Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Местного самоуправления. Конституционные принципы организации и деятельности




Конституционные принципы организации и деятельности

 

Под конституционными принципами местного самоуправления понимаются закрепленные в Конституции РФ основные начала, опре­деляющие организацию и функционирование институтов местного са­моуправления.

К их числу относятся следующие положения:

1) самостоятельность решения населением вопросов местного зна­чения;

2) организационное обособление органов местного самоуправления от органов государственной власти;

3) соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам;

4) многообразие организационных форм осуществления местного са­моуправления;

5) законность в организации и деятельности местного самоуправ­ления;

6) гласность и учет общественного мнения в деятельности местного самоуправления;

7) запрет на ограничения прав местного самоуправления.

 

1.В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправле­ние призвано обеспечить самостоятельное решение населением вопросов местного значения. В этом суть местного самоуправления.

Конституционное положение о самостоятельности местного само­управления в пределах своих полномочий соответствует нормам Евро­пейской Хартии местного самоуправления, которая предусматривает, что «органы местного самоуправления в пределах, установленных за­коном, обладают полной свободой действий для осуществления собст­венных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти».

Самостоятельность местного самоуправления подразумевает пря­мой запрет для органов государственной власти и их должностных лиц осуществлять в любых формах функции местного самоуправления, а также образовывать органы и назначать должностных лиц местного са­моуправления. Муниципальные образования самостоятельно устанав­ливают общеобязательные правила по предметам своего ведения, при­нимают планы и программы социально-экономического развития. Население самостоятельно определяет конкретные формы осуществ­ления местного самоуправления иструктуру муниципальных органов.

 

2. Организационное обособление органов местного самоуправления от органов государственной власти какпринцип организации местного самоуправления определяет место местного самоуправления в системе управления обществом и государ­ством.

Публичная власть осуществляется в России на трех уровнях: феде­ральном, уровне субъектов РФ и муниципальном. Первые два уровня представляют государственную власть, а третий - уровень ме­стного самоуправления.

Конституция РФ, устанавливая организационную обособленность местного самоуправления, закрепляет за ним собственную компетенцию, в пределах которой оно самостоятельно.

Как и всякая публичная власть, местное самоуправление имеет об­щую основу с государственной властью, которая на муниципальном уровне приобретает новые черты, связанные, прежде всего, с возмож­ностью ее осуществления непосредственно за счет использования по­тенциала самоорганизации граждан.

 

3. С оразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам означает, что местные сообщества получают такие полномочия, которые необходимы для полного удовлетворения интересов проживающего на данной территории населения.

Экономическая самостоятельность местного самоуправления оп­ределяется наличием муниципальной собственности и правом на са­мостоятельное управление ею. К объектам муниципальной собствен­ности относится имущество органов местного самоуправления, вклю­чая средства местного бюджета и другие финансовые ресурсы, муни­ципальный жилищный фонд, объекты инженерной и социальной инфраструктуры, предприятия, земельные участки и другое движимое и недвижимое имущество.

Финансовую основу местного самоуправления составляет право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, ут­верждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы (ст.132 Конституции РФ).

За муниципальными образованиями закрепляются отчисления от феде­ральных налогов и налогов субъекта Российской Федерации, которые являются доходными источниками местного бюджета. Кроме этого для нормального обеспечения жизнедеятельности населения органы местного самоуправления должны сами «зарабатывать» дополнитель­ные средства за счет предоставляемых населению платных услуг.

 

4. Многообразие организационных форм осуществления местного са­моуправления обеспечивается за счет учета и использования исторических, национальных, культурных и иных местных традиций.

Этот принцип можно рассматривать в трех аспектах: а) территориальном; б) национальном; в) структурном.

Территориальный аспект предполагает осуществление местного са­моуправления в границах различных административно-территориаль­ных единиц с учетом исторических особенностей и устоявшихся тра­диций. Так, в Саратовской области муниципальные образования созданы в составах районов, административных центров соответст­вующих районов и округов; в Астраханской области - в городских, районных и сельских поселениях; в Пензенской области - в городских и сельских поселе­ниях, а районы являются государственными административно-терри­ториальными единицами.

Национальный аспект обусловлен этническим многообразием насе­ления Российской Федерации. Органы местного самоуправления не­посредственно выражают интересы жителей и способствуют более гибкому учету их этнокультурных запросов.

Необходимость учитывать исторические и иные местные традиции является требованием, которое последовательно реализуется в россий­ском законодательстве о местном самоуправлении. Базовое положение определяется в ч. 1 ст. 131 Конституции РФ, где указывается, что мест­ное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных тра­диций.

Закон о местном самоуправлении 2003 г. допускает, чтобы местные обычаи и традиции учитывались при установлении наименований ор­ганов местного самоуправления и определении символики муници­пального образования.

Анализ наименований представительных органов местного само­управления показал, что. в большинстве административных центров субъектов Федерации, являющихся муниципальными образованиями, представительный орган именуется городской думой - в 31 муници­пальном образовании, в 12 городских муниципальных образованиях - городской совет, в 9 — городской Совет народных депутатов, в 5 - городское собрание. В большинстве районных муниципальных образо­ваний представительные органы именуются собраниями представи­телей.

Структурный аспект предполагает разнообразие в избрании насе­лением той или иной модели организации местного самоуправления.

 

5. Законность в организации и деятельности местного самоуправ­ления. Реализация принципа законности обеспечивается посредством та­ких форм, как контроль и надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, за соблюдением ими прав и свобод человека и гражданина, а также путем обжалования неправомерных решений и действий органов и должностных лиц местного самоуправления в су­дебном порядке.

Обязательная государственная регистрация уставов муниципаль­ных образований обеспечивает контроль за соответствием уставов дей­ствующему законодательству.

 

6. Гласность и учет общественного мнения в деятельности местного самоуправления как принцип организации и деятельности местного самоуправления имеет различные формы проявления. Во-первых, он означает информирование населения о заседаниях представительного органа муниципального образования, о вопросах, решаемых выборными и другими органами местного самоуправления. Во-вторых, органы мест­ного самоуправления должны доводить до сведения граждан содержа­ние решений, принимаемых ими. В-третьих, органы местного само­управления должны использовать традиционные организационно-массовые формы работы с избирателями, обязаны рассматривать про­екты правовых актов, внесенные населением, на открытом заседании с участием представителей населения. Результаты рассмотрения долж­ны быть официально опубликованы (обнародованы).

 

7. Запрет на ограничения прав местного самоуправления.

В ст. 133 Конституции РФ указано, что местное самоуправление в России га­рантируется следующими положениями: 1) правом на судебную защиту; 2) правом на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти; 3) запретом на ограничение прав местного самоуправления, установ­ленных Конституцией и федеральными законами.

На государственные органы возлагаются функции обеспечения, охраны и защиты местного самоуправления. К ним, в ча­стности, относится разработка правовой основы организации и дея­тельности местного самоуправления; установление правовых гарантий экономической, финансовой и организационной самостоятельности местного самоуправления; соблюдение принципов взаимодействия муниципальных органов и органов государственной власти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.