Претерпевают изменения и научные взгляды на права человека.
В первой половине XIX в. влиятельным политическим и интеллекту- альным течением становится либерализм — идеология утверждавше- гося капиталистического строя. Его концептуальную основу задают тезисы о личной свободе, автономии индивида и частной собственнос- ти, которые квалифицируются как ценности, способные обеспечить благосостояние и прогресс общества в целом. В соподчинении к пра- вам человека либерализм разрабатывает идеологемы правового госу- дарства, разделения властей, гражданского самоуправления, теории парламентаризма и конституционализма.
' И. Кант (1724—1804) приступает к систематическому обоснова- нию идей либерализма. В числе важных концептов им называются и те, что составляют морально-философскую базу прав человека. Он ут-
140 Глава 3 Эволюционная динамика прав человека
верждает, что каждое лицо обладает совершенным достоинством и не может быть орудием осуществления каких бы то ни было целей даже во имя общего блага. Его «категорический императив» — поступай так, чтобы ты относился к человечеству и в своем лице, и в лице любо- го другого как к цели и никогда только как к средству* — мировоззрен- ческая основа современной теории прав человека. Кант выступает против патерналистского правления государства, поскольку считает, что чрезмерное попечение сковывает и притупляет гражданскую от- ветственность, воспитывает иждивенчество.
Философ, общественный деятель и демократ И.Г. Фихте (1762— 1814), основываясь на естественноправовой доктрине, показывает зна- чимость политических прав личности, требует либерализации поли- тической власти, заявляет о праве человека на обеспечение существо- вания и на труд.
Сторонник этатизма Г.В.Ф. Гегель (1770—1831) разрабатывает теорию органически целостной свободы государственно организован- ного народа, неотъемлемой частью которой считает свободу отдельно- го человека. Он объясняет право через свободу: будь лицом и уважай других в качестве лиц.
Основатель английского утилитаризма И. Бентам (1748—1832), называя права человека чепухой, а неотъемлемые права — чепухой на ходулях, при этом утверждает, что эффективно контролировать дея- тельность законодательной и исполнительной власти можно лишь с использованием свободной прессы, общественных дискуссий, публич- ных собраний, избирательных прав граждан.
Позитивист Д.С. Милль (1806-1873), имевший огромную попу- лярность в кругах российской интеллигенции (особенно его работа «О свободе»), писал, что свобода мысли и мнения, свобода действо- вать сообща, свобода выбора и преследования жизненных целей, само- стоятельного устроения собственной судьбы — все эти свободы абсо- лютно необходимы для самоосуществления индивида, и вместе с тем они являются преградой от всяких посягательств извне на автономию личности. Свобода частного лица первична по отношению к полити- ческим структурам. Свободная личность — это законопослушное лицо, люди обязаны не нарушать законные права других и должны нести часть общих забот.
Духовный отец либерализма в Европе Б. Констан (1767—1830) ут- верждал, что будучи свободными, люди в состоянии самостоятельно и
* См.: История политических и правовых учений Учебник для вузов / Под общ. рсд B.C. Нерсссяица. С 404.
§ 2. Институциональное о4юрмлепие нрав человека 141
разумно реализовать себя в жизни, способны за счет своих индивиду- альных усилий обеспечить себе достойное существование. Он высту- пил против слабой государственности, против того, чтобы «государст- ва было меньше», поскольку институты государства зависят и вырас- тают на фундаменте индивидуальной свободы.
Теоретик демократии и последовательный либерал А. де Токвиль (1805—1859) предупреждал: кто ищет в свободе чего-либо другого, а не ее саму, тот создан для рабства; существование в свободе требует напряжения, усилий, ответственности за свои действия, ее преимуще- ства не дают о себе знать мгновенно. Он порицал индивидуализм, ко- торый на руку деспотическим порядкам, его преодолеть может граж- данственность. Ни равенство, ни свобода, взятые порознь, не могут обеспечить подлинное человеческое бытие, они способны на это лишь вместе.
• Французский социалист Ш. Фурье (1772—1837) считал, что про- возглашенные права в условиях господства частнособственнических отношений — декларации, если они не обеспечиваются правом на труд.
Общеизвестны тезисы создателей фундаментальной экономичес- кой теории К. Маркса и Ф. Энгельса о том, что свободное развитие каждого является условием свободного развития всех; нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав; свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный.
Таким образом, в XIX в. представители европейской науки, испо- ведовавшие в философии, праве и политике далеко не идентичные взгляды, развернули либеральные, демократические и социалистичес- кие требования, благодаря которым идея прав человека преобража- лась, углублялась, пополнялся перечень прав, росло понимание их значимости.
На рубеже XIX—XX вв. в Западной Европе ощущается тенденций к демократизации общественно-политических процессов. Выступле- ния трудящихся, акции протеста все более приобретают социалисти- ческую направленность, выдвигаются требования расширения соци- альных прав личности. Это вынуждает правительства заняться соци- ально-экономическим положением населения, разрабатывать программы и внести соответствующие изменения в законодательство. За счет отнесения к правам ряда социальных гарантий (ограничение продолжительности рабочего времени, повышение уровня заработной платы, помощь по безработице, право на отдых и т.п.) начинается рас- ширение признанного каталога прав.
142 Глава 3 Эволюционная динамика прав человека
Первые положения конституционного уровня о социально-эконо- мических правах появляются в Конституции Мексиканских Соеди- ненных Штатов 1917 г., Веймарской Конституции Германии 1919 г., Конституции Испанской Республики 1931 г, Конституции СССР 1936 г. В конституциях Румынии 1866 г. в редакции 1923 г., Республи- ки Польши 1921 г., Чехословацкой Республики 1920 г., Королевства сербов, хорватов и словенцев 1921 г. и др. содержался широкий пере- чень не только личных и политических прав, но и социально-экономи- ческих (право собственности, право на труд, социальное обеспечение в случае безработицы и нетрудоспособности, запрещение детского труда и ночной работы для женщин и т.п.).
Таким образом, процесс конституционализации прав человека со стадии либерализации и демократизации постепенно перешел на ста- дию социализации. Это означало, что классический подход к правам человека, связанный с утверждением идеи свободной, автономной и сильной личности, претерпел существенные изменения: права человека расширили свое социальное пространство, отказались от противостоя- ния индивида и власти, подтолкнули их к сотрудничеству, заставили государство обратить внимание на социально слабые слои населения. Тем самым повторно права человека изменили роль, функции и пред- назначение государственной власти. Первый раз это произошло в пе- риод буржуазно-демократических революций, когда власть оказалась вынужденной считаться со своими гражданами как правовыми лич- ностями, в связи с чем государственный механизм был перестроен в направлении большей либерализации и права. На смену классической картины прав человека пришла неклассическая версия, в которой «правами» личности были названы наряду с гражданскими и полити- ческими свободами социальные обязательства государства. В новой схеме в части, касающейся социально-экономических прав, индивид оказался вновь зависимым (хотя и на ином уровне) от государства. В структуре прав человека усилился солидаристский момент.
Новые нюансы приобрело и понимание гуманистической нацелен- ности прав. XX век, переживший две беспрецедентно кровавые миро- вые войны, тоталитаризм, ряд революций, военных переворотов и во- оруженных противостояний, бесчисленное множество частных столк- новений граждан с правительствами, дал осознание истинной цены человеческой жизни. Научно-технический прогресс предметно проде- монстрировал хрупкость и быстротечность существования человече- ства и приоткрыл завесу будущего. Эпоха системного глобального кризиса заявила о необходимости кардинальной гуманизации общест- венных отношений. Послевоенное время (Вторая мировая война) возродило идеи естественного права. И права человека встали на по-
§ 2 Иистнгуционалыюс оформление прав че ювека 143
вестку дня уже не столько как научное теоретизирование или законо- дательная проблема, а, во-первых, как безотлагательная практическая задача и, во-вторых, как принцип нравственно-этической и гуманис- тической организации социума.
В конце 1949 г. философ-неотомист Ж. Маритен читает курс лек- ций, ставших «практическим манифестом для новой демократии». В нем Маритен называет права человека «сводом практических истин»'. Американский философ права, автор концепции интегративной юрис- пруденции Дж. Холл публикует «Исследования по юриспруденции и криминальной теории» (1958), где утверждает, что естественноправо- вая традиция может быть обновлена за счет ее сочетания с аксиологи- ческим подходом, что ценности должны рассматриваться как непре- менный атрибут правовой нормы, а правовая норма должна восприни- маться как защищенное ценностное суждение. Р. Дворкин в работе «Если о правах говорить серьезно» (1972) пишет, что фундаменталь- ные субъективные права образуют те принципы и критерии, которые должны браться в основу морального измерения права; ведущим и определяющим правовым принципом он называет право на равенство, иначе — право на равное уважение и обращение. С новым толковани- ем естественноправовой традиции выступает Дж. Роулс («Теория справедливости», 1972). Используя эгалитаристские принципы, он формулирует концепцию распределяющей справедливости, отправ- ными постулатами которой становятся тезисы, «не подвергаемые со- мнению»: каждый человек в равной степени обладает основными пра- вами и свободами, а равенство есть обладание свободой и равное рас- пределение благ.
