Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Муниципальное право России




Дополнительная литература

Основная литература

64. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. – 3-е изд., перераб.и доп. – М.: Проспект, 2008. – 672 с.

65. Подсумкова А.А., Чанов С.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный). М., 2008

66. Алпатов Ю.М. Институциональные особенности организации местного самоуправления на территории административного округа г.Москвы// Конституционное и муниципальное право. 2007. № 17. С.25-27.

67. Астафичев П.А. Территориальные основы местного самоуправления как объект правового регулирования// Конституционное и муниципальное право. 2008. № 4. С.24-28.

68. Бабичев И.В. Решения Конституционного Суда Российской Федерации как источник муниципального права// Местное право. 2002. № 5-6. С. 3-34

69. Бабичев И.В. Субъекты местного самоуправления и их взаимодействие. М., 2000

70. Баженова О.И. О назначении понятия «местное сообщество» при реализации гражданами права на местное самоуправление в Российской Федерации// Конституционное и муниципальное право. 2008. № 7. С.31-35.

71. Баранчиков В.А. Об отраслевой принадлежности муниципального права // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 3. С.14-17.

72. Батанов А.В. Муниципальная власть в системе категорий и институтов современного конституционализма// Конституционное и муниципальное право. 2007. № 4. С.24-29.

73. Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие. Конституционализациия муниципальной демократии в России. М., 2008.

74. Быкова Л.А. Место и роль муниципальных правовых актов в системе источников российского права// Конституционное и муниципальное право. 2008. № 11. С.22-27.

75. Бялкина Т.М. Компетенция местного самоуправления: проблемы теории и правового регулирования. Воронеж, 2006.

76. Васильев В.И. Административно-территориальное устройство региона и территориальное устройство местного самоуправления// Журнал российского права. 2006. № 3. С.3-11.

77. Васильев В.И. Муниципальное право России: Учебник. – М.: 2008

78. Васильев М.А. Нормотворческий процесс в муниципальных образованиях: организация и технология. Обнинск, 2002.

79. Гранкин М.И. Представительные органы муниципальных образований. М., 2006.

80. Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М., 1990

81. Гречаная А.В., Дубинин А.В. Некоторые проблемы территориальной организации местного самоуправления в административно-территориальных единицах с особым статусом// Поддержка внедрения закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Информационный бюллетень. 2007. № 1.

82. Гриценко Е.В. Организация публичной власти в городах федерального значения: в поиске оптимальной модели// Конституционное и муниципальное право. 2007. № 15. С.28-35.

83. Дерюгина Т.М. Муниципальная собственность в Российской Федерации: пределы осуществления и ограничения// Российская юстиция. 2008. № 6. С. 57-59.

84. Дитятковский М.Ю. Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий: проблемы муниципально-правовой теории и практики. М., 2007.

85. Евдокимов В.Б., Старцев Я.Ю. Местные органы власти зарубежных стран. Правовые аспекты. М., 2001.

86. Еремян В.В. Муниципальная история России: от Киевской Руси до начала ХХ века: Учебное пособие. М., 2003.

87. Иванова С.А. К вопросу о понятии муниципальной службы// Российский юридический журнал. 2008. № 5. С.68-72.

88. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебное пособие. М., 2007.

89. Колесников А.В. Правовой статус исполнительных органов местного самоуправления. Саратов, 2004.

90. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный)/ Под ред. В.И.Шкатуллы. 2-е издание. М., 2006

91. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный научно-практический)/ Под ред. А.Н.Костюкова. Омск, 2005.

92. Конституции зарубежных государств. М., 1996.

93. Костюков А.Н. Муниципальное право как отрасль российского права. М., 2003.

94. Курочкин А.А. Правовые основы местного самоуправления// Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 9. С.15-19.

95. Кутафин О. Е. Конституционно-правовые и международно-правовые основы российской модели местного самоуправления// Муниципальная власть. 2006. № 3. С.6-8.

96. Лаптева Л.Е., Шутов А.Ю. Из истории земского, городского и сословного самоуправления в России. М., 1999.

97. Лапшина И.Е. Местное управление и территориальная организация публичной власти в Великобритании// Правовая политика и правовая жизнь. 2007. № 2. С.140-144.

