Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации для преподавателя. Дисциплина «Муниципальное право России» является одной из дисциплин профессионального цикла




Дисциплина «Муниципальное право России» является одной из дисциплин профессионального цикла. Она преподается студентам, имеющим определенные знания в области теории и истории государства и права, конституционного и административного права, других юридических дисциплин. Поэтому на данном этапе главная задача преподавателя – на базе уже имеющихся у студентов знаний помочь им освоить новую для них отрасль права.

При проведении первых лекций необходимо особое внимание обратить на доступность материала, дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль усвоения пройденного материала.

При проведении семинарских занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные проблемные вопросы. После заслушивания докладов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим докладам. Рефераты, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, рекомендуется заслушивать в середине занятия. При подведении итогов обсуждения намеченных вопросов преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.

В целях контроля уровня подготовленности студентов и развития у них навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике преподаватель в ходе семинарских занятий может проводить контрольные работы. После проверки контрольных работ преподаватель должен провести со студентами детальный анализ этих работ с указанием их положительных сторон и разбором всех допущенных ошибок.

Семинар может включать в себя элементы индивидуального собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов; давать соответствующие рекомендации; в случае необходимости помочь студенту составить индивидуальный план работы по изучению данной учебной дисциплины.

При изложении материала дисциплины «Муниципальное право России» преподаватель должен обратить внимание:

- на знание студентами основных теоретических источников, концепций, теорий и понятий в области муниципального права, а также регулируемых им общественных отношений;

- на умение точно находить необходимый нормативный правовой акт, подлежащий применению в целях регулирования соответствующих муниципальных отношений; правильно толковать нормы муниципального права;

- на умение разрабатывать правильные правовые решения в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов и муниципальными правовыми актами, регулирующими соответствующие отношения;

- на знание судебной практики, прежде всего практики Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ в сфере защиты прав местного самоуправления.

 

Методические указания для студентов

Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «Муниципальное право России» являются лекции и семинары. Студент не имеет права пропускать без уважительных причин аудиторные занятия, в противном случае он может быть не допущен к экзамену.

В ходе лекционных занятий раскрываются наиболее сложные теоретические и практические проблемы, даются рекомендации по углубленному самостоятельному изучению курса муниципального права.

Завершают изучение тем учебной дисциплины семинарские занятия. Семинары проводятся с целью усвоения лекционного теоретического курса, углубления и расширения познаний студентов о природе и роли местного самоуправления в современном государственном строительстве Российской Федерации.

Они служат для контроля преподавателем уровня подготовленности студента; закрепления изученного материала; развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений по проблематике муниципального права; приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов. На семинарах студенты осуществляют не только дополнительное усвоение теории муниципального права на опыте исторического развития России и других стран, но и изучение актов, составляющих источники муниципального права, исследование судебной практики в области защиты прав местного самоуправления. Здесь происходит получение ими практических навыков по работе с документами муниципальных образований (составление проектов нормативных актов муниципальных образований, справок и др.), четких представлений об организации работы органов местного самоуправления.

Семинару предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением лекционного материала и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также в литературе, рекомендованной преподавателем.

Подготовка к семинарским занятиям включает домашний разбор и оценку конкретных ситуаций, решение практических задач с применением нормативного материала. По согласованию с преподавателем или его заданию студент может подготовить рефераты по отдельным темам дисциплины.

В процессе подготовки к семинару студент может воспользоваться консультациями преподавателя. Примерные темы докладов, рефератов и вопросов для обсуждения приведены в настоящих методических указаниях.

Семинары могут проводиться и в форме учебных конференций. Конференция включает в себя выступления студентов с подготовленными докладами по отдельным политико-правовым темам. Основу докладов, как правило, составляет содержание подготовленных студентами рефератов. Желательно предварительно представить текст доклада преподавателю для ознакомления.

Качество учебной работы студентов преподаватель может оценивать, выставляя текущие оценки в рабочий журнал. Студент имеет право ознакомиться с выставленными ему оценками. Необходимо помнить, что большинство вопросов по дисциплине «Муниципальное право России» выносятся на итоговую государственную аттестацию. Опыт показывает, что наибольшее число неверных (неполных) ответов допускается студентами по темам «Понятие и природа местного самоуправления. Местное самоуправление как основа конституционного строя», «Территориальная организация местного самоуправления», «Органы местного самоуправления», «Экономическая основа местного самоуправления», «Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Контроль и надзор за их деятельностью». Поэтому студентам нужно уделить особое внимание изучению материалов этих тем.

Важным видом работы студента при изучении дисциплины «Муниципальное право России» является самостоятельная работа.

Самостоятельная работа должна носить творческий и планомерный характер. Нельзя надеяться только на тот материал, который был озвучен в ходе лекций или семинарских занятий, необходимо закрепить его и расширить в ходе самостоятельной работы. Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», то есть предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции.

Ошибку совершают те студенты, которые надеются освоить весь материал только за время подготовки к экзамену. Опыт показывает, что уровень знаний у таких студентов, как правило, является низким, а главное – недолговечным.

В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальные, так и в составе учебной группы. С графиком консультаций преподавателей можно ознакомиться на кафедре.

Для студентов, обучающихся по заочной форме обучения, самостоятельная работа являетсяосновным видом работы по изучению дисциплины. Она включает изучение материала установочных занятий и рекомендованной литературы, выполнение заданий преподавателя (домашних контрольных заданий, рефератов). Особое внимание следует обратить на выполнение курсовой работы, предусмотренной учебным планом.

Самостоятельную работу по изучению дисциплины «Муниципальное право России» целесообразно начинать с изучения установленных требований к знаниям, умениям и навыкам, ознакомления с разделами и темами дисциплины в порядке, предусмотренном учебной программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить данную тему по учебнику, придерживаясь рекомендаций преподавателя по методике работы над учебным материалом, данных в ходе установочных занятий.

Затем полезно ознакомиться с первоисточниками (или извлечениями из них), то есть работами выдающихся ученых-юристов в области муниципального права. При желании или по рекомендации преподавателя можно составить их краткий конспект.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.