Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям




Организационное обособление местного самоуправления: его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций

 

Основное содержание рассматриваемого принципа раскрыва­ет статья 12 Конституции Российской Федерации: органы мест­ного самоуправления не входят в систему органов государствен­ной власти. Государство, таким образом, признает местное само­управление в качестве самостоятельного уровня, самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. В со­ответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправле­ния.

Принцип организационного обособления местного самоуправ­ления призван прежде всего обеспечить возможность муници­пальным образованиям, «не нарушая более общих законодатель­ных положений», - как провозглашает статья 6 Европейской Хартии о местном самоуправлении, - самим «определять свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отве­чали местным потребностям и обеспечивали эффективное управ­ление». В соответствии с данным положением статья 131 Консти­туции Российской Федерации закрепляет, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоя­тельно.

Рассматриваемый принцип предопределяет основы взаимоот­ношений муниципальных образований между собой, муниципаль­ных органов и органов государственной власти, а также статус муниципальных служащих.

Согласно статье 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. муниципальным образованиям должна обес­печиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между ними. При этом подчиненность одного муниципального образования другому не допускается. Наименование органов местного самоуп­равления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и дея­тельности органов и должностных лиц местного самоуправления в соответствии со статьей 17 названного выше Закона должны определяться уставами муниципальных образований в соответст­вии с законами субъектов Российской Федерации.

На основе данного принципа строятся взаимоотношения орга­нов и должностных лиц местного самоуправления с государствен­ными органами и государственными должностными лицами. Фе­деральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. закрепляет, что:

а) образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государст­венной власти и государственными должностными лицами не допускается (ст. 17);

б) осуществление местного самоуправления органами государ­ственной власти и государственными должностными лицами не допускается (ст. 14);

в) должностные лица местного самоуправления не относятся к категории государственных служащих (ст. 1);

г) решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недейст­вительными по решению суда (ст. 44).

Вместе с тем муниципальное законодательство не только обес­печивает защиту местного самоуправления от незаконного вме­шательства государственных органов в деятельность органов местного самоуправления, но и устанавливает основы их тесного взаимодействия.

Органы местного самоуправления вступают во взаимодейст­вие с органами государственной власти, реализуя отдельные го­сударственные полномочия, которыми они могут наделяться за­коном в соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации, а также осуществляя решения, принятые органами государственной власти, оказывая в соответствии с законом со­действие государственным органам в выполнении их задач и функций на местном уровне.

Федеральный закон «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. наделяет представительные органы местного самоуправле­ния правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации, а также закрепляет обязанность органов государственной власти, государственных должностных лиц рассматривать направленные им обращения органов и должностных лиц местного самоуправ­ления.

Государственные органы обеспечивают соблюдение законнос­ти в деятельности местного самоуправления.

 

 

Европейская Хартия о местном самоуправлении исходит из того, что финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом полномочий (ст. 9). Этот важнейший принцип местного самоуправления получил свое правовое закрепление в Конститу­ции Российской Федерации, законодательстве о местном самоуп­равлении. Без его реализации невозможно обеспечить самостоя­тельность, реальность и эффективность местного самоуправ­ления.

Конституция Российской Федерации, гарантируя экономичес­кую и финансовую самостоятельность местного самоуправления, признает и защищает наравне с другими формами собственности муниципальную собственность (ст. 8). В муниципальной собствен­ности находятся имущество органов местного самоуправления, включая средства местного бюджета и другие финансовые ресур­сы, муниципальный жилищный фонд, объекты инженерной и социальной инфраструктуры, предприятия, земельные участки и другое движимое и недвижимое имущество.

Статья 132 Конституции Российской Федерации предоставля­ет органам местного самоуправления право самостоятельно фор­мировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавли­вать местные налоги и сборы.

Согласно статье 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. неотъемлемым атрибутом каждого муници­пального образования является муниципальная собственность и местный бюджет. Закон требует, чтобы муниципальным образо­ваниям была обеспечена экономическая и финансовая самостоя­тельность в соответствии с разграничением предметов ведения между муниципальными образованиями. Статья 6 данного Закона предусматривает, что в случае, если в границах территории му­ниципального образования имеются другие муниципальные обра­зования, то предметы ведения муниципальных образований, объ­екты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом субъекта Российской Фе­дерации, а в отношении внутригородских муниципальных обра­зований - уставом города.

Названный Федеральный закон закрепляет гарантии обеспе­чения минимальных местных бюджетов, которые должны форми­роваться на основе нормативов минимальной бюджетной обеспе­ченности, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с данным Федеральным законом органы местного самоуправления должны обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесен­ных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполне­ние которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации (ст. 37). Однако за­крепленный Законом механизм финансового обеспечения муни­ципальной деятельности в полной мере пока не действует: необ­ходимо приведение налогового, бюджетного законодательства в соответствие с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.

Важной гарантией реализации рассматриваемого принципа являются конституционные положения о финансировании осу­ществления отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться законом органы местного самоуправления и о компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (ст. 132 и 133).

Однако эти конституционные положения также требуют раз­работки правового механизма приведения их в действие. Так, на Всероссийском совещании по вопросам местного самоуправления (1995 г.) отмечалось, что федеральные органы власти, устанавли­вая льготы различным категориям граждан, перекладывают по существу на органы местного самоуправления ответственность за их реализацию, не восполняя при этом дополнительные расходы, которые вынуждены нести органы местного самоуправления*. И хотя Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. закрепил, что решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправ­ления, реализуются органами местного самоуправления в преде­лах переданных им в качестве компенсации средств, проблема сохраняется, ибо население обращается по этим вопросам прежде всего в органы местного самоуправления.

* См.: Всероссийское совещание по вопросам реализации конституционных положений о местном самоуправлении и организации государственной власти в субъектах Российской Федерации. Москва 17 февраля 1995 года. М.: Юрид. лит., 1995. С. 73.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.