Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поклоняться Аллаху. 2 страница




" Наш великий Господь говорит: "Если бы те, к кому Мы тебя послали, не стали бы говорить эти отговорки; то есть, если бы Мы дали им вкусить мучение и наказание за то, что они впали в неверие, грех и мерзость, прежде чем Мы послали тебя, то они бы начали говорить: "О наш Господь, прежде чем, разгневавшись на нас, посылать нам наказание, послал бы Ты нам посланника, тогда бы мы последовали аятам Твоей Книги, и единили бы Тебя в божественности и признавали бы Твоего посланника в Твоих приказах и запретах". Вот, если бы они не стали бы так говорить, Мы сразу бы их наказали за их ширки. Но Мы послали тебя, чтобы ты предупредил их о наказании, чтобы у людей не осталось никаких доводов и отговорок. (Тафсир Табари)

 

Шаукани в тафсире аята передает от аз-Заджджаджа:

 

" Смысл аята таков: Если бы они не стали так говорить, Мы не посылали бы им посланника. Причина того, что Мы послали им посланника, состоит в том, чтобы лишить их каких бы то ни было доводов и отговорок. Это подобно смыслу следующего аята:

"(Мы послали) посланников благовествующих (о награде) и увещающих (о наказании), дабы не осталось у людей довода против Аллаха, после посланников. Поистине, Аллах Великий, Мудрый!" (Женщины, 165)

Смысл аята следующий: "Если бы Мы подвергли их наказанию, они сказали бы: "Аллах не послал нам посланника, несмотря на то, что перерыв между посланниками длился очень долго". Они полагали бы, что это оправдание для них. Но на самом деле у них нет оправданий после того, как до них дошли сведения о посланниках (Евангелие и Тора). Но все равно Мы усилили доказательство против людей, посылая тебя и завершая разъяснение, чтобы лишить их доводов". (Фатх аль-Къадир)

 

Куртуби в тафсире аята говорит: "А если бы вы не стали говорить…" – то есть, если они не стали бы приводить такие доводы, подвергнувшись (заслуженному) наказанию, то Мы и не посылали бы посланника. Или же: "если бы они не стали бы приводить такие доводы, подвергнувшись (заслуженному) наказанию, то Мы подвергли бы их наказанию сразу. Цель послания посланников – лишить неверных, каких бы то ни было доводов, что указано также в аятах: " и Мы не наказывали, не послав предварительно к ним посланника. А когда Мы желали погубить селение, Мы отдавали приказ изнеженным роскошью жителям, и они творили нечестие там; тогда оправдывалось над ним слово (предопределение осуществлялось), и уничтожали Мы его полностью".(Перенес ночью, 15-16)

 

"И если бы Мы погубили их наказанием до этого (пришествия Мухаммада и ниспослания Корана), они сказали бы: "Господи, отчего бы Тебе не послать к нам посланника, чтобы нам последовать за Твоими аятами, прежде того, как испытать нам унижение и позор?" "

(Тa Xa, 134)

 

Кушайри сказал:

"Верно то, что толкование выражения: "Ва ляв ляя", (почему не) - следующее. Если бы вы не стали бы говорить такие слова, то не было бы необходимости посылать посланника. Потому, что этим неверным итак нет оправдания; до них и раньше доходили призывы посланников (Тора и Евангелие). Но прошло довольно таки длительное время и если бы Мы наказали их, то среди них нашлись бы такие, которые могли бы сказать, что прошел слишком длительный срок и это есть оправдание для них. На самом же деле до них доходили призывы (Тора и Евангелие). Но Мы все равно укрепили призыв, чтобы не осталось абсолютно никаких доводов против наказания. Поэтому то Мы тебя и послали (Мухаммад). Аллах установил положение о том, что Он не будет подвергать мучениям рабов, пока не пошлет им посланника. (Тафсир Куртуби)

 

Ибн Касир в тафсире аята говорит: То есть Мы послали тебя для того, чтобы лишить их всяких доводов, что им не приходил посланник, которые они будут выдвигать, если Аллах подвергнет их наказанию за их неверие. (Тафсир Ибн Касира)

 

Баг1ауи в тафсире аята говорит: Смысл аята таков: Если бы они не стали приводить себе в оправдание то, что им не был послан посланник, то Мы наказали бы их сразу. Или же: Если бы они не стали приводить себе в оправдание то, что им не был послан посланник, Мы бы тебя не посылали. И вот Мы послали тебя, чтобы у людей не осталось никаких доводов. (Тафсир Баг1ауи)

 

Приведенные нами два аята, ясно свидетельствуют о следующем: Если бы Аллах наказал неверных и мушриков за их ширки прежде чем посылать им посланника, они могли бы выдвинуть доводы, что им долгое время не приходил посланник. Чтобы лишить их этих доводов Аллах послал им Мухаммада صلى الله عليه و سلم. Но вместе с этим салафы единогласны в том, что они являются не муслимами, а мушриками и неверными, несмотря на то, что они находились в полном невежестве. Разногласие лишь в том, будут ли подвергнуты незнающие неверные мучениям сразу, без испытания или без предварительного представления доказательств.

