Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Это отмечает судья Абу Бакр ибнуль-Араби в шархе к сборнику Тирмизи. 2 страница




Посланник (с.а.в.) проклял тех, кто злословит на его сахабов. Не избавится от проклятия и наказания Аллаха тот, кто клевещет даже на самых малых по степени - а среди них нет малых, все они велики в добродетели своей - сахабов. (Тафсир Куртуби, аят Комнаты, 48/29)

Ибн Касир в тафсире этого аята говорит следующее:

Имам Малик - Да смилуется над ним Аллах - опираясь на этот аят, вынес суждение о такфире (крайних) рафидъитов, которые питают неприязнь к сахабам. Он сказал: "Они (рафидъа) питают неприязнь к сахабам, а любой, кто питает неприязнь к сахабам, согласно этому аяту - неверный". (Тафсир Ибн Касира)

Ибн Таймия в книге "Ас-Сарим аль-Маслюль" говорит следующее:

Группа ученых из Куфы и другие ученые выдвинули суждение о необходимости умертвления тех, кто злословит на сахабов и суждение, что рафидъа (которая злословит на сахабов) - неверные. Так, например, Мухаммада бин Юсуфа аль-Фарьяни спросили о человеке, который злословил на Абу Бакра. Он ответил: "Он неверный". У него спросили: "Значит погребальная молитва (джаназа) ему не читается?" Он ответил: "Нет". Снова спросили: "Как же ему не читать погребальную молитву, если он свидетельствует: "Ля иляха илля Аллах?" Он ответил: "Не дотрагиваясь до него руками, столкните его в могилу палкой".

Ахмад бин Юнус сказал:

"Если один иудей и один рафидъит зарежут барана, то зарезанное иудеем, я съем; но зарезанное рафидъитом есть не стану, ибо они вышедшие из Ислама вероотступники".

Абу Бакр бин Хани сказал:

"Зарезанное рафидъитами и къадаритами не употребляется в пищу. Как известно зарезанное вероотступниками не употребляется в пищу в отличие от зарезанного ахлюль-китабом. К ним (рафидъитам и къадаритам) применяются юридические меры, применяемые к вероотступникам. Что касается хранимых неверных (ахлюз-зъимма, ахлюль-китаб), то они придерживаются своих религий и с них взимается джизья".

Один из крупнейших ученых Куфы Абдуллах бин Идрис сказал:

"Для рафидъита не предусматривается право шуфьа (привилегия приобретать имущество в первую очередь), ибо это действительно только для муслимов".

Группа ученых нашего (ханбалитского) мазхаба объявила такфир хариджитам, которые веруют в необходимость отдаления от Али и Усмана, а также рафидъитам, которые злословят на сахабов. Так, например:

Абу Бакр Абдуль-Азиз в книге "Аль-Муг1ни" говорит следующее:

"Что касается рафидъитов, то если они из тех, кто злословит (на сахабов), то они неверные и браки с ними запрещены".

Судья Абу Яьла поддержал это мнение и сказал:

"Если они, злословя на сахабов, подразумевают критику их справедливости и критику того, как они следуют религии, то в этом случае они становятся неверными. Если же они просто злословят, не критикуя их справедливость и следование религии, то из-за этого они неверными не станут".

Абу Талиб передает от имама Ахмада, как тот сказал относительно человека, злословящего на Усмана: "Он неверный".

Маруази передал от имама Ахмада как тот сказал: "Те, кто злословит (шатм) на Абу Бакра, Умара и Аишу - я не считаю, что они в Исламе".

Судья Абу Я1ля абсолютизировал эти слова имама Ахмада и утверждает, что имам выносил такфир тем, кто злословит на одного из сахабов. Но в других преданиях от имама Ахмада, переданными Абдуллахом и Абу Талибом, имам Ахмад молчит по поводу того, что их нужно убивать. Наоборот тот факт, что он считает необходимым применять им наказание (таьзир), говорит от отм, что он не вынес им такфир.

