Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система органов местного самоуправления




Формы осуществления местного самоуправления

 

Федеральный закон о местном самоуправлении 2003 г. закрепляет три основные формы, посредством которых осуществляется местное самоуправление в Российской Федерации:

1) формы непосредственной демократии;

2) деятельность выборных и других органов местного самоуправления;

3) другие формы участия населения в деятельности местного самоуправления.

Непосред­ственная демократия в системе местного самоуправления осущест­вляется путем различных форм прямого волеизъявления населения или его отдельных групп, проживающих в границах районов, городов, районов в городах, поселков, сельских поселе­ний, в которых осуществляется местное самоуправление.

Посредством таких форм прямой демократии, как выборы, собрания населения и ряда других, обеспечивается фор­мирование и функционирование всех важнейших звеньев системы местного самоуправления - его органов. Кроме того, роль непосредственной демократии в осуществлении местного самоуправления определяется тем, что некоторые ее формы (местные референдумы, собрания (сходы) граждан и др.) входят в систему местного самоуправления, состав­ляя ее неотъемлемую часть.

Формой осуществления местного самоуправления является также деятельность выборных и других органов местного самоуправления, на которые возлагается повседневная работа на территории соответствующих муниципальных образований. Местные органы власти могут с большей эффективностью обеспечивать учет интересов малых сообществ при проведении государственной политики; оптималь­но сочетать интересы регионов и го­сударства в целом.

Кроме вышеназванных форм осуществления местного самоуправления, имеются иные формы участия населения в осущест­влении местного самоуправления. В частности, можно отметить деятельность территориальных органов общественного самоуправления (уличных, домовых комитетов). В их дея­тельности проявляется гражданская инициати­ва населения.

 

Исходя из содержания Закона о местном самоуправлении 2003 года под системой органов местного самоуправления понимаются органы, осуществляющие на территории муниципального образования функции и полномочия местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона структуру органов местного самоуправления в Российской Федерации составляют:

1) представительный орган муниципального образования;

2) глава муниципального образования;

3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган);

4) контрольный орган муниципального образования;

5) иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Среди иных органов местного самоуправления Закон называет избирательную комиссию муниципального образования, отраслевые и территориальные органы местной администрации.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подот­четность, подконтрольность органов местного самоуправления, а так­же иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Органы идолжностные лица местного самоуправления, не являясь составной частью системы органов государственной власти, осуществляют деятельность, которая носит властный характер. Поэтому принимаемые ими в пределах своих полномочий решения обязательны на территории муниципального образования для всех предприятий, организаций, учреждений, должностных лиц, граждан, общественных объединений.

Первым по значимости органом местной власти является представительный орган, избираемый населением соответствующего муниципального образования. В соответствии со ст.14 Закона о местном самоуправлении наименование представительного органа устанавливается уставами муниципальных образований с учетом национальных, исторических и местных традиций.

Представительные органы муниципальных образований состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Закон о местном самоуправлении 2003 г. допускает формирование представительных органов в муниципальных районах из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений.

Закон устанавливает минимальный численный состав депутатов представительных органов поселений в зависимости от численности населения. Так, в поселениях или городских округах с числом жителем менее 1000 чел. должно избираться не менее 7 депутатов; в поселениях с числом жителей не менее 500 000 чел. – не менее 35 депутатов. Число депутатов представительного органа муниципального района не может быть менее 15 чел., представительного органа внутригородской территории города федерального значения – не менее 10 чел. В поселениях с числом жителей менее 100 чел. полномочия представительного органа могут осуществлять сходы граждан.

Порядок деятельности представительных органов муниципальных образований определяется регламентами данных органов.

Глава муниципального образования – это выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления по территории муниципального образования. Эта должность не является обязательной и существует только в тех муниципальных образованиях, где предусматривается уставом муниципального образования.

Глава муниципального образования избирается либо гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права, либо представительным органом местного самоуправления из своего состава.

Компетенция главы муниципального образования определяется уставом муниципального образования.

В соответствии с ч.2 ст.36 Закона глава муниципального образования может возглавлять либо представительный орган, либо местную администрацию (за исключением поселений с численностью населения менее 1000 чел., в которых глава муниципального образования одновременно может быть председателем представительного органа и главой местной администрации).

Местная администрация – это исполнительно-распорядительный орган муниципального образования. Она наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий.

Наименование, порядок формирования, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, иные вопросы организации и деятельности местной администрации определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ.

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Контрольный орган формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Более подробная характеристика вышеназванных органов местного самоуправления будет дана в последующих темах курса.

 

Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. и иное законодательство о местном самоуправлении

 

Правовой основой для построения модели местного самоуправления в Российской Федерации является Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который вступил в силу с 01.01.2006 г.

Развивая конституционные положения, он установил основы взаимоотношений органов государственной власти с местным самоуправлением; разграничил полномочия федеральных органов государствен­ной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления; определил перечень вопросов местного значения; закрепил правовую, территориальную, экономическую и финан­совую основы, гарантии и ответственность местного самоуправления.

Многие вопросы местного самоуправления регулируются в отраслевом законодательстве: административном, финансовом, гражданском и другом.

Помимо федеральных законов, муниципально-правовые отноше­ния регулируются значительным числом подзаконных актов.

По определенным вопросам местного самоуправления (система, структура органов местного самоуправления, выборы органов и должностных лиц и т: д.) могут издаваться указы Президента РФ. Например, Указ от 3 июня 1996 г. «О поэтапном формировании муниципальных органов общественного порядка» предусматривает подготовку законопро­ектов, связанных с формированием этих органов вне системы МВД, и рекомендует избирать руководителей муниципальных органов охраны общественного по­рядка населением муниципальных образований.

По функциональным вопросам, требующим единообразной регла­ментации в масштабах государства, принимаются постановления Пра­вительства РФ и ведомственные акты федеральных органов исполни­тельной власти. Причем, функциональный характер подобных актов должен всецело сообразовываться с законами и указами.

Таким образом, к федеральным нормативным правовым актам, ре­гулирующим вопросы местного самоуправления, помимо федераль­ных законов, относятся нормативные акты Президента РФ (например, Указ Президента РФ от октября 1999 г. «Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации»), Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 27 июня 1996 г. «О некото­рых мерах по организации взаимодействия федеральных органов ис­полнительной власти с органами местного самоуправления») и акты Конституционного Суда Российской Федерации (например, поста­новление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основно­го закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Устав (Ос­новной закон) Курской области».

В настоящее время в общей сложности более 300 федеральных законов, Российской Федерации содержат нормы муни­ципального права. Более 1600 федеральных подзаконных актов явля­ются источниками муниципально-правовых норм, в том числе свыше 500 указов Президента РФ, более 1100 постановлений Правительства РФ, а также нормативные акты иных органов исполнительной власти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.