Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Метод муниципального права




I. Понятие, предмет и особенности муниципального права Российской Федерации.

Другие информационные источники

Информационно-правовые системы «Гарант», «Консультант Плюс».

 

Термин «муниципальное право» употребляется в трёх основных значениях:

  1. Муниципальное право – как юридическая наука: это совокупность идей, взглядов, представлений, юридических знаний, теорий о местном самоуправлении, о формах, системе и практике его осуществления.
  2. Муниципальное право – как учебная дисциплина: это совокупность первичных знаний о наиболее важных положениях науки муниципального права.
  3. Муниципальное право – как комплексная отрасль права: это совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, на территории городских, сельских поселений и других муниципальных образований, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

P.S.: в Конституции РФ в отношении местного самоуправления применяются как термин «местный» (например: ст. 3, 12, 15, 130, 132), так и термин «муниципальный» (например: ст. 8, 9, 40 – 42). ФЗ №131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ч. 2 ст. 2 установил, что: «В законах и иных нормативно-правовых актах Российской Федерации, слова «местный» и «муниципальный» применяются в одном значении в отношении:

a) Органов местного самоуправления;

b) Находящихся в муниципальной собственности организаций и объектов;

c) В иных случаях касающихся осуществления населением местного самоуправления».

Таким образом, муниципальное право можно определить как право местного самоуправления.

Специфика муниципального права определяется двумя основными моментами:

  1. Муниципальное право не принадлежит к числу основных (базовых) отраслей права (коими являются Конституционное право, Гражданское право, Уголовное право и т.д.), а представляет собой вторичное, производное правовое образование, возникшее на базе (на стыке) основных отраслей права в результате развития местного самоуправления.
  2. Муниципальное право – комплексная отрасль российского права, т.е. многие нормы муниципального права одновременно являются нормами других отраслей российского права (например: институт муниципальных выборов и местных референдумов регулируется также нормами конституционного права; институт муниципальной собственности – также нормами гражданского права; институт местных налогов и сборов – также нормами финансового права (налогового права)).

Предмет муниципального права как отрасли – это общественные отношения, которые возникают в процессе организации и осуществления местного самоуправления на территории муниципального образования, а также в процессе реализации органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Структура предмета муниципального права – включает 4 группы общественных отношений:

  1. Отношения, связанные со способностью местного населения непосредственно решать вопросы местного значения (например: отношения возникающие в связи с организацией и проведением местных референдумов, муниципальных выборов, собраний, сходов (сход граждан возможен только в сельском поселении, числом жителей менее 100 человек), конференций граждан, обращений граждан в органы местного самоуправления и т.п.).
  2. Отношения, связанные с организацией и деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе отношения в сфере муниципальной службы, отношения связанные с функционированием различных отраслей местного хозяйства (через определение компетенции муниципального образования и статуса различных объектов муниципального имущества).
  3. Отношения, возникающие в процессе реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий переданных им в соответствии с законодательством.

Вывод: все отношения составляющие предмет муниципального права объединяет один общий признак, а именно, способность территориально организованного населения (т.е. населения муниципального образования) решать вопросы местного значения как непосредственно или через органы местного самоуправления.

 

Метод муниципального права – это совокупность приёмов, средств и способов, посредством которых муниципальное право воздействует на общественные отношения, на поведение граждан и организаций в этих отношениях. Специфика муниципального права в том, что оно лишено собственного основного метода правового регулирования. В муниципальном праве имеет место синтез (т.е. сочетание) методов основных отраслей права. Таким образом, метод муниципального права носит смешанный характер, что объясняется комплексной природой данной отрасли права.

В теории права выделяют два основных метода правового регулирования:

Императивный. Диспозитивный.
Основан на принципе «власть – подчинение» и присущ отраслям публичного права. Основан на принципе «равенства сторон» в правоотношениях и присущ отраслям частного права (например: гражданское право).

Поскольку предмет муниципального права как сферу публичного, так и сферу частного права, то используемый данной отраслью права метод основывается на сочетании императивного и диспозитивного методов правового регулирования. Местное самоуправление – это одна из форм народовластия (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ), а значит, является преимущественно публично-правовым институтом, а это в свою очередь означает, что для него свойственно преобладание императивного метода правового регулирования. В частности данный метод используется при регулировании властной деятельности органов местного самоуправления, а также отношений в сфере муниципальной службы (примеры использования императивного метода: ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132 Конституции РФ; примеры по ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: ч. 2 ст. 3, ч. 3 ст. 7).

В муниципальном праве используется также и диспозитивный метод правового регулирования, в частности, в имущественных (гражданско-правовых) отношениях, в которые вступают органы местного самоуправления. Так в Гражданском кодексе РФ (п. 1 ст. 124) сказано: «… городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами».

Кроме императивного и диспозитивного методов в муниципальном праве также используются:

  1. Метод гарантий – его суть: государство не только провозгласило местное самоуправление, но и установило систему условий и средств, при которых возможно его реальное осуществление (например: ч. 4 ст. 3 ФЗ №131 или ч. 3 ст. 23 ФЗ №131).
  2. Метод рекомендаций: заключается в принятии на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ, актов адресованных органам местного самоуправления и носящих рекомендательный характер.
  3. Метод саморегулирования: он присущ автономному уровню, охватывающему отдельные муниципальные образования. Речь здесь идёт о нормах, принятых:

· Непосредственно местным населением (на местном референдуме, либо сходе граждан);

· Органами и должностными лицами местного самоуправления.

Метод саморегулирования распространяется на все муниципальные образования в пределах РФ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.