Есть два варианта разрешения кажущегося противоречия в преданиях:

1) В тех преданиях, где имам Ахмад считал их неверными, он подразумевал тех, кто злословит, считая это халялем (разрешенным). В тех же преданиях, где он не выносил суждения об их умерщвлении, он подразумевал таких, которые злословят, считая это харамом. Это подобно положению с грешниками (те из грешников, которые совершают грех, не являющийся куфром, и признают это за харам не входят в куфр; те же, кто не принял это за харам, тот вошел в куфр).

2) Это различие также можно объяснить следующим. Он (имам Ахмад) выносил такфир таким злословящим, которые в своем злословии дискредитируют сахабов с точки зрения их справедливости. Например, следующим образом: "После смерти посланника (с.а.в.) они совершили несправедливость и стали грешниками. Они приняли решения, не соответствующие истине".

Что касается тех, кому он не вынес такфир, то это относительно тех, кто злословит, но не дискредитирует их, что они якобы стали грешниками, несправедливыми и.т.п. Например, следующим образом:

"Они обладали малыми знаниями и способностями с области политики (не религии) и решительности. Они были падкими до земных благ (не в ущерб религии)".

Такой расклад легко объясняет это различие в преданиях от имама Ахмада и включает в себя те два предания, переданные судьей.

 

Кроме этого судья Абу Я1ля сказал:

"Кто возведет на Аишу клевету в вопросе, где Аллах сообщил, что она чиста (см. аят свет, 24/11-25), тот, без всякого сомнения, становится неверным".

(Далее Ибн Таймия начинает, приводить доказательства тех, кто выносит такфир злословящим и тех, кто считает их просто грешниками)

Вот доказательства тех, кто считает, что злословящим выносится такфир, и они подвергаются умертвлению. Вот этот аят из доказательств:

"Мухаммад - посланник Аллаха, и те, которые с ним, - яростны против неверных, милостивы между собой. Ты видишь их преклоняющимися, падающими ниц. Они ищут милости от Аллаха и благоволения. Приметы их - на их лицах от следов падения ниц. Таков образ их в Торе, но в Евангелии образ их - посев, который извел свой побег и укрепил его; он стал твердым и выровнялся на стебле, восхищая сеятелей, - чтобы разозлить ими неверных". (Победа, 29)

Из аята следует, что неверные злятся на них по причине своих куфров. Те, кто злится на них, соединились с теми, кому Аллах обещал наказание и позор по причине их неверия. В этом вопросе к ним (неверным) могут присоединиться только такие же неверные, как и они сами. Это следует из вот этой части аята:

"...чтобы разозлить ими неверных "

 

Аллах вывел наружу верующих для того, чтобы неверные на них злились. То есть гнев к сахабам это следствие куфра человека. Аллах дает неверному чувство злобы к сахабам, поэтому, кого Аллах разозлил по отношению к сахабам, значит, у него есть нечто побуждающее его к гневу, а этот побудитель, как мы выяснили и есть куфр.

Это суждение подтверждает следующий хадис, приведенный в обоих Сахихах: "Любовь к ансару - признак веры; неприязнь к ансару - признак двуличия".

В другой версии переданой Бухари, говорится: "Их любит только верующий и питает к ним неприязнь только двуличный".

Муслим передает от Абу Хурайры, что посланник (с.а.в.) сказал: "Тот, кто уверовал в Аллаха и в последний день, не станет питать неприязнь к ансару".

Также Муслим приводит от Абу Саьида, что посланник (с.а.в.) сказал: "Тот, кто верит в Аллаха и в последний день, не станет питать неприязнь к ансару".

Теперь, тот, кто злословит на сахабов - тот углубился в своей неприязни к ним; и значит, он не может быть ни кем иным, кроме, как только двуличным, неверующим в Аллаха и в последний день. Тот, кто к своему злословию на сахабов прибавит такие заблуждения как то, что Али божество, или то, что на самом деле посланником должен был быть Али, но Джабраил ошибся и принес откровение Мухаммаду (с.а.в.) и другие подобные куфры, то в неверии такого человека не может быть никаких сомнений. И даже более того, любой, кто засомневается в такфире такого человека - тот сам без всяких сомнений становится неверным. Точно также не может быть сомнений в неверии тех, кто утверждает, что Коран недостаточен, что часть аятов осталась скрытой; что у аятов есть тайные, сокровенные, понятные лишь избранным, предназначенные только для посвященных смыслы. Якобы согласно этим смыслам, кто их познает, тот становится свободным от следования внешним, явным смыслам, которые обязывают лишь простой народ. Якобы внешний Шариат для простолюдинов, а для избранных, Шариату следовать необязательно, ибо они знают сокровенные смыслы аятов и следуют этим смыслам. Это так называемые Карамиты и Батъинийя (Эзотеристы). Сторонники танасуха (верующие в реинкарнацию, перевоплощение душ) тоже из этой категории. В неверии вот этих групп никаких разногласий нет.

Что касается тех, кто злословит на сахабов без того, чтобы дискредитировать их справедливость и приверженность к религии, например говорит на кого-нибудь из них, что он жадный или трусоватый; невежественный (но не в области религии) или падок до земных благ и тому подобное; такой человек подвергается наказанию, но такфир из-за этих слов, ему не выносится. Те из ученых, которые не выносят такфир злословящим на сахабов, подразумевали именно такой тип злословия. Тот же, кто перейдет эти границы и скажет, что после смерти посланника (с.а.в.) все сахабы, кроме около десяти человек, стали вероотступниками или скажет, что все сахабы поголовно стали грешниками; то в неверии человека, говорящего такое, сомнений нет. Ибо он опровергает многие места Корана, где Аллах хвалит сахабов и сообщает, что доволен ими. Более того, очевиден куфр того, кто не выносит такфир таким людям или сомневается в их такфире.

Ведь эти слова означают следующее: "Те люди, которые передали нам Коран и Сунну - неверные или грешники. Это люди из той самой общины, которая описана в следующем аяте:

"Вы - лучшая из общин, выведенная для (блага) людей". (Семья Имрана, 3/110)

А ведь известно, что первое поколение этой уммы, более благое и добродетельное чем последующие поколения. Так вот их слова означают, что это самое лучшее первое поколение состояло из неверных и грешников. То есть они были самыми худшими из всех народов (ведь они в таком случае стали грешниками, после того как ним пришел посланник, с,а,с, и они познали истину). Известно, что в последующих поколениях было много праведных, тогда получается, что сахабы самое плохое поколение из всех.

Знать, что подобное утверждение есть куфр, является вопросом из основ религии. Поэтому то, мы видим, что все, кто говорит такие слова, являются яростными неверными. (Ас-Сарим аль-Маслюль, 504-519)

После всех этих длинных отрывков насчет хариджитов, стало ясным следующее:

 

Злословие на сахабов, предусматривающее дискредитацию их справедливости и привязанность к религии является очевидным куфром. Знать это является вопросом основ религии, ибо подобная дискредитация сахабов влечет за собой упразднение Корана, Сунны и всего Шариата. Кроме этого это опровержение аятов, где сахабам воздается хвала.

Подведем итог хадисам о хариджитах, еще раз приведя толкования Табари и Хафизъа Ибн Хаджара, приведенные выше.

Табари сказал:

"В этом (этих хадисах) есть доказательство-опровержение тем, кто утверждает следующее: " Тот, кто заслужил право называться сторонником къиблы, тот не выйдет из Ислама, пока сознательно и намеренно не захочет выйти из Ислама". Принятие такого утверждения сводит эти хадисы на нет. В хадисе говорится: "Они говорят слова истины и читают Коран, но выходят из Ислама; и ничто из Ислама не пристает к ним".

