В рамках цивилизационного подхода современные версии прав чело- века можно схематично интерпретировать так: на Западе — это юри- дическая система защиты индивида и его индивидуалистических ин- тересов, в исламе — это религиозные императивы, в индо-буддийской культуре — духовно-этический феномен, в конфуцианско-китайской среде — воспитательный этико-идеологический инструмент, конфу- цианско-японский взгляд на права человека связывает их с адаптиру- ющимся коллективизмом, африканские представления о правах осно- вываются на корпоративном коллективизме, российское мировоззрение воспринимает права человека как развитие солидарного индивидуа- лизма.
Западная, евроатлантическая (классическая) модель прав чело- века. Ее основная направленность выдает стремление к чрезмерному обособлению человека от общества, она характеризуется чертами ин- дивидуализации личности, стремлением решать проблемы при помо- щи юридических средств, активно изменять мир во имя материально- го успеха. Права человека конструируются ею как сфера свободы, автономии и самоопределения личности, ставящая преграды вмеша- тельству в частную жизнь со стороны кого бы то ни было — государст- ва, общества, коллективов, других людей.
Права человека считаются естественными, неотчуждаемыми, рав- ными для всех и не воспринимаются как результат чьего-либо благо- деяния. Права — прежде всего следствие самодеятельности самого ин- дивида.
Институт прав человека на Западе возник как противостояние гражданина произволу властей. Сегодня они продолжают выполнять функцию регулирования отношений личности и государства, и тем самым считается, что они предупреждают перерождение государст- венности в тоталитарную власть.
§ 3. Основные цивилизациониыс модели прав человека
Права человека выражены в законе, который не воспринимается собственностью государства, а фиксирует объективную реальность, демократическую правовую действительность. "~
Собственно правами человека называются гражданские и полити- ческие права, поскольку именно они определяют и защищают индиви- дуальность каждого.
Предполагается, что наличие прав зависит главным образом от усилий самого человека. Кто их знает, тот их и имеет. А государство в лице органов правосудия должно подключаться лишь при нарушении прав. Задача государственных служб при этом ограничивается факти- ческим подтверждением прав, некоторым содействием для восстанов- ления нарушенных прав и возмещения причиненного ущерба. Соци- ально-экономические права характеризуются как не имеющие юриди- ческой природы, они не более чем желательное и обязательное направление деятельности социальной государственности.
Права человека стимулируют активное освоение личностью окру- жающей действительности, ее преобразование для удовлетворения своих интересов, при этом права воспитывают ответственность за свои поступки. Поскольку предполагается, что каждый обладает пра- вом на одинаковую меру свободы, то устанавливается запрет злоупот- реблять своими правами.
Граждане вправе защищать свои права в случае их нарушения всеми способами, не запрещенными законом. Отстаивание собствен- ных прав с использованием юридических средств относится к практи- ческой повседневности, предметно сказывающейся на фактическом положении индивида. Формальное (юридическое) решение суда о на- личии или отсутствии права самодостаточно в силу развитой право- вой культуры западного социума.
Права человека относятся к абсолютным ценностям европейской цивилизации, поэтому их ограничение возможно лишь на основании закона, в силу веских оснований и в порядке надлежащей процедуры.
Необходимо отметить, что в настоящее время видение прав чело- века на Западе трансформируется по сравнению с вышеизложенным традиционной («буржуазной») теорией. Сегодня в них больше соци- альности и солидарности, либеральные тенденции сочетаются с демо- кратическими требованиями, антропоцентризм прав приобретает все более экологизированный характер, материализм целевых установок теснится творческими началами, толерантность, гражданственность и ответственность смягчают изначально индивидуалистическую приро- ду прав.
Однако и такая модель индивидуальных прав далека от совершен- ства, ослаблена внутренними противоречиями. Но это оставляет ей
190 Глава 4. Универсальность и социокульгурный релятивизм нрав человека
шанс на продолжение своего развития, на поиск более адекватного содержания. Во всяком случае великая историческая миссия западной модели прав человека, сыгравшей роль гуманистического катализато- ра мира, общепризнана, и она еще не завершена.
