Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой режим космического пространства и небесных тел, космических экипажей




 

Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах, известное также под названием «Соглашение о Луне», было принято Генеральной Ассамблеей ООН 5 декабря 1979 г.

В соответствии со ст. 2 данного Соглашения Луна и ее естественные ресурсы являются общим наследием человечества.

Эта формула означает невозможность присвоения Луны, любой части ее или ее естественных ресурсов, равенство всех государств для целей исследования и использования Луны, установление специального международного режима, регулирующего эксплуатацию естественных ресурсов Луны, когда возможность такой эксплуатации станет реальной, а также – что, может быть, наиболее существенно – определение такого порядка освоения ресурсов Луны, который предполагает направление части отчислений на нужды развивающихся и других государств.

Важнейшими характеристиками правового режима космического пространства и небесных тел, согласно Договору по космосу 1967 г., являются запрет его национального присвоения и обязанность осуществления космической деятельности в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания.

Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и объектов, запущенных в космическое пространство, было принято Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1967 г.

Государства-участники рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос и оказывают им всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства – участника или в открытом море. Космонавты, которые совершают такую вынужденную посадку, должны быть в безопасности и незамедлительно возвращены государству, в регистр которого занесен их космический корабль.

При осуществлении деятельности в космическом пространстве, в том числе и на небесных телах, космонавты одного государства-участника оказывают возможную помощь космонавтам других государств-участников.

Государства – участники незамедлительно информируют другие государства – участников или Генерального секретаря ООН об установленных ими явлениях в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, которые могли бы представлять опасность для жизни или здоровья космонавтов.

Экипаж космического корабля во время нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле, остается под юрисдикцией и контролем государства, в регистр которого занесен этот корабль.

Права собственности на космические объекты и их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве, на небесном теле или по возвращении на Землю. Космические объекты, обнаруженные вне пределов территории запустившего их государства, должны быть ему возвращены. Однако если вышеупомянутое обязательство возвращать космонавтов запустившему космический корабль государству является безусловным и это государство не обязано возмещать расходы, понесенные при проведении операции по поиску и спасанию его космонавтов, то обязательство возвращать космические объекты или их составные части запустившему их государству не является безусловным.

31. Понятие, источники и принципы
международного экономического права

 

Международное экономическое право – это отрасль международного публичного права, которая представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих весь комплекс экономических отношений между государствами и другими субъектами международного права.

Характерным для международного экономического права является обилие рекомендательных норм, имеющих своим источником решения международных организаций и конференций. Они не только «рекомендуют», но и сообщают правомерность, в частности, таким действиям (бездействию), которые были бы неправомерны при отсутствии рекомендательной нормы. Конференция ООН по торговле и развитию в 1964 г. приняла Женевские принципы, в которых, в частности, содержалась рекомендация о предоставлении развивающимся странам в изъятие из принципа наиболее благоприятствуемой нации преференциальных таможенных льгот (скидок с таможенного тарифа).

Примерами универсальных международных экономических договоров являются Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 г., а также получившие широкое распространение многосторонние соглашения по сырьевым товарам.

Среди международных договоров, регулирующих двусторонние экономические отношения, следует выделить договоры общего, рамочного политического характера, в частности договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Наряду с основными политическими обязательствами сторон в них закрепляются обязательства по расширению экономического сотрудничества, по содействию заключению коммерческих сделок и т. п.

Наиболее существенное значение для формирования норм международного экономического права имеют некоторые специальные виды международных договоров. К ним относятся торговые договоры, которые могут именоваться также договорами о торговле и мореплавании и т. д. Главное в них – закрепление определенного вида торгово-экономического режима во взаимных отношениях государств и их физических и юридических лиц.

Долгосрочные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве определяют конкретные области и формы сотрудничества: строительство и реконструкция промышленных объектов; производство и поставки оборудования и иных товаров; покупка и продажа патентов и лицензий; совместное предпринимательство и т. п.

На базе и в развитие таких соглашений принимаются долгосрочные программы экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества. В программах содержатся перечни конкретных областей и объектов сотрудничества.

Практикуется заключение соглашений более узкого содержания – о производственном сотрудничестве, включая специализацию и кооперирование производства и кооперационные поставки.

Особую категорию составляют соглашения об оказании технического содействия в строительстве промышленных объектов, включающие условия о взаимных поставках товаров, о содействии в проектировании, монтаже, наладке и пуске в эксплуатацию соответствующих объектов.

Принцип недискриминации. В правовом понимании этот принцип означает право государства на предоставление ему (а также его гражданам и иным субъектам его национального права) со стороны государства-партнера общих условий, которые не хуже предоставляемых этим государством всем прочим государствам. Данное право не затрагивает предоставление правомерно применяемых особых льготных, более благоприятных условий.

Принцип (режим) наиболее благоприятствуемой нации (наибольшего благоприятствования). Данный принцип означает юридическое обязательство государства предоставлять государству-партнеру льготные (наиболее благоприятные) условия, которые действуют или могут быть введены для любой третьей страны. Область применения режима наибольшего благоприятствования определяется обычно в конкретной оговорке о наибольшем благоприятствовании в том или ином международном договоре. Эта оговорка может распространяться в общей форме на всю область торговли и судоходства или на отдельные виды отношений: таможенные пошлины (их льготные ставки), транзит, количественные и другие ограничения и запрещения; транспортный режим; налоговые, судебные права физических и юридических лиц и т. д.

Национальный режим. Он предусматривается в некоторых торговых соглашениях и означает, что, как правило, на основе взаимности физические и юридические лица иностранного государства полностью приравниваются в своих правах к национальным физическим и юридическим лицам по отдельным видам правовых отношений.

Принцип взаимной выгоды. Предполагает, что отношения между государствами, не являющиеся взаимовыгодными, а тем более кабальные, прямо или косвенно принудительные, не должны иметь места, должно быть справедливое распределение выгод и обязательств сравнимого объема.

Преференциальный режим. Обычно это – торговые льготы, прежде всего в отношении таможенных пошлин, действующие между тем или иным государством или среди группы государств. Актуальным примером является система преференций, которая в силу рекомендаций Конференции ООН по торговле и развитию применяется развитыми странами в отношении развивающихся, а также между самими развивающимися странами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.