Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полномочия местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов




 

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, не­драми, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Россий­ской Федерации.

Земля и другие природные ресурсы - основа жизни и дея­тельности народов, проживающих на соответствующей террито­рии. Государство регулирует земельные отношения в целях обес­печения рационального использования и охраны земель, создания условий для равноправного развития различных форм хозяйство­вания на земле, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды и охраны прав на землю физических и юридических лиц.

Важную роль в достижении этих целей играют органы мест­ного самоуправления, которые обладают широким кругом полно­мочий в области использования земли и других природных ре­сурсов.

Компетенция органов местного самоуправления в данной сфере определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Земельным кодексом Российской Федерации (1991 г.)*, Законом Российской Федерации «Об основах лесного законодательства Российской Федерации» (1993 г.), Законом Российской Федерации «О недрах» (в редакции от 3 марта 1995 г.) и другими законодательными актами.

* Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. ряд статьей Земельного кодекса Российской Федерации признан утратившим силу // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 52. Ст. 5085.

 

Конституция Российской Федерации, признавая и защищая равным образом муниципальную и иные формы собственности, закрепляет, что земля и другие природные ресурсы могут нахо­диться в муниципальной собственности.

Федеральный закон «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации» относит к терри­тории муниципального образования все земли в его границах независимо от форм собственности и целевого назначения: земли городских, сельских поселений, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образо­вания.

Установление и изменение границ муниципального образова­ния осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправ­ления, а также органов государственной власти. При этом закон не допускает изменения границ муниципального образования без учета мнения населения соответствующих территорий.

Закон относит к ведению местного самоуправления владение, пользование и распоряжение землей, находящейся в муниципаль­ной собственности, контроль за использованием земель на тер­ритории муниципального образования, а также регулирование использования водных объектов местного значения, месторожде­ний общераспространенных полезных ископаемых, недр для строительства подземных сооружений местного значения.

Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образо­вания.

Вопросы использования земли и других природных ресурсов затрагиваются органами местного самоуправления при решении других вопросов местного значения, в частности, при осуществлении дорожного строительства, благоустройства и озеленения территории, жилищного строительства и др.

Органы местного самоуправления призваны решать следую­щие основные задачи в области земельных отношений:

планирование и использование земель, находящихся в их ве­дении;

организация проведения работ по землеустройству;

оформление прав на пользование землей собственниками, землепользователями и арендаторами;

взимание платы за землю;

контроль за использованием земель на территории муници­пального образования.

Эти задачи решаются представительными органами местного самоуправления при осуществлении ими своих полномочий, ис­полнительными органами местного самоуправления (местной ад­министрацией), районными (городскими) комитетами по земель­ным ресурсам и землеустройству.

Планирование использования земель осуществляется органа­ми местного самоуправления прежде всего посредством утверж­дения генеральных планов, проектов планировки и застройки городских и сельских поселений, схем и проектов районной планировки.

Земли муниципального образования должны использоваться в строгом соответствии с указанными документами.

Принятию научно-обоснованных решений в области рацио­нального использования земель служит земельный кадастр. Зе­мельный кадастр - это свод систематизированных достоверных сведений о землях всех категорий. Он содержит сведения о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, категориям земель, о качественной характеристике и хо­зяйственной ценности земель.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 г. «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость»*, организа­ция ведения государственного земельного кадастра возложена на Комитет Российской Федерациипо земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органына местах, в частн­ости, на районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству. Руководители данных комитетов несут ответственность за достоверность сведений о землях, составляю­щих земельный кадастр.

* Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 50. Ст. 4868.

 

Данные земельного кадастра подлежат обязательному приме­нению при планировании и использовании земель.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 932 утверждена Федеральная целевая програм­ма «Создание автоматизированной системы ведения государст­венного земельного кадастра». Программа будет реализовываться в 1996-2000 гг. в два этапа, основными задачами которых будут соответственно создание нормативной правовой и технологичес­кой базы и создание земельно-информационного банка данных. Программа будет реализовываться за счет федерального бюдже­та, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также местных бюджетов. Органы местного самоуправления являются потреби­телями кадастровой информации. Достоверная и исчерпывающая кадастровая информация о составе, состоянии и движении зе­мельных ресурсов, полученная в результате реализации Програм­мы, позволит принимать более эффективные решения на всех уровнях, включая и местный, а также более точно прогнозировать и взимать налоговые платежи для пополнения местных бюджетов.

С начала 90-х годов в Российской Федерации идет процесс реформирования земельных отношений, происходит значитель­ное перераспределение земли, передача ее в частную и коллек­тивно-долевую собственность. Потребовалось провести инвента­ризацию земель населенных пунктов. Она осуществлялась на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12 июля 1993 г. «О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам»* в те­чение 1993-1995 гг. Для проведения инвентаризации земель в районах были созданы комиссии, в состав которых вошли: председатель соответствующего районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству (председатель комиссии), представи­тели природоохранного органа, архитектурно-строительной и санитарно-эпидемиологической служб, органов сельского и лесного хозяйства, представители поселковых, сельских администраций, а также собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы или их представители. Состав комиссии утверждал глава местной администрации.

* Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 29. Ст. 2686.

 

На основании проведенных работ комиссией были разработаны предложения по дальнейшему использованию выявленных в ходе инвентаризации земель. Инвентаризации подлежали земли всех категорий, не используемые в сельскохозяйственном производстве. Полученные в ходе инвентаризации земель ма­териалы послужили основанием для перерегистрации прав на землю и внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию. По состоянию на 1 января 1996 г. такие работы проведены на площади около 4,5 млн. га и в настоящее время продолжаются*. Органы местного самоуправ­ления организуют проведение работ по землеустройству, дают заключения по планам землеустроительных работ, проводимых на их территории.

* Российская газета. 1996. 14 авг.

 

Землеустройство включает систему мероприятий, направлен­ных на осуществление земельного законодательства, актов соот­ветствующих органов власти по организации использования и охраны земель, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов.

Землеустройство предусматривает, в частности:

разработку схем земельных ресурсов и схем землеустройства;

установление и изменение городской черты, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов;

составление проектов образований новых и упорядочения су­ществующих землевладений и землепользовании с устранением неудобств в расположении земель, отвод земельных участков в натуре, подготовку документов, удостоверяющих право собствен­ности на землю, и др.

Цель землеустройства определяется во многом целевым назна­чением земель. Проведение землеустроительных работ может быть организовано по инициативе: а) органов местного самоуп­равления; б) органов землеустройства; в) собственников земли, землепользователей или арендаторов земли.

Правовым основанием для начала этих работ служит решение соответствующего органа местного самоуправления (местной администрации).

Проект землеустройства состоит из графической и текстовой частей. В нем обосновываются основные направления рационального использования земель с учетом особенностей терри­тории.

Землеустроительные проекты составляются землеустроитель­ными организациями и представляются местными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству соответствующим орга­нам местного самоуправления в качестве материалов, обосновывающих их решения в области регулирования земельных отно­шений. Утвержденные и перенесенные в натуре на местность проекты землеустройства служат основой для выдачи собствен­нику земли, землепользователю документа, удостоверяющего право на земельный участок.

При установлении границ землепользовании в городах и дру­гих поселениях органы местного самоуправления должны руко­водствоваться Положением о порядке установления границ зем­лепользований в застройке городов и других поселений, утверж­денным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 г.* Положение, утвержденное указанным по­становлением Правительства Российской Федерации, разработа­но в целях закрепления и передачи земельных участков и прочно связанных с ними зданий и сооружений как единых объектов недвижимого имущества в городах и других поселениях в собст­венность, владение, пользование, аренду физических и юридичес­ких лиц, а также для их регистрации, налогообложения и осу­ществления сделок, связанных с недвижимостью.

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 6. Ст. 592.

 

До начала земельной реформы в Российской Федерациинебыло необходимости в регистрации землепользований, ибо они рассматривались исключительно как пространственный базис для решения градостроительных задач. Новый тип земельных отно­шений, основанный на многообразии форм собственности на землю, формировании рынка земли выдвинул задачу создания эффективной системы платежей за землю, регулирования всех операций с ней, защиты прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость. На решение этой задачи и направлено названное выше постановление Правительства Российской Федерации.