Исламская модель прав человека определилась благодаря взгля- дам либерально настроенной части мусульманского мира и представ- ляет религиозную, доктринальную версию идеи правочеловеческой защиты. Ее основные постулаты основываются на шариате, однако сам факт ее самоорганизации стал возможным благодаря тому, что ни в одной стране мусульманского ареала религиозные каноны не зани- мают всего пространства правовой системы. Право в современных ис- ламских государствах не существует в чистом виде только как шариат, а дополняется административными решениями, соглашениями, дого- ворами, обычаями, другими актами, содержащими позитивные нормы, в том числе и те, что касаются прав человека.
Исламская позиция в части прав человека связана с убеждением в том, что в силу разделенности народов на немусульман и правоверных обеспечение прав последних является задачей исключительно му- сульманской общины. В этом проявляется определенная дистанциро- ванность ислама по отношению к другим конфессиям. При этом, в отличие от западных видений прав как инструмента защиты индивида от произвола и всевластия государства, ислам рассматривает власть в качестве главного исполнителя воли Аллаха по претворению прав че- ловека в жизнь.
Правам человека придается сакральный, праведный характер, по- скольку ведущим принципом жизнедеятельности людей считается подчинение воле Аллаха. Право в целом, полагает доктрина, «должно опираться на объективный критерий — Божественную волю, а не на подверженные влиянию субъективные интересы и желания»'.
Поскольку источником прав человека мыслится божественный закон, то они интерпретируются как предоставленные права. Надче- ловеческий и надсоциальный характер происхождения прав в некото- ром смысле сковывает их, превращает свободную волю индивида (его свободный выбор) в обязанность пользоваться правами в установлен- ных шариатом пределах. Отсюда очевидны определенные элементы фатализма и конформности в содержании прав, подчиненности судьбе и преданности воле Аллаха.
fСюкшйнеи Л.Р. Права человека в исламе: теоретические основы // К 5-летию вступления России в Совет Европы. Ежегодник / Отв. ред. К.Х. Каландаров. С. 130,134.
§ 3. Основные цивилизационныс модели нрав человека 191
Так как любое право оценивается в исламе не с позиций личных прерогатив, а с учетом тех ценностей или интересов, на реализацию которых направлено его использование (религия, жизнь, разум, про- должение рода, собственность), то обязанности занимают лидирую- щее положение по сравнению с правами, социум довлеет над индиви- дом, оставляя ему минимальный простор для самореализации. Однако при этом идея приоритета обязанностей в ситуациях решения фунда- ментальных, смысложизненных проблем дополняется широким набо- ром индивидуальных прав в мирских взаимоотношениях'. Здесь дей- ствует презумпция дозволения: если по какому-либо вопросу шариат не предлагает точного ответа, то его решение зависит от личного ус- мотрения лица2.
Ориентация шариата на коллективистские начала и солидарность правоверных сказалась на способе выражения прав: практически все права сформулированы через собственные обязанности или обязан- ности других лиц, т.е. права человека являются следствием чьих-либо действий или занимаемого статуса, а не факта существования челове- ка как такового. Таким образом, право на жизнь превращается в обя- занность сохранения и защиты жизни, право на отдых трансформиру- ется в обязанность предоставлять себе отдых, для того чтобы не изну- рить тело и ум чрезмерными усилиями. Подобная конструкция правообязанностей послужила основанием для выводов о том, что она не выражает идеи прав, а является «альтернативной концепцией по- нимания человеческого достоинства»3.
Однако проф, Г.Р, Балтанова полагает, что исламская диалекти- ческая концепция прав и обязанностей человека исходит из принципа умеренности, сбалансированности, срединности, что она не поощряет ни пренебрежения, ни чрезмерности в исполнении прав. Права чело- века есть право на самого себя и обязанность перед самим собой, кото- рые взаимообусловливаются правами и обязанностями перед богом, обществом, семьей и всей живой природой. В хадисе пророка сказано:
«У твоего господа есть на тебя право, у твоей души есть на тебя право, у твоей семьи есть на тебя право»4.
В Каирский Декларации по правам человека в исламе, принятой в августе 1990 г. на Совещании министров иностранных дел стран —
* См.: Жданов НВ. Исламская концепция миропорядка. М., 1991. С 103—110; Го- сударство и право 2001. № 5. С. 95-98.
2См.-.СюкияшимЛ.Р.Указ.юч.С. 132.
3Малевич Ю.И. Указ. соч. С. 97-102.
4Болтаном Г.Р. Права женщины в исламе // К 5-летию вступления России в Совет Европы. Ежегодник / Отв. ред. К.Х. Каландаров. С. 139.