Хафизъ Ибн Хаджар сказал:

"Из этого можно извлечь следующий поучительный урок: Человек может выйти из Ислама, не имея такого намерения. Для того, чтобы войти в другую религию не обязательно, намеренно выходить из Ислама.

Многие сахабы, как например Абу Саьид, имам хадисоведов Бухари, имам муфассиров Табари, судья Абу Бакр аль-Араби, Субки, Рафии и многие другие известные ученые вынесли такфир хариджитам. Может ли теперь кто-нибудь осмелится обвинить их в нововведении из-за того, что они обвинили хариджитов в неверии и при этом не оправдали их по причине ошибки и незнания.

Глава седьмая. Доказательство третье: Хадис о къадаритах

 

Имам Муслим привел в своем "сахих"е предание от Яхьи бин Яьмара: "Первым, кто начал говорить в Басре о кадаре (предопределении), был Маьбад аль-Джухани. Как-то я со своим другом Хумайдом бин Абдиррахманом аль-Химьяри отправились совершать хаджж или умру и говорили себе: "Вот бы нам встретить кого-нибудь из сахабов и расспросить его насчет того, что говорят эти люди о кадаре". При входе в масджид нам встретился Абдуллах сын Умара бин Хаттаба. Мы окружили его справа и спереди. Я подумал, что разговор, друг оставляет мне и сказал: "Эй отец Абдур-рахмана! В наших краях появились некие люди. Они читают коран, занимаются научными исследованиями (и перечислил некоторые их занятия). Но..., они утверждают, что кадара нет и что все события происходят спонтанно, самопроизвольно (не по воле Аллаха; Аллах не предопределяет их, не знает их заранее и не воплощает посредством творения) свое знание в реальность прим. пер.) Ибн Умар сказал: "Скажи им, когда встретишь, что я не имею с ними ничего общего, и они не имеют со мной ничего общего. Клянусь тем, в чьей руке душа Ибн Умара (клянусь Аллахом), если у кого-нибудь из них будет слиток золота величиной с гору Ухуд, и он потратил бы его на пути Аллаха; Аллах не примет от них ничего, пока не уверует он в кадар. (Муслим, 1/36)

 

По поводу этого хадиса имам Науауи в своем шархе Муслима говорит следующее: "Они читают коран, занимаются научными исследованиями (Ятакаффар)"

Судья Иядъ в связи с этим сказал:

"Я увидел, что некоторые передают слово "Ятакаффар" как "ятакааруна" и толкуют это слово как: они углубляются в тайные науки. Например, когда кто-нибудь говорит что-нибудь таинственное, на него говорят: "такаьра".

 

Но в предании от Абу Яьла аль-Маусили это слово передано как "ятафаккахуна". Это наглядно описывает их положение. То есть Ибн Яьмар хотел сказать, что они достигли определенной степени в знаниях, придавали внимание науке и научным изысканиям. "... они утверждают, что кадара нет и что все события происходят спонтанно, самопроизвольно. " - то есть они утверждали, что Аллах не предопределил события, он не знает заранее как пойдет ход событий, он это узнает только после того как они свершатся. Выше мы объяснили мнения ложных мазхабов по этому поводу. На самом деле это мнение (басрийских кадаритов) редкое и исключительное мнение среди кадаритов. Большинство кадаритов (умеренные) так не считают.

"Скажи им, когда встретишь, что ни я не имею с ними ничего общего, ни они не имеют со мной ничего общего".

Слова Ибн Умара ясно свидетельствуют о том, что Ибн Умар вынес такфир тем кадаритам.

 

В связи с этим судья Иядъ сказал:

"Это касается ранних (крайних) кадаритов, которые не признавали знание Аллаха (что Аллах заранее предопределил и знал что будет). Любой, кто скажет такое же (что и крайние кадариты), непременно станет неверным. В этом разногласий нет". (Шарх Науауи, 1/150)

 

Ибн Таймия сказал следующее:

 

Не может быть никаких сомнений в том, что Аллах заранее знает все, что произойдет. Также нет сомнений в том, что все, что произойдет, записано у него. Это доказано книгой и сунной. Некоторые (крайние) кадариты не признают то, что Аллах заранее знает будущее и что это предопределено и записано у него. Они утверждают, что Аллах узнает деяния своих рабов только после того, как они сделают их. Такие кадариты неверные. Имам Шафии, имам Ахмад и все другие имамы вынесли им такфир.

Ибн Таймия сказал следующее:

 

Это верования, принятые салафом и салафскими имамами. Ученые по фикху, хадису, многие тасаввуфщики и калямисты также придерживаются этих убеждений. Противоречат этому только кадариты. Их побудило принять это мнение ошибочная мысль, что предопределение Аллаха и его знание будущего противоречит тому, чтобы Аллах обязывал своих рабов подчиняться приказам и запретам. В итоге кадариты разделились на две группы:

1) Первая группа принимает такие институты как приказ, запрет (то, что Аллах обязывает рабов следовать приказам и запретам), награда, наказание (соответственно за послушание и ослушание). Но они не принимают существование предопределения и записи пером всех вещей и событий заранее. Кадариты этого вида появились в последний период поколения сахабов. Как только сахабы узнавали их верования, они объявляли, что между ними и кадаритами нет ничего общего. Да и сами кадариты прерывали связи с сахабами. Такие сахабы как Абдуллах бин Умар, Абдуллах бин Аббас, Джабир бин Абдиллях, Уасиля бин Аска и другие опровергли их верования. Имамы Малик, Шафии, Ахмад и другие также вынесли явный такфир кадаритам, которые не признавали, что Аллах заранее знает все, что будет.

2) Вторая группа признает предопределение и знание Аллаха всех вещей и событий, а также запись пером, но они, опираясь на предопределение, делают ошибочный вывод о том, что это освобождает человека от обязанности подчиняться приказам и запретам Аллаха. Они полагают, что раз Аллах все предопределил, то уже ненужно и бесполезно совершать деяния. Если для кого-нибудь предопределено, что он из обладателей счастья, то он непременно войдет в Рай даже если не будет для этого стараться. Если же предопределено, что он обладатель горя, то он попадет в Ад даже если не будет совершать (греховных) деяний. Они не имеют последовательной теории своих убеждений. В основном таких верований придерживается большинство простого, невежественного народа. Эта группа кадаритов еще более погрязла в неверии и заблуждении чем первая, ибо их слова сводят на нет приказы, запреты; харамы, халяли; наказание, награждение. Они даже намного более неверные, чем иудеи и христиане. Что касается умеренных кадаритов - а они составляют большинство - то они признают изначальное знание Аллаха и то, что все события предопределены и записаны. Но они не принимают того, что Аллах сотворил деяния рабов и их воли. В ответ на это заблуждение, джабритские умеренные кадариты вышли с другим нововведением и сказали, что у раба нет собственной силы и воли. Обе эти группы заблудшие нововведенцы. Самые скверные из кадаритов это те, которые делают предопределение оправданием непослушания, и сводят на нет запреты и приказы Аллаха. Таковые подобны следующему типу мушриков:

 

"Скажут те, кто придает (Аллаху) сообщников: "Если бы Аллах хотел, то мы не придавали бы сообщников, и отцы наши; и не считали бы ничто харамом". (Скот, 6/148)

 

Они еще более неверные, чем иудеи и христиане, ибо их слова имплицируют аннулирование приказов и запретов, переданных посланниками. (Маджмуьуль-Фатауа, 8. том, 288-289)

Классификация кадаритов. Ранее я уже упоминал в некоторых местах, что кадарийя разделяется на три группы:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.