При установлении границ землепользований (межевании) органы местного самоуправления должны учитывать, что границы и размеры земельных участков, переданных в собственность, владение, пользование юридических и физических лиц, а также государственных и муниципальных земельных участков, сданных в аренду до принятия названного выше Положения, не подлежат пересмотру, за исключением случаев, предусмотренных феде­ральными законами.

Работы по межеванию проводятся на основании постановлений органов местного самоуправления или по заявкам владельцев недвижимости. Постановления органов местного самоуправления о межевании и сроки его проведения публикуются в местной печати.

Межевание включает: а) подготовительные работы (сбор за­явок на установление границ земельного участка, данных бюро технической инвентаризации и территориальных органов по зе­мельным ресурсам и землеустройству по всем объектам, распо­ложенным на территории, подлежащей межеванию, и т.д.); б) разработку плана межевания микрорайона или квартала, со­гласование его с физическими и юридическими лицами; в) уста­новление границ в натуре.

Разработка плана межевания осуществляется по инициативе органов местного самоуправления или владельцев недвижимости.

Границы земельных участков устанавливаются по красным линиям, осям внутренних проездов, другим границам.

К плану межевания прилагаются: акты согласования границ землепользований; каталог координат границ землепользований; перечень сервитутов; пояснительная записка.

План межевания утверждается решением органа местного самоуправления и является основанием для установления границ земельных участков в натуре, закрепления их межевыми знаками и регистрации недвижимости в установленном порядке.

Организация работ по межеванию внутри существующей жилой застройки может осуществляться комиссией, специально создаваемой органами местного самоуправления на период про­ведения работ по межеванию.

Органы местного самоуправления устанавливают границы и размеры земельных участков в кондоминимумах. При этом, со­гласно Федеральному закону «О товариществах собственников жилья» от 15 июня 1996 г.*, границы земельных участков в существующей застройке населенных пунктов, входящих в состав кондоминимума, определяются действующими землеотводами. Размеры же земельных участков для вновь строящихся объектов в кондоминимуме определяются в соответствии с требова­ниями градостроительных нормативов, исходя из условий обес­печения минимальных противопожарных и санитарных разрывов между зданиями в застройке населенных пунктов, доступа ко всем частям имущества.

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2963.

 

В целях эффективного использования земель, создания необ­ходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель осуществляется ме­лиорация земель, участие в которой принимают органы местного самоуправления. В муниципальной собственности могут нахо­диться мелиоративные системы и отдельно расположенные гид­ротехнические сооружения. Полномочия органов местного само­управления в области мелиорации земель закрепляются в Феде­ральном законе «О мелиорации земель» от 10 января 1996 г.* К ним относятся:

владение, пользование и распоряжение мелиоративными сис­темами и отдельно расположенными гидротехническими соору­жениями, находящимися в муниципальной собственности;

участие в экспертизе проектов мелиоративных систем и от­дельно расположенных гидротехнических сооружений;

координация и регулирование в пределах своей компетенции деятельности граждан (физических лиц) и юридических лиц в области мелиорации земель и др.

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 142.

 

Данные о мелиорированных землях подлежат внесению в государственный земельный кадастр.

Органы местного самоуправления осуществляют полномочия, связанные с оформлением права собственности на землю, а также иными действиями по владению, пользованию и распоря­жению землей в соответствии с действующим законодательством.

Совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства. Важную роль в регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в Российской Федерации играют указы Президента Российской Федерации. К ним в первую очередь относятся: Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»*, Указ Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю»** и др.

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 11. Ст. 1026.

** Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 44. Ст. 4191.

 

Органы местного самоуправления вправе передавать землю в собственность, предоставлять землю в пользование (бессрочное или временное), а также передавать землю в аренду.

Процедура оформления прав на земельный участок начинает­ся с поручения органа местного самоуправления (местной адми­нистрации) местному комитету по земельным ресурсам и земле­устройству произвести выбор земельного участка в натуре (на местности), с участием собственника, землепользователя. После этого составляется акт выбора земельного участка и местный комитет приступает к подготовке документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка. Подго­товленные документы представляются на рассмотрение и утверж­дение органа местного самоуправления (местной администрации). На основании данных документов инженер-землеустроитель местного комитета по земельным ресурсам и землеустройству производит отвод земельного участка (устанавливаются межевые знаки, составляется землеустроительная документация).

Свидетельство на право собственности на землю выдается местным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству на основании решения органа местного самоуправления о предо­ставлении земельного участка. Свидетельство подлежит регистра­ции в регистрационной (поземельной) книге.

В соответствии с порядком купли-продажи гражданами Рос­сийской Федерации земельных участков сделка по купле-продаже участков совершается собственником, выступающим в роли про­давца, и покупателем или уполномоченными ими лицами с офор­млением договора купли-продажи (купчей).

По желанию собственника участок может быть продан с помощью местного комитета по земельным ресурсам и землеу­стройству на конкурсе или аукционе.

Право собственности на участок переходит от продавца к покупателю с момента регистрации местным комитетом по зе­мельным ресурсам и землеустройству нотариально удостоверен­ной купчей. К купчей прилагается план участка. Купчая без прилагаемого к ней плана участка не подлежит регистрации.

Право собственности покупателя на землю регистрируется органом местного самоуправления (местной администрацией). При этом документ, удостоверяющий право собственности про­давца на участок, утрачивает силу или в него вносятся необходи­мые изменения, а покупателю выдается документ, удостоверяю­щий право собственности на купленный участок*.

* См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 23. Ст. 2114.

 

Документами, подтверждающими права землепользователя и арендатора, являются соответствующие договоры (договор арен­ды, договор временного пользования и др.).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. «Об упорядочении учета плательщиков земель­ного налога и арендной платы за землю»* органам местного самоуправления рекомендовано поручать районным и городским комитетам по земельным ресурсам и землеустройству подготовку договоров аренды земли, находящейся в муниципальной собст­венности, а также регистрацию заключенных договоров.

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 37. Ст. 3623

 

С начала 1991 г. в результате проведения земельной реформы около 40 млн. граждан Российской Федерации получили в собст­венность земельные участки, 12 млн. сельских жителей стали собственниками земельных долей (паев)*. Однако многие вопросы регулирования земельных отношений законодательно до сих пор не решены.

* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 11. Ст. 1026.

 

В целях совершенствования правового регулирования земель­ных отношений и углубления аграрной реформы на основе многообразия форм собственности на землю, равноправного раз­вития различных форм хозяйствования Президент Российской Федерации 27 октября 1993 г. издал Указ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», в котором содержатся положения, касающиеся полномочий мест­ного самоуправления в сфере земельных отношений.

Согласно Указу Президента Российской Федерации граждане, получившие участки в пожизненное наследуемое или бессрочное (постоянное) пользование либо взявшие их в аренду, имеют право на предоставление и выкуп этих участков в собственность в соответствии с действующим законодательством.

Каждому члену сельскохозяйственного предприятия, которо­му земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, также выдается свидетельство на право собственности с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре. При этом собственники земельных долей (паев) имеют право без согласия других собственников на выдел земельного участка в натуре для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, сдачи в залог и аренду и т.д.

Для ускорения процедуры оформления права собственности на земельный участок и земельную долю (пай) или выдела участка в натуре предусмотрено, что:

соответствующее заявление в органы местной администрации подлежит рассмотрению в месячный срок с момента его подачи;

решение (выписка из решения) органа местной администрации о предоставлении, продаже земельного участка в собствен­ность, переоформлении права на землю, выделе земельного участка либо об отказе в этих действиях подлежит выдаче в 7-дневный срок с момента принятия решения;

выдача комитетами по земельным ресурсам и землеустройства свидетельства производится на основании решения органов местной администрации в 10-дневный срок с момента принятия решения или регистрации договора купли-продажи.