192 Гтава 4 Универсачыюсгь и социокучьтурныи релятивизм прав человека
членов Организации Исламская конференция, записано, что все люди равны, поскольку их объединяет поклонение богу, а истинная вера является гарантией возрастания достоинства человека на пути его со- вершенствования Ни один человек не имеет превосходства над други- ми, кроме тех, кто обладает большим благочестием и ведет более пра- ведную жизнь (ст. 1). Человек рождается свободным и поклоняется только Всевышнему Аллаху (ст. 11). Все закрепленные в Декларации права и свободы ограничены нормами шариата (ст. 24). Шариат явля- ется единственным источником для толкования и разъяснения любой из статей Декларации (ст. 25).
Специалисты полагают, что «несмотря на оговорки практически ни одно положение этого документа не вступает в противоречие с международно-правовыми актами по правам человека»', что в шариа- те и западном позитивном праве гораздо больше сходства, чем разли- чий, обе системы направлены на благо человека, значит, между ними не может быть принципиальных различий2.
Тем не менее двойственное отношение ислама к правам человека очевидно, конфликт и напряженность между шариатом и индивиду- альными правами сказывается особенно по вопросам дискриминации женщин и немусульман, смертной казни и рабства. Рабство, как из- вестно, в современных исламских государствах было отменено кое-где только в 60-е гг. XX в. и даже позднее на основании светского права, а не шариата
А. Ан-Наим считает, что «до тех пор, пока современное исламское право опирается на тексты Корана и Сунны мединского периода, со- ставляющие основу шариата, нет никакой возможности избежать во- пиющих нарушений основных и всеобщих прав», невозможно уничто- жить рабство как правовой институт и устранить все формы и оттенки дискриминации женщин и немусульман, оставаясь в рамках истори- ческого шариата3. Для обоснования прав человека в мусульманском мире, убежден автор, нужно использовать эволюционный подход, т.е. отойти от текстов Корана и Сунны мединского периода «как выпол- нивших свою ограниченную историческую задачу и обратиться к тем текстам мекканского периода, которые ранее считались неподходящи- ми для практического применения, но теперь указывают нам единст- венно правильный путь»4.
fСюкшйненЛР Указ соч С 135
2 См БалтановаГР Указ соч С 141
3Ан-Наим А Указ соч С 200
4 Там же
§ 3 Основные цивилимциоииыс модсчи прав человека 193
Остается добавить, что исламская схема прав человека переживает стадию своего становления, она не лишена противоречий, сочетает ре- лигиозные и светские принципы, сам факт ее появления отражает же- лание мусульманского мира преодолеть несправедливости в отноше- нии человека. Мусульманская структура сильна своей слитностью религиозного и правовых начал. При этом она далека от позиций про- паганды индивидуализма, акцент с формальности прав переносит на их содержательную основу, видя их смысл в достижении общезначи- мых социальных целей посредством добросовестного исполнения каждым своих прав и обязанностей. ^
В аспекте конфуцианско-китайских ценностей права человека предстают скорее как нравственно-воспитательная, а не юридическая система. Такой вывод напрашивается в связи с традиционно негатив- ным отношением народной психологии к праву вообще и невостребо- ванностью правовых регуляторов для поддержания социального по- рядка. Понятие субъективного права стало известно Китаю лишь в Новое время в результате его заимствования из Японии, а понятие свободы вошло в политический словарь в XX в. При переводе катего- рии «свобода» с английского на китайский язык возникали серьезные сложности, поскольку адекватные ей термины имеют здесь другой смысловой оттенок — эгоистический, своевольный, скорее походят на бранное выражение'.
Однако современные страны конфуцианского Востока значитель- но вестернизированы, располагают законодательными текстами, на конституционном уровне признали субъективные права, имеют мо- дернизированную систему судов, развивают юридическое образова- ние и правовую культуру. Но традиционное мышление продолжает «профилактически» воспринимать законы, видя в них не стандарты желательного поведения, а предупреждения, предостерегающие от антиобщественных поступков. Установка общественного сознания ориентирована не на буквальное следование предписаниям правовых норм, а на поддержании ситуации, при которой законы вообще не применялись бы2. В таком контексте права человека нельзя интерпре- тировать исключительно только в юридическом ключе.
