Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полномочия местного самоуправления в области образования




 

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бес­платность начального образования, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Государство также гарантирует на конкурсной ос­нове бесплатность среднего профессионального, высшего про­фессионального и послевузовского профессионального образова­ния в государственных и муниципальных образовательных уч­реждениях в пределах государственных образовательных стан­дартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые*. В ведении органов местного самоуправления находятся вопросы организации, содержания и развития муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионально­го образования.

* См.: Статья 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции от 13 января 1996 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 150.

 

Компетенция органов местного самоуправления в области об­разования, включая и исключительные полномочия органов мест­ного самоуправления в этой сфере, закрепляется Законом Рос­сийской Федерации «Об образовании» (в редакции от 13 января 1996 г.)*, а также другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными право­выми актами.

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 150.

 

Органы местного самоуправления формируют местные (муни­ципальные) органы управления образованием, определяютихструктуру и полномочия. В случае создания самоуправляемых школьных округов органы местного самоуправления создают соответствующие органы управления этих округов. По согласова­нию с государственными органами управления образованием органы местного самоуправления назначают и увольняют руко­водителей местных органов управления образованием. К ведению органов местного самоуправления относится также планирова­ние, регулирование и контроль деятельности муниципальных ор­ганов управления образованием в целях осуществления государ­ственной политики в области образования.

Образовательные учреждения по своим организационно-пра­вовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных объединений).

Образовательное учреждение создается учредителем по соб­ственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации.

Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возни­кают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Лицензия выдается государственным органом управления образованием или органом местного самоуп­равления, наделенным соответствующими полномочиями законо­дательством субъекта Российской Федерации, на основании за­ключения экспертной комиссии.

Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не ли­цензируется. При ее регистрации заявитель представляет в соот­ветствующий орган местного самоуправления только заявление и документы об уплате регистрационного сбора. Незарегистри­рованная индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не допускается. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход соответствующего местного бюдже­та в установленном порядке.

Закон «Об образовании» в числе учредителей образовательного учреждения называет органы местного самоуправления, к исключительным полномочиям которых относится создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных уч­реждений и назначение их руководителей, если иное не предус­мотрено типовыми положениями об образовательных учрежде­ниях или решением органа местного самоуправления. Притом ликвидация сельского общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов обеспечиваемых данным учреждением*. Органы местного самоуправления решают вопросы материально-финансовой базы образовательных учреждений. Они осуществляют строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учрежде­ний, обустройство прилегающих к ним территорий. При этом они осуществляют контроль за использованием государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культу­ры и спорта в интересах образования, а также контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности об­разовательных учреждений.

* См.: Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 19. Ст. 2221.

 

К исключительной компетенции в области образования орга­нов местного самоуправления относится формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования. Основой го­сударственных гарантий получения гражданами образования в пределах государственных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование образования. Поэтому государство гарантирует защищенность соответствующих рас­ходных статей местных бюджетов.

Финансирование должно осуществляться согласно закону на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждым типу, виду и категории образовательного учреждения.

Негосударственные общеобразовательные учреждения (част­ные и др.) получают право на государственное и (или) муници­пальное финансирование с момента их государственной аккреди­тации в случае реализации ими основных общеобразовательных программ.

Муниципальные органы управления образованием обязаны оказывать на договорных началах посреднические услуги подве­домственным образовательным учреждениям (если последние в них нуждаются) в решении вопросов содержания и развития материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений.

Организация питания в образовательном учреждении возлага­ется органами местного самоуправления на образовательные учреждения и организации общественного питания. В образователь­ном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников. Инфляционный рост рас­ходов на питание и охрану здоровья обучающихся, воспитанни­ков, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об обра­зовании», полностью компенсируется государством.

Органы местного самоуправления в соответствии с действую­щими нормативами принимают меры к обеспечению стипендия­ми, местами в общежитиях и в интернатах, льготным или бес­платным питанием и проездом на транспорте, иными видами льгот и материальной помощи.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетен­ции регулируют отношения собственности в системе образо­вания.

Объекты собственности, закрепленные за государственными и муниципальными образовательными учреждениями, находятся в оперативном управлении этих учреждений. За ними также закрепляются земельные участки в бессрочное бесплатное поль­зование. При этом государственная и (или) муниципальная соб­ственность, закрепленная за образовательным учреждением, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовы­ми актами органов местного самоуправления, принятыми в пре­делах своих полномочий.

Федеральными законами «О сохранении статуса государствен­ных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» от 16 мая 1996 г.* предусмотрено ввести мораторий сроком на три года на приватизацию государственных и муниципальных образовательных учреждений всех типов, включая объекты их производственной и социальной инфра­структуры, в том числе: жилые помещения, расположенные в учебных корпусах, составляющих единый архитектурный ан­самбль; жилые помещения в домах, находящихся в сельской местности; клинические базы учреждений медицинского образо­вания. Мораторий вводится в целях сохранения системы государственного образования и обеспечения государственных гарантий на получение гражданами доступного и бесплатного образования.

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1922.

 

Органы местного самоуправления обеспечивают гражданам, проживающим на собственных территориях, возможность выбо­ра общеобразовательного учреждения. При этом закон «Об образовании» возлагает на органы местного самоуправления ответ­ственность за реализацию права граждан на получение обязатель­ного основного общего образования.

Деятельность государственных и муниципальных образова­тельных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и раз­рабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты. Государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливается феде­ральным законом.

Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) обра­зовательных учреждениях, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Порядок приема в государственные и муниципальные образо­вательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессиональ­ного образования в соответствии с законом устанавливает учре­дитель. Этот порядок должен обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

Государство гарантирует финансовую и материальную под­держку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечи­вает доступность образовательных услуг дошкольного образова­тельного учреждения для всех слоев населения. В этих целях действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Орга­ны местного самоуправления согласно закону организуют и ко­ординируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

Обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования по согласию родителей (законных представителей) и местного органа управления образованием.

Об исключении обучающегосяиз образовательного учреж­дения последнее обязано в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления, которые совместно с роди­телями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреж­дении.

Государственные и муниципальные образовательные учреж­дения вправе оказывать населению платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образо­вательным программам и т.д.). Однако данные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финанси­руемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются в бюджет.

Уставом образовательного учреждения может быть предусмот­рена предпринимательская деятельность (сдача в аренду основ­ных фондов и имущества учреждения, оказание посреднических услуг и т.п.). Органы местного самоуправления вправе приоста­новить предпринимательскую деятельность образовательного уч­реждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.

В государственных и муниципальных образовательных учреж­дениях обеспечивается светский характер образования и запре­щается создание и деятельность организационных структур по­литических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений).

Органы местного самоуправления оказывают поддержку об­щественным объединениям, ведущим работу по военно-патрио­тическому воспитанию молодежи. В Указе Президента Россий­ской Федерации «О мерах государственной поддержки общест­венных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» от 16 мая 1996 г. * органам местного самоуправления рекомендовано:

предусматривать при формировании соответствующих бюд­жетов выделение ежегодно средств для финансирования части затрат на осуществление деятельности военно-патриотических молодежных и детских объединений и поисковых формирований, организацию оборонно-спортивных лагерей молодежи;

предоставлять этим военно-патриотическим объединениям и формированиям право пользоваться помещением школ, внешкольных учреждений, клубов, дворцов и домов культуры, спортивными сооружениями бесплатно или на льготных условиях также содействовать выделению иных помещений для указанных объединений и формирований с предоставлением льгот по взи­манию арендной платы.

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 21. Ст. 2470.

 

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 марта 1996 г. «Об утверждении Положения о премиях Президента Российской Федерации в области образования и Порядка представления работ на соискание премий Президента Российской Федерации в области образования» * органы местного самоуправления вправе выдвигать работы на соискание премий в области образования.

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 13. Ст. 1302.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.