Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Права человека и государство 3 страница




Государственная идеология адекватна реально существующему го-
сударству. Государственная идеология есть определенный тип исходя-
щих от государства идей, через которые культивируется среди населе-
ния определенная система ценностей, это совокупность взглядов, объ-
явленных властью официальными. Государственная идеология
существует в виде целостной системы, логично и иерархизированно
построенной. Особенно это характерно для тоталитарных форм госу-
дарственности, где государственная идеология предельно жестка, апо-
логетична и догматична, нетерпима к иным идеологическим системам,
где инакомыслие расценивается как нелояльность к государству и со-
ответствующим образом карается. Именно этот тип официально-
идеологической системы зачастую рассматривается как государствен-
ная идеология вообще, его чистая и единственная форма2.

' Хабибулин А.Г., Рахимов Р.А. Указ соч. С. 11-20.
2 См. там же. С 18-19.


270 Глава 5. Политико-правовая сущность прав человека

Но исходящая от государства идеология далеко не всегда одиозна
и тоталитарна. Вполне демократические государства имеют и культи-
вируют свою идеологию. Это не означает, что данное государство пре-
тендует на монополию в идеологической сфере, нетерпимо в отноше-
нии иных идеологий и их носителей. В демократических государствах
конституционно закреплен и реально существует политический плю-
рализм, многопартийная система, свобода убеждений. Государство
выступает здесь как равноправный политический субъект, ведущий
конкурентную борьбу с другими субъектами политической жизни за
общественное сознание населения и стремящееся убедить в своей пра-
воте, адекватности именно своих идеологом объективным потребнос-
тям и интересам граждан*.

Формируя государственно-правовую идеологию на позициях прав
человека, правовая и демократическая власть не претендует на моно-
полию в идеологической сфере и не стремится нивелировать многооб-
разие идеологических пристрастий. Наличие государственной идеоло-
гии не противоречит праву человека на идеологическое многообразие (ч.
1 ст. 13 Конституции РФ). Заявляя о государственно-территориаль-
ной универсальности, гуманистическая идеология уважения прав че-
ловека и по своей сущности, и по формам проявления толерантна в
отношении иных ценностных систем. По определению она не воин-
ственна и не пытается насильственно или репрессивно насадить еди-
номыслие. Она адресована в первую очередь государственному аппа-
рату и государственным служащим, обязывая их в своей деятельности
помогать и защищать людей.

Обладая интегративным характером, государственная идеология
уважения прав человека создает единство для всего множества част-
ных идеологий, объединения индивида и власти на основе согласова-
ния, компромиссов, взаимопонимания. ГГрава человека в качестве
официально принятой идеологии выполняют функцию выражения и
защиты прав всех граждан государства, других лиц, совмещения инте-
ресов личности и власти. Частные идеологии возникают на базе инте-
ресов какой-то социальной группы и призваны противопоставлять
друг другу разные интересы. Идеология же уважения прав человека
представляет общезначимый интерес, равно важный и для отдельной
личности, и для государственно организованного общества, и для де-
мократического, правового государства.

Являясь совокупностью гуманистических ценностей и соответст-
вующим способом объяснения разрывов между идеями и практикой,

1 Сы:.ХабибулипАГ.РахимовРА Указ. соч. С. 18—19.


§ 2. Права человека и государство 271

идеология уважения прав человека в качестве государственно-право-
вой способствует ослаблению социальной напряженности, вдохновля-
ет в случае неудач на поиски новых путей решения возникающих
проблем.

Государственно-правовая идеология уважения прав человека вы-
полняет важную мобилизационную функцию. На базе ее идеологом
создаются правовые нормы, программы организационных действий,
отбираются соответствующие инструменты социально-политической
тактики и стратегии, в итоге аккумулируются ресурсы общества для
решения задач на приоритетных направлениях.

Конкретная степень терпимости любой государственной идеоло-
гии по отношению к противоречащим ей идеологическим системам
зависит от политического режима и демократичности государствен-
ной власти. Но и идеология демократического государства, уважаю-
щая права человека, не может допустить открытой пропаганды идей
человеконенавистнического толка, тоталитарной или экстремистской
направленности. Поэтому современные даже самые демократически
развитые государства мира запрещают и борются с идеологиями, раз-
жигающими социальную, расовую, национальную или религиозную
рознь. Провозглашая защиту человека и его фундаментальных прав,
государство «выступает своего рода цензором и применяет меры госу-
дарственного принуждения в отношении деструктивных идеологий и
их носителей»'.

В XX в. кризисное развитие государств спровоцировало новый
всплеск различного рода реакционных течений — антисемитизма, на-
ционализма, расизма и т.п., которые выказали полное неприятие прав
человека и демократии, проповедовали социальную и национальную
дискриминацию. Пустившая корни идеология тоталитаризма превра-
тила личность в элемент государственной системы, а граждан сделала
обывателями, подавила всякую свободу, в том числе и свободу рас-
пространения и обмена идеями. Тоталитарная идеология разделила
людей по расовым, классовым, религиозным, имущественным, нацио-
нальным признакам, объявила инакомыслящих врагами народа, ши-
роко использовала террор и насилие в борьбе с другими идеологиями,
создала невозможность самому обществу легально трансформировать
государственный режим.

Для сохранения цивилизованного облика общества, прав человека
чрезвычайно важно своевременно распознать опасность нарастания
агрессивных экстремистских идеологий, чреватых разрушениями че-

' Хабибулин А.Г., РахимовРА. Указ. соч. С. 16.


272 Глава 5. Полигико-иравовая сущность прав человека

ловеческой личности и конфронтационностью общественных отноше-
ний. Экстремистские идеологии распространяют нетерпимость, вражду
и ненависть в обществе, в результате насилие над человеком воспри-
нимается как допустимый и даже предпочтительный путь достижения
целей. Доминирующим мотивом гражданской жизни становится
страх, повышается уровень фанатизма*. Таким образом «расцветают»
те условия жизни, борьбу с которыми изначально объявляли права
человека.

Правовое и демократическое государство, выступающее под ло-
зунгами прав человека, не может оставаться безразличным к распро-
странению подобных, а также других радикальных, шовинистических,
расистских или сатанинских идеологий на том основании, что свобода
мысли и свобода слова есть неотъемлемое право человека. Борьба с
идеями и борьба с действиями, направленными на реализацию
идей, — это разные мероприятия. Власть, соблюдающая права челове-
ка, не вправе подключать государственный механизм для выявления и
юридического наказания инакомыслящих, даже если они придержи-
ваются человеконенавистнических взглядов. Программа борьбы с
идеями должна осуществляться воспитательно-идеологическими, а не
правовыми методами, использованием возможностей образования,
контрпропаганды, образцов поведения, Повышения уровня благосо-
стояния, развития культурной и духовной сферы и т.д.

Справедливо указывает М. Краснов: «Вопрос числа и влияния
таких людей в государстве есть вопрос просвещенности общества, его
духовной высоты, уровня образованности, примера, подаваемого влас-
тью, материального достатка и много другого, но никак не вопрос за-
конодательства и его применения»2.

Идея прав человека однозначна в требовании свободы любого мне-
ния и любой мысли как гражданского права человека либо обществен-
ного объединения. Нельзя создавать систему доносительства, запре-
щать чтение определенной литературы (что, кстати, в информационном
обществе становится и невозможным), придерживаться собственных
убеждений и веры. Но идеи, претворенные в действия, которые опас-
ны для жизни, здоровья, неприкосновенности людей, других прав,
способствующие установлению государственного режима, при кото-
ром вообще не остается места свободе мысли, слова, совести, полити-
ческой, экономической и духовной свободе, должны получать со сто-
роны демократического государства самое жесткое, но в рамках зако-

1 См.' Краснов М. Политический экстремизм — угроза государственности // Рос-
сийская юстиция 1999 № 4. С 4

2 Там же. С 6


§ 2 Права человека и государство 273

на противодействие. К юридической ответственности должны привле-
каться все субъекты за акты насильственного или человеконенавист-
нического характера, использование агрессивных методов как прояв-
ления соответствующих идеологий. Правовое государство несет
ответственность перед демократическим обществом и отдельным
гражданином за насильственное общественное переустройство, при
котором могут быть потеряны правовые возможности поддержки че-
ловека и совершенствования общественных отношений.

Однако государство обязано удержаться на тонкой грани уваже-
ния мнения своих граждан и противодействия всем человеконена-
вистническим идеологиям. Стратегия и тактика такой работы —.со-
ставная часть политики уважения человека и его достоинства. Борьба
государства с экстремистскими проявлениями, пропагандой любого
превосходства и дискриминации есть подтверждение идеологии ува-
жения прав человека, принятой на государственном уровне, реальнос-
ти правовой политики, направленной на защиту прав и свобод
граждан.

Государственно-правовая политика в целом и ее центральная
часть — государственная идеология имеют нормативно-организацион-
ные начала. Они получают свое выражение в политических лозунгах и
воззваниях, существуют благодаря научным разработкам в виде кон-
цепций и доктрин, приобретают законодательную форму, могут быть
представлены в программных документах. Закрепленные позитивным
путем в виде правовых норм, они лишаются «сослагательности и при-
обретают характер предельно четких и конкретных предписаний»'.
Конституционное провозглашение прав человека в Российской Феде-
рации, упоминание о правах и свободах как о высшей ценности в
главе об основах конституционного строя (ст.2 Конституции РФ) оз-
начает, что они составляют и формируют правовую политику Россий-
ского государства.

В программных документах, созданных за последнее время и по-
священных правам человека, фиксируются основные приоритеты,
цели, средства, способы, сроки, наиболее общие направления деятель-
ности государства в этой сфере, предложения по совершенствованию
законодательства и правоприменительной практики, социальные про-
гнозы и т.д.

Так, в проекте Федеральной концепции обеспечения и защиты
прав и свобод человека 2000 г. отражены основные направления внут-
ренней и внешней политики Российской Федерации в области прав

) Хабибулин А Г., РахимовРА. Указ соч. С. 12.


 

Глава 5. Политико-правовая сущность прав человека


 


человека. В концепции говорится, что она призвана способствовать
выработке стратегии и тактики общенациональной, региональной и
местной политики реального обеспечения прав и свобод человека, за-
щиты личности от любого произвола и беззакония; привлечению вни-
мания властных структур и общественности к неблагополучным
ситуациям и нерешенным проблемам в области прав человека; опре-
делению основных направлений развития законодательной и право-
применительной практики, содействующей созданию комплексной
целостной системы защиты прав человека, сочетающей в себе внутри-
национальные и международные стандарты и нормы, государствен-
ные и общественные механизмы; установлению тесной координации
внутригосударственной системы защиты прав человека с международ-
но-правовыми системами; развитию правового воспитания, с тем
чтобы каждый гражданин знал свои права и свободы, умел ими поль-
зоваться и защищать их*.

Права человека признаны составной частью концепции нацио-
нальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом
Президента РФ от 17 декабря 1997 г.2 Концепция определяет задачи
обеспечения национальной безопасности посредством защиты сбалан-
сированных интересов личности, общества и государства. Интересы
личности при этом раскрываются через реализацию ее конституцион-
ных прав и свобод, гарантии личной безопасности, повышение качест-
ва и уровня жизни, физическое, духовное и интеллектуальное разви-
тие. Интересы общества определены через упрочение демократии,
создание правового, социального государства, достижение и поддер-
жание общественного согласия, духовное обновление России. Интере-
сы государства видятся в незыблемости конституционного строя, су-
веренитете и территориальной целостности России, в политической,
экономической и социальной стабильности, в обеспечении законности
и поддержании правопорядка, в развитии равноправия и взаимовы-
годного международного сотрудничества.

Права человека представлены как неотъемлемая часть государст-
венной политики информационной безопасности, они развернуты в
Доктрине информационной безопасности Российской Федерации во
всех четырех областях, составляющих национальные интересы3.

* См.: Проект Федеральной концепции обеспечения и защиты прав и свобод чело-
века. М., 2000. С. 6-7.

2 Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом
Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа от 10 января 2000 г.
№ 24) // Российская газета. 2000.18 янв.

3 См.: Российская газета. 2000. 28 сент.


 

§ 2. Права человека и государство


 


Нормативное и официальное концептуальное воплощение прав
человека позволяет широко пропагандировать идеи правочеловечес-
кой защиты среди различных кругов населения, государственных слу-
жащих, политических деятелей, способствуя атмосфере объединения,
взаимопонимания и толерантности. На их базе проводится и воспита-
тельная политика.

Однако права человека как государственно-правовая идеология,
будучи системой официально принятых ценностей, чтобы стать мак-
симально действенной, должна быть принята массовым правосозна-
нием, сопрягаться с национальной идеей'. Сомнительно, чтобы права
человека в России за тот короткий период, что о них говорят, нашли
широкую поддержку у населения. В силу идеологической «перекор-
мленности» постсоветского общества, установок российской менталь-
ности на жесткое размежевание позиций и непримиримость взглядов,
правового нигилизма, высокой степени криминализации обществен-
ных отношений и т.п. вряд ли права человека являются сегодня идеей,
вдохновляющей массы.

Но есть в российской действительности и оптимистические мо-
менты. А.И. Ковлер заметил, что сегодня в стране «апелляция к
правам человека и гражданина — самая распространенная форма
легитимации социального протеста»2. Впервые выиграл дело против
своего государства российский гражданин А. Бурдов в Европейском
Суде по правам человека в Страсбурге, причем, как отмечалось в
прессе, он действовал самостоятельно, не обращаясь за помощью к
каким-либо общественным или государственным структурам3. По-
степенно налаживаются контакты и уважительное отношение между
правозащитными организациями и структурами власти. Значит, при
проведении последовательной правовой и воспитательно-идеологи-
ческой политики права человека имеют шансы быть понятыми и
утвердиться во взаимоотношениях гражданина и государства в
России.

1 П.Б. Струве считал, что права личности и есть истинная национальная идея. Он
писал: «Признание неотъемлемых нрав личности... и есть единственный вид истинного
национализма, подлинного уважения и самоуважения национального духа, то есть при-
знания нрав его живых носителей и творцов на свободное творчество и искание...»
(П.Б. Струве. Избр. соч. М., 1999. С. 30).

2 Ковлер АЛ. Антропология права. М., 2002. С. 18.

3 См.: Российская газета. 2002. 13 мая, 15 мая.


276 Глава 5. Политико-правовая сущность прав человека

§ 3. Эффективность прав человека:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.