КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Народоправие в княжеский период
Народоправие в царский период В этот поздний период, когда существовало Царство русское, народоправие ещё имело силу, звалось собор - и собирался он для решения самых важных государственных вопросов. Когда надобности в созыве собора не возникало, государь правил тоже не единолично. Текущие вопросы он обсуждал с Боярской Думой, которая являлась законосовещательным органом. Формула любого указа звучала: "Царь повелел, и бояре приговорили". Начиная с первого царя Ивана Грозного и дальше управление постепенно изменялось в сторону централизации власти. Собор собирался всё реже, права бояр урезались, со временем последние элементы народоправства исчезли и были заменены вертикальным правлением. Теперь переходим к рассмотрению княжеского периода. "Новгородцы бо изначала и Смоляне и Кияне и Полочане и вся власти яко на думу на веча сходятся. На что же стареишие сдумають, на том же пригороди стануть". По летописям в княжеский период - круг вопросов решаемых вече довольно широк. Прежде всего, это вопросы войны и мира, судьбы княжеского стола и княжеской администрации. Вече ставило и снимало князей, принимало любые другие важные решения - которые безпрекословно исполнялись. Заметим, что в княжеский период на вече участвовали все взрослые жители города. В вече не имел разницы социальный статус - участвовали как "низы" общества ("люди" по терминологии того времени), составлявшие основную массу участников народных собраний, так и "лучшие мужи". "Подобно тому, как в эпоху родоплеменного строя народные собрания не обходились без племенной знати, так и в Киевской Руси непременными их участниками были высшие лица: князья, церковные иерархи, бояре, богатые купцы. Нередко они руководили вечевыми собраниями. Но руководить и господствовать - вовсе не одно и то же.:.Древнерусская знать не обладала необходимыми средствами для подчинения вече. Саботировать его решения она тоже была не в силах" (Фроянов И. Я. Указ. соч.)
"Полномочия веча: Как же современные люди представляют вече? Стоит упомянуть исторические фильмы, сценарии которых писали люди с хорошим художественными способностями, но слабыми знаниями истории. И посему в фильмах мы видим, при изображении народного вече: толпа людей собралась у возвышения, стоит вопрос выбора кандидатуры, все кричат, и коих людей больше кричащих - того и избирали. Либо еще один вариант: необходимо решить какой-то вопрос, опять те же декорации - князь, крыльцо, что-то люди покричали, а князь решил. Парадокс, но то, что показано в фильмах - разновидность демократии, не имеет ничего общего с народоправием Руси. Но данная установка растиражирована фильмами вовсю - от эпизодов с вече в Новгороде, Киеве, так при показе других исторических событий, например, выбор атамана в запорожском казачестве.
Исторические летописи читают лишь особо любознательные, поэтому благодаря фильмам в современном обществе был закреплен данный образ вече - демократия. Так же частично поддержке данного образа способствуют многие современные ученые. Несмотря на значительное количество изданных книг - о народных собраниях идёт в основном описательная часть: что вече могло - права вече, какое историческое событие было при том князе; а что там были бояре, кто они, что делали; прочие исторические следствия решений принятых на вече - того сняли, того поставили, упуская как суть собраний, их разновидности - так и саму схему принятия решений. Есть закономерность - один ученый с регалиями написал какие-то мысли (выдвинул теорию), множество других его повторили. Далее это вошло в норму. В обыденном представлении вечевые собрания представляются как своеобразные митинги, на которых решение вопроса определяется силой крика участвующих. На самом деле, как показывают источники, вече, имело достаточно четкую организацию. О вечевом собрании 1147 г у св. Софии упомянутом в Лаврентьевской летописи: "перед нами отнюдь не хаотическая толпа, кричащая на разный лад, а вполне упорядоченное совещание, проходящее с соблюдением правил выработанных вечевой практикой". Давайте немного раскроем суть метода управления. Управление проходило в 4 этапа: формулировку вопроса, постановку задачи, выбор исполнителя и претворение в жизнь. В источниках описывается, что на выдвижение актуального вопроса сходились все люди - без разницы по социальному или любому другому статусу. Вече состояло из тех, кто мог прийти на него, то есть в основном жителей города, так как о созыве веча не сообщалось заранее. Фактически они занимались формулировкой вопроса, который необходимо решать.
В то же время на вече, на котором решались(!) эти вопросы мог присутствовать далеко не каждый. На таком вече присутствовали только мужчины, достигшие в своей жизни благополучия - от семейной до бытовой сферы. Корень этого метода вече (почему мужчины и что считалось благополучием) - следует искать в докняжеский период, но о нём чуть позже. О новгородском вече: "Довольно любопытной деталью оказывается то, что на вече участники сидели. Многие исследователи полагают в связи с этим, что на вечевой площади должны были стоять скамьи. Точно установив место, где в Новгороде Великом происходили вечевые собрания, современный историк Янин В. Л. провел, так сказать, следственный эксперимент: на вечевую площадь были выставлены скамьи, на которые сели участники Новгородской археологической экспедиции и студенты местных вузов. Оказалось, что при таких условиях на площади могло разместиться не более 300 - 400 человек.. " Приведу цитату из "История кабаков в России в связи с историей русского народа"(Иван Прижок, 1868г) описывающую старинную жизнь русского народа: "Русская Земля издавна имела свой наряд, жила по обычаям своих и по закону отцов своих. Ни мужиковь, ни крестьянь тогда еще не было, а были люди - имя, которое досель еще живеть вь южной Руси (люде - народь) - был народь, владевшей землею". Далее, там же.
Заметьте, что по свидетельству этого историка XIX века - существовало несколько форм народных собраний - миры, веча и сеймы, регулирующие общественную жизнь, скопь же собиралась для военных целей. Отдельно стоит упомянуть слово "единогласие", которое некоторые историки упоминают рядом со словами "принималось решение" при описывании вечевых собраний. В их трактовке слово означает: "При постановке решений простого большинства не было достаточно; требовалось единогласие ("едиными устами", или "единодушно"). Итак, по мнению некоторых исследователей, решения принималось единогласно, т.е. подавляющим большинством. Мы вкратце рассмотрели вопросы народоправия в княжеский период.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |