Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Муниципальные системы (модели) в зарубежных странах




 

В мире сложилось четыре основные системы местного самоуправления: англосаксонская, континентальная (европейская), иберийская (испанская) и система советов (в СССР и других странах социалистического лагеря). При этом основой для типологизации служат принципы взаимоотношений между центральной властью и регионами и соответственно разграничение между ними компетенции в вопросах управления территорией.

В рамках англосаксонской модели, получившей распространение в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других стра­нах, местные представительные органы выступают автономно, не подчиняясь центральной власти. Здесь на местах отсутствуют полномочные представители правительства, опекающие местные выборные органы. Однако контроль за деятельностью местных органов в конкретных сферах существует (например, в сфере образования, охраны окружающей среды, социальных услуг, финансов). Такой контроль осуществляют соответствующие министерства и другие центральные органы управления.

Муниципалитеты рассматриваются как автономные образования, которые осуществляют власть в интересах населения на основании законов. Правовая база муниципального управления была создана статутами, которые принимал парламент, определяя сферы самостоятельности регионов и их взаимоотношения с центральными органами власти.

Большую роль в регулировании деятельности местных органов играют также местные парламентские статуты, которыми устанавливаются особые статусы городов, графств и других регионов. К примеру, такой статус имеют 178 городов Англии и Уэльса.

В отличие от англосаксонской системы американская модель имеет некоторые особенности. Статус органов местного управления определяется фор­мулой «муниципалитеты — креатуры штатов». Вопросы организации и деятельности муниципалите­тов определяются законодательством штатов.

Важным элементом правового статуса местных органов в США являются муниципаль­ные хартии, которые принимаются муниципальными органами на осно­ве конституции штата..

 

Вторая модель местного самоуправления - европейская (континен­тальная). Такая модель присуща Франции, Италии, Польше, Болгарии и другим страна­м. Она строится на основе сочетания выборности представительных и ис­полнительных органов местного самоуправления и назначении полномочных представителей государственной власти, которые имеют свой круг полномочий.

Основы континентальной (европейской) системы местного самоуправления были заложены во Франции еще в конце XVIII – начале XIX в. Эта система исходила из самостоятельности местных сообществ, но при наличии контроля центральной власти.

Децентрализация 1982 г. обеспечила местным сообществам большую самостоятельность в решении своих дел. В этих целях были приняты законы о разделении компетенции между коммунами, департаментами, регионами и государством. Затем они были дополнены другими законами, затрагивающими вопросы организационного строения регионов, проведе­ния местных выборов, учас­тия граждан в деятельности местного самоуправления.

Основой местного самоуправления во Франции являются ком­муны. Каждая коммуна имеет совет, который избирает из своего состава мэра. Мэр осуществляет свои полномочия под контролем муниципального совета и представителя государства - префекта, который наблюдает за законностью принимае­мых решений. В необходимых случаях он вправе на­правлять решения коммун в административный суд на предмет их отмены как противоречащих закону.

Определенную специфику имеет муниципальная система, сложившаяся в Германии. Основным звеном местного самоуправления является коллегиаль­ный исполнительный орган – магистрат. Он формируется местным предста­вительным органом. Во главе магистрата находится бургомистр.

Местные органы власти в Германии в настоящее время образуются в районах, городах и в общинах. Считается, что государство делегирует часть своих функций органам самоуправления.

Третья модель местного самоуправления может быть названа иберийской. Она получила распространение в Испании, Португалии и многих испано-язычных государствах Латинской Америки. В рамках данной модели на всех уровнях административно-территориальной структуры госу­дарства есть выборные советы, а также избираемые населением или советом их исполнительные органы. Назначаемых сверху должностных лиц нет, однако избранный руководитель местного исполнительного органа утверждается цен­тром как представитель государства.

 

Значительным своеобразием отличалась советская муниципальная система, которая к настоящему времени во многом отошла в историю. Она продолжает сохраняться лишь в Ки­тае, КНДР, Кубе и некоторых других странах.

Местный представительный орган рассматривается как орган государст­венной власти, избирающий в свою очередь другой государственный орган - исполнительный комитет как коллегиальный орган управления в данной административно-территориальной еди­нице. Государственные должностные лица для контроля за деятельно­стью Совета не назначаются, но советы как органы государственной власти подчинены по вертикали вышестоящим представительным ор­ганам.

В Российской Федерации акцент делается на исклю­чительные полномочия населения по решению вопросов местного значения. В этом заключается особенность современной российской модели местного самоуправления, которая получила юридическое за­крепление на конституционном уровне.

 

 

Тема 3. Основные принципы, функции и формы местного самоуправления

 

1. Конституционные принципы организации и деятельности местного самоуправления.

2. Функции местного самоуправления.

3. Формы осуществления местного самоуправления.

4. Система органов местного самоуправления в РФ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.