При отсутствии чертежа границ земельного участка соответствующий комитет по земельным ресурсам и землеустройству в месячный срок после выдачи свидетельства производит установление и оформление границ земельного участка и выдает собственнику копию чертежа границ участка*. В целях обеспечения прав собственников земельных долей и имущественных паев в сельскохозяйственных коммерческих организациях, участник которых добровольно приняли решение об их реорганизации а также в целях упорядочения выдачи документов, необходимых для удостоверения прав на земельные доли и имущественные паи и оформления сделок с ними Правительство Российской Федерации приняло Постановление «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» от 1 февраля 1995 г.**, которым были одобрены Рекомендации по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи.

* См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 44. Ст. 4191.

** Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 7. Ст. 534.

 

В соответствии с указанными Рекомендациями после получения пакета документов (материалов) для выдачи свидетельств на право собственности на земельные доли и о праве на имущественные паи, который предварительно утверждается высшим ор­ганом управления сельскохозяйственной коммерческой органи­зации (общим собранием и т.п.), орган местного самоуправления (администрация) района:

в месячный срок принимает решение о передаче земель в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия) и о выдаче им свиде­тельств на право собственности на земельные доли;

устанавливает сроки подготовки, оформления и выдачи свиде­тельств на право собственности на земельные доли. Срок выдачи свидетельств собственникам земельных долей не должен превы­шать 1 месяца со дня принятия районной администрацией реше­ния об их выдаче.

Районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству проводит в данном случае необходимые землеустроительные ра­боты, уточняет и наносит на планово-картографический материал границы земель, на которые установлены ограничения в исполь­зовании и которые обременены правами других лиц, а также оформляет и выдает свидетельства на право собственности на земельные доли лицам, имеющим право на их получение, и регистрирует эти свидетельства.

В целях обеспечения защиты конституционных прав граждан на землю Президентом Российской Федерации был издан Указ «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта 1996 г.*, в котором (впредь до принятия Земельного кодекса Российской Федерации) предусмотрено, в частности, что:

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 11. Ст. 1026.

 

органы местного самоуправления в целях укрепления индиви­дуального сектора на селе в установленном порядке увеличивают за счет земельных долей (паев) предельные размеры земельных участков, представляемых гражданам для ведения личного подсо­бного хозяйства;

договоры на передачу земельных долей в аренду сельскохо­зяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяй­ствам, а также на передачу земельных долей или права пользова­ния ими в уставный капитал сельскохозяйственных организаций регистрируются в установленном порядке на местах в комитетах по земельным ресурсам и землеустройству;

органы местного самоуправления вправе по заявлению собст­венника выкупить его земельную долю в целях пополнения фонда перераспределения земель и их передачи (продажи) юридичес­ким лицам и гражданам для производства сельскохозяйственной продукции (порядок и условия выкупа устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации);

специалисты сельскохозяйственного профиля органов местно­го самоуправления (наряду с другими названными в Указе лица­ми) вправе получать земельные участки в собственность бесплат­но для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и исполь­зования в иных целях в соответствии с законодательством за счет свободных земельных паев хозяйств и фонда перераспределения земель на условиях, предусмотренных для бесплатной передачи земельных участков или земельных долей гражданам - сельским товаропроизводителям.

Указ Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. предусматривает также, что местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельных долей для образования крестьян­ского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного коопера­тива, иных сельскохозяйственных организаций и личного подсо­бного хозяйства или выкупа земельных долей органами местного самоуправления, определяется в месячный срок по соглашению между собственниками земельных долей.

В случае разногласий решение принимает орган местного самоуправления при участии комитетов по земельным ресурсам и землеустройству.

При несогласии собственников земельных долей с местополо­жением выделяемого им земельного участка споры решаются в судебном порядке.

Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 1992г.* утвержден Порядок продажи земельных участков при приватиза­ции государственных и муниципальных предприятий, расшире­нии и дополнительном строительстве этих предприятий, а также участков, предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности.

* Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 25. Ст. 1427.

 

Согласно этому Указу Президента Российской Федерации не подлежат продаже: земли общего пользования в населенных пунктах (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, пляжи); земли заповедников, памятников природы и др. Средства от продажи земельных участков в собственность направляются в местные бюджеты (80 процентов), а также в бюджеты субъектов РоссийскойФедерации и федеральный бюджет.

В соответствии с Федеральным законом «О товариществах собственников жилья» от 15 июня 1996 г.* органы местного самоуправления передают в собственность земельные участки в кондоминиуме в существующей застройке в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в нормативных размерах бесплатно. Сверхнормативная террито­рия, в случае ее расположения в границах жилой группы или двора кондоминиума, может быть приобретена в собственность или получена в аренду наравне с помещениями в качестве само­стоятельной единицы кондоминиума домовладельцами или това­риществом. В случае их отказа от приобретения в собственность или получения в аренду сверхнормативных территорий послед­ние остаются в муниципальной собственности и используются в соответствии с действующим законодательством.

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2963.

 

Порядок приобретения гражданами и юридическими лицами права собственности на земельные участки под объектами недви­жимости, расположенными в сельской местности, установлен Указом Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 г. «О праве собственности граждан и юридических лиц на земель­ные участки под объектами недвижимости в сельской местнос­ти»*. Согласно данному Указу, граждане и юридические лица, получившие в собственность здания, сооружения или иную не­движимость в сельских населенных пунктах и на землях сельско­хозяйственного назначения, вправе приобретать в собственность и земельные участки, на которых расположены указанные объ­екты недвижимости. Органам местного самоуправления рекомен­довано предоставлять земельные участки под объектами недви­жимости в собственность:

гражданам, вышедшим из производственных сельскохозяйст­венных кооперативов или иных сельскохозяйственных коммер­ческих организаций и получившим объекты недвижимости в счет имущественных паев, а также юридическим лицам, образован­ным этими гражданами, - бесплатно;

другим гражданам и юридическим лицам -по нормативной цене земли.

* Собрание законодательства Российской федерации. 1996. № 8. Ст. 740.

 

Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность выкупа земельного участка для муниципальных нужд. Порядок выкупа установлен в главе 17 Гражданского ко­декса Российской Федерации, которая, согласно Федеральному закону «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 30 ноября 1994 г., вводится в действие со дня введения в действие Земельного кодекса Россий­ской Федерации, принятого Государственной Думой Федерально­го Собрания Российской Федерации.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О плате за землю» от 11 октября 1991 г.*, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земель­ный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

* Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного СоветаРСФСР. 1991. № 44. Ст. 1421; 1992. № 10. Ст. 469; № 34. Ст. 1976; Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 16. Ст. 1860.

 

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом который является местным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются органа­ми законодательной (представительной) власти субъектов Россий­ской Федерации. Размеры земельного налога за участки в грани­цах сельских населенных пунктов, за городские (поселковые) земли определяются Законом Российской Федерации «О плате за землю».

Вместе с тем Закон закрепляет некоторые полномочия органов местного самоуправления в этой области. Так, органы местного самоуправления вправе с учетом благоприятных условий разме­щения земельных участков в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, жи­вотноводства, сенокошения и выпаса скота, повышать ставки земельного налога, но не более чем в два раза. Органами местного самоуправления городов дифференцируются средние ставки зе­мельного налога по местоположению и зонам различной градо­строительной ценности территории города.

Кроме того, органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, по­нижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.

Юридические лица ежегодно представляют в налоговые орга­ны расчет причитающегося с них налога, который они исчисляют сами. Начисление земельного налога гражданам производится органами государственной налоговой службы, которые ежегодно вручают им платежные извещения об уплате налога.

На районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству возложена задача обеспечивать государствен­ные налоговые инспекции в районах, городах (районах в городах) списками юридических лиц и граждан - плательщиков земель­ного налога. Эту задачу они выполняют на основе данных госу­дарственного земельного кадастра. Финансирование этих работ осуществляется за счет средств, получаемых от взимания земель­ного налога и арендной платы за землю*. Платежи за землю зачисляются в соответствующие местные бюджеты:

городских, поселковых, сельских муниципальных образова­ний - за землю в пределах их границ и другие земли, передан­ные в их ведение;

районных муниципальных образований - за земли в грани­цах района, за исключением земель, находящихся в ведении других муниципальных образований.

* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 37. Ст. 3623.

 

При аренде земель, находящихся в муниципальной (или госу­дарственной) собственности, соответствующие органы исполни­тельной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. При этом арендная плата может устанавливаться как в денежной, так и в натуральной форме.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. «Об упорядочении учета плательщиков земель­ного налога и арендной платы за землю»* органам местного самоуправления рекомендовано поручить районным и городским комитетам по земельным ресурсам и землеустройству подготовку договоров аренды, находящейся в муниципальной собственности, а также регистрацию заключенных договоров и обеспечение государственных налоговых инспекций списками арендаторов.

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1993. № 37. Ст. 3623.

 

Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются на цели, связанные с финансированием мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра и мониторин­га, охране земель, повышению их плодородия и т.п. Средства на эти цели расходуются по соответствующим нормативам.

Из общих поступлений платежей за землю часть средств централизуется на счетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации*. Для покупки и выкупа земель­ных участков в случаях, предусмотренных законодательством, а также для получения под залог земли банковского кредита уста­навливается нормативная цена земли.

* Федеральным законом от 31 декабря 1995 г. «О федеральном бюджете на 1996 год» установлена доля централизации средств земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков в размере 50 процентов, из которых 30 процентов зачисляется в федеральный бюджет, а 20 процентов - в бюджеты субъектов Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 21.

 

Нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. В соответствии с Законом Российской Федерации «О плате за землю» порядок определения нормативной цены земли устанав­ливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. «О порядке определения нормативной цены земли» нормативная цена земли установлена в размере 200-кратной став­ки земельного налога на единицу площади земельного участка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции могут устанавливать повышающие коэффициенты к размеру нормативной цены земли. Однако размер нормативной цены земли не должен превышать 75 процентов уровня рыночных цен на земельные участки конкретного назначения соответствующей ценовой зоны.

Органы местного самоуправления (местная администрация) района, города могут повышать или понижать установленную нормативную цену земли, но не более чем на 25 процентов.

При осуществлении сделок с земельными участками и в иных случаях применения нормативной цены районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству выдают заинтересованным гражданам и юридическим лицам документ о нормативной цене конкретного земельного участка*. Органы местного самоуправления осуществляют контроль за использова­нием земель на территории муниципального образования. Эту задачу они решают в тесном взаимодействии с государственными органами, ибо осуществление контроля в сфере земельных отно­шений относится к числу важнейших государственных функций. В соответствии с Положением о порядке осуществления государ­ственного контроля, утвержденным постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 23 декабря 1993 г.**, госземконтроль осуществляется соответствующими органами представитель­ной и исполнительной власти, а также специально уполномочен­ными на то государственными органами в соответствии с дейст­вующим законодательством. Задачей госземконтроля является обеспечение соблюдения всеми физическими, должностными и юридическими лицами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель.

* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 29. Ст. 3033.

** Собрание актов Президента и Правительства Российской федерации. 1994. № 2. Ст. 78.

 

Органы местного самоуправления тесно взаимодействуют в этой области с территориальными (районными и городскими) подразделениями специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих госземконтроль.

Председатели комитетов по земельным ресурсам и землеу­стройству городов и районов являются государственными инспек­торами по использованию и охране земель соответствующих территорий.

Органы местного самоуправления в тесном взаимодействии с территориальными подразделениями государственных органов, осуществляющих государственный контроль за охраной и исполь­зованием земель:

принимают меры к устранению нарушений земельного зако­нодательства;

информируют население о состоянии земельного фонда, эф­фективности его использования и принимаемых мерах по охране земель;

не допускают самовольного занятия земельных участков;

следят за соблюдением установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением;

обеспечивают выполнение природоохранных требований при отводе земель под все виды хозяйственной деятельности; соблю­дение экологических норм при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий и других объектов;

контролируют соблюдение норм и правил планировки и за­стройки городов и других поселений.

Земельное и природоохранительное законодательство устанав­ливает различные виды правовой ответственности за его наруше­ние: дисциплинарную, материальную, административную, уго­ловную.

Местные подразделения (районные и городские) органов, осу­ществляющих госземконтроль, направляют в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответствен­ности, обращаются беспошлинно в суд и арбитражный суд по делам о возмещении ущерба, причиненного в результате наруше­ния земельного законодательства и др.; вносят в органы местного самоуправления предложения о полном или частичном изъятии (выкупе) земельных участков в случаях, предусмотренных земель­ным законодательством, и т.д. Органы, осуществляющие госзем­контроль, в соответствии со своей компетенцией в администра­тивном порядке налагают штрафы за нарушения земельного за­конодательства.

Все споры, связанные с отчуждением и приобретением зе­мельных участков, а также другие земельные споры рассматри­ваются в судебном порядке.

Кроме того, органы местного самоуправления решают некото­рые вопросы, связанные с использованием и охраной других природных ресурсов.

Они вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим зако­нодательством полномочий.

Недра в границах территории Российской Федерации, вклю­чая и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергети­ческие и иные ресурсы, являются государственной собственнос­тью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъ­ектов Российской Федерации.

Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом «О недрах» (в редакции от 3 марта 1995 г.)* в компетенцию органов местного регулирования отношений недропользования входят:

участие в решении вопросов, связанных с соблюдением соци­ально-экономических и экологических интересов населения территории, при предоставлении недр в пользование и отводе зе­мельных участков;

развитие минерально-сырьевой базы для предприятий мест­ной промышленности;

предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространен­ных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения;

приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений Федераль­ного закона «О недрах»;

контроль за использованием и охраной недр при добыче об­щераспространенных полезных ископаемых, а также при стро­ительстве подземных сооружений, не связанных с добычей по­лезных ископаемых;

введение ограничений на пользование участками недр на тер­риториях населенных пунктов, пригородных зон, объектов про­мышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользова­ние может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 10. Ст. 823.

 

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы согласно закону могут находиться в муниципальной собствен­ности.

Органы местного самоуправления в соответствии с федераль­ными законами, законами субъектов Российской Федерации по­лучают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории му­ниципального образования. Так, согласно Федеральному закону «О недрах» в местные бюджеты поступают:

платежи за поиски и разведку месторождений всех полезных ископаемых и платежи за добычу общераспространенных полез­ных ископаемых на территории муниципального образования;

платежи за пользование недрами в, целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

часть суммы платежей полезных ископаемых, кроме общерас­пространенных (30 процентов платежей за добычу углеводород­ного сырья и 50 процентов платежей за добычу других полезных ископаемых)*. В соответствии с действующим водным законодательством муниципальные образования являются субъектами вод­ных отношений, т.е. отношений в области использования и охра­ны водных объектов.

* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 10. Ст. 823.

 

От имени городских, сельских поселений и других муници­пальных образований в водных отношениях участвуют органы местного самоуправления в рамках своей компетенции, установ­ленной актами, определяющими статус этих органов.

В Российской Федерации установлена государственная собст­венность на водные объекты. Вместе с тем Водный кодекс Рос­сийской Федерации допускает, что в муниципальной собствен­ности могут находиться обособленные водные объекты, т.е. не­большие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными вод­ными объектами*. Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению муниципальных образований относится регулирование использования водных объектов местного зна­чения.

* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4471.

 

Органы местного самоуправления устанавливают места, где запрещены забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных плавательных средствах, водопой скота, а также определяют иные условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территориях городских, сельских поселений и других муници­пальных образований.

Водный кодекс Российской Федерации устанавливает, что на­селение оповещается о запрещении купания и иных подобного рода условиях осуществления общего водопользования через средства массовой информации, специальными информационны­ми законами или иными способами.

Органам местного самоуправления могут передаваться отдель­ные государственные полномочия в области использования и охраны водных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации и необходимые для реализации указан­ных полномочий материальные и финансовые средства. Реализа­ция переданных полномочий подконтрольна государству (ст. 68 Водного кодекса Российской Федерации).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.