Таким образом, стало складываться новое восприятие прав челове- ка как нравственной, а не только политической или социальной цен- ности. Права человека трансформируются в один из основополагаю- щих принципов правовой системы и включаются неотъемлемой частью в юридическое мировоззрение. Общая картина прав человека становится аксиологически нагруженной и постепенно перемещается в область постнеклассического развития.
Права человека и Россия. В истории России не прослеживается сколько-нибудь заметной традиции прав человека, если последние по- нимать в чисто юридическом смысле. Сам термин прижился в полити- ко-правовом лексиконе российской интеллигенции только в конце XIX — начале XX в. (хотя о естественных правах писали много рань- ше), а практическое существование прав под собственным именем на-
' Маритен Ж Человек и государство / Пер с англ М, 2000 С 75 и след
144 Глава 3 Эволюционная динамика нрав человека
чинается с конца 80-х гг. XX в. До этого времени даже диссидентское движение не могло изменить позицию непризнания за каждым чело- веком личности, имеющей собственное бытие и право на права. Поэтому применение категории прав человека для описания даже по- ложительных, эмансипационных процессов, что объективно шли в российском обществе, не вполне адекватно. Хотя, с другой стороны, права человека в широком значении, которое они сейчас все больше принимают в мире, в смысле гуманистической идеи, призывающей к сбережению человека, несомненно, присутствовали в истории и со- провождали российскую действительность.
Следует отметить, что уклад жизни России и тип сознания широ- ких кругов населения не способствовали зарождению «снизу», путем естественной эволюции понимания ценности автономной личности, свободной, ответственной и самостоятельной, а без появления послед- ней права человека не получают необходимой опоры (субъекта-носи- теля) и не могут развиваться.
У России оказалось много меньше времени для спокойного накоп- ления и освоения прав и свобод по сравнению с Европой, где они веками, став достижением высших аристократических слоев, посте- пенно «перетекали» к низшим. Неправомочность лица в России всег- да была сопряжена с засильем власти, как и сама неограниченность власти была прямым следствием несвободы граждан. Короткие эпохи относительной либерализации порядков чередовались с затяжными периодами ужесточения и строгого контроля за образом жизни и мысли населения. Масштабность и сила государственной власти, про- извол ее представителей делали актуальными проблемы использова- ния коллективных форм защиты от несправедливости, а не отстаивание индивидуальных прав. А. Сабов достаточно образно и точно охаракте- ризовал российскую ситуацию: «Безымущая полусвобода государст- венных подданных. Полумеры, полузаконы, полушаги»'
Образ жизни и государственно-политическая практика не способ- ствовали укоренению в России уважения личности, ее достоинства и прав. Авторитарно-патриархальная политическая культура, сакрали- зация государственной власти, монархический строй и сословная дифференциация, крепостное право и наследие социализма, бюрокра- тическое управление и патерналистские ожидания, правовой ниги- лизм, наличие прав-привилегий и обязанностей-повинностей — все это в сильнейшей степени стесняло становление прав человека.
1Сабов А Наша первая р-р-эволюция // Российская газета 2000 29 июня
§ 2 Иист туциональнос оформление нрав человека 145
Права человека для России — дело в каком-то смысле более слож- ное, чем даже для любой неевропейской страны. По характеру доми- нирующей роли государства Россия ближе к восточному типу обществ, но в силу ряда исторических, природно-географических и геополитических причин эта роль выражена еще более весомо. Госу- дарство само выступало по большей части основным инициатором перемен и реформ, при этом жестко ограничивало всякие другие по- пытки самодеятельности.
Общество сдавливалось налоговым прессом, выкачивался для го- сударственных нужд не только прибавочный продукт, но и часть необ- ходимого. Отсюда слабое развитие городов, предпринимательства, зыбкость собственности, бедность и неустроенность быта, консерва- тизм культурных ценностей и ригидность политической системы. Любой общественный институт был тесно привязан к государству, в том числе и церковь, которая была более пассивна по сравнению с католической, протестантской и некоторыми восточными религиями. Сельская община хотя в определенной степени могла считаться фор- мой самоорганизации крестьянства, в еще большей мере она была подчинена государству и практически до середины XIX в. контроли- ровалась помещиками'. Не сформировалось в России и третье со- словие.
Ориентализм и этатизм в государственных и правовых традициях России объективно препятствовали зарождению правочеловеческих идей.
Подобная социальная организация создала особый психологичес- кий фон и сформировала особый тип ментальное™, предпочитающей меньше свободы взамен меньшей ответственности и риска, большей прикрытости и защищенности. Советский период внес свои корректи- вы, которые в еще большей степени усложнили возможность появле- ния на общественной арене гражданского индивида, осознающего свое достоинство и права.
В настоящее время российское постсоветское общество пережива- ет глубокий системный кризис, связанный с осколками госсоциализ- ма, с нарождающимся примитивным капитализмом, заимствуемыми элементами западноевропейских социальных структур. На всем лежит печать российского менталитета, характеризующегося единст- вом противоположных сйойств в русском народе: деспотизма, гипер- трофии государства и анархизма, неуважения закона, жестокости,
' См Гражданское общество Мировой опыт и проблемы России М, 1998 С 20-21
146 Глава 3 Эволюционная динамика прав человека
склонности к насилию и вместе с тем доброты, человечности, мягкос- ти, поисков истины, правды, коллективизма и обостренного сознания ( личности, революционности и консерватизма, интернационализма и шовинизма, религиозности и воинствующего безбожия*, т.е. всего того, что Н.О. Лосский называл «неумением идти средним путем»2. В таких условиях очень быстрое выдвижение прав человека в число проблем, привлекающих к себе внимание широких кругов обществен- ности, означает предел, к которому подошла Россия в практике поло- жения и оценке личности в стране.
Понимание крайности ситуации отражается и на деятельности Российского государства, предпринимающего на этом поприще в пос- леднее десятилетие кардинальные шаги. Действующая Конституция включила в свой текст пространную главу о правах человека. На идею правочеловеческой защиты сориентировано текущее законодательст- во. Разнообразные государственные программы идеологически посвя- щены обеспечению прав. Активно пропагандируют их средства массо- вой информации. В заявлениях и уставах всех партий звучат задачи защиты человека. О ценности идеи прав человека заявила Русская православная церковь. Российская Федерация вступила в Совет Евро- пы и ратифицировала основные документы по правам человека. Стра- на активно сотрудничает в этой сфере с ООН, ОБСЕ, другими между- народными структурами. Признается действие международных меха- низмов контроля за выполнением Россией принятых на себя обязательств. Российская Федерация имеет своих представителей в Европейском Суде по правам человека. Все это положительные моменты.
Но скоропалительное внимание к правам человека, которые еще совсем недавно всерьез не воспринимались, причем быстрее на уровне лозунгов, чем действительного дела, послужило поводом для сомне- ний, вопросов, упреков, непонимания и критики по поводу проводи- мой в стране политики на этот счет.
Российского законодателя упрекают в «забегании вперед» в части позитивирования прав. Имплементацию в сфере прав человека счита- ют проведенной по традиции слишком революционно, без оглядки на свойства русского человека, привыкшего уповать на «отеческую роль государства». Указывают, что массовое правосознание не знало и про- должает не знать индивидуальных прав. Они не являются составной частью культуры, не имеют глубоких национальных корней, нет и тра-
* См Зеркин ДП Основы копфликтологии Курс лекций Ростов п/Д, 1998 С 161
2Лосский Н Условия абсолютного добра М, 1991 С 267
§ 2 Иис1 шуциоиалыюе оформление прав человека 147
диции отстаивания субъективных прав. При рецепции западного ин- ститута прав человека не учтено, что в Европе они проходили дли- тельный период становления параллельно с гражданским обществом, к чему мы лишь приступаем. Все это свидетельствует, по мнению про- тивников прав человека, о несоответствии между фактическими об- щественно-экономическими процессами, идущими в России, и их от- ражением в государственной политике и юридических нормах.