98. Макаров И.И. Актуальные вопросы правового статуса главы муниципального образования// Журнал Российского права. 2008. № 7. С.23-30

99. Максимов А. Правовые проблемы совершенствования территориальной структуры местного самоуправления после муниципальной реформы 2003-2008 годов// Муниципальное право. 2008. № 4. С.15-29.

100. Маркварт Э. Организация местного самоуправления в Германии// Муниципальное право. 2007. № 1. С.65-68.

101. Марченко О.В. Соотношение метода муниципально-правового регулирования общественных отношений и отраслевого муниципально-правового режима// Конституционное и муниципальное право. 2004. №5. С.36-39.

102. Миронов Н. Местное самоуправление: незавершенный проект (была ли реализована правительственная концепция муниципальной реформы?)// Муниципальное право. 2008. № 3. С.2.-12.

103. Муниципальное право зарубежных стран (сравнительно-правовой анализ): Учебное пособие/ Под ред. В.В.Еремяна, М., 2006.

104. Муниципальное право России: Учебник. 2-е издание/ Отв.ред. Г.Н.Чеботарев. М., 2006

105. Муниципальное право: учебник/ Под ред. А.Н.Кокотова. М., 2008

106. Нанба С.Б. Понятие и структура компетенции муниципальных образований// Журнал российского права. 2008. № 6. С. 110-117.

107. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»/ Под ред. В.В.Володина, Саратов, 2006

108. Нунденко Л.А. Непосредственная демократия в системе местного самоуправления в России: теоретические основы. М., 2004.

109. О муниципальной службе в Российской Федерации. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ/ Под. ред. А.Н.Козырина. М., 2007.

110. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. М., Статут. 2007

111. Пешин Н.Л. Проблемы становления отрасли муниципального права в условиях реформы местного самоуправления// Конституционное и муниципальное право. 2008. № 15. С.2-6.

112. Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. М., 1995.

113. Разъяснения Комитета Государственной Думы по местному самоуправлению положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 6. С. 29-43.

114. Рекомендации комиссии Общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления по итогам общественных слушаний «Практика реформы местного самоуправления: проблемы переходного периода». Углич, 16 февраля 2007 г.//Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 4. С. 43-45

115. Руководитель муниципального образования / Под.ред.И.А.Кокина. М., 2006.

116. Свирин Ю. Конституционно-правовые гарантии местного самоуправления в России. М., 2004.

117. Сергеев А.А. К вопросу об интегрирующем характере российского муниципального права// Конституционное и муниципальное право. 2006. № 10. С.39-44.

118. Сергиенко А.М. Проблемы правового регулирования вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований// Конституционное и муниципальное право. 2007. № 11. С.35-38.

119. Синцов В.Н. Конституционно-правовые аспекты местного самоуправления как формы осуществления народовластия// Конституционное и муниципальное право. 2007. № 13. С.33-36.

120. Соколова Э.Д. Понятие и принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований// Государство и право. 2007. № 5. С.95-100.

121. Солдатов А.П. Реформа местного самоуправления (в схемах и вариантах): Учебное пособие/ А.П.Солдатов, А.В.Лесных. М., 2005

122. Тимофеев Н.С. К проблеме принципов и критериев выделения вопросов местного значения //Конституционное и муниципальное право. 2008. № 11. С.15-21.

123. Тимофеев Н.С. Публично-правовая и гражданско-правовая правосубъектность муниципального образования и его органов// Конституционное и муниципальное право. 2006. № 10. С.44-52.

124. Тимофеев Н.С. Сущностные пределы местного самоуправления// Конституционное и муниципальное право. 2008. № 9. С. 29-33.

125. Тимофеев Н.С. Территориальные пределы местного самоуправления в Российской Федерации. М., 2007.

126. Тюрин П.Ю., Мурзаков А.П. Бюджет и бюджетные правоотношения муниципальных образований Российской Федерации/ Под ред. А.П.Мурзакова. Саратов, 2005.

127. Уваров А.А. Местное самоуправление и гражданское общество// Конституционное и муниципальное право. 2008. № 15. С. 6-9.

128. Фадеев В.И., Рауткина Н.И., Миронов Н.М. Муниципальные выборы в Российской Федерации: Учебное пособие. М., 2006.

129. Шугрина Е.С. Контроль, ответственность власти и иные гарантии права на осуществление местного самоуправления. М., 2008.

130. Шугрина Е.С. Муниципальное право: Учебник. 3-е издание М.: Норма, 2010.

131. Шугрина Е.С. Понятие и признаки муниципального образования в материалах судебной практики// Журнал российского права. 2008. № 5 С.33-40.

132. Юсупов А.В. Нормотворчество на уровне местного самоуправления. Волгоград, 2004.


Раздел IX. Глоссарий

Администрация местная -исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, обладает правами юридического лица, структура утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы администрации, нее могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы.

Акт муниципально-правовой -решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Англосаксонская система местного самоуправления - характеризующаяся тем, что муниципалитеты самостоятельно, без влияния представителей центрального правительства на местах, осуществляют власть в пределах своих полномочий; вмешательство представителей центрального правительства допускается лишь в случае выхода органами местного самоуправления за пределы своих полномочий.

Бюджет -имеющая официальную силу, признанная или принятая роспись, таблица, ведомость доходов и расходов экономического субъекта за определенный период времени, обычно за год.

Внебюджетные фонды -денежные средства, имеющие целевое назначение и не включенные в бюджет. В. Ф. находятся в распоряжении центральных или местных органов власти, создаются за счет специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета.

Вопросы местного значения -это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования, принятым в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и законодательством субъектов РФ.

Временная финансовая администрация - орган, назначаемый государственными инстанциями взамен прежнего руководства для устранения нарушений и в целях финансового оздоровления и предотвращения банкротства.

Выборы муниципальные -осуществляемые в соответствии с действующим избирательным законодательством выборы, посредством которых население муниципального образования в соответствии с собственным волеизъявлением избирает своих представителей для работы в органах местного самоуправления

Гарантии местного самоуправления -предусмотренные федеральной Конституцией гарантии финансовых прав местного самоуправления, а также прав местного самоуправления на судебную защиту, компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате незаконных решений органов государственной власти.

Глава муниципального образования - высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.

Город федерального значения -в федеративном государстве город, не входящий в состав какого-либо субъекта федерации, а наделенный статусом субъекта федерации.

Городской округ -городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ

Депутат -лицо, избранное членом представительного органа власти; получает свои полномочия (депутатский мандат) непосредственно от избирателей, приобретает особый статус, который обеспечивает ему беспрепятственное участие в законодательной и иной деятельности соответствующего представительного органа.

Дефицит -превышение расходов бюджета над его доходами.

Долг муниципальный -совокупность долговых обязательств муниципального образования, полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Должностное лицо органов местного самоуправления -выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления

Дотации -бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на безвозвратной и безвозмездной основе для покрытия текущих расходов при недостаточности доходов и других бюджетных поступлений без целевого назначения.

Заказ муниципальный -заказ со стороны органов местного самоуправления и уполномоченных ими муниципальных учреждений на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных гос. полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Закрытое административно-территориальное образование -имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых необходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Имущество муниципальное -совокупности вещей и материальных ценностей, состоящих прежде всего в собственности муниципального образования, в его состав входят также деньги и ценные бумаги.

Капитальные расходы бюджета - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

Компетенция органов местного самоуправления -предметы их ведения и полномочия, обусловленные вопросами местного значения и закрепленные уставами муниципальных образований.

Конгресс муниципальных образований РФ -единая общенациональная организация, представляющая интересы всех муниципальных образований при взаимодействии с федеральными органами государственной власти, занимающимися вопросами местного самоуправления.

Континентальная система местного самоуправления - допускает контроль центральной власти посредством специально назначаемых представителей.

Местное самоуправление -форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций; составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ; осуществляется населением посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, сходах граждан, собраниях граждан, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления.

Местное сообщество -население, проживающее в городских, сельских поселениях и на других территориях, в границах которых осуществляется местное самоуправление.

Минимальная бюджетная обеспеченность - минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.

Муниципальная власть - разновидность публичной власти, связанная с реализацией функций местного самоуправления.

Муниципальная должность -предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ должность с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемая в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Муниципальная служба -профессиональная деятельность, осуществляемая на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

Муниципальное образование -городское поселение или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения, является самостоятельным участником гражданских (имущественных) правоотношений.

Муниципальный займ -вид договора займа, заключаемый путем приобретения гражданином или юридическим лицом выпущенных органом местного самоуправления с целью обеспечение реализации программ и проектов развития муниципального образования муниципальных облигаций обеспеченных муниципальным имуществом и средствами местных бюджетов.

Муниципальный район -в некоторых государствах название административно-территориальной единицы низового уровня. По законодательству РФ — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные гос. полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Муниципальный служащий -гражданин РФ, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Налоговые поступления -денежные суммы, получаемые от сбора налогов, образуют основную часть поступлений в бюджеты всех уровней.

Наукоград -муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом.

Неналоговые поступления местного бюджета -доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, и иные суммы принудительного изъятия; доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Органы местного самоуправления -избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения

Ответственность юридическая -предусмотренная нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия; вид социальной ответственности.

Поселение городское -населённые места, обладающие определённой людностью и выполняющие преимущественно промышленные, транспортные, культурные и административно-политические функции.

Поселение сельское -населенный пункт, большинство жителей которого занято в сельском хозяйстве; или расположенное в сельской местности несельскохозяйственное поселение, не соответствующее по численности населения городу.

Правотворческая инициатива граждан -одна из форм участия граждан в осуществлении местного самоуправления; с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Предметы ведения -круг законодательно закрепленных вопросов, по которым органы государственной власти или органы местного самоуправления полномочны принимать решения.

Представительные органы муниципального образования -выборные органы местного самоуправления, наделенные правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, имеющие силу на территории муниципального образования.

Приватизация – возмездная передача государственного или муниципального имущества в собственность частных лиц или организаций.

Профицит -превышение доходов бюджета над его расходами (положительное сальдо бюджета); различается профицит первичный — когда текущие доходы бюджета покрывают его текущие расходы, и вторичный — когда доходы бюджета покрывают все расходы, включая выплату внутренних и внешних долгов.

Процесс бюджетный -регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а также иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, их утверждению и исполнению.

Публичные слушания -обсуждение проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, которое проводятся представительным органом или главой муниципального образования с участием жителей муниципального образования или по инициативе жителей.

Референдум местный -голосование проживающих на территории соответствующего муниципального образования граждан, обладающих избирательным правом, по наиболее важным вопросам местного значения.

Система местного самоуправления -обусловленный особенностями политической системы страны, историческими условиями развития ее государственности тип местного самоуправления, отличающийся спецификой взаимоотношений с центральными и местными (региональными) органами государственной власти, формами участия местных сообществ в осуществлении власти.

Смешанная система местного самоуправления – характеризуется тем, что органы местного самоуправления наделяются полномочиями, осуществляют их по поручению государства, а территориальные общины самостоятельно и под свою ответственность, руководствуясь законами, выполняют задачи соответственно своему статусу.

Собственность муниципальная – 1) одна из трех основных форм собственности, признаваемых законодательством РФ; 2) имущество, принадлежащее, не праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Субвенции -вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выдаваемые на определённые цели при условии участия средств местных бюджетов.

Сход -высший орган территориальной общины, созываемый для решения вопросов местного значения, а также являющийся формой непосредственного участия жителей в обсуждении и решении вопросов местного значения.

Текущие расходы бюджета -часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование; а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Территориальное общественное самоуправление -самоорганизация граждан по месту жительства на части территории муниципального образования для осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно или через территориальную общину и создаваемые ею органы.

Территория межселенная -территория, находящаяся вне границ сельских или городских поселений.

Управление социальное -сознательное, целенаправленное воздействие на социальную систему в целом или ее отдельные элементы на основе использования присущих системе объективных закономерностей и тенденций.

Устав муниципального образования -нормативный правовой акт, в котором в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ закрепляются основные положения об организации местного самоуправления в муниципальном образовании; свод норм, регулирующих жизнедеятельность муниципального образования.

Формы непосредственной демократии -осуществление народом власти через формы непосредственного волеизъявления.


[1] Бялкина Т.М. Муниципальное право Российской Федерации: практикум. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. – 160 с.

[2] Для студентов заочной (сессионной) формы обучения лекции по разделам I-IV читаются как установочные. На материале разделов V-VI необходимо провести обзор базовых понятий дисциплины, которые были рассмотрены на установочных лекциях.

[3] Возможен произвольный выбор субъекта РФ студентами, а также выполнение последующих заданий на примере выбранного субъекта РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.