На понимании «прав человека с китайской спецификой» сказыва- ется широко распространенное мировоззрение о космогоническом устройстве и гармонии мира. Китайцы верят, что от поддержания гар- монии зависит покой и равновесие Вселенной, а следовательно, жизнь
' Ishida Т Japanese Political Culture Change and Continuity L, 1983 P 70-71 2 См Давид Р, Жоффре-Спинозы К Основные правовые системы современное! и / Пер с франц М, 1996 С 356
194 Глава 4. Универсальность и социокультурный релятивизм прав человека
и счастье людей. Гармония — это естественный порядок и продукт взаимоотношений людей между собой и их природой. Он разрушается настаиванием на индивидуалистических интересах, осуждением и критикой других людей, применением наказаний. К гармонии следует стремиться согласием, убеждением, поисками консенсуса, самокри- тичными оценками, духом умеренности. Китайцы воспитаны так, что видят причины конфликтов не в злой воле других, а в своих собствен- ных ошибках, нерадении, оплошности, они всегда готовы идти на ус- тупки и мировые соглашения*.
Конфуцианство провозгласило культ этической нормы, принципы высокой морали и стремление к социальной гармонии. Этико-идеоло- гическая доминанта подчинила себе религиозное начало, внедрила стереотипы умеренности, трезвого рационализма, минимум мифоло- гии и метафизики, посюстороннюю ориентацию. Достижение соци- альной гармонии под руководством мудрых правителей государства, стремление к собственному усовершенствованию, верность идеалам, принципам сыновней почтительности (социально-семейного стар- шинства), постоянная упорная работа, высокая дисциплина физичес- кого и умственного труда считаются залогом создания этически без- упречного общества. Акцент на личные усилия человека, его актив- ность, а также моральность межличностных отношений являются эталоном поведения и опорой для процветания страны.
Поэтому права человека в китайском обществе не могут принять формы конфронтации и обособления, индивидуализм и автономия не находят здесь достаточной базы. Права человека скорее воспринима- ются как нравственное правило уважать личность и интересы другого человека, как требование признавать в первую очередь права других, устанавливать диалог и взаимопонимание.
Ментальные стереотипы об участии каждого в поддержании покоя и гармонии мира влияют и на понимание тех способов, при помощи которых могут реализоваться права. Считается, что поскольку обще- ство и Вселенная должны находиться в равновесии, и никто не дол- жен его разрушать, то права человека, если они осуществляются в форме агрессивного настаивания на индивидуальных интересах и по- требностях, являются нежелательными в принципе, поскольку сеют хаос и столкновения.
Традиционное сознание принимает институт прав человека иначе — в оболочке долга, добровольных моральных обязанностей, ис- полненных во имя уважения других людей, гармонии общества и ми-
См.: Давид Р., Жоффре-Спинозы К. Указ. соч. С. 357.
§ 3. Основные цивилизационпыс модели прав человека 195
роздания, т.е. права человека приемлемы в качестве средства исполь- зования своих возможностей, сил и способностей для ненарушения естественного порядка вещей.
Современное китайское общество демонстрирует сегодня оживив- шуюся традицию культуры труда — заинтересованного, оплаченного, приносящего пользу себе и другим. Высокое качество трудовой дея- тельности китайцев, этика и дисциплина труда, активная соревнова- тельность, умение довольствоваться малым в сочетании со стремлени- ем к благосостоянию — в этой части китайско-конфуцианский стан- дарт сближается с пуританско-протестанским образом жизни, породившим потребность в правах человека. Ни в исламе, ни в индо- буддийской практике ничего подобного нет. И в этом видится основа для благоприятного развития прав человека в стране. Естественно, что в системе прав человека здесь наибольшее внимание будет уделено защите трудовых прав граждан, способствованию предприниматель- ству, формированию социально-экономических гарантий их обеспе- чения.
Конфуцианская мораль ведет индивида к преодолению самого себя, чтобы быть в состоянии служить общему делу, чтобы стать «об- щественным человеком». Она растворяет индивида в коллективе, семье, деревне, стране, в человечестве согласно формуле: улучшай свою собственную личность, держи в порядке свой дом, достойно уп- равляй страной и достигай гармонии во всем мире»1. Коллективист- ская и воспитательная первооснова прав человека здесь проявляется в максимальной степени, статус социума представлен выше статуса че- ловека. Однако наряду с этим за каждым признается право на саморе- ализацию и самоусовершенствование (в рамках общепринятой нормы), поощряется состязательность, способствующая выявлению потенций каждого, индивидуальные возможности (в европейской тер- минологии — права) ориентируются на активность, в сторону все более активного освоения мира.
Свои- акценты расставлены и в китайском варианте защиты нару- шенных прав. Поскольку улаживание конфликтов по традиции не сводится к выяснению прав сторон, главное в процессе — убедить каждого в том, что нужно сделать для восстановления нарушенной гармонии, то права личности предстают как осознанное, добровольное и собственное ограничение индивидуальных интересов во имя общего блага.
)Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы совре- менности). Учебник / Под ред. В.А. Туманова. М., 2000. С. 330.
196 Глава 4. Универсальность и социокультурный релятивизм прав человека
Китайцы стараются уладить возникший конфликт на месте во из- бежание общественного осуждения — традиционно основной силы, поддерживающей порядок в обществе. Такое саморегулирование ос- вобождает государство от излишнего вмешательства и снижает коли- чество ситуаций, провоцирующих возможность столкновений между индивидуумом и публичной властью.
В отличие от Запада, где права человека заявили о себе именно на поприще борьбы личности с всесильным государством за свое досто- инство и самостоятельность, социокультурный контекст Китая ниве- лирует публичную направленность идеи субъективных прав. Несмот- ря на массовые вооруженные столкновения народа с администрацией в историческом прошлом и в настоящем, население в первую очередь само заинтересовано в сохранении и поддержке государственного ме- ханизма, желая лишь, чтобы им мудро управляли правители.
Не в противостоянии личности и государства усматривает китай- ское общество суть прав человека, а в возможностях широкого пред- ставительства населения в формировании аппарата государственных служащих, участии каждого в конкурсных экзаменах по отбору на должность наиболее подготовленных, способных и мудрых чиновни- ков, которые смогли бы обеспечить процветание страны.
Убеждение в иерархичном устройстве мира, патернализм старших по отношению к младшим, дисциплина и послушание выработали по- зицию одобрения различий в общественном положении людей. По- этому справедливыми считаются соподчиненные личные статусы. Не так давно, например, суровость приговора во многом зависела, нанес ли повреждение отец сыну, муж жене, старший брат младшему или наоборот. Идеи равенства и равноправия воспринимаются в совре- менном конфуцианстве с поправкой на личный статус в иерархии об- щественных связей.
Таким образом, китайская модель прав человека, получившая раз- витие в русле «нового конфуцианства»', заявляет о себе как морально- воспитательный феномен, требующий высокой этики поведения, ак- тивной самореализации личности, основанный на принципах коллек- тивизма и существования прав вместе с обязанностями, в их единстве правообязанностей.
Вариант японского видения прав человека достаточно близок ки- тайскому. Такие черты японской самобытности, как групповое мыш- ление, клановая верность, самопожертвование ради общего блага, оп-
' Вэймин Д. Вызов Сингапура. Теория нового конфуцианства и дух предпринима- тельства. М., 1969. С. 141-142.
§ 3 Основные цивилизациопцые модели прав человека 197
ределяют основную направленность содержания прав человека. Япо- ния первой доказала, что модернизация отнюдь не обязательно озна- чает вестернизацию и отказ от азиатских ценностей в пользу за- падных.
Общественная структура строгой иерархичности отношений, а также этатистская культура подданнического служения, возвеличива- ние дисциплины и гармонии сформировали особый тип личности — «законопослушного, преданного, исполнительного, дисциплиниро- ванного и почтительного»*. Такая организация почти не оставляла места для личной инициативы и субъективных прав, в принципе не мыслились права низших в отношениях с высшими, были лишь пред- писания, отдававшиеся высшими слоями низшим2.
«Конфуцианская Азия, — писал Жоуон де Лонгрэ, — предпочитает равенству идеал сыновних отношений, состоящих из внимательного управления и уважительного подчинения»3. Традиционный образ жизни приучал людей отрицательно относиться к индивидуалисти- ческим проявлениям и эгоизму, кроме того, японцы привыкли себя чувствовать под защитой суверена. Восходящее к традиционной кон- фуцианской дисциплине и этике труда поведение современных рабо- чих, гораздо более склонных к искреннему сотрудничеству с фирмой, нежели к забастовкам и борьбе во имя отстаивания своих прав, демон- стрирует разумный конформизм японцев в ситуации конфликта прав.
Традиционное японское сознание убеждено, что субъективные права обезличивают человеческие отношения, ставят всех людей в по- ложение равенства4, а это противоречит иерархическому порядку мира и природе вещей.