Сторонники прав человека приводят контрдоводы и выступают за интенсивное, в том числе с опорой на российские традиции, использо- вание возможностей прав человека, поскольку последние непосредст- венно задействованы в разноплановом развитии индивида и общества и помогают в деле укрепления сотрудничества государств и народов. Доказывается, что «корни» прав человека имеются в России, хотя происходившие события и не связывались с ними (не именовались так), что, во-первых, многовековая борьба с бесправием личности — факт национальной истории, революционные и бунтарские выступле- ния на практике, а в теории учения о естественных правах и свобо- дах — свидетельства давнего «присутствия» идеи личности и защиты ее от произвола в России. Во-вторых, отмечается, что Россия — евро- пейская (евразийская) страна, которая на протяжении последних- 300 лет подвергалась усиленной вестернизации, поэтому уже много на- коплено для благоприятной «приживляемости» прав. В-третьих, со- временная политика Российской Федерации ориентирована на укреп- ление институтов частной собственности, рынка, демократии, включе- ния страны в орбиту глобализации, а без прав человека все это не осуществимо.
Все доводы «за» и «против» прав человека, конечно, отражают рос- сийскую действительность. Однако есть соображения перспектив бу- дущего, которые заставляют к себе прислушаться. Их логика такова:
права человека^— это апробированный практикой, эффективный ин- струмент общественного развития, поскольку основан на сбережении каждого индивида; Россия и весь мир входит в эпоху информационно- го, глобального и креативного общества, где творческая личность ста- новится главным источником прогресса и субъектом сохранения че- ловечества; личность с отвечающими характеристиками должна быть подготовлена, и права человека являются одним из основных средств формирования подобной личности; каждая социокультурная об- щность должна изыскать свои возможности, соединить культурные ценности и традиции с потенциалом прав человека, если заинтересо- вана в модернизации, процветании и своем будущем.
В России для этого существует неплохой задел. Во всяком случае, принцип личности, т.е. понимания достоинства, высокой духовности,
148 Глава 3. Эволюционная динамика прав человека
самовоспитания и творческого деяния, терпимости, стремления к ра- венству, осуждения произвола и насилия было и есть. Как благопри- ятные, так и негативные факторы для действия прав человека в Рос- сии имеются в полном наборе. Вопрос в том, чтобы использовать воз- можности первых и нейтрализовать вторые.
В нашей стране всегда была высоко развита нравственно-духов- ная сторона жизнедеятельности. Ценились свобода и равенство. Противостояние насилию, борьба с бесправием и угнетением, кро- вавые стычки с абсолютизмом, когда насилие и произвол переходи- ли всякие границы терпимого существования, — неотъемлемая часть истории России. Свобода в народном понимании означала полную автономию от государства и освобождения от всех обяза- тельств, налогов и повинностей в пользу как государства, так и частных лиц. Народным идеалом служило устройство, подразуме- вающее широкое самоуправление, решение всех вопросов на общем сходе, выборные власть и суд, равенство, уравнительное распределе- ние земли и прочей собственности между всеми. Эти идеалы ярко проявлялись во время восстаний С. Разина (1667—1671), К. Була- вина (1707—1709), Е. Пугачева (1773-1775), после усиления кре- постничества в 1740—1760 гг., революций 1905—1906 гг., в феврале и октябре 1917 г., не говоря уже о многочисленных бунтах локаль- ного масштаба. Все это ясно указывает на то, что народ молчал лишь тогда, когда был удовлетворен более или менее существующи- ми порядками.
Выступления против всякого насилия над личностью, постепенное искоренение самых одиозных его форм из текстов законодательства, сознания, общественных отношений наблюдались в течение всех ис- торических периодов в России. Эволюция в сторону гуманности осо- бенно заметна стала с конца XVIII в. Уровень насилия всегда был высок в стране. До 1760 г. насилие считалось необходимым инстру- ментом поддержания общественного порядка*. В средневековом обще- стве Запада тоже было много насилия, но господствовало право. Воз- можно, в России было не больше насилия, но отношения регулирова- лись правовыми нормами, которые допускали очень высокий уровень принуждения.
Со времени Екатерины II просвещенная часть общества негативно начинает относиться, а к концу XVIII в. раздаются первые голоса (А.Н. Радищев) протеста против насилия и крепостного права. Вос-
* См.: Миронов Б.Н. социальная история России периода империи (X^III — начало XX в.): В 2 т. Т. 1. СПб., 2000. С. 374.
§ 2. Институциональное оформление нрав человека 149
стание декабристов 1825 г., после шестимесячного следствия и суда закончилось тем, что 289 человек из дворян получили различные на- казания, из них пятеро казнены. Среди солдат за участие в восстании были приговорены к телесным наказаниям 201 человек, а 4 тысячи отправлены в действующую армию на Кавказ'. Финал восстания стрельцов в 1698 г. был иной: казнено 1166 человек, при этом сам Петр I рубил головы заговорщикам, среди которых были и дворяне. При Николае I расправиться так с дворянами и недворянами было уже невозможно2. Очевидно, что жестокие, «людодерские» законы со временем смягчались.
Сегодня в Российской Федерации введен мораторий на смертную казнь. Правовая и судебная реформы, проходящие в России, офици- ально заявившей о приверженности правам человека, пытаются сни- зить уровень принуждения, особенно в сфере уголовной юстиции, определить статус личности сообразно цивилизованным стандартам гуманизма.
Социально-политическая мысль в России непрестанно развива- лась и развивается в направлении утверждения идей свободы, равен- ства, нравственного долга, духовного самосовершенствования, ответ- ственности, искоренения бесправия. Учение о естественном праве и естественных правах было известно уже в XVI в., а о об ответствен- ности князя перед своими подданными писал киевский митрополит Иларион в трактате «Слово о Законе и Благодати» еще в XI столетии. Радикальный мыслитель и еретик Феодосии Косой указывал на суще- ствование естественных и прирожденных прав, которые ни государст- во, ни церковь нарушить не может (середина XVI в.). Князь A.M. Курбский (1528—1583) поставил вопрос о естественных правах как «неподвластный произволу законодателя источник прав и свобод индивида».
Догадки о высоком предназначении личности, человеческом до- стоинстве, ответственности власти перед народом, необходимости по- вышения правовой грамотности населения стали достоянием россий- ских интеллектуальных кругов и не могли быть обойдены вниманием властвующих. Просвещенные российские цари и императоры, как ре- форматоры, внесли весомый вклад в реализацию этих идей. В этом сказалось своеобразие процесса эволюции личных прав в России: их распространение осуществлялось, как правило, «сверху», в результате либеральной политики самой власти.
' См.: Декабристы и их время: В 2 т. Т. 2. М., 1932. С. 357-364 2 См.: Соловьев СМ. История России с древнейших времен. Кн 7. С. 571—572.
150 Глава 3 Эволюционная динамика прав человека
Общественность была согласна сотрудничать с императором Алек- сандром I, которого многие, включая А.С. Пушкина, считали «единст- венным европейцем в России»*. Николай I был фанатичным блюсти- телем закона, о чем хорошо была осведомлена бюрократия. Он прика- зал составить свод мнений декабристов в отношении внутреннего состояния государства, из которого, по его словам, «черпал много дельного»2.
Вопреки расхожему мнению, осознание личного достоинства и становление индивидуалистического типа личности обнаруживается в России уже в XVII в. в среде дворянства, которое очень медленно, но набирает силу. Формирование личности в низших слоях общества от- мечается особенно зримо в конце XIX в. Например, во время кон- фликтов рабочих с работодателями первые жаловались не только на низкие заработки и длинный рабочий день, как было до великих ре- форм, но также на грубость фабричной администрации, на примене- ние физической силы и употребление мата, на сексуальные домога- тельства по отношению к работницам, на обращение к рабочим на «ты». Рабочие не ограничивались коллективными протестами, а часто обращались с личными исками в мировые суды с теми же претензия- ми3. В жалобах женщин на жестокое обращение свекровей и мужей и на запрещение последним заниматься отхожими промыслами прояв- лялось стремление протестовать и отстоять свое личное достоинство самой забитой части населения4. В этом явно проявлялась потреб- ность добиться уважения к себе как личности.
Не были чужды России и демократические традиции, столь важ- ные для утверждения идей прав человека. Демократическая тенден- ция в России временами оживлялась, временами приглушалась, в любом случае, несмотря на скачкообразное их развитие и скрытность форм, как отмечает А.И. Ковлер, «отрицать за Россией какие-либо де- мократические традиции по меньшей мере необъективно»5. В совет- ское время существовали декоративные гражданские и политические права, равенство мужчин и женщин и т.д., закрепленные в Основном законе, что, оказалось, имело большое значение: люди привыкали к самим идеям демократических прав, незаметно сжились с ними, что
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление