В социально-политическом аспекте права человека есть показатель «взросления» общества, его перехода от всеобщего бесправия к право- вому равенству на основе «переделки» механизма власти. Права чело- века стали импульсом и также результатом изменений взаимоотноше- ний личности и государства, олицетворяющего собой публичную по- литическую власть.
Государство, возникнув на определенном этапе истории человече- ства в форме особой целостности общества, обеспечило территориаль- ное, политическое и правовое единение конкретного этноса, стало его официальным и уполномоченным представителем. В силу этого отно-
) См.: Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Указ. соч. С. 272; Вильдхабер Л. Прецедент в Европейском Суде по правам человека // Государство и право. 2001 № 12. С 8—11.
2 См.: Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Указ. соч. С. 282.
3 Там же.
4 Там же. С. 283.
248 Глава 5. Полигико-правовая сущность прав человека
шения между членами общества и обществом в целом стали носить преимущественно государственно-властный характер, а государство, встав над обществом, получило возможность диктовать и навязывать свою волю для сохранения власти за определенным кругом лиц. Для этого, как явствует из истории, оно пренебрегало многими ценностя- ми, в том числе и индивидом, его жизнью, достоинством, собственнос- тью, способностями. При этом «некоторые из неотъемлемых атрибу- тов человеческой личности» стали объектом наиболее энергичного ад- министративного воздействия', усиленно провоцируя конфликты, противостояния и отчуждение человека и государства.
Назревавшие конфликты периодически взрывались кровавыми вос- станиями, гражданскими войнами, вооруженными сопротивлениями, но в конце XVIII в. в русле антидеспотического мышления они нашли мир- ную форму своего разрешения. Противодействием произволу и всевлас- тию государства стали права, принадлежащие рядовому члену обще- ства и ограждающие его от государственных злоупотреблений.
Права человека оказались возможными благодаря постижению и критике доктрины «иммунитета суверена». Их пафос был направлен на ограничение тоталитарных притязаний всякой политической влас- ти, на утверждение сознания, что люди не являются достоянием госу- дарственной власти, что заставлять человека служить государству как органу, в который входят эксперты в области общественного порядка и благосостояния, есть «политическое извращение»2.
В результате права человека оказали огромное влияние на измене- ние характера организации и деятельности государства в целом. Бла- годаря пробуждению «сознания своего «я», своей личности»3, проти- вопоставляя себя государству, ничтожная величина — отдельный человек — оказался наиболее сильным противовесом столь могущест- венной силе, каковой является государство. Принудительное ограни- чение посредством прав человека государственной власти, которая сама принуждает, совершило, как выразился Э.Ю. Соловьев, поистине «коперниканский переворот», «лимитировало административно-бю- рократический произвол и препятствует тому, чтобы мощная центра- лизованная власть выродилась в деспотическую и диктаторскую»4. Права человека призвали граждан к бдительности по отношению к
' См: Гессеи В.М. О правовом государстве // Правовое государство и народное го- лосование. СПб., 1906. С. 24.
2МаритенЖ. Указ. соч. С. 21.
3Кистяковский Б.А. Социальные науки и право // Философия и социология права. СПб., 1998. С. 283
4Соловьев Э.Ю. Указ соч С. 411.
§ 2 Права человека и государ(тво 249
своим правителям, установили границу для поведения властей в форме правовых правил, которые защищают индивида.
Становление прав человека как процесс противоборства личности с государством следует понимать в контексте с тем содержанием, что вкладывается в термин «государство». Как известно, он используется в трех основных значениях: как государственно организованное сооб- щество, как государственная власть и как система государственных органов'. В этом смысле очень важно замечание проф. И.И. Лукашука о том, что «борьба за права человека велась не против общества или государства, а внутри общества между консервативными и прогрес- сивными силами. Когда государство являлось инструментом консер- вативных сил, борьба приобретала антигосударственный характер. При этом цель состояла не в уничтожении государства как такового, а в изменении его природы, в превращении его в средство утверждения прав человека»2.
В политике всегда высока степень персонифицированности власти и зависимость общественных процессов от качеств лидеров. Поэтому для прав человека важен вопрос личной представленности государства:
кто его возглавляет и осуществляет его функции, насколько люди, сто- ящие у власти, высокопрофессиональны и стратегически мыслящие, свободны от коррупции, исходят из общегосударственных интересов.
Современное государство не представляет все слои общества, ре- шающая роль в нем принадлежит правящей элите. Сегодня оно прак- тически перестает быть выразителем всеобщего интереса. Имеющиеся у него средства управления захватываются отдельными политически- ми группами и используются в их частном интересе, который пытают- ся выдать за всеобщий интерес. Появление новых типов партий — электорально-профессиональных, участвующих в формировании и деятельности государственного аппарата, в конечном счете размывает понимание того, на кого работает государство, куда в действительнос- ти направлены его усилия и ресурсы. Вот почему столь важно нара- щивание значения прав человека и прав народов как инструментов, сдерживающих и направляющих государство.
Эрих Фромм говорил о необходимости замены «отчужденно-бю- рократического» способа управления «гуманистически-управляе- мым»3, при котором управляющие будут заинтересованы не только в
' См.: Проблемы общей теории права и государства / Под общ. рсд В С. Нерсссян- ца. С. 515-517.
2Лукошук ИМ. Глобализация, государство, право, XXI век. С. 9
3Фромм Э. Революции надежды // Классики зарубежной психологии М., 1998 С. 386.
250 Глава 5. Политико-правовая сущность прав человека
принятии, но и исполнении решений, а благодаря закону, защищаемо- му права личности и общества, будет снижен уровень зависимости индивидуальной и общественной жизни от лидеров и их качеств. Права человека и являются инструментом, «поворачивающим» к гу- манистически-управленческому государству.
Основные политические концепции прав человека. Норматив- ным выражением основ взаимоотношений человека с государством является правовой статус личности, центральным звеном которого выступают ее права и свободы. Права и свободы интегрируют в еди- ное целое другие показатели правового статуса: правосубъектность, законные интересы, гражданство, юридическую ответственность, пра- вовые принципы, правоотношения общего (статусного) типа', обеспе- чивая их взаимодействие и непротиворечивость.
Права человека как элемент нормативного статуса и правовая ре- альность зависят от фактически складывающихся отношений между личностью и государством. Они переводят в практическую плоскость один из трех принципов, в рамках которых осуществляется развитие отношений между этими субъектами. В соответствии с ними выделя- ются и три основные политические концепции прав человека: этатист- ская, либеральная и концепция сотрудничества.
1. Этатистская концепция прав человека. Общепризнанно, что этатизм представляет собой взгляд на государство как высшую цен- ность, в связи с чем им выдвигается требование поставить под кон- троль государства все институты и сферы общественной жизни (ло- зунг — «Больше государства»).
Этатизм неоднороден по содержанию, известны авторитарный и более умеренная модель — демократический этатизм. Воззрения де- мократического этатизма близки концепции сотрудничества, вариан- ты же авторитарного этатизма послужили основой для этатистской теории прав человека. Является заблуждением мнение о том, что эта- тизм несовместим со свободами и правами человека. Радикальное от- рицание прав личности в отношениях с государством свойственно лишь деспотическим и тоталитарным его формам.
Этатизм не уничтожает права и свободы, он ограничивает сущест- венным образом лишь политические возможности личности, Допуская в известных пределах свободу личную и экономическую. Этатизм не заинтересован в надлежащих гарантиях индивидуальных прав и без- опасности человека, жестко контролирует механизмы саморегуляции
' См.: Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, А.В. Малько. М., 1997. С. 237.
§ 2. Права человека и государство 251
гражданского общества, он не поддерживает, но и не уничтожает их. Этатизм считает государство все-таки связанным некоторыми права- ми и свободами подвластных, в минимальной степени, но все-таки связанным. Тоталитарные же его формы в противоположность этому вообще не признают каких-либо прав граждан по отношению к власти.
Идеальным типом государства этатизм считает полицейское госу- дарство, строящее свои отношения с гражданами на принципах кон- троля, разрешения, широких запретов, опеки, единства и отказа от плюрализма, в целом оно поддерживает права индивидов, особенно в тех сферах, которые не грозят устоям власти.
