимопритяжение
для удовлетворения обоюдных интересов, необходимое доверие, вы-
полнение обязанностей по соображениям долга, пользование своими
правами в рамках объективно дозволенного или социального терпи-
мого на основе уважения чужих прав, аура нравственности, которая со
времен Французской революции именовалось «братством» и «брат-
ским союзом», — все это вместе является условием существования
прав и делает их общественным и солидарным институтом.

Качество солидарности иллюстрируется большим набором прав,
действующих, например, в сфере труда и капитала (право на коллек-
тивные переговоры и коллективные действия работников, в том числе
и на забастовку, на защиту в случае необоснованного увольнения, на
справедливые и равные условия труда и т.д.), в сфере социальной дея-
тельности публичной власти (право на социальную помощь и посо-
бия, охрану здоровья, охрану окружающей среды, развития образова-
ния и т.п.).

Солидарность проявляется в правах человека в юридико-нравст-
венных акциях. Теория прав человека предполагает, что пользова-
ние правами будет осуществляться, во-первых, ответственно, т.е. без
нарушений прав других людей и с соблюдением необходимых мер


§ 3. Принципы прав человека 107

предосторожности, исключающих причинение какого-либо вреда;

во-вторых, с уважением к правам других людей, что реально лишь
при добросовестном выполнении своих обязанностей; и в-третьих,
при условии содействия и помощи друг другу как оптимального и
наименее затратного варианта достижения общей цели. Солидар-
ность при осуществлении прав, таким образом, превращается в га-
рантию существования прав, а также гарантию личной и социаль-
ной безопасности.

Принцип солидарности есть продолжение и развитие нравствен-
ного феномена общественного долга. Долг как добровольно возлагае-
мая на себя обязанность, как осознание своей ответственности перед
собой, другими людьми, обществом, природой воспитывается чувст-
вом общей судьбы и взаимной связанности людей. Ответственное
пользование своими правами, должное осуществление своих обязан-
ностей для обеспечения прав других ведет к солидарности людей и
«возвышению личности» (П.И. Новгородцев). Огромным интеллекту-
альным и духовным потенциалом обладал солидаризм в интерпрета-
ции русской национальной идеологии соборности, развивавшей в на-
чале XX в. этический комплекс православной культуры (Н.О. Лос-
ский, С.Л. Франк, И.А. Ильин).

Солидарность воспитывается надлежащим осуществлением про-
возглашенных индивидуальных прав, взаимным признанием людей и
их прав, она порождает осознание долга, т.е. надлежащего (ответст-
венного) выполнения обязанностей перед другими людьми как усло-
вия соблюдения и сохранения в будущем собственных прав.

Было бы неверным утверждать, что солидарность, провозглашающая
единение, долг, обязанность и ответственность, — идея, противопо-
ложная правам человека с их индивидуалистической направленностью.
Напротив, солидарность — органическая часть и фундаментальный
ориентир прав человека. Она открывает лишь другой аспект прав, об-
ращаясь к их общей природе и условиям общения людей. Индивид
действительно выступает с осознанием своих прав и требованиями
свободы и равенства при их реализации. Но так как эти права в обще-
стве закрепляются посредством их взаимного признания (право по
природе социально), то возникает момент обязанности и ответствен-
ности, составляющий оборотную сторону права. Отсюда ясно, что
вместе с признанием и увеличением прав будет расти и расширяться
солидарность людей, как это и предвидел П.А. Сорокин и другие рус-
ские просветители.

Сегодняшнее российское правосознание воспринимает солидар-
ность сравнительно негативно, что отчасти объясняется «официаль-
ным статусом этой ценности в советскую эпоху, с его «книжностью и


108 Глава 2 Цснпостно-гуманистичсская методология прав человека

заформализованностью»1, а также коллективным способом организа-
ции общественных отношений, широким бесправием рядового под-
данного, а потом и гражданина, правовым бескультурьем населения,
представителей власти, традицией морализаторства в оценке социаль-
но-правовых явлений и т.п. Значимость солидарности для нынешнего
поколения неочевидна в силу размытого содержания и несформули-
рованности общих интересов, практически отсутствующего опыта
совместной защиты прав человека. Поэтому солидарность как необхо-
димая сторона и принцип прав человека ставит в России перед обще-
ством и государством, ориентированным на построение демократичес-
ких форм жизни, целый ряд сложных задач, в том числе и связанных с
формированием культуры прав человека, преодолением нравственно-
го кризиса и сохранением духовности, являющимися неотъемлемыми
качествами личности.

Принцип солидарности ставит и дидактические проблемы. Обуче-
ние навыкам пользования своими правами на основе установления
конструктивных отношений с другими людьми, развитие умений ре-
шать возникающие конфликты ненасильственным путем, овладение
навыками совместного отстаивания прав — все это важные условия
практического признания прав человека.

Концепция солидарности, как считает Н.В. Колотов.а, может полу-
чить продолжение и в стратегии устойчивого развития2, частным фак-
тором которой являются права человека.

Принцип демократии интерпретируется и применяется очень
широко и в разных аспектах. Его главный смысл для прав человека
связан с характеристикой особой социальной среды (общественны-
ми отношениями, которые гарантировали бы права человека), спо-
собами осуществления субъективных прав, формированием практи-
ки политического участия, гражданственностью личности, «формой
устройства любой организации, основанной на равноправном учас-
тии ее членов в управлении и принятии в ней решений по боль-
шинству»3.

«Демократия является рациональным упорядочением свобод, ос-
нованных на праве»4, — писал Ж. Маритен. Демократия как полити-
ческая ценность чаще всего воспринимается как синоним прав и сво-

1 Подробнее см.: Курилыжи-Ожвэн Ш., Арутюнян М.Ю., Здравомыслова ОМ. Указ.
соч. С. 166-167.

2 См.: Права человека как фактор стратегии устойчивого развития. С. 129.

3 Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995. С. 147.

4 Mapumeii Ж. Человек и государство. М., 2000. С. 62.


§ 3. Принципы прав человека 109

бод граждан в их формально-абстрактном или конкретном выра-
жении*.

При демократии (в идеале) становятся реальными избирательные
права граждан, право участвовать в общественных делах, справедливо
организуются выборы, при которых исключается всякое насилие или
принуждение, создается надежная защита свободы выражать свое
мнение, включая критику правительства, режима, идеологий, общест-
венных отношений, существуют альтернативные и конкурирующие
источники информации, которые выведены из-под государственного
контроля, гарантируется высокая степень свободы в создании разно-
образных организаций, включая оппозиционные, функционируют ме-
ханизмы зависимости органов власти от избирателей и результатов
выборов.

Демократия способна принести пользу как наиболее рациональная
форма организации и управления, при которой максимально возмож-
ны права человека. Демократия позволяет посредством сотрудничест-
ва, компромисса, выявления альтернатив гармонизировать различные
права, интересы и предпочтения, улаживать разногласия мирным
путем, отыскивать наиболее оптимальные решения, исправлять ошиб-
ки. Плюрализм, принятый при демократии, обеспечивает широкий
диапазон мнений и вариантов действия. Соучастие позволяет расши-
рить интеллектуальную базу, творческие потенции и представление
разнообразных позиций. Оппозиция учит критическому восприятию,
выявлению слабых сторон и разных подходов, гибкой корректировке
и своевременному исправлению ситуации. Солидарность подвигает к
взаимопомощи, ответственности, предусмотрительности и взаимному
уважению. Договор приучает к честности, исполнительности и обяза-
тельности. Диалог воспитывает уважение другого и способствует вза-
имообогащению.

Каждый член демократического общества или демократически
устроенной организации имеет возможность реализовать свои права
избирать и быть избранным в руководящие, контрольные и иные орга-
ны, выдвигать, отводить, а также критиковать кандидатов на ту или
иную должность. Каждый вправе свободно и по-деловому обсуждать
на собраниях и в печати вопросы работы отдельных структур, органи-
зации в целом, государства, открыто высказывать и отстаивать свое
мнение. Граждане вправе участвовать в различного рода мероприяти-
ях, встречах, консультациях, митингах, собраниях, презентациях

) См.: Ковлер А.И. Кризис демократии. Демократия на рубеже XXI века. М., 1997.

С. 33.


110 Глава 2. Ценностно-гуманистическая методология прав человека

и т.д., критиковать ответственных лиц, обращаться с вопросами, заяв-
лениями и предложениями, требовать ответа по существу обращения
и т.п.

Информатизация общества, универсализация избирательных прав
значительно расширили возможности граждан влиять^ на организа-
цию и деятельность властных структур, политика перестала быть
делом узкого круга лиц. Демократические права придали статусу лич-
ности значимость первичного источника власти. Принцип демокра-
тии, как справедливо отмечает проф. И.И. Лукашук, требует не проти-
вопоставления прав человека и государства, а их гармонизации на
демократической основе. Признание приоритета прав и интересов от-
дельного человека перед правами общества нарушило бы один из ос-
новных принципов демократии: осуществление человеком своих прав
не должно нарушать права и законные интересы других'.

Плюралистическая демократия дает возможность учесть мнение и
интересы разных групп населения, компенсировать политическую
пассивность граждан деятельностью активных представителей групп
и тем самым приблизить власть к народу. Плюрализм демократии до-
полняется элементами репрезентативности и партиципаторности.
Репрезентативный принцип силен парламентаризмом — системой
правления при верховенстве власти парламента, которая делегируется
ему гражданами на свободных выборах. Партиципаторная демокра-
тия, связанная с развитием самоуправления на производстве, в обще-
ственных объединениях, партиях, государстве и т.п., помогает преодо-
леть отчуждение граждан от власти.

Участие разных людей с их интересами и взглядами в управлении
оптимизирует и расширяет информационную базу для принятия
общих решений, повышает тем самым эффективность управления и
стабильность властной системы. Вовлечение в политическое участие
граждан усиливает контроль за деятельностью должностных лиц, бю-
рократизацией чиновничества, предупреждает злоупотребление влас-
тью представителей государства.

Демократия содержательно развивает общественно-политические
права, обучает граждан навыкам пользования ими, сопротивлению
всякому угнетению, неважно, исходит ли оно от законодателя, прини-
мающего попирающие права человека законы, от государственных
должностных лиц, несправедливо применяющих нормы права к инди-
видуальным случаям, или от индивида в результате его произвольных
действий.

См: Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000. С. 161.



§ 3. Принципы нрлв человека 111


 


Демократизация общественной жизни позволяет развить самосо-
знание личности, столь необходимое для реальности прав человека, и
предупредить манипулирование мнением населения со стороны госу-
дарства и других политических сил. Демократия воспитывает граж-
данскую культуру и культуру прав человека, которые, в свою очередь,
формируют активное участие в политике, власти, готовность к самоог-
раничению, компромиссам, подчинению закону, нетерпимость к наси-
лию, т.е. демократия способствует обретению политико-правовой дее-
способности.

И.А. Ильин в свое время перечислял духовные качества личности,
которые воспитываются демократией и без которых права человека не
реализуются, это: чувство творческой связи гражданина с государст-
вом, свободная лояльность и ответственность за народоправство,
добровольное исполнение и уважение закона, государственно-полити-
ческий кругозор, соответствующий размерам страны и державным за-
дачам, знания и самостоятельность мышления, чувство собственного
достоинства и моральной дисциплины1.

Демократия не означает утверждения человека и его прав за счет и
в ущерб общества, она как раз и «создает условия для высокого уров-
ня гармонизации интересов общества и человека»2.

