Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Некоторые доказательства из иджмы о том, что суждение о прощении ошибок неабсолютное




Судья Ияд сказал:

Убайдуллах бин Хасан аль-Анбари указал на справедливость ученых в следующем их мнении:

В основных убеждениях ахлюс-сунны есть некоторые положения, которые могут быть истолкованы по-разному (подробности основ религии). Нет сомнения в том, что истинным является только одно из толкований. Если вся умма проявит единогласие в истинности какого-нибудь одного толкования, то это единогласие сделало бесспорным то, что все другие толкования неверны и принимающий их является грешным и заблудшим. Разногласие имеется только в том, является ли ошибающийся неверным. (Аш-Шифа би шархи Нураддин аль-Кари, 5/393-394)

Под основными убеждениями ахлюс-сунны здесь подразумеваются такие убеждения как например: что деяния входят в веру; что Аллах на небе (на небе Трон, 1арш, а Аллах на Троне); что верующие увидят Аллаха на том свете; что Коран это слово Аллаха и.т.п. Любой, кто противоречит ахлюс-сунне в этих вопросах, он является заблудшим и грешником, и в его такфире имеются разногласия. В любом случае он является еретиком, потому, что вся ахлюс-сунна проявило единогласие в этих вопросах. Следует заметить, что разногласия в такфире касаются вышеприведенных вопросов, но ни в коем случае не таких основ религии как таухид, отвержение ширка и мушриков, валя-бара. Поэтому то судья оговорил эти положения выражением: "некоторые положения, которые могут быть истолкованы по разному (в отличие от таухида)".

Поистине такие вопросы как таухид, валя-бара не допускают различных толкований. Итак, умма проявила единогласие в том, что ошибки, допущенные в основных убеждениях, не входят в суждение хадиса о прощении ошибок. Ошибившийся не прощается, но считается грешным еретиком, и в такфире таких людей имеются разногласия. Если не прощаются ошибки в основных убеждениях, то, что уже говорить об ошибках в основах религии. Несомненно, что ошибившийся в основах религии, не прощается тем более, и ему выносится такфир.

Некоторые ученые предпочли вынести такфир еретикам. Другие же ученые предпочли не выносить такфира с условием, что еретики будут привязаны к основам религии. Вот что говорит Ибн Хаджар в толковании к хадису "Мне приказано сражаться с людьми, пока они не будут свидетельствовать, что нет божества, кроме Аллаха".

"Из этого хадиса также следует то, что не следует выносить такфир еретикам, которые признали таухид и привязаны к условиям и требованиям таухида". (Фатх аль-Бари, 1/97)

__________________________________________________________________________________

 

1 - ـ4887 ـ1ـ عن عَمْرُو بْنِ العَاصٍ رَضِيَ اللّهُ عَنْه قال: ]قَالَ رَسُولُ اللّهِ: إذَا اجْتَهَدَ الْحَاكِمُ فَأصَابَ فَلَهُ أجْرَانِ، وَإنِ اجْتَهَدَ فأخْطَأ فَلَهُ أجرٌ[. أخرجه الشيخان وأبو داود.

(Передается от Амра бин аль-Аса: Бухaри, И1тисам 21; Муслим, Акдия 15, (1716); Абу Дауд, Акдия 2, (3574); Тирмизи, Ахкам 2, (1326); Насаи, Кадъа 3, (8, 224))

2 - (Ибн Маджа, китабуль-Талакъ, 16/2043, 2045)

3 - "Поистине, Аллах не прощает приобщения к Нему сотоварищей, но прощает всe, что помимо этого, кому пожелает... " - (Женщины, 48 и 116).

Также имеются следующие аяты и хадисы:

"Ведь тому, кто приобщил Аллаху сотоварищей, Аллах запретил рай. Убежище для него — Огонь, и нет для неправедных помощников!" (Трапеза, 72)

"А если бы они придали Ему сотоварищей, то тщетным для них оказалось бы то, что они делали! " - (Скот, 88)

"Открыто было уже тебе и тем (посланникам), которые были до тебя, что если ты приобщишь (к Аллаху) сотоварища, то пустым окажется твое дело, и окажешься ты среди потерпевших убыток ". (Толпы, 65)

Ибн Мас1уд рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Тот, кто умер, взывая к кому-либо наряду с Аллахом, попадет в Огонь". (Бухари, 8/132, 11/493; Ахмад 1/462 и 463).

Анас передает, что посланник صلى الله عليه و سلم сказал: "Есть три вида несправедливости: Несправедливость, которую Аллах не прощает; несправедливость, которую Аллах прощает; несправедливость, которую Аллах не оставляет. Несправедливость, которую Аллах не прощает - это ширк, ибо ширк величайшая несправедливость. Несправедливость, которую Аллах прощает - это несправедливость между рабами и их господом, которую они причинили сами себе (грехи, кроме ширка). Несправедливость, которую Аллах не оставляет - это несправедливость, которую рабы причинили друг другу. Аллах не оставит эту несправедливость пока не заставит их заплатить друг другу и рассчитаться за эту несправедливость ". (Аль-Баззар)

Хафиз Абу Я1ла в своем "Муснаде" передает от Мусы бин Убайды а тот от Джабира, как посланник صلى الله عليه و سلم сказал: "(Аллах) прощает раба, пока между (прощением и рабом) не станет преграда". Спросили: "О посланник Аллаха! Что за преграда?" "Приобщать Аллаху сотоварищей. Тот, кто встретится с Аллахом без ширка, тот может быть прощен. Аллах если пожелает, простит его; если пожелает, накажет. Затем посланник صلى الله عليه و سلم прочитал аят Женщины, 48".

Муслим приводит хадис Джабира о том, что посланник Аллаха, صلى الله عليه و سلم сказал: "Кто предстал пред Аллахом, не приобщая к Нему ничего, попадет в Рай; а кто предстал пред Ним, приобщая к Нему что-нибудь, попадет в Огонь". (Муслим, 93).

Из всех этих религиозных текстов ясно следует категорическое суждение: Аллах не прощает ширка. Это абсолютное суждение и все другие религиозные тексты нужно оговаривать этим суждением и оценивать в свете этого суждения. То есть прощаются только такие ошибки, которые не являются ширком или куфром.

4 - Для примера приведем аяты, где видно, что куфр нарушает веру в перечисленные пункты:

"Разве ты не видел тех, которые утверждают, что они уверовали в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя, и они желают обращаться за судом к тагуту, в то время как им приказано отвергать его, и сатана хочет сбить их с пути в далекое заблуждение?" - (Женщины, 60)

"Ты не найдешь людей, которые веруют в Аллаха и в последний день, чтобы они любили тех, кто противится Аллаху и Его посланнику, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники". (Препирательство, 22)

"Ты видишь, как многие из них проявляют, валя к неверным. Как скверно то, что им уготовали души их, что разгневался на них Аллах, и в наказании они пребывают вечно! Если бы они веровали в Аллаха, и посланника, и в то, что было низведено ему, они не брали бы их в "вали"и, но многие из них распутны". (Трапеза, 80,81)

"Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения, и не подчинятся полностью". (Женщины, 65)

5 - Нет на вас греха, в чем вы ошиблись при этом, а (грех) только в том, что (злонамеренно) замыслят ваши сердца.

Ошибка, упомянутая в аяте, Аллаху а1лам, не связана с верованием или религией. Наоборот, здесь ошибка в мирских делах, а именно в определении отцовства людей. Если кто-нибудь по ошибке неправильно определит отцовство и позовет человек не по отцу, то на нем нет греха. А грех на том, кто знает и не причисляет к настоящему отцу.

Куртуби и Табари передают от Катады и других следующее:

"Ошибка это тогда, когда человека зовут по имени другого (не его отца), но зовущие не знают этого. В таком случае греха нет. Грех тогда, когда человека сознательно зовут по другому отчеству, причисляя его к не отцу". (См тафсир Табари, Куртуби)

Ибн Касир сказал:

"Затем в аяте говорится: "Нет на вас греха, в чем вы ошиблись при этом" - то есть если исследуете и по ошибке причислите человек к ненастоящему отцу, то Аллах упразднил грех этого и снял наказание". (Тафсир Ибн Касира)

Также здесь имеется тоже самое положение, что и в предыдущем аяте. То есть обращение в этом аяте направлено к муслимам и поэтому льготы, описанные в этом аяте, а именно прощение ошибок, присуще только муслимам. То, что обращение направлено на муслимов, это видно из:

1) Выражение в аяте: "Нет на вас греха", то есть это обращение к муслимам. Ведь когда идет речь об наложении обязательств, кроме основ религии, в основном это касается муслимов. Тем более, потом говорится, что на вас нет греха. Неверные же так и так не избавились от самого большого греха - куфра и ширка. Поэтому упоминание о грехе, меньше куфра, более подходит верующим. Неверным же в основном сначала предлагается избавиться от более серьезных грехов.

2) Далее в Коране говорится: "Пророк ближе в верующим, чем они сами, а супруги его - их матери. И обладатели родства - одни ближе к другим по книге Аллаха, чем верующие и чем мухаджиры. Разве вы не сделаете добро своим близким? Это в книге начертано".

Таким образом, контекст показывает, что в аяте подразумеваются верующие.

6 - Табари указал, что прощение недействительно для куфра и ширка. Кроме этого он указал на то, что прощение недействительно для ошибок, источник которого, - небрежение раба. В случае с неверными оба эти фактора имеют место одновременно. Первый фактор (то, что куфр и ширк не подлежат прощению) уже был рассмотрен. Изучим более подробнее второй фактор:

Аллах Справедлив, поэтому каждый незнающий неверный не подлежит прощению только по своей вине. Если бы он искренне стремился к Аллаху, усердствовал бы ради Аллаха, Аллах непременно научил бы его вере и вывел бы на истинный путь. В Коране говорится:

"А тех, которые усердствовали за Нас, - Мы непременно поведем Нашими путями. Поистине, Аллах, конечно, с творящими благое!" (Паук, 69)

То, что неверный не знает, умер незнающим, это полностью его вина. Раз Аллах не научил его истине, значит, он не был искренним; и даже если бы до него и дошло знание, в конечном итоге он все равно отвернулся бы. В Коране говорится:

"Мы сотворили много джиннов и людей для ада. У них — сердца, которые не разумеют; глаза, которые не видят; уши, которые не слышат. Они подобны скотам и даже еще более заблудшие. Они и есть небрегущие". (Преграды, 179)

"И не повинуйся тем, сердце которых Мы сделали небрегущим к поминанию о Нас, и кто последовал за своей страстью, и в делах впадает в крайности". (Пещера, 28)

"Или ты думаешь, что большинство неверных слышит или разумеет? Они ведь только - всего лишь подобие скотов и даже больше сбились с пути". (Различение, 44)

"Худшие из животных пред Аллахом - глухие, немые, которые не разумеют. Если бы Аллах знал что-нибудь доброе в них, Он дал бы им услышать, а если бы Он дал им услышать, они отвернулись бы от Него, отвратившись". (Добыча, 23)

Таким образом, установлено, что незнание не является оправдание для неверного. Ибо если в нем была бы искренность, Аллах непременно сообщил бы ему и научил. Если же он продолжает оставаться незнающим, это свидетельствует о том, что в нем нет искренности, блага. Поэтому, если даже до него и дойдет, он не примет истину:

"Кто будет поступать в соответствии с тем, что знает - Аллах научит его тому, чего он не знает".

(Ибн Таймия в книге "Иман аль-Кабир" и Ибн Раджаб в шархе 36 хадиса в книге "Улюм аль-Хикам" передали от одного из салафов. Абу Якуб аль-Баг1дади передал это от Суфьяна в тафсире аята Корова, 282 в книге "Риваятуль-Кибар ан ас-Сыг1ар; Абу Ну1айм передает от Анаса: "Кто будет поступать в соответствии с тем, что знает, Аллах научит его тому, что он не знает; затем направит его на праведные деяния и в итоге раб зарабатывает рай; Тот же, кто поступает вопреки своему знанию, он сбивается с того, что знал, Аллах не направит его на праведные деяния и в итоге раб зарабатывает ад".)

7 - Алийюль-К1ари в толковании "Фикъх аль-Акбар говорит:

Расходиться в вопросах таухида и веры есть заблуждение и нововведение. Ошибаться в вопросах шариата (например, харам-халяль, установления шариата относительно религиозных ритуалов, распорядка жизни и.т.д.) простительно и ошибающийся может даже заработать (одну) награду (вместо двух). Но ошибки в вопросах таухида порицаются и являются куфром. Ошибающимся в таких вопросах оправдания нет. Верования разделяются на два:

Основы веры

Подробности веры.

Не знать первое (основы веры) нарушает веру. Сюда входит знать свойства Аллаха, знать институт посланничества и пророчества, знать существование загробной жизни и.т.д. Не знать второе веру не нарушает. Например, не знать о том, кто выше по степени превосходства: Посланники или ангелы? Если за всю свою жизнь человек не будет знать этого вопроса, Аллах не спросит его за это.

Алийюль-Къари в толковании известного "Фикъх аль-Акбар"а сказал:

Имеется кажущееся противоречие между словами: "Кто скажет то-то станет неверным" и "Мы не делаем такфир никого из сторонников къиблы". Это противоречие кажущееся и вот как оно разрешается:

Знай, что сторонники къиблы это такие люди, которые объединены в вопросах основ веры, такие как: Знать, что вселенная сотворена; знать, что люди будут заново сотворены и собраны к Аллаху; знать, что Аллах знает все сущее в мельчайших подробностях. Кто не знает подобные вопросы (основы веры), тот не считается сторонником къиблы, даже если он на протяжении всей жизни занимался поклонением и послушанием Аллаху. Правило "Мы не делаем такфир никого из сторонников къиблы" нужно понимать так: "Мы не делаем такфир никого из сторонников къиблы, пока они не обнаружат куфр, вроде тех, что мы перечислили (не знать, что вселенная сотворена и.т.д.)". После того, как ты это понял, знай, что среди сторонников къиблы нет разногласий в основах веры. Разногласия могут быть только в других вопросах (подробностях веры), хотя и в этих вопросах истинно только одно мнение.

Алийюль-Къари передает от судьи Аззуддина как тот сказал в своей книге "Аль-Мавак1иф" следующее:

Не выносится такфир никому из сторонников къиблы за исключением тех случаев, когда он совершит куфр, или ширк, или отвергнет учреждение посланничества, или отвергнет какое-нибудь точно установленное положение Ислама, или посчитает разрешенным какой-нибудь точно установленный харам. Причем делающий такфир вне перечисленных случаев становится грешником, но не неверным.

Далее Алийюль-Къари поясняет слова судьи Аззуддина и говорит:

Когда ученые говорят, что мы не делаем такфир никого из сторонников къиблы, они не считают достаточным совершение только намаза, направляясь на къиблу для того, чтобы быть муслимом. Потому, что например Рафидиты считают, что ангел Джибриль ошибся в адресате откровений. Якобы на самом деле Аллах послал Джибриля с откровением к Али, а Джибриль по ошибке принес его Мухаммаду صلى الله عليه و سلم. Некоторые из них дошли до того, что говорят, что Али является божеством. Таковые являются неверными в любом случае, сколько они не делали бы намаз, направляясь на къиблу.

Поэтому большинство ученых посчитало неподходящим выражение "Мы не делаем такфир никого из-за его греха". Вот более подходящее выражение: " Мы не делаем такфир за все грехи, как это делают хариджиты ".

8 - Все положения ислама нужно разделить на три:

Подробности религии

Основы религии

Подробности основ (в этом тексте "Основные убеждения")

Согласно хадисам " Людям из моей уммы прощено то, в чем они ошиблись; забыли или были заставлены (икрах)" и " Когда хаким делает иджтихад и его суждение оказывается истинной, то ему - две награды. Если же он сделает иджтихад и ошибется, то ему - одна награда", ошибка в подробностях религии полностью прощается, и даже более того ошибающийся может заработать награду. Что касается остальных двух категорий, то ошибающийся в этой области ни в коем случае не может заработать награду, наоборот он в заблуждении и заслуживает всяческого порицания. Ошибка в основах религии выводит ошибающегося за пределы Ислама. Что касается ошибки в подробностях основ, то в этой области тоже нет оправдания для незнания или ошибки, хотя ошибающийся не выходит из Ислама. Например, ошибающийся в подробностях религии, прощается полностью и его не называют заблудшим и не порицают и не выводят из ахлюс-сунны. Ошибка в подробностях основ религии является оправданием в том смысле, что ошибающийся не выходит из Ислама, но не является оправданием в том смысле, что он остается в ахлюс-сунне. Таковой порицается и обвиняется в ереси и заблуждении. Примером могут служить ошибки умеренных мурджиитов (утверждающих, что грех не влияет на веру), некоторых му1тазилитов и прочих еретиков. Это подобно тому, что малый ширк не выводит из Ислама, но все равно совершивший малый ширк жестко порицается и подвергается наказанию.

Теперь что касается хариджитов. Ошибки некоторых хариджитов были из области основ религии, таковым единогласно был вынесен такфир. Ошибки других некоторых хариджитов были в области подробностей основ (здесь в тексте "основные убеждения"); таковые являются заблудшими еретиками по единогласному мнению всей уммы. Так вот если ошибки в основных убеждениях не прощаются и не входят в суждение о прощении ошибок, то, что говорить об ошибках в основах религии. Такие ошибки тем более не войдут в суждение хадиса о прощении ошибок.

 

Глава Вторая. Хадис об Иджтихаде

Теперь перейдем к объяснению хадиса об иджтихаде:

"Когда судья делает иджтихад и его суждение оказывается истинным, то ему - две награды. Если же он сделает иджтихад и ошибется, то ему - одна награда "

Этот хадис не может служить доказательством для ложных утверждений тех, кто стремиться сбить людей, по двум причинам. Во первых иджтихад может выполняться только в подробностях религии, следовательно ошибка может быть допущена и прощена только в области подробностей религии, но никак в области основ религии.

Во вторых судьей, который выносит решение, опираясь на Шариатские источники, может быть только мувахид - человек ахлюль-къиблы. А такой человек, как известно уже разобрался с ошибками в основах религии и он свободен от них. Тот же, кто совершил ширк или куфр, он уже вышел из ахлюль-къиблы и потерял право называться судьей. Теперь изучим эти два положения подробнее:

Итак, иджтихад (вынесение суждения в определенном вопросе в результате полного и добросовестного исследования всех Шариатских источников, связанных с этим вопросом) имеет смысл только в подробностях религии и Шариата. Основы религии не допускают каких-нибудь иных толкований и не приемлют вынос каких-нибудь других суждений. Либо судья муслим, а значит, разобрался с этими вопросами, следовательно, для иджтихада надобности не осталось. Либо человек ошибся в основах религии, тогда он еще не вошел в Ислам, и ему сперва нужно разобраться с основами религии, прежде чем становиться судьей и заниматься выносом Шариатских суждений.

Кроме того, что иджтихад недействителен в основах религии, он также недействителен и в тех подробностях Шариата, где есть бесспорные доказательства, не допускающие других толкований. Например, обязательность намаза, хаджа, поста, количество ракятов в намазе, запретность блуда, убийства и.т.п. Поэтому то с одной стороны эти подробности называют основами, ибо они точно установлены и дающий другое суждение становится неверным, кроме тех случаев, когда он недавно вошел в Ислам, или живет в удаленной от муслимов местности. Раз в таких вопросах делающий иджтихад становится грешным и не прощается, и ему не дается ни двух, ни одной награды, то, что уже говорить о вопросах основ религии. Итак, стало установленным то, что иджтихад может быть только в подробностях Шариата (ахкам), и то только в тех, где нет бесспорного доказательства.

Кроме этого выносящий иджтихад должен обладать свойствами муджтахида и судьи. Если человек, не будучи муджтахидом, не опираясь на какое-нибудь знание, вынесет суждение, то он станет грешным (в зависимости от степени, неверным). Доказательством является хадис о трех судьях1:

"Существует три типа судей: Один тип судей в раю, другие два в огне... Один из тех, кто в аду это тот, кто выносит суждение без знания... "

Поэтому из этого хадиса, который извращают лжеученые, нужно исключить следующие типы судей:

1) Незнающий судья. Судья, который упоминается в нашем хадисе, это такой судья, который знает не только основы религии, но и подробности и судит по истине. Поэтому он и получает награду. Тот, кто не знает подробности и судит, он грешник и в зависимости от ситуации может войти в куфр. Поэтому такой судья не подразумевается в нашем хадисе о награде для судей. Если в этот хадис не входит судья, незнающий подробности, то, что уже говорить о тех, кто не знает основы. Такой тем более не войдет в суждение хадиса и ни в коем случае не сможет получить одну награду вместо двух. Итак, Шариат не разрешает судейство невежественных. А кто может быть более невежественнее чем тот, кто находится в неведении относительно основ религии. Таковые есть судьи-мушрики, заслужившие ад.

2) Также исключается иджтихад в основах религии, где не может быть никаких разногласий, а также в подробностях, которые отрегулированы ясным, недвусмысленных Шариатским доказательством. Иджтихад имеет смысл только в тех вопросах, где допустимо разное толкование. Поэтому то, толкующий по другому не порицается, хотя и получает меньше награды. Так вот таухид и ширк; валя и бара это такие вопросы, которые ясно и однозначно разъяснены и не приемлют иных толкований. Также ясно разъяснены многие фарды и харамы, например пятикратный намаз, запрет убийства и.т.д. Во всех этих вопросах иджтихад не имеет смысла. А раз в таких вопросах не разрешено делать иджтихад судьям, то незнающим людям это запрещается делать и подавно.

Кто сделает иджтихад в таких вопросах ни в коем случае не получит награду, а наоборот станет грешным заблуждающимся. Как мы это и приводили выше, судья Ияд передал иджму в этом вопросе.

Вот как толкует этот хадис (" Когда судья делает иджтихад... ") имам Навави:

Ученые сказали, что все мусульмане проявили иджму в том, что под суждение данного хадиса подпадают только знающие судьи - специалисты своего дела. Если иджтихад окажется верным, то судья получает две награды: одна за усердие, другая за правильность суждения. Если же судья ошибется, то ему - одна награда: только за усердие. Текст хадиса содержит в себе более объемные смыслы, чем кажется из самого текста. Поэтому текст нужно раскрыть более полно.

Под судьей подразумевается усердный специалист-ученый. Что касается тех, кто не обладает необходимыми знаниями, то ему не разрешено выносить суждения. Если он вынесет суждение, то он не получит никакой награды, а наоборот станет грешным. Даже если его суждение (случайно) совпадет с истинным, то оно все равно отвергается. Это так потому, что совпадение это случайное и не произошло на основе Шариата. Поэтому независимо от того совпадет ли его суждение или нет, он считается грешным и все его суждения не принимаются. Ни в одном суждении, что он вынес - нет ему оправдания. В хадисе, который передается в сборниках "Сунан", говорится:

 

"Существует три типа судей: Один тип судей в раю, другие два в огне... Один из тех, кто в аду это тот, кто выносит суждение без знания... "

 

(Далее имам исследует вопрос о том, может ли быть так, что два разных мнения будут одинаково правильными; или же в одном вопросе может только одно истинное мнение, а все остальные неправильные, хотя выносящие их и не порицаются. Имам передает мнения разных ученых на этот счет и затем говорит:)

 

Не может быть сомнений в том, что разногласие в этом вопросе касается только подробностей религии. Что касается основ таухида, то существует иджма (единогласие) ученых в том, что в этой области истинным является только одно мнение (все остальные ложные и порицаемые). (Шарх Навави на сборник Муслима, 12/13)

Автор книги "Авнуль-Ма1буд" в толковании этого хадиса передает от Хаттаби следующее:

Поистине тот, кто ошибется в суждении, получает только одну награду: за то, что старался найти истину. Усердствовать в выносе суждения является поклонением и поэтому удостаивается награды. Но за то, что он ошибся, он не получает награды. Просто ему прощается грех его ошибки. Но это верно только для того, кто содержит в себе качества судьи, знает основы и методы выноса суждений; обладает знаниями о способах и видах умозаключений. Тот, кто, не обладая этими качествами, вынесет суждение - он не прощается за свою ошибку. Из-за того, что он сам затруднил себе дело - нет ему оправдания. Доказательством этому является следующий хадис:

 

"Существует три типа судей: Один тип судей в раю, другие два в огне... "

 

Поистине все это действительно только для подробностей, которые остались вне области основ и допускают различные толкования и мнения. Что касается основ, то это то это такие суждения шариата, которые не приемлют разных толкований. Поистине те, кто ошибается в таких суждениях - ему нет прощения за грех его ошибки, и его ложное суждение отвергается. (Авнуль-Ма1буд шарху сунан Абу Дауд, 9/488-489)

Если нет оправданий для основных суждений Шариата, то подавно нет оправдания и прощения для ошибок в основах религии. Ошибающийся в этих вопросах не содержит в себе качества судьи (ибо неверный, мушрик, еретик не может быть судьей) и получает грех за свою ошибку. Если он ошибся в основах Шариата или в области основных подробностей акиды ахлюс-сунны, то он становится грешным и заблудшим еретиком, но муслимом. Если же он ошибется в области основ религии, то становится заблудшим мушриком и неверным еретиком.

Также рекомендуется посмотреть в толкования этого хадиса, выполненные Ибн Хаджаром в "Фатхуль-Бари" и другие шархи хадисов.

Шаукани привел определение иджтихада, сделанное Г1азали, и затем сказал:

"Иджтихад это усердие и старание на пути исследования вопроса с приложением всех сил и возможностей; причем исследуемый вопрос должен быть из той области, где нет порицания (за ошибку)".

 

Такое возможно только в области подробностей. Да и вообще слово "муджтахид" (делающий иджтихад) применяется только для тех, кто исследует вопросы из области подробностей. Что касается основ, то здесь дело обстоит иначе. (Для того, чтобы знать основы религии, не нужно быть муджтахидом и специалистом по суждениям. Основы религии знает каждый муслим от мала до велика; иначе он и не смог бы быть муслимом - прим. пер.)

 

Некоторые иджтихаду дали вот такое определение:

 

"Иджтихад это усердие и старание ученого для того, чтобы составить себе определенное предположение (зъанн) по какому-нибудь Шариатскому вопросу".

 

И в этом определении на иджтихад наложено условие, что он должен быть в вопросах, которые допускают предположения. Что касается однозначных, несомненных вопросов, то там никаких предположений быть не может, и следовательно в них не делается и иджтихад.

Если ты понял слова Шаукани, то тебе стало понятно, что муджтахид - судья это тот, кто старается составит свою точку зрения - предположение относительно какого-нибудь Шариатского суждения. А также ты понял, что иджтихад имеет смысл для вопросов из подробностей религии, которые допускают неоднозначность.

В "Махсул"е по этому поводу говорится следующее:

Вопросы, подлежащие иджтихаду это такие шариатские суждения, которые не определены каким-нибудь несомненным, стопроцентным доказательством. Выражение "Шариатские" мы применили для того, чтобы исключить "калямисткие" заумные вопросы. Выражение "несомненным, стопроцентным доказательством" мы применили для того, чтобы исключить такие суждения, относительно которых умма проявила единогласие; например такие как: пятикратный намаз, закят и др.

 

Если по одному вопросу имеется несколько мнений, выдвинутых разными муджтахидами, то являются ли истинными все мнения, или верным является только одно. В этом вопросе имеются разногласия2. Все эти мнения можно собрать в две основные группы:

А) Теоретические знания. Они тоже в свою очередь подразделяются на несколько видов:

1) Такой вид знаний, что ошибка в них, противоположна знанию об Аллахе и посланнике. Например, знание о таких свойствах Аллаха, как творение, справедливость; знание о таухиде и тому подобное. В таком виде знания истинным может быть только одно мнение. Кто угодил в истину в этих вопросах, тот на истинном пути; кто же ошибся, тот стал неверным.

2) Знание о том, что муслимы увидят Аллаха на том свете; о том, что Коран не сотворен; что единобожники рано или поздно выйдут из ада и тому подобные вопросы. Кто угодил в истину в этих вопросах, тот на истинном пути. Кто же ошибся, то сказано, что такому выносится такфир. Одним из тех, кто придерживается такфира ошибающихся в этих вопросах, это Шафии. Некоторые ученики восприняли его слова о куфре дословно; некоторые же истолковали это как малый куфр. (Иршадуль-Фухуль, Бабуль-иджтихад, 250-259)

На самом деле эта тема изучена в книгах, содержащие толкования хадисов и в книгах по методологии фикха.

Итак доказано, что человек, впавший в ширк по ошибке - не оправдан. Приводимые лжеучеными доказательства о награде муджтахидов, аят Корова, 286 не применимы в данном случае. Этому есть три причины:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.