В полицейском государстве безусловный приоритет отдается це- лому над частью, поэтому индивидуальные права достигаются через обеспечение общего блага. Законы полицейского государства сильно ограничивают свободу личности, выдвигая на первый план соображе- ния обороны и безопасности государства, защиты интересов населе- ния в целом. Административным органам даны широкие полномочия, им дозволено вторгаться практически во все сферы жизнедеятельнос- ти граждан. Формально существуют свобода слова и независимость средств массовой информации, но действует при этом цензура. Разре- шается создание партий, профсоюзов, общественных объединений, позволено проводить собрания, митинги и т.п., но с предварительного согласия и под бдительным контролем со стороны властей. Предпри- нимательство не запрещается, но лицензируется и квотируется, ставится в жесткие рамки отчетности. Свобода передвижения, непри- косновенность частной жизни серьезно урезаются полномочиями ад- министративных органов применять принудительные меры в упро- щенной процедуре (аресты, обыски, задержания, досмотры и т.п.). Более или менее эффективно полицейское государство борется с об- щеуголовной преступностью, защищая жизнь, безопасность, собствен- ность своих граждан от посягательств частных субъектов, но злоупот- ребляет при этом полицейским вмешательством и не заинтересовано законодательно регулировать компетенцию должностных лиц.
Таким образом, этатистское государство гарантирует некоторый набор субъективных прав, но с другой — своими законами прямо или косвенно запрещает почти любую деятельность, не контролируемую государством, а разрешенную ставит под строгую опеку администра- тивных органов.
Этатистские отношения власти и граждан провоцируют развитие патерналистских связей и фактически свертывают права человека, предполагающие проявление активности самой личности. Патерна- листское государство основывается на презумпции недоверия инди-
252 Глава 5. Политико-правовая сущность прав человека
виду, который, по мнению властей предержащих, склонен злоупотреб- лять своей свободой, не в состоянии самостоятельно, без содействия государственных органов решить, что для него хорошо, нравственно, ценно или выгодно, не умеет брать ответственность на себя и забо- титься о себе. Итог подобных отношений перерождает человека, из деятеля превращая его в объект заботы. Каждый начинает остерегать- ся всякой инициативы, риска, волеизъявления, неординарности. Раз- виваются анемичность и социальная апатия, растут иждивенчество и эскалация требований к государству, которое не успевает и объектив- но не может удовлетворить заявленные потребности. В результате прогрессирует взаимное недоверие, отчуждение власти и личности. В такой ситуации любые права воспринимаются как дар и забота госу- дарства о своих гражданах, как добрая воля власти, а не подтвержде- ние неотъемлемых качеств и способностей самого человека.
Этатизму присуща позитивистская интерпретация прав человека, для него характерно преувеличение нормотворческих возможностей государства, признание ценности лишь государственного закона и вы- раженной в нем государственной воли, отрицание всего того, что в него не включено.
Позитивистская трактовка прав человека утверждает, что:
1) источником и гарантом прав гражданина (но не человека как такового) является государство;
2) государство октроирует права, определяет и изменяет их содер- жание, объем в зависимости от государственной целесообразности и общих интересов, понимаемых с позиций власти;
3) права выражаются в законах, вытекают из них, поэтому права человека — это только субъективные (юридические) права;
4) в качестве таковых права человека есть рядовая юридическая конструкция, подчиняющаяся требованиям правовой системы, т.е. юридически оформленной воле государства; они не имеют какого- либо верховенства над государственными законами, так как не суще- ствует никаких дозаконотворческих или надзаконных императивов для государства;
5) государство существует и действует не для обеспечения инди- видуальных интересов, а для защиты общих интересов против интер- венции частных притязаний.
Таким образом, этатистская концепция прав человека гипертрофи- рует роль государства в жизни человека и общества и выражается языком категорий полицейского, патерналистского и позитивистского государства.
Этатистским вариантом прав человека является советская социа- листическая концепция, которая в свое время широкими прерогатива-
§ 2. Права человека и государство 253
ми также наделяла государство, а не индивида, придавала главенст- вующую роль политике, а не праву, проявляла склонность к силовым методам установления отношений между властью и человеком.
Советская концепция прав гражданина утверждала, что права ин- дивида классово обусловлены, они не являются универсальным досто- янием всех людей, объем и содержание прав зависят главным образом от экономического строя. В социалистическом обществе это права трудящегося, кровно заинтересованного в развитии общества. Права создаются государством, их реальная жизнь начинается лишь после закрепления в законодательстве. Обеспечение прав и свобод — внут- реннее дело суверенного государства. Следуя государственно-цент- ристскому подходу, эта концепция провозглашала, что политическими правами должен обладать сплоченный и единый народ, а не автоном- ное гражданское общество с его плюрализмом. Коллективные эконо- мические и социальные права являются приоритетными по отноше- нию к частным экономическим и политическим правам гражданина. Отношения граждан с государством должны строиться на принципах заботы со стороны государства и долга со стороны граждан, индивид должен служить обществу и государству, поэтому обязанности при- оритетнее прав'.
Советский этатизм, несмотря на некоторые одиозные моменты, смог выдвинуть ряд принципиально важных требований, обогатив- ших в целом общее учение о правах человека. Это прежде всего акцент на социально-экономических правах, необходимость создания соци- альных программ, гарантирующих реализацию всех прав, утвержде- ние взаимосвязи прав с обязанностями, выделение коллективных прав, посредством которых могут быть более эффективно обеспечены и индивидуальные права.
2. Либеральная концепция прав человека. П.Б. Струве писал, что либерализм в его чистой форме и есть «признание неотъемлемых прав личности»2. Либеральная идеология поставила проблему прав челове- ка и разрабатывала ее под углом зрения свободы и неподопечности личности, ее приоритета перед государством, договорного происхож- дения последнего.
Либерализм проводит линию критического отношения к государ- ственной власти, отстаивает принципы высокой политической ответ- ственности граждан, плюрализма и конституционализма. Он испове- дует индивидуалистическую систему, дающую человеческой личнос-
) Подробнее см: Социалистическая концепция прав человека / Отв ред. В М. Чхиквадзе, Е.А Лукашева. М, 1986.
2Струве ПБ. Избранные соч. М, 1999. С 30.
254 Глава 5. Политико-правовая сущность прав человека
ти и ее правам превосходство над всем остальным, считает основой общественного порядка личную инициативу и предпринимательский дух отдельного человека. Поэтому он сводит к минимуму всякое рег- ламентирование, которое тормозит энергию личности. И наоборот, требует развития всех видов предприятий, если в них проявляется и обогащается личность, развиваются ее силы и способности.
Отдельная личность, утверждает либеральная мысль, не есть сред- ство для государства или придаток государства, индивид образует ос- нование всякой государственности. Там же, где он используется в качестве инструмента и способа для государственных целей, государ- ство превращается в деспота, а его власть приобретает характер чисто- го произвола. Свободная личность и ее права — первоисточник и гра- ница всякой власти в обществе. В таком виде либерализм отвечает на вопрос о пределах и степени допустимости государственного вмеша- тельства в частную жизнь, совмещения свободы и власти.
Либеральное видение связывает устройство институтов государст- ва с тем, чтобы граждане как автономные субъекты могли самостоя- тельно решать свои проблемы, и приходить к ним на помощь лишь тогда, когда возникают конфликты и требуется защита неотъемлемых прав личности. Государство призвано выполнять в обществе ограни- ченные функции — обеспечивать безопасность и свободу граждан, поддерживать общественный порядок. Таким образом, либеральное государство — это «минимальное государство», «ночной сторож» или «пассивный полицейский».
Либеральное требование приоритета интересов и прав личности над государством есть результат практической истории, поскольку че- ловечеству пока известны примеры подавления индивида государством, а не наоборот. В связи с этим проблема прав человека разрабатыва- лась либерализмом, с одной стороны, в форме отыскания способов ограждения индивидуальных свобод от каких бы то ни было посяга- тельств власти, а с другой — обоснования и развития принципа laisser faire для деятельности государства.
Либеральная концепция прав человека поэтому представляется как гарантия различных аспектов свободы. Считается, что права имеют внегосударственное происхождение, государство не создает и не дарует права человеку, поскольку нельзя даровать то, что уже при- надлежит каждому при рождении. Государство может признать и гарантировать права либо ограничивать и подавлять, но оно не в со- стоянии их отобрать или ликвидировать вообще. Правами являются возможности индивида, осуществляемые благодаря его собственным усилиям, а государство обязано подключаться к их защите лишь в случае посягательств на них. Права человека выступают критерием
§ 2. Права человека и государство 255
оценки правового типа организации и деятельности всех ветвей госу- дарственной власти. Права возникают в гражданском обществе и по- рождают либеральное государство, соблюдающее эти права. На такой основе формируется и идея правового государства, т.е. государства, подчиненного праву, ядром которого становятся основные права и свободы личности.
Таким образом, характеристика классическим либерализмом прав человека подразумевает под ними практически лишь гражданские и политические права, образующие, по сложившейся терминологии, права первого поколения.
Следует заметить, что в отличие от западного либерализма россий- ское либеральное правосознание существенно отличалось и отличает- ся в интерпретации прав человека. Это связано с тем, что русский либерализм несет на себе «отпечаток консерватизма, этатизма, демо- кратизма, социализма и национализма»'. Поэтому в рамках либераль- ных призывов права человека в нашей стране чаще всего звучат в мо- ральных формулировках, с использованием православной догматики2, обосновываются метафизически и нравственно духовно.
Либерализм в России заявляет о необходимости существенной поддержки государством социально-экономической сферы жизнедея- тельности, усиления социальных функций правового государства. Он содержит социалистические требования на право всех членов общест- ва на достойное человеческое существование. Права человека в рос- сийском либерализме отличаются высоким уровнем демократичнос- ти, утверждением равенства и защиты прав не только индивидов, но и отдельных групп населения и меньшинств, отрицанием классовости при подходах к правам. Либеральные идеи пытаются совместить сво- боду личности с национальными политико-правовыми традициями и социокультурной спецификой страны. Эти черты прав человека, уси- ленные современными тенденциями постмодернизма, частично заим- ствованы другой политической концепцией прав человека, основыва- ющейся на принципах сотрудничества и гармонии человека и государ- ства.
3. Концепция сотрудничества сложилась в результате практичес- кого апробирования этатистских и либеральных средств в урегулиро- вании отношений индивида и коллективного гражданина (государст-
' Жуков В.Н. Возрожденное естественное право в России конца XIX — начала XX вв.: общественно-политическая функция и онтологическая основа // Государство и право.2001.№ 4. С. 106.
2 См., например, раздел «Библия и права человека» в работе: Напаян Р.А. Христи- анские корми современного права. М., 2002.
256 Глава 5. Политико-правовая сущность нрав человека
ва), проявившего себя как с положительной, так и с негативной сто- рон. Модернизация, ускорившая темпы жизни, установившая много- образие стилей, усилившая зависимость человека от технической среды, нарушившая духовное и социоприродное равновесие, постави- ла новые проблемы, решение которых оказалось не под силу личному почину, на который делал ставку либерализм. Пришло понимание того, что если государство сильное, оно подавляет нас, если же сла- бое — мы погибаем (Поль Валери).
Началось очередное изменение взглядов на государство, крепла уверенность в необходимости объединения и солидарности, росло до- верие к пользе государственного вмешательства в экономическую и социальную сферу, культуру и экологию. Общество потребовало, чтобы государство взяло на себя изрядную часть функций по оказа- нию услуг своим гражданам. И результат показал, что чем больше государство «работает» на индивида, тем больше возрастает степень государственного вмешательства и, следовательно, растет зависимость граждан от него, соответственно чаще происходят их столкновения с представителями государственной администрации. Все это по-новому поставило вопрос об основах отношений личности и государства.
Практически все влиятельные идеологии (неолиберализм, демо- кратический этатизм, неоконсерватизм, социал-демократия, феминис- ты, «зеленые» и др.) переосмыслили свои позиции по данному вопро- су и при этом оказались едиными в главном: несмотря на множество нюансов и деталей, они полагают, что отношения между индивидом, который в постиндустриальном обществе должен быть социально от- ветственным, и государством, которое заинтересовано в политической и экономической стабильности страны, могут строиться лишь на базе прав человека.
Так, неолиберализм (социальный либерализм) выступил за кон- сенсус управляющих и управляемых, за государственное вмешатель- ство в естественное саморегулирование гражданского общества, за перераспределение национального дохода в пользу социально слабых. Демократический этатизм признал плюрализм интересов и плюралис- тические формы'осуществления государственной власти. Социал-де- мократическая идеология связала идеальное общественное устройст- во с принципами свободы и солидарности, социального партнерства государства и личности. Неоконсерватизм основную ответственность за поддержание стабильности в обществе возложил на самого индиви- да, который должен рассчитывать в первую очередь на собственные силы и локальную солидарность сограждан.
Таким образом, отношения между индивидом и государством были дополнены кроме принципов свободы (либерального), равенст-
§ 2. Права человека и государство 257
ва (социалистического) и государственности (этатистского) новыми ориентирами — государственного содействия, сотрудничества и гар- монии. В результате стало определяться общее, синтетическое виде- ние прав человека — концепция сотрудничества, стержнем которой стали идеи сближения государства и личности, увязывания индивиду- альных прав с правами коллективов, государства и общества.
Концепцией сотрудничества предполагается, что индивид должен быть разумно огражден от государственного вмешательства в частную жизнь, но при этом не должны страдать нравственные и иные устои общества. Государство обязано создавать «экономические, обществен- ные и правовые предпосылки самоосуществления индивида, но, что касается самоосуществления последнего в качестве человека, то это предмет его собственной заботы и его личного усилия»1. Ограничение власти государства правами человека не должно вести к предельному умалению его роли. В правах человека должен быть установлен тот баланс, который, с одной стороны, открывает личности возможности беспрепятственно развивать свои способности и проявлять творчес- кий потенциал, а с другой — признаваться и уважаться общегосудар- ственные цели, то, что объединяет всех, поскольку личность и госу- дарство — «соподчиненные самоцели»2.
В этой связи Л.С. Мамут пишет: «Историческая практика, в осо- бенности опыт XX века, показывает... что социально-политическое развитие обществ и государств, которому по минимуму сопутствуют кризисы, конфликты, потрясения, имеет место как раз тогда, когда до- стигается паритет прав, свобод и обязанностей отдельного гражданина с правами, свободами и обязанностями «коллективного гражданина»3.
Конкретные механизмы воплощения концепции сотрудничества в жизнь были найдены в парадигме правового, демократического, соци- ального и экогуманистического государства.
Правовое государство, считает В.А. Четвернин, есть «наиболее раз- витая с сегодняшней точки зрения, с позиции сегодняшнего знания, институциональная форма свободы»4. Верховенство и приоритет прав человека — главная характеристика и цель правового государства. В такой роли права человека превращают право в мораль государст-
* Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. Основоположения критической философии нрава и государства. М., 1994. С. 183.
2Кистяковский Б.А. Государственное право (общее и русское) // Философия и социология права. СПб., 1998. С. 542.
3Мамут Л.С. Государство в ценностном измерении. М., 1998. С. 38—39.
4 Проблемы общей теории нрава и государства / Под общ. ред. B.C. Нсрсссянца С.539.
Глава 5. Политико-правовая сущность прав человека
ва1. Для установления порядка, который является правовым, требует- ся ограничение власти именно государства, а не его органа или долж- ностных лиц. Эти ограничения создаются реально существующими отношениями государственной власти и граждан, т.е. неприкосновен- ным характером прав и свобод последних, закрепленных в законах.
В правовом государстве законы провозглашают и защищают права индивидов и их объединений (правовые законы). В таком государстве законы общеобязательны и связывают всех субъектов правового об- щения требованиями уважения и соблюдения прав человека. Единая правозаконность касается деятельности не только агентов власти, но и всех участников гражданского общества. Взаимная ответственность государства и личности проявляется в законодательном ограничении полномочий государственных структур, принятии государством на себя обязательств по обеспечению прав, установлении мер юридичес- кой ответственности для представителей государства и государства в целом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, которые причинили ущерб правам человека. Поддержание правопо- рядка основывается на функционировании правила «свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого», но в сочетании с коллективистскими соображениями — привлечения к ответственнос- ти каждого, кто нарушает права других людей.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление