Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Муниципальные выборы




Ведя речь об избираемых должностных лицах местного самоуправления, их статусе, безусловно, необходимо представлять себе сущность и особенности муниципальных выборов.

Муниципальные выборы - стадия формирования местной публичной власти. Они являются единственным способом формирования депутатского корпуса представительных органов местного самоуправления, а также замещения должностей глав муниципальных образований. В уставах муниципальных образований круг должностных лиц местного аппарата власти, подлежащих избранию, может расширяться.

Следует также принимать во внимание, что современное законодательство о местном самоуправлении предусматривает возможность формирования органов местного самоуправления как традиционным способом - непосредственно (прямые выборы) гражданами, так и иными органами местного самоуправления (непрямые выборы). Во втором случае, представительный орган муниципального района может состоять из глав поселений, входящих в состав района, депутатов представительных органов данных поселений. По сути, это вариант непрямых двухстепенных выборов. Еще один вариант непрямых выборов - избрание главы муниципального образования представительным органом местного самоуправления. Получается, что наряду с избирателями субъектами выборов оказываются представительные органы власти.

Правовую основу муниципальных выборов составляют Федеральные законы "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" от 26 ноября 1996 г. Последний Закон имеет выборочное действие. Он применяется лишь тогда, когда выборы органов местного самоуправления не могут быть проведены на основе актов конкретных субъектов Федерации, муниципальных образований, например, ввиду их неконституционности. Этим Законом утверждено Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.

Конституции (уставы), а также законы субъектов РФ о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления также имеют существенное регулятивное значение в вопросах муниципальной избирательной демократии. В ряде субъектов РФ приняты избирательные кодексы, регулирующие организацию как выборов уровня субъекта Федерации, так и местных выборов (Алтайский край, Воронежская область, Свердловская область). Нормы избирательного права содержатся также в уставах муниципальных образований.

В случае принятия в период избирательной кампании закона или устава муниципального образования, содержащих положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения соответствующих выборов, либо в случае внесения в указанный период в закон или устав муниципального образования изменений и дополнений, касающихся порядка подготовки и проведения соответствующих выборов, указанные нормативные правовые акты, изменения и дополнения применяются к выборам, назначенным после вступления в силу этих нормативных правовых актов, изменений и дополнений.

Названные акты закрепляют принципы участия в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, создания избирательных комиссий, составления списков избирателей, образования избирательных округов и участков, выдвижения и регистрации кандидатов, финансирования выборов, предвыборной агитации, голосования и подведения итогов выборов, а также некоторые другие.

В процессе участия в муниципальных выборах граждане Российской Федерации реализуют свои избирательные права:

· конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;

· право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов;

· право участвовать в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях.

Активным избирательным правом (право избирать) для выборов местного уровня является достижение 18-летнего возраста ко дню или на день официального голосования. Субъекты Российской Федерации вправе сами устанавливать возраст для обладания правом избираться (пассивное избирательное право) на должность главы муниципального образования, а также депутатами представительных органов местного самоуправления, но этот возраст должен определяться в пределах от 18 лет до 21 года включительно и не может быть более 21 года. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

Напомним, что согласно федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования имеют активное и пассивное избирательное право при выборах в органы местного самоуправления, а также пра также прво принадлежит инстранецй подсчет проводится за во участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах при наличии на этот счет двухстороннего международного договора Российской Федерации с государством, к которому принадлежит иностранец (то есть на условиях взаимности).

Правом избирать и быть избранными на местных выборах обладают и те российские граждане, которые одновременно обладают гражданством другого государства (других государств). Данный вывод следует из предписания ч. 2 ст. 62 Конституции РФ. Следует оговориться, что двойное или множественное гражданство не является препятствием для деятельного участия в местных выборах, если их носители отвечают и иным ограничительным цензам, введенным законодателем.

В активном избирательном праве при формировании муниципальных органов власти ограничены (не допускаются к голосованию на выборах):

· недееспособные граждане, признанные таковыми по суду (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ);

· лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ). К данной категории не относятся лица, подвергнутые административному аресту, в отношении которых избрана мера пресечения - заключение под стражу, в отношении которых вынесен обвинительный приговор суда либо не связанный с лишением свободы, либо предусматривающий лишение свободы, но на день голосования еще не вступивший в законную силу;

· граждане РФ, в отношении которых вступило в силу решение суда о лишении их права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

Местные избирательные системы в России представлены по преимуществу в виде двух типов:

· мажоритарной избирательной системы;

· пропорциональной избирательной системы.

Суть мажоритарной системы заключается в разделении избирательной территории муниципального образования на несколько территориальных округов, от каждого из которых избирается один (одномандатные округа) или несколько кандидатов (многомандатные округа) на основе абсолютного или относительного большинства голосов. Независимо от числа мандатов, положенных на избирательный округ, каждый из кандидатов в юридическом смысле ведет борьбу за свой мандат (полномочия) со всеми иными претендентами. Разновидностью мажоритарной системы являются выборы глав муниципальных образований. Здесь территория муниципального образования на избирательные округа не делится и подсчет голосов, поданных за кандидатов проводится в целом за все муниципальное образование.

Пропорциональная система предполагает, что депутатские места в представительном органе распределяются между списками кандидатов от разных избирательных объединений (как правило партий) и блоков, в зависимости от числа голосов, полученного каждым списком в рамках единой избирательной территории (единого избирательного округа), охватывающей всю территорию муниципального образования. Предвыборная борьба при пропорциональной системе ведется не между отдельными кандидатами, а между списками кандидатов (партийными списками). Депутатские мандаты распределяются вначале между последними, и уже после этого начинается распределение мандатов внутри отдельных списков между входящими в них кандидатами.

В субъектах РФ при проведении местных выборов в настоящее время преобладает мажоритарная избирательная система. Тот же подход предусматривает Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Хотя, например, Избирательный кодекс Свердловской области предусматривает право муниципальных образований в собственных уставах закреплять в соответствии с федеральным и областным законодательством как мажоритарную, так и пропорциональную системы выборов.

Порядок назначения муниципальных выборов сроки, официальное объявление в СМИ, и т.д.) определяется уставом муниципального образования. Этот вопрос может быть решен и на уровне законов субъектов Федерации.

Гарантии избирательных прав - это установленные Конституцией РФ, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации.

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов установлены Федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" от 26 ноября 1996 г., законами субъектов РФ. Нормы названных актов направлены на обеспечение реализации конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях их нарушения.

Порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов устанавливается федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ. В большинстве субъектов РФ уже приняты такие законы, которые определяют порядок выборов муниципальных органов либо исчерпывающим образом, либо предусматривая возможность разных подходов к их проведению. И в этой связи органами муниципальных образований принимаются нормативные акты, учитывающие особенности выборов на своей территории в рамках законов соответствующих субъектов РФ.

Официальное опубликование (обнародование) полных данных о результатах выборов в органы местного самоуправления осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования.

 

4.Муниципальная служба, муниципальные должности, муниципальные служащие.

Помимо избираемых должностных лиц, в местном самоуправлении большую, подчас решающую роль играют невыборные должностные лица – муниципальные служащие. Остановимся на этом вопросе подробнее.

Служба в органах местного самоуправления именуется муниципальной службой. Названная деятельность, именуемая службой, понимается как один из видов платной общественно полезной активности, состоящей в управлении, его обслуживании (делопроизводственном, техническом и др.) или социально-культурном обслуживании людей[86].

В законодательстве под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность, осуществляемая на постоянной основе на муниципальных должностях, не являющихся выборными (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»).

Муниципальная служба в РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.42), Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ, законами субъектов РФ.

Для уяснения статуса муниципального служащего, важно отмежевать это понятие от сопутствующих ему. В этом плане представляется важным уяснить суть такого понятия, как муниципальная должность.

Муниципальная должность - должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Муниципальные должности делятся на:

· выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также на основании решений представительных или иных выборных органов местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;

· иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора.

Российский законодатель рассматривает как муниципальную службу только профессиональную деятельность на так называемых иных муниципальных должностях.Профессиональная деятельность главы муниципального образования, иных выборных лиц местного самоуправления, депутатов под понятие муниципальной службы не попадает. Равно как и лиц, которые эпизодически помогают органам местного самоуправления (консультанты, эксперты, специалисты и другие помощники), а также лиц, исполняющих в органах местного самоуправления обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления.

Классификация муниципальных должностей устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта РФ.

Должности муниципальной службы подразделяются на четыре основные категории.

1.Руководители - это должности руководителей и заместителей руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных подразделений (органов) местного самоуправления, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничений срока полномочий.

2.Помощники (советники) – это должности, учреждаемые для содействия должностным лицам местного самоуправления в реализации их полномочий, замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц. В данную категорию входят, в частности, должности помощника главы муниципального образования, советника (консультанта) главы муниципального образования, пресс-секретаря главы муниципального образования.

3.Специалисты - это должности, учреждаемые для профессионального обеспечения осуществления органом местного самоуправления своих задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий.

4.Обеспечивающие специалисты – это должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности органов местного самоуправления и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета. Минимально необходимые расходы муниципальных образований на муниципальную службу учитываются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации при определении минимальных местных бюджетов.

Неблагоприятная кадровая ситуация в сфере муниципальной службы является общей проблемой, затрудняющей функционирование местного самоуправления. Общая численность муниципальных служащих на 1 января 2002 г. составила 283,7 тыс. человек, из них 12,1 тыс. занимали выборные муниципальные должности. Более 75,5% всех муниципальных служащих составляют женщины. Средний возраст муниципальных служащих составляет 43 года. 59,8% муниципальных служащих имели высшее профессиональное образование, а 35,1% - среднее. При этом базовым высшим профессиональным образованием по профильной специальности «Государственное и муниципальное управление» обладает лишь 3% муниципальных служащих, по специальности «Юриспруденция» - 6,6%. Острый дефицит квалифицированных управленцев препятствует рациональному использованию ресурсов, снижает качество предоставляемых населению услуг, снижает общую эффективность местного уровня власти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.