Ориентация на традиционные ценности сказывается в конститу- ционных формулировках прав человека: «Народ должен воздержи- ваться от каких бы то ни было злоупотреблений этими свободами и правами и несет постоянную ответственность за использование их в интересах общественного благосостояния» (ст. 12 Конституции Япо- нии 1946 г.), «Все люди должны уважаться как личности. Их право на жизнь, свободу и на стремление к счастью является, поскольку это не нарушает общественного благосостояния, высшим предметом заботы в области законодательства и других государственных дел» (ст. 13)5.
1Василенко ИА. Указ. соч. С. 97.
2См.: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Указ. соч. С. 367-368.
3 Цит. по: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Указ. соч. С. 369.
4 См. там же. С. 374.
5 Конституции зарубежных государств / Сост. В.В. Маклаков. М., 1996. С. 293—294.
198 Глава 4. Универсальность и социокультурный релятивизм прав человека
Долг, обязанность, подчинение личности интересам общества со- ставляют основу японского варианта прав человека, в дихотомии прав и обязанностей ведущая роль сохраняется за обязанностями. Права человека здесь — это правообязанности. В механизме обеспечения прав акцент перенесен на добровольность их исполнения во имя уважения достоинства других и соблюдения правил приличия. Поль- зоваться правами надлежит с оглядкой не разрушить социальное и природное равновесие. Самопроявление личности признается и при- ветствуется лишь в рамках зависимости каждого от других. «Адапти- рующийся коллективизм» или «взаимозависимый индивидуализм» составляет философский принцип японской, концепции прав че- ловека.
Индуистская и индо-буддийская традиция в силу своей плюра- листичности и пластичности более гибко воспринимает феномен прав человека и менее критично относится к заложенным в них западным ценностям. Если христианство, ислам, конфуцианство в целом ориен- тированы на формирование единого духовного пространства, предпо- читают один путь, одну истину, одну жизнь, что означает духовно- психологическую унификацию, то индуизм не привязан к какой-либо одной умственной идее, интеллектуальной истине, эстетической норме, этическому идеалу или практической акции*. Индуистское ми- ровоззрение более открыто для признания новых идей и более при- способлено для их включения в собственную систему.
С позиций такого западно-восточного синтеза ценностей профес- сор философии и Президент Индии (1962—1967) Сарвапалли Радха- кришнан в свое время писал, что все люди причастны к одной и той же божественной природе и потому одинаково ценны и наделены равны- ми правами, человеческая личность — наивысшее, конкретное вопло- щение духа, поэтому она должна быть свободной в своей самореализа- ции, что только при свободном демократическом правлении все люди смогут развить в себе ту способность к добру, которой наделен каж- дый2.
Традиционное индо-буддийское сознание основано на духовной доминанте, поэтому воспринимает права человека преимущественно как этическую систему с духовными составляющими. Индуизм при- дает каждому действию человека духовный смысл и напрямую связы- вает путь к совершенному общественному устройству с нравственным совершенствованием природы и духа самого человека.
) См.: Василенко И.А. Указ. соч. С. 127-130. 2 См.: Великие мыслители Востока / Под ред. Я.П. Макгрила. М., 1998. С. 361—363.
§ 3. Основные цивилизационныс модели прав человека 199
Индуизм дает высокую оценку способностям личности в части приобретения ею полной власти над собой. Последнее — обязательное условие, без которого невозможно достижение всеобщей гармонии. Вот почему значима свобода и приветствуется свободный выбор чело- века вести духовный (т.е. истинный) образ жизни. Это позволяет сде- лать вывод, что ценностными приоритетами для института прав чело- века в этой культуре являются большей частью свобода и духовные блага. Стремление к материальным благам и увлеченность преобразо- ванием повседневного мира явно отходят на второй план.
В обществе с подчеркнутым вниманием к религиозно-духовным проблемам, с поисками очищения, спасения и избавления от тягот и страданий во внефеноменальном мире, уходе от жизни, с идеей воз- даяния (кармы) как закономерного вознаграждения за заслуги либо прегрешения в прошлом проживании, с его явной устремленностью от бытия к небытию, от внешнего к внутреннему, от общественного к биологически-личностному, установкой на интроспекцию (самона- блюдение) — в таком обществе все рождает сдержанность и умерен- ность, даже пассивность в желании решать социальные проблемы и использовать активные рычаги (а права человека — активные инстру- менты) для улучшения мира вокруг себя.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление