Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы местного самоуправления




 

Правовую основу местного самоуправленияв Российской Федерации составляют:

– общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;

– Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти);

– конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

– уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Составной частью правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации является Европейская хартия местного самоуправления, которую Россия ратифицировала в полном объеме в 1998 г.

Нормативное правовое регулирование организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации осуществляется на трех уровнях: федеральном, уровне субъектов РФ и местного самоуправления.

Первый уровень нормативного правового регулирования.

Конституция, Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации” от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ занимают особое место в правовой основе местного самоуправления. Конституция признает и гарантирует местное самоуправление как особый уровень власти в государстве, относя при этом местное самоуправление к основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 3, 12).

В соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Конституция закрепляет в соответствии с Европейской хартией местного самоуправления важнейшие исходные начала организации местного самоуправления, составляющие правовой фундамент муниципального развития в нашей стране. К ним от­носятся, прежде всего, положения о признании и равной защите муниципальной собственности наряду с другими формами собст­венности; о праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверж­дать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.

Кроме того, Конституция РФ, признавая право граждан на местное самоуправление, гарантирует его осуществление в го­родских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций через формы пря­мой и представительной демократии. Она определяет также сферу деятельности местного самоуправления: вопросы местного значения, допуская при этом возможность наделения орга­нов местного самоуправления отдельными государственными пол­номочиями. Конституция РФ устанавливает важнейшие гарантии прав местного самоуправления:

а) самостоятельность определения населением структуры органов местного самоуправления;

б) необходимость учета мнения населения при изменении гра­ниц территории, в которых осуществляется местное самоуправление;

в) обязательность передачи органам местного самоуправления соответствующих материальных и финансовых средств при наде­лении их отдельными государственными полномочиями;

г) судебная защита прав местного самоуправления.

Основополагающие начала организации и деятельности местного самоуправления, опреде­ляемые Конституцией РФ, получили развитие в Федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, в котором определяются единые принципы формирования и развития правовых, территориальных, организационных и экономических основ местного самоуправления, гарантии муниципальной деятельности, ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, разграни­чива­ются полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” играет особую роль в системе федеральных законов, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 5 этого Федерального закона ему не могут противоречить другие федеральные законы и (или) иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы местного значения.

Важнейшую роль в правовом регулировании местного самоуправления играют Налоговый кодекс, устанавливающий перечень местных налогов и сборов, и Бюджетный кодекс, развивающий нормы Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” в бюджетной сфере, в частности, устанавливающий нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в местные бюджеты на постоянной долговременной основе.

Важное место в системе нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти о местном самоуправлении занимают указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, издаваемые по вопросам местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными законами, Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и другими федеральными законами.

Важнейшее значение для формирования правовой основы местного самоуправления имеют постановления Конституционного Суда РФ, в которых затрагиваются вопросы местного самоуправления.

Второй уровень нормативного правового регулирования.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты. В них органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право осуществлять правовое регулирование:

вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”;

прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправ­ления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государствен­ных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

В случае противоречия конституции (устава), закона, иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и устанавливающих права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и другим федеральным законам применяются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и другие федеральные законы.

Законодательное регулирование субъектами Российской Федерации особенностей организации местного самоуправления осуществляется с учетом исторических и местных традиций в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

К третьему уровню нормативного правового регулирования относятся муниципальные правовые акты.

В систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования;

2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации, в случае, если глава муниципального образования является главой местной администрации.

Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления.

Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

Порядок подготовки, вступления в силу, отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия устанавливается Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Устав муниципального образования является основным нормативным правовым актом в системе муниципальных правовых актов, актом высшей юридической силы. Уставом муниципального образования должны определяться:

1) наименование муниципального образования;

2) перечень вопросов местного значения;

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствую­щих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек – населением непосредственно на сходе граждан.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

Решение вопросов местного значения непосредственно гражданами муниципального образования осуществляется путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме (сходе граждан). Сходы граждан проводятся в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом не более 100 человек. Порядок проведения схода и принятия сходом решений устанавливается Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.