 

Доказательство третье:

 

Ширк народа Нуха, мир ему - ширк, который является самым первым ширком на земле. Точно известно, что Адам, мир ему, оставил потомков на чистейшем единобожии. Многобожие распространилось в последствии, путем медленной трансформации единобожия в ширк под наущением шайтана. Как только они стали мушриками, Аллах послал им Нуха, который согласно достоверному хадису является первым посланником на Земле. Точно также известно, что Нух обращался к своему народу не как к муслимам, а как к мушрикам. Теперь спрашивается: "Где посланник представивший им доказательства, чтобы им было присвоено свойство быть мушриками?"

 

Аллах повелевает:

"Были люди одной общиной, и послал Аллах посланников благовестниками и увещевателями и ниспослал с ними Писание с истиной, чтобы рассудить между людьми в том, в чем они разошлись". (Корова, 213)

 

Ибн Касир в связи с этим аятом от ибн Джарира передает следующее:

 

"Ибн Аббас сказал: "Между Адамом и Нухом прошло десять поколений. Вначале все они придерживались религии Адама, но со временем впали в разногласие. Вот тогда Аллах послал посланников, благовестников (о награде) и предупреждающих (о наказании)".

Затем ибн Касир продолжает: Люди до тех пор, пока не появилось поклонение идолам, были привязаны к религии Адама. Как появился ширк, Аллах послал к ним Нуха – первого посланника, которого Аллах послал на землю". (Тафсир ибн Касира)

 

Ибн Таймия сказал:

"Люди, которые жили после Адама до Нуха, жили как приверженцы чистого единобожия, подобно своему предку Адаму. Это продолжалось до тех пор, пока они сами не ввели в религию нововведение и не стали поклоняться идолам. В то время как на это у них не было никаких доказательств, ни от посланника, не из Книги. Эту мерзость они ввели по наущению шайтана, который внушил им ложные логические умозаключения и украшенные сомнения. Одно из племен начало утверждать следующее: "Несомненно, эти изваяния являются великими духами, чудесами звезд и ступеней небес". Другое племя делало эти изваяния как образа праведных людей и памятники, символизирующие их, после их смерти. Другое племя устроило эти изваяния в качестве бесовских и сатанинских духов. Другие племена имели другие представления. Большинство их входили в заблуждения, подражая и следуя своим лидерам и начальникам. Вот тогда Аллах послал им Нуха, который призывал их поклоняться единственно Аллаху и не поклоняться никому более, несмотря на то, что они утверждали, что эти изваяния, символизирующие праведников и духов, являются посредниками между ними и Аллахом, и приближают их к Аллаху". (Маджму1уль-Фатава, 28/603-604)

 

Абд бин Хумайд передает от Абу Мутаххара как тот передал, что абу Джафар Мухаммад бин Бакир сказал: "Вадд (один из пяти идолов народа Нуха, см. 71/23) был одним из любимых людей в своем племени. Когда он умер, Вавилоняне окружили его могилу и устроили траур. Когда шайтан увидел их рыдания и сокрушения, вошел в образ человека и сказал им: "Я вижу, как вы расстроены и опечалены. Давайте я сделаю вам его изображение, а вы поставьте его в места ваших собраний, таким образом, вы будете все время помнить его". Они согласились и шайтан сделал им изображение вадда. Они установили его в месте сбора и, собираясь там, поминали его. Когда иблис это увидел он пошел дальше и предложил им: "Давайте я сделаю вам изображение в каждый дом, тогда каждый сможет поминать его дома". Они согласились и стали поминать его и дома. Подрастающие дети видели деяния их родителей. Постепенно из поколения в поколение была забыта цель его поминания и, наконец, люди стали поклоняться ему. Так вадд стал первым кому стали поклоняться люди наряду с Аллахом".

 

Куртуби передает, что Мухаммад бин Къа' б сказал:

"У Адама было пять сынов: Вадд, Сува1, Ягус, Я1укъ и Наср. Это были очень праведные люди. Когда один из них умер, люди очень огорчились. Шайтан сказал им: "Не огорчайтесь, я вам сделаю его образ и вы, глядя на него, будете его вспоминать. Они сказали: "Делай". Шайтан вылил его образ из меди и свинца в их масджиде (место поклонения Аллаху). Затем умерли другие, были сделаны и их изваяния. Со временем знания уменьшились, и люди перестали совершать поклонения Аллаху. Шайтан сказал: "Что с вами происходит, что вы не поклоняетесь". Когда они спросили: "А как нам поклоняться?". Шайтан сказал им: "Разве вы не видите ваш масджид, там стоят эти изваяния и ваши предки поклонялись им". Тогда они стали поклоняться этим изваяниям, и Аллах послал к ним Нуха".

 

Куртуби передает, что снова Мухаммад бин Къа' б и Мухаммад бин К1айс сказали:

"Идолы народа Нуха, были праведными людьми, жившими между Адамом и Нухом. У них находились их последователи. Когда они умерли, шайтан украсил им мысль сделать их изображения, чтобы, глядя на них, они успокаивали бы свои души и вспоминали бы их и их праведные деяния. Когда умерли те, кто устроил эти изображения, их потомки начали думать: "Ах, если бы мы знали, для чего наши предки устроили эти изображения". Шайтан пришел к ним и сказал: "Предки ваши просили у них помощи, а те жалели их и посылали им дождь". Тогда потомки начали им поклоняться".

 

Бухари передает следующие слова Ибн Аббаса:

"Идолы народа Нуха перешли и к Арабам. На самом деле это были имена праведных людей изих племени. Когда они умерли шайтан внушил устроить изваяния и образы в тех местах, где эти праведники проживали и дать им их имена, чтобы они могли все время вспоминать их (вспоминать их, и их наставления, а следовательно и Аллаха). Они так и сделали. Им не поклонялись, пока не умерли те, кто эти изваяния устроил, и пока не исчезло (с их смертью) знание в этом вопросе (для чего были устроены изваяния). Затем распространилось поклонение этим изваяниям". (Бухари, Тафсир аль-Къуран, сура 71)

 

Обратите внимание на слова Ибн Аббаса. Вначале этим изваяниям не поклонялись. Причина того, что им начали поклоняться, это было исчезновение знаний и распространение незнания. Общеизвестно, что каким бы ни был мушрик, он всегда полагает, что религия, которой он живет, приближает его к Аллаху. Никто не станет стараться приблизиться (угодить) к Аллаху, способом, который он считал бы ложным. Действительно следующее правило: Источником ширка в отличие от непослушания почти всегда бывает верования. Источником грехов же (непослушание) является не верование, а страсть и желание души, толкающей его на совершение греха. Например, блудник, вор или алкоголик знают запрещенность и скверность совершаемых ими деяний. Но низкие страсти души, такие как похоть, жадность, алкогольная жажда и др. побуждают их совершать эти деяния. Что касается прошения помощи у мертвых, приношение жертвоприношений, слепое подчинение, то в большинстве случаев совершать эти деяния человека побуждают его ложные верования. Сложно найти такого мушрика, который верил бы в запрещенность ширка, знал бы, что это увлечет его в вечный ад, а затем продолжал бы совершать этот ширк.

 

 

Глава третья. Ширк и невежество неразделимые между собой качества

 

Поэтому знай, что ширк неразлучный напарник незнания, а таухид неразлучный напарник знания. Аллах повелевает:

"Помимо Него вы поклоняетесь лишь именам, которые придумали вы и ваши отцы. Аллах не ниспослал о них никакого доказательства. Суждение (постановление) не принадлежит никому кроме, как только Аллаху. Он повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него. Это и есть прямая религия, но большинство людей этого не знает".

(Йусуф, 40)

 

Ибн Касир в тафсире этого аята говорит: "Вот поэтому большинство людей – мушрики". (Тафсир ибн Касира)

 

Подобный смысл (что большинство людей впадают в неверие по незнанию) содержится в следующих аятах:

"Большая часть их не верует в Аллаха без того, чтобы не придавать Ему в равные". (Йусуф, 106)

"И если ты послушаешься большинства тех, кто на земле, они собьют тебя с пути Аллаха. Они ведь следуют только за предположениями, и они только ложно измышляют!" (Скот, 116)

"А если ты их спросишь: "Кто сотворил небеса и землю?" - они, конечно, скажут: "Аллах". Скажи: "Вся слава и хвала принадлежит только Аллаху!" - но большая часть их не знает!" (Лукмaн, 25)

"И говорят они: "Если бы было ниспослано ему знамение от его Господа!" Скажи: "Аллах Мощен низвести знамение, но большая часть их не знает!" (Скот, 37)

"Так как же Аллаху не подвергнуть их наказанию, когда они не допускают (муслимов) к Заповедной мечети, хотя они и не являются ее покровителями?! Покровители ее – только богобоязненные, но большая часть их не знает этого!" (Добыча, 34)

"Мы сотворили их (небеса и землю) по истине, но большинство их не знают этого". (Дым, 39)

"Направь же свой лик к религии будучи "ханиф"ом (свободным от ширка, куфра и заблуждений). К религии, которая есть фитратуллах (естество – устроение Аллаха), который устроил людей так. Нет изменений в творении Аллаха, это – прямая религия, но большинство людей не знает". (Румы, 30)

"Воистину, многие вводят других в заблуждение своими страстями и желаниями, без всякого знания. Воистину, твоему Господу лучше знать преступников". (Скот, 119)

"Мы сотворили много джиннов и людей для ада. У них — сердца, которые не разумеют; глаза, которые не видят; уши, которые не слышат. Они подобны скотам и даже еще более заблудшие. Они и есть небрежные. (Преграды, 179)

"Или ты думаешь, что большинство неверных слышит или разумеет? Они ведь только – всего лишь подобие скотов и даже больше сбились с пути". (Различение, 44)

"А ведь среди них (иудеев) есть и простолюдины (неграмотные), которые не знают Писания, а верят пустым выдумкам и измышлениям. И они только предполагают". (Корова, 78)

 

Как показывают эти и многие другие аяты большинство людей соединяют в себе ширк и незнание. Теперь мы спрашиваем: Когда Аллах говорит:

"Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей, но прощает то, что меньше этого, кому пожелает. А кто придает Аллаху сотоварищей, тот измыслил великий грех". (Женщины, 48)

 

Подразумевал ли Аллах в этом аяте только такого мушрика, который знает и упрямится, несмотря на свои знания. Если бы это было так, то применение аята было бы очень узким. Ведь мы знаем, что этот аят не ограничивается очень узким кругом использования, а наоборот суждение этого аята широкое и распространенное.

Имам Абу Батын приведя цитаты из Ибн Таймии говорит:

 

"Любой, кто совершает деяние ширка становится мушриком. Его призывают к покаянию, и если он не покается, то его убивают. Ибн Таймия во многих местах ясно выразился, что совершающий один из видов ширка, становится мушриком по всеобщему единогласию ученых, и при этом не провел различие между знающим и незнающим.

 

Аллах повелевает:

 

"Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей, но прощает то, что меньше этого, кому пожелает. А кто придает Аллаху сотоварищей, тот измыслил великий грех". (Женщины, 48)

"Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. А кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тот впал в глубокое заблуждение". (Женщины, 116)

"Воистину стали неверными те, которые говорили: "Аллах – Мессия, сын Марйам". А ведь Мессия сказал: "О сыны Исраила! Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему!" Ведь, кто придает Аллаху сотоварищей, тому Аллах запретил рай. Убежище для него – огонь, и нет для несправедливых помощников!" (Трапеза, 72)

 

Кто ограничит суждение этих аятов применительно только к мушрикам, которые знают и упрямятся в ширке, сойдет с дороги, указанной Аллахом и его посланником صلى الله عليه و سلم и выйдет из числа верующих. Исламские правоведы, вынося суждение вероотступничества относительно тех, кто совершал ширк, никогда не ограничивали это суждение только теми, кто совершал ширк, будучи знающим. Это очень ясный вопрос. Слава принадлежит только Аллаху. (Аль-ихтисар ли хизбиЛлахи аль-мувахиддин)

 

К тому же нам известно мнение Ибн Аббаса по поводу происхождения ширка народа Нуха. Он говорит, что идолам не поклонялись до тех пор, пока не исчезли те люди, которые знали цель воздвижения этих изваяний. Этот народ вначале был привержен к единобожию, но постепенно, со временем, под воздействием факторов невежества и ложных умозаключений, они ввели в свою религиозную практику ширк в качестве нововведения, на которое Аллах не низвел никаких доказательств. Причем они полагали, что, совершая этот ширк, они угождают своему Господу и еще более приближаются к Нему. Вот в такой ситуации Аллах послал Нуха, как посланника, дабы представить им доказательства единобожия, чтобы подвергнуть наказанию в этом и том мире тех, кто воспротивится.

 

Аллах повелевает:

 

"Вот, послали Мы Нуха к его народу: "Поистине, я для вас – увещеватель ясный! Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха: я боюсь для вас наказания дня мучительного!" " (Худ, 25-26)

 

Табари в тафсире аята сказал:

 

"Великий Аллах привел в этой суре рассказы о различных посланниках. Сперва упоминается рассказ о Нухе; потому, что он был послан посланником, когда в первый раз на земле появились мушрики, придающие в равные Аллаху. Поэтому Нух сказал им: "Я для вас ясный увещеватель; Покиньте поклонение идолам и поклоняйтесь только Аллаху. Если вы будете продолжать, я боюсь, что вас постигнет мучительное наказание в Судный День". Но народ его не послушал и заупрямился и в итоге погиб, захлебнувшись в воде". (Тафсир Табари)

 

Ибн Касир сказал:

 

"Аллах здесь повествует о Нухе, - первом посланнике, который был послан мушрикам земного шара". (Тафсир ибн Касира)

 

То, что действительно для народа Нуха верно и для любой другой общины в периоде между двумя посланниками. Каждый посланник бывает послан с Исламским призывом к невежественному народу мушриков. Большинство их опровергают посланника; а та часть, которая с помощью Аллаха обретает истинный путь, становится верующими. Затем Аллах отделяет их от остального племени и губит всех, кто пошел против посланника, оставляя единобожников. Они продолжают жить приверженцами единобожия до определенного срока, установленного Аллахом. Затем постепенно исчезают знания, и ширк начинает распространяться. Причем они вводят ширк без всякого на это доказательства от Аллаха, измышляя по незнанию на Аллаха ложь. Тогда Аллах снова посылает им посланника, чтобы вытащить их из мраков на свет, направить из ширка и заблуждений к единобожию и знанию и предупредить о наказании, которое их ожидает, если они воспротивятся. Это описывается в следующих аятах:

"Были люди одной общиной, и послал Аллах посланников благовестниками и увещевателями и ниспослал с ними Писание с истиной, чтобы рассудить между людьми в том, в чем они разошлись. (Корова, 213)

"(Мы послали) посланников благовестниками (о награде) и увещевателями (о наказании), дабы не осталось у людей довода против Аллаха, после посланников. Поистине, Аллах Великий, Мудрый!" (Женщины, 165)

 

Из всего этого ясно следующее: "Свойство быть мушриком (называть его мушриком, относиться к нему как к мушрику) действительно и до прихода призыва. В этом вопросе разногласий между учеными нет. Разногласия лишь в том, будет ли незнающий мушрик подвергаться наказанию, за совершаемый им ширк, прежде чем до него дойдет призыв.

Ибн Таймия приводит от Мухаммада бин Насра аль-Маруази мнение салафов:

 

" Знать Аллаха (Его Единство в божественности, господстве и свойствах) есть вера. Не знать Аллаха есть неверие. Подобно этому знать фарды (обязанности в шариате) есть вера, но не знать фарды, до их сообщения не есть неверие. Это так потому, что сахабы признав призыв посланника в первые времена посланничества, стали верующими. Но вместе с этим, они не знали фарды, которые еще должны были ниспуститься (пятикратный намаз, пост, хадж, закят). Несмотря на это, незнание будущих фардов не сделало их неверными. Затем Аллах ниспослал им эти фарды. Признание сахабами этих фардов стало для них верой. Те, кто не признавал их, становился неверным. Но если бы они вообще не ниспустились бы, то только из-за одного незнания этих фардов, никто бы неверным не стал. Поэтому, те из муслимов (например, живущие в удаленных местах), до которых не дошло, что Аллах ниспустил эти фарды, не становились неверными по причине своего неведения. Но в отличие от фардов, незнание применительно к Аллаху является куфром в любом случае, хоть после прихода доказательств, хоть до прихода. (Маджу1уль-фатава, 7/325)

 

Абу Йусуф (ученик Абу Ханифы) передает следующее высказывание Абу Ханифы:

"Не знать свойства Творца не является оправданием ни для одного человека. Все обязаны знать своего Господа и единить Его, не придавая Ему равных (в поклонении и господстве). Потому, что они видят свое сотворение и сотворение всевозможных вещей. Но что касается фардов, познать их невозможно без соответствующего сообщения Аллаха. Поэтому незнающий их неответственен". (Бадаиус-Санаи, 7/132)

Ибн Таймия сказал:

 

"Все люди заслуживают наказания, кроме тех, кто поклоняется только Аллаху. Тот же, кто не совершает ширк, но не поклоняется Аллаху (например, фараон) на самом деле еще хуже, чем многобожники. Нужно совершать две вещи:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.