Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правотворческая инициатива граждан




Правовые основы:

- Конституция РФ (ч.2 ст.130)

- Закон 1995 г. (ст.25), Закон 2003 г. – ст.26.

Впервые правотворческая инициатива получила закрепление в Законе 1995 г.

 

Значение народной правотворческой инициативы состоит в том, что она как институт прямой демократии позволяет гражданам активно участвовать в выработке решений по вопросам жизнедеятельности населения муниципального образования, предлагать собственные варианты разрешения тех или иных проблем местной жизни.

 

 

Закон 1995 г. очень лаконично говорит о народной правотворческой инициативе граждан, закрепляя лишь то, что население имеет право внести проект правового акта по вопросам местного значения на рассмотрение органов местного самоуправления (по данному Закону, члены местного сообщества обладают этим весьма важным для них правом, только если оно закреплено в уставе муниципального образования.).

Закон 2003 г. более развернуто характеризует данную форму непосредственной демократии. В нем говорится, что порядок реализации устанавливается нормативно-правовым актом представительного органа муниципального образования, а в случае отсутствия такого акта, эта процедура регулируется непосредственно федеральным законом. Т.е. право населения на правотворческую инициативу не увязывается с закреплением его в уставе муниципального образования.

Итак, правотворческая инициатива граждан – это право населения выступить с проектом правового акта по вопросам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления данного муниципального образования.

С правотворческой инициативой выступает инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом. Минимальная численность инициативной группы граждан не может превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

В уставах муниципальных образований могут быть установлены требования к вносимому проекту правового акта. Например, в уставе г. Сестрорецка закреплено, что проект правового акта должен сопровождаться пояснительной запиской, где изложена концепция проекта, предложения по финансовому обеспечению (если реализация правового акта потребует материальных затрат), прогноз ожидаемых результатов по итогам принятия правового акта, обоснование социальной значимости правового акта.

Проект муниципального правового акта подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение 3-х месяцев со дня его внесения.

По результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта принимается мотивированное решение. Это решение должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Необходимо отметить, что практика реализации института правотворческой инициативы граждан пока не наработана. Нередки случаи, когда органы местного самоуправления отказывают гражданам в принятии их инициатив без всяких оснований, сославшись на нецелесообразность.

Территориальное общественное самоуправление (ТОС)

Правовые основы:

- Конституция РФ (ч.2 ст.130)

- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28.08.1995 г. (ст.27) – установил, что порядок организации и осуществления ТОС определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Федерации. По существу этот один из важнейших институтов местного самоуправления в указанном Законе остался неразработанным.

- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.102003 г. (ст.27)

- законы субъектов Федерации (о местном самоуправлении, специальные законы о территориальном общественном самоуправлении, например, Закон Ленинградской области «О территориальном общественном самоуправлении в Ленинградской области»)

- уставы муниципальных образований

- нормативно-правовые акты представительных органов муниципальных образований

- уставы ТОС

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Смысл организации ТОС заключается в том, чтобы приблизить власть к населению, особенно в условиях крупных населенных пунктов. Возьмем, например, муниципальное образование г. Омск, численность жителей которого превышает миллион. Муниципальная власть получается оторванной от населения. А местное самоуправление, по своему определению, — это власть, максимально возможно приближенная к населению. Поэтому ТОС, как раз и представляет механизм приближения власти к населению.

Или, например, ситуация, с которой вы столкнулись при решении задачи о преобразовании муниципального образования. Жители поселка Лесное обратились в представительный орган волости с заявлением о предоставлении им права на осуществление в поселке местного самоуправления. В качестве одного из вариантов решения этой задачи вы выбрали преобразование, т.е. разделение волости на 2 самостоятельных муниципальных образования. Хотя жители поселка могли бы решить этот вопрос гораздо проще, а именно – организовать в своем поселке территориальное общественное самоуправление.

Основной целью ТОС является обеспечение интересов населения, проживающего на соответствующей территории, по вопросам, отнесенным к ведению ТОС.

Порядок организации и осуществления ТОС должен быть закреплен в уставе муниципального образования.

Согласно ст.27 Закона 2003 г., границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории. При этом учитываются: административно-территориальное деление муниципального образования, исторические, культурные и социально-экономические условия развития территории.

Предложение населения о границе территории, где будет осуществляться ТОС, направляется в представительный орган муниципального образования в письменном виде. В этом предложении содержится: описание границ территории, на которой предлагается осуществлять ТОС и подписи жителей, проживающих на данной территории. Это предложение должно быть рассмотрено на ближайшем заседании представительного органа.

Где конкретно может осуществляться ТОС? (ч.3 ст.27 Закона)

- подъезд многоквартирного жилого дома;

- многоквартирный жилой дом;

- группа жилых домов;

- жилой микрорайон;

- сельский населенный пункт, не являющийся поселением

- иные территории проживания граждан

Каким же образом осуществляется ТОС? (ч.2 ст.27)

- непосредственно населением (на собраниях и конференциях граждан)

- через органы ТОС (которые, кстати, избираются на собраниях и конференциях граждан). Это различные советы и комитеты микрорайонов, советы или комитеты улиц, кварталов, домовые комитеты и т.п. Срок полномочий органов ТОС устанавливается самостоятельно на собрании или конференции граждан.

Таким образом, в систему территориального общественного самоуправления входят:

 

собрания граждан и конференции гражданорганы ТОС

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16 лет.

Конференция организуется, как правило, в случаях, когда из-за большого числа жителей соответствующей территории нет возможности провести собрание. В конференции принимают участие не все жители соответствующей территории, а только их делегаты.

Конференция граждан считается правомочной, если в ней принимают участие не менее 2/3 избранных на собраниях граждан делегатов. Делегаты не могут назначаться органами местного самоуправления или органами ТОС.

Подготовка собрания (конференции) проводится открыто и гласно. Все жители должны быть заблаговременно оповещены о месте, времени проведения и рассматриваемых на собрании (конференции) вопросах.

Какие вопросы решаются на собраниях и конференциях граждан? (ч.7 ст.27)

1) определяется структура органов ТОС (например, председатель совета деревни, его заместитель и 2 комитета)

2) принимается устав ТОС

3) избираются органы ТОС

4) определяются основные направления деятельности ТОС

5) утверждается смета доходов и расходов ТОС и отчет о ее исполнении

6) рассматриваются и утверждаются отчеты о деятельности органов ТОС.

Избранными в состав органов ТОС считаются граждане, получившие более половины голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава. Устав ТОС регистрирует уполномоченный орган местного самоуправления. Порядок регистрации устава ТОС определяется, как правило, в уставе муниципального образования или в нормативно-правовых актах представительного органа муниципального образования.

Содержание устава ТОС:

1. территория, на которой осуществляется ТОС

2. цели, задачи, формы и основные направления деятельности ТОС

3. порядок формирования органов ТОС, их права и обязанности, срок полномочий и прекращение полномочий

4. порядок принятия решений

5. порядок приобретения имущества, порядок им пользования и распоряжения, а также порядок пользования и распоряжения финансовыми средствами

6. порядок прекращения осуществления ТОС

Органы местного самоуправления не могут устанавливать дополнительные требования к уставу ТОС.

ТОС, согласно его уставу, может быть юридическим лицом и подлежит государственной регистрации (как некоммерческая организация). Что означает? Это означает, что данные органы вправе иметь расчетный счет в банке, осуществлять экономическую деятельность, располагать собственностью, финансовыми ресурсами, защищать свои интересы в суде.

Вопрос о необходимости государственной регистрации органа ТОС в качестве юридического лица может быть вынесен на голосование одновременно с выборами органов ТОС.

Какие вопросы решают органы ТОС? (ч.8 ст.27)

1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории

2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан

3) вправе осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан.

Эта деятельность может осуществляться:

- за счет средств самих граждан

- за счет использования средств местного бюджета муниципального образования (но для этого должен быть составлен договор между органами ТОС и органами местного самоуправления).

4) могут вносить в органы местного самоуправления проекты муниципально-правовых актов.

Решаемые вопросы конкретизируются в уставах ТОС. Как правило, органы территориального общественного самоуправления решают следующие вопросы:

- создают в установленном порядке за счет собственных средств объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения на соответствующей территории, обеспечивают их содержание и эксплуатацию

- оказывают содействие правоохранительным органам в поддержании общественного порядка

- осуществляют на своей территории общественный контроль за содержанием дорог, тротуаров, дворов, качеством уборки территории, вывозом мусора, за соблюдением предприятиями торговли и бытового обслуживания прав потребителей

- принимают участие в заседаниях органов местного самоуправления по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей территории

- осуществляют мероприятия по сохранению и ремонту жилищного фонда на соответствующей территории

- выступают заказчиком на выполнение строительных, ремонтных и иных работ, осуществляемых за счет собственных средств ТОС

- организуют работу по благоустройству и озеленению соответствующей территории, по охране зеленых насаждений, водоемов, созданию детских площадок, мест отдыха, физкультурно-спортивных комплексов

- оказывают содействие органам местного самоуправления в проведении воспитательной работы среди детей и молодежи, организации досуга населения, клубов по интересам

- оказывают социальную поддержку малоимущим (малообеспеченным семьям, престарелым, инвалидам)

- содействуют мерам санитарного, эпидемиологического, экологического, пожарного контроля и безопасности

- созывают собрания граждан и конференции граждан для рассмотрения вопросов территориального общественного самоуправления

Органы ТОС являются основным элементом системы ТОС. Именно они осуществляют на практике большинство прав и обязанностей, закрепленных за населением в рамках ТОС. Собрания же и конференции граждан, как правило, лишь принимают уставы, формируют органы ТОС и утверждают отчеты об их деятельности. Таким образом, основная нагрузка в осуществлении ТОС ложится именно на советы или комитеты кварталов, улиц, домов и т.п.

Следует обратить внимание на то, что органы ТОС не являются органами власти, как, например, органы местного самоуправления. Конституция не содержит такого понятия, как “органы территориального самоуправления” в виде органов власти и уровня власти. Один из атрибутов органов власти — это общеобязательность их решений и самого их существования. Но органы ТОС создаются добровольно и могут быть не везде. А органы власти обязаны быть везде и покрывать всю территорию государства.

Специфика деятельности ТОС состоит в том, что на этом уровне осуществления местного самоуправления не требуются механизмы публично-властного воздействия. Для территориального общественного самоуправления достаточно механизмов самоорганизации населения.

Вместе с тем, органы ТОС могут наделяться отдельными полномочиями органов местного самоуправления. Например, согласно уставу г. Сестрорецка, в этом случае должно быть предусмотрено:

- какие полномочия передаются (допустим, текущий ремонт и озеленение придомовых и внутридворовых территорий, организация работы по военно-патриотическому воспитанию граждан и т.п.)

- какие финансовые и материальные ресурсы передаются органам ТОС

- какие органы местного самоуправления и в каком порядке осуществляют контроль за реализацией переданных полномочий,

- последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения переданных полномочий.

Экономическая основа территориального общественного самоуправления:

Органы ТОС осуществляют свою деятельность за счет:

-собственных средств (добровольные поступления от граждан, организаций пожертвования, доходы от собственной хозяйственной деятельности)

- средств, передаваемых им по договорам органами местного самоуправления

- средств из иных источников, не запрещенных действующим законодательством

Свои финансовые и материальные ресурсы органы ТОС расходуют на цели, предусмотренные уставом. Отчет об их расходовании ежегодно заслушивается на собрании граждан.

 

 

Собрания граждан

Как уже было сказано, Закон о местном самоуправлении 1995 г. не проводит существенных различий между собраниями и сходами граждан, в отличие от Закона 2003 г., в котором собрания граждан выделены в отдельную форму непосредственной демократии в системе местного самоуправления.

Собрания граждан могут проводиться на части территории муниципального образования в следующих целях:

- обсуждения вопросов местного значения

- информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления

- осуществления территориального общественного самоуправления

Таким образом, собрание граждан может выступать в качестве формы непосредственной демократии муниципального образования (если оно назначается в установленном уставом муниципального образования порядке для коллективного обсуждения вопросов местного значения) и в качестве формы осуществления ТОС (если на нем обсуждаются вопросы, отнесенные к ведению ТОС).

Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются Законом в ст.29, уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом ТОС.

Инициаторами проведения собрания граждан выступают:

- население муниципального образования – в этом случае собрание назначается представительным органом в закрепленном уставом порядке

представительный орган муниципального образования – в этом случае он же и назначает проведение собрания граждан

- глава муниципального образования – проведение собрания назначат сам глава муниципального образования

- если собрание граждан выступает в качестве формы ТОС – порядок его назначения и проведения закрепляется в уставе ТОС.

В правовых актах о назначении собрания граждан должны быть указаны дата, время, место проведения собрания и вопросы, предлагаемые к рассмотрению.

Что касается назначения собрания по инициативе населения, то в различных уставах муниципальных образований этот вопрос решается по-разному.

Например, согласно уставу г. Уссурийска, в этом случае граждане образуют инициативную группу в составе – не менее 5-ти человек, проживающих на территории, где планируется провести собрание. Эта инициативная группа обращается в Думу (представительный орган г. Уссурийска) с обращением. Решение о назначении собрания граждан принимается на очередном заседании Думы большинством голосов депутатов. Принятое решение доводится в письменной форме до сведения инициативной группы.

А вот, например, в соответствии с уставом г. Вологды, для назначения собрания по инициативе населения Вологодской городской Думой группа граждан численностью не менее 200 человек, проживающих в муниципальном образовании и достигших 16 — летнего возраста, представляет в Думу ходатайство об инициативе проведения собрания. Граждане имеют право обратиться к Думе с просьбой о предоставлении помещения для проведения собрания. Городская Дума обязана в этом случае предоставить место для проведения собрания.

Граждане имеют право пригласить на собрание депутатов, Главу г. Вологда, должностных лиц Администрации города для предоставления информации по интересующему их вопросу. Приглашение должно быть направлено не позднее, чем за 5 дней до проведения собрания. Явка депутата, должностного лица местного самоуправления на собрание является обязательной.

Основанием отказа в назначении собрания может быть только несоответствие представленного ходатайства требованиям, установленным уставом.

При не назначении собрания городской Думой в установленный срок, инициаторы проведения собрания вправе организовать и провести его самостоятельно с уведомлением об этом Городской Думы и Главы города.

Для ведения собрания его участники избирают председательствующего. Председательствующим по решению собрания может быть представитель городской Думы или Глава города, если собрание проводится по инициативе соответственно Думы или Главы города.

В соответствии с ч.3 ст.29, собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Обращение, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, в компетенцию которых входит решение содержащихся в обращениях вопросов.

Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Решение собрания граждан носит рекомендательный характер, в отличие, например, от решения, принятого сходом граждан.

Вместе с тем, органы местного самоуправления вправе принять правовой акт на основании решения собрания граждан.

Что касается конференций граждан, то порядок их назначения и проведения аналогичен порядку, предусмотренному в отношении собраний граждан. Этот порядок определяется уставом муниципального образования, правовыми актами представительного органа, уставами ТОС.

Как уже говорилось, конференции граждан, как правило, проводятся в тех случаях, когда из-за большого предполагаемого количества участников, сложно провести собрание.

 

Обращения граждан в органы местного самоуправления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.