Принцип демократии как релятивистская и формальная идея сам
по себе не является абсолютной ценностью, поскольку автоматически
не гарантирует свободы, равенства и справедливости. «Оболочка» де-
мократии опасна, может служить источником прогресса либо открыть
дорогу разрушению государственности, уничтожению свободы и до-
стоинства личности. Она имеет массу других серьезных недостатков.
Но все же растущее стремление современного мира к демократии не
случайно. При наличии ряда обстоятельств демократия имеет ряд
преимуществ перед другими формами социальной организации и дея-
тельности. В системе, где признаются права человека, высоко ценится
человеческая жизнь и человеческое достоинство, сохраняется легаль-
ная возможность для совершенствования общественных отношений,
наполнения гуманистическим содержанием формально-релятивист-
ских ценностей. Там же, где права человека считаются мифом, нет
больше и возможности что-либо изменить легальными средствами.
Прямо не очевидная при демократической организации зависимость
прав человека от действий властных структур, при иных формах ре-

* Ильин ИА. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948—
1954 гг.: В 2 т. Т. 1. М, 1992. С. 137-139.
2 Лукашук И.И. Указ. соч. С. 14.


112 Глава 2. Ценностно-гуманистическая методология прав человека

жима неоправданные ограничения жизнедеятельности личности ста-
новятся особенно заметными.

Принцип демократии универсален, имеет значение не только как
идеал, условие, режим или сторона прав человека. Демократия — ком-
понент глобальности общества, активно задействованный в процессе
становления единого человечества. В этом смысле перспективы демо-
кратии были обозначены еще В.И. Вернадским: «Но важен для нас
факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным гео-
логическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере»'.

Толерантность (терпимость) — это особый принцип прав чело-
века, который утверждает «уважение к чужому мнению, к различным
формам самовыражения и проявления человеческой индивидуальнос-
ти»2. Терпимость характеризует отношение к интересам, убеждениям,
верованиям, привычкам в поведении, правам других людей на основе
снисхождения к ним, а также позволения и примирения. Она связана
с особым стилем поведения, который исключает спешку, опрометчи-
вость, горячность, запальчивость. Терпимость ограничивает враждеб-
ность людей друг к другу.

Терпимость как добродетельное качество личности является ре-
зультатом мировоззренческого компромисса, умеренности, отказа от
фанатизма. Она выражается в стремлении достичь взаимного понима-
ния и согласования разнородных интересов и точек зрения без приме-
нения крайних мер давления.

Требование толерантности (терпимости) призвано компенсиро-
вать и смягчить противоречия плюрального общества. Равенство, со-
лидарность, демократия и свобода действенны при условии реальнос-
ти толерантности.

Толерантность — прямое отрицание схоластики, догматизма и по-
рождаемых ими предрассудков. Догматизм, определяющий, во что
следует верить и во что нет, что можно сказать и чего нет, провозгла-
шает официальную истину и выстраивает вокруг нее всевозможные
защитные механизмы. Толерантность противопоставляет ему прямо
противоположную позицию — никакой образ мысли и предпочтений
не может лишаться права заявить о себе.

Терпимое общество не допускает предвзятости или дискримина-
ции, подавления или неуважения прав тех или иных членов общества
по мотивам их инаковости. Принцип терпимости гарантирует мораль-
ную оправданность индивидуальных различий, внешней и внутрен-

* Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Русский космизм: Антология фи-
лософской мысли. М., 1993. С. 310.

2 Ценности гражданского общества и личность. С. 106.


§ 3. Принципы нрав человека 113

ней свободы, способность человека к продуманному выбору между
альтернативными точками зрения и способами поведения.

Терпимость как личное качество проявляется в отношении инди-
вида к другим людям и их правам. Оно (качество) связано с психоло-
гическим умением подавления в себе чувства неприятия, вызванного
инаковостью, отличием других людей, погашения реакции отторже-
ния всякого чужого, непривычного, незнакомого. Терпимость — анти-
под ксенофобии. Она основана на признании права другого сохранять
свою самобытность, свободу самовыражения, «права другого быть
другим и оставаться другим сообразно с собственными ценностными
предпочтениями»}.

Терпимость вытекает из факта уважения прав других людей. Она
вырастает из убеждения, что все свободны иметь собственное мнение и
веру, свободны от авторитетов и предрассудков, каждый вправе крити-
ковать мысли и действия других людей и власти, а также внимательно
прислушиваться к критике. Она неразрывна с признанием за каждым
права на творчество, на личную культурную самобытность, свободный
выбор нравственных, эстетических и иных ценностей, с правом иметь
индивидуальный облик, вести собственный образ жизни.

Христианское мировоззрение связывает также терпимость с все-
прощением, непротивлением злу насилием, милосердием2. Милосер-
дие при этом выражается в сострадательном, доброжелательном и за-
ботливом отношении к людям, в благотворительности и бескорыстной
помощи.

Прямо противоположные установки характерны для нетерпимос-
ти, в основе которой лежит чувство собственной исключительности и
психологическая особенность воспринимать себя с завышенной, а
•других с заниженной оценкой. Такой своеобразный эгоцентризм
может значительно разрастаться и порождать различные формы дис-
криминации в сфере прав человека.

Однако толерантность имеет границы. Снисходительность и про-
щение не должны превращаться в попустительство беззаконию, без-
нравственности, бесправию и несправедливости. Игнорирование норм
морали, закона, прав человека должно находить адекватные средства
сопротивления. Философия ненасилия (Л.Н. Толстой, Махатма
Ганди) учит противодействию, подавлению зла силою без насилия.
К.Э. Циолковский способом ненасилия считал обезвреживание на-

' Ценности гражданского общества и личность. С. 112—113.
2 Словарь но этике / Под ред. И.С. Кона. М., 1975. С. 309.


 

Глава 2. Ценностно-гуманистическая методология прав человека


 


сильника с причинением ему минимума страданий, т.е. путем убежде-
ния и ограничения свободы*.

Однако проф. Р.Г. Апресян совершенно справедливо замечает, что
сегодня «к ненасилию общество не готово, мы не знаем, что значит
действовать активно и ненасильственно, мы думаем, что ненасилие
означает пассивность и бездействие»2. В противостоянии злу необхо-
димо помнить об опасности «заражения» злом, и поэтому такое про-
тиводействие должно сопровождаться духовно-нравственной работой
над собой»3. Борьба с нарушениями прав человека не должна превра-
щаться в нарушение прав, защита собственных прав не может пере-
рождаться в безнравственную акцию. Ненасилие — это недопущение
или изживание отношений деструктивного характера, повсеместно
свойственные нашему времени.

Принцип справедливости. Содержание справедливости в системе
прав человека проявляется достаточно многогранно. Сущностно (он-
тологически) права человека выражают справедливость как объектив-
но необходимую потребность индивида в самоопределении и самодея-
тельности. Осуществленная справедливость — критерий правильности
позитивно сформулированных норм о правах человека. Справедли-
вость присутствует как оценочный фактор в процессах осуществления
прав; по форме и существу пользование и реализация прав должны
отличаться той правильностью, пропорциональностью, честностью,
беспристрастностью и т.д., что будет свидетельствовать о наличии
справедливости.

Справедливость — понятие о должном, гуманистическом пред-
ставлении о человеке, неотъемлемости его прав, гармоничности меж-
личностных и общественных отношений. Профессор Г.В. Мальцев оп-
ределяет справедливость как «воплощение мировой гармонии на
земле, общий лад в человеческих взаимоотношениях и равновесное
состояние общества, где каждый служит каждому, отдает и получает
«свое». Три максимы выражают основные требования справедливос-
ти: «будь честным», «не вреди другому», «воздавай каждому свое»4.
Россияне ассоциируют справедливость с тремя образами: добром,
правдой и честностью; равенством, а также воздаянием по заслугам5.

* См.: Циолковский К.Э. Любовь к самому себе или истинное себялюбие. Калуга,
1928. С. 36.

2 Ценности гражданского общества и личность. С. 117.

3 Там же. С. 118.

4 Мальцев Г.В. Указ. соч. С. 255.

5 См.: Курильски- Ожвэн Ш., Арутюняи М.Ю., Здравомыслова О.М. Указ соч.
С 193.


§ 3. Принципы нрав человека 115

Справедливость — нравственно-правовое универсальное понятие,
оно объединяет и устраняет противоречия между свободой, равенст-
вом и солидарностью, подводит итог реальному их соотношению в
действительности. Справедливость в первую очередь выступает как
проблема соблюдения равенства и организации социального и эконо-
мического неравенства, причем так, отмечал Дж. Ролз, чтобы «от них
можно было бы разумно ожидать преимущества для всех»*.

Поскольку люди неодинаковы, к тому же действуют в различных
условиях, поэтому формальное равенство не всегда справедливо и
нужен иной подход. Нейтральное измерение и пропорциональность в
отдаваемом и получаемом составляют суть справедливости. Так, рабо-
тающий много должен получать больше, чем потрудившийся мало,
совершивший тяжкое преступление должен быть наказан более суро-
во, чем совершивший преступление небольшой тяжести. Справедли-
вость — это некая середина между излишком и недостатком (Аристо-
тель). Справедливость выражает смысл равенства, эту мысль выска-
зал польский священник — доминиканец Мацей Земба: «Мы знаем,
что люди разные, но верим, что они равны»2.

Привлекательность справедливости объясняется и тем, что она
одинаково выгодна всем, в ней все лично заинтересованы. При этом
для проведения справедливости в жизнь не требуется, чтобы люди
были существами высокоморальными, хотя примеры личной справед-
ливости и одновременно высокой моральности всегда обладали эпо-
хальной значимостью и служили образцами воспитания (например,
отказ Сократа от побега, продемонстрировавший верность его кредо:

лучше терпеть несправедливость, нежели причинять ее).

При любых исторических и идеологических трактовках содержа-
ние справедливости неизменно предусматривает беспристрастность в
оценках и запрет на произвол. Требование справедливости всегда об-
ращено от слабых к сильным. Это всегда обязанность сильного по от-
ношению к слабому, поэтому справедливость обладает по сравнению с
равенством качеством асимметрии.

Если о доброжелательности, великодушии, солидарности просят
или на них надеяться, то справедливого поведения требуют, возмуща-
ясь и протестуя. Справедливость — это та социальная обязательность,
исполнение которой люди ждут, рекомендуют и прежде всего требуют
друг от друга и в первую очередь от власти, «форма долженствования,
которой человеку вменяются действия, гарантирующие права

' РолзДж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. С. 67, 267.
2 Цит. но: Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. М., 1994. С. 36.


 

Глава 2. Ценностно-гуманистическая методология прав человека


 


людей»'. Таким образом, справедливость — это и нравственный прин-
цип, ставящий предел индивидуальному произволу, противодейст-
вующий эгоистическим мотивам и удерживающий человека от причи-
нения другому вреда. Следовательно, справедливость как требование
и обязательность отрицательна2.

Справедливость — понятие, отражающее должное с точки зрения
распределения добра и зла, каждому то, что ему положено. Конечно,
справедливость — не идеальная мера воздаяния за усилия, но вряд ли
существует математически точный критерий ее определения. Тем не
менее попытка относительно объективного выражения справедливос-
ти сделана. Она воплощена в правах человека, в них формально выра-
жены гармония, баланс, мерило тех индивидуальных и общественных
благ, которыми должен обладать индивид как существо, наделенное
человеческим достоинством и живущее демократично и солидарно со
свободными, равноправными личностями, ответственно и творчески
организующими жизнь на Земле.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.