Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение 1 страница. Учено-методическое пособие




Томск - 2012

Нечаева Е. Н.

Основы права

 

Учено-методическое пособие

 

 

 

ББК 74.580.20

С 781

УДК 378

 

 

Рекомендовано к публикации редакционно-издательским советом ОГБОУ «ТГПК»

 

 

Нечаева Е. Н. Основы права. – Методические рекомендации для студентов педагогического колледжа спецальностей Дошкольное образование, 050709 Преподавание в начальных классах. Томск. – 2012. - 104 стр.

 

Рецензенты:

Лурья Н. А. доктор философских наук, профессор

Назарова О.Ю. кандидат юридических наук

 

 

Методические рекомендации к курсу «Основы права» составлены в соответствие с требованиями к организации и проведению практических занятий в системе СПО. Пособие предназначено для самостоятельной работы студентов и предлагает системный подход в формирований гражданских компетенций.

 

ОГОУ ТГПК

Нечаева Е.Н.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….............  
Лекция № 1. Государство в политической системе общества…………………..  
Лекция № 2. «Механизм государства»…………………………………………..  
Лекция № 3. Тема: «Функции государства»……………………………………...  
Лекция № 4 Тема: «Форма правления»………………………………………..... 20
Лекция № 5. Тема: «Форма государственного устройства. Форма политического режима»………………………………………………….. 25
Лекция № 6. Тема: «Избирательное право»……………………………………. 28
Лекция № 7. Тема: «Гражданское общество и правовое государство»……. 31
Лекция № 8. Тема: «Норма права. Система права»…………………………... 37
Лекция № 9. Тема: «Формы (источники) права»……………………………….. 40
Лекция № 10 Тема: «Правосознание. Правоотношение»…………………..... 46
Лекция № 11. Тема: «Правонарушение и юридическая ответственность»... 50
Лекция № 12. Тема: «Права и свободы человека и гражданина……………… 56
Лекция № 13. Тема: «Государственное (конституционное) право»………... 63
Лекция №14. Тема: «Административное право РФ»…………………………. 69
Лекция № 15. Тема: «Гражданское право РФ»…………………………………... 73
Лекция № 16. Тема: «Трудовое право РФ»……………………………………….. 80
Лекция № 17. Тема: «Уголовное право РФ»……………………………………... 83
Словарь………………………………………………………………………………. 90
Вопросы и задания………………………………………………………………….. 95
Литература…………………………………………………………………………. 105

 

На современном этапе развития российского общества правовая культура становится необходимым элементом общей культуры человека. Успешная социальная и профессиональная деятельность человека и гражданина во многом зависит от умения ориентироваться в законодательстве страны и его применять. Знание прав и обязанностей гражданина, умение защищать свои интересы и в то же время сотрудничать с другими людьми поможет ему занять в обществе место, соответствующее его способностям.

Целью курса «Основы права» на дневном отделении является ознакомление с важнейшими принципами правового регулирования, которые определяют содержание норм российского права. Важно дать понятие общей социальной направленности правовых установок, привить студентам навыки правильного ориентирования в системе законодательства, умение соотносить их юридическое содержание с реальными событиями общественной жизни, без чего невозможна выработка элементарных навыков юридического мышления.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи: обучающая (знание основ правовой системы РФ, ориентация в российском законодательстве), воспитательная (формирование гражданской позиции), овладение юридической грамотностью, формирование навыков самостоятельного мышления, подготовка студентов к социальной и профессиональной жизни.

Курс направлен на формирование следующих компетенций:

1) Базовые - знание основ государственного устройства РФ. Представление о правом государстве и гражданском обществе. Знание структуры правовых нормы, содержания правовых отношений в обществе. Представление о системе права РФ, знание основ конституционного строя РФ. Знание основные отрасли права РФ.

2) Ключевые - умения отвечать на вопросы, связано и логично излагать материал, рецензировать, умение самостоятельно работать с учебной, методической, справочной литературой, нормативно-правовыми актами, поиск необходимых источников информации. Умение составлять конспект, сообщение. Реферировать. Логическое осмысление и изложение информации, аргументировано отстаивать и доказывать свою позицию, анализировать, решать задачи, ставить и решать проблемные вопросы.

3) Специальные - знание предмета и объекта изучаемой дисциплины. Умение оперировать понятийным аппаратом изучаемой дисциплины. Знание основ правовой системы РФ. Умение ориентироваться в нормативно - правовой базе РФ. Аргументировано отстаивать свои права.

Программа предусматривает проведение лекционных, практических, семинарских занятий. Постановку и решение проблемных задач. Защиту рефератов.

Лекционные занятия направлены на ознакомление с материалом курса, практические на работу с нормативными источниками – Конституцией РФ, Гражданским кодексом, Трудовым кодексом, Семейным кодексом и др. Семинары, проблемные задания, защита рефератов, доклады формируют у студентов когнитивные компетенции, навыки самостоятельного мышления, самостоятельной работы.

Программа «Основы права» предназначена для системы среднего профессионального образования и составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта по данному курсу.

 

Лекция №1. Тема: Государство в политической системе общества

1. Понятие власть.

2. Виды власти

3. Понятие и признаки государства

4. Сущность государства

5. Политическая система общества

Власть — это одно из важнейших явлений человеческого обще­ства. Она существует везде, где есть устойчивые объединения лю­дей: в семье, производственных коллективах, организациях, уч­реждениях, объединениях, во всем государстве. Власть есть прису­щее обществу волевое отношение между людьми. Власть — ядро политики.

За власть всегда шла борьба между людьми, социальными груп­пами, общностями, государствами. Но власть — это и обязатель­ное условие организованности и порядка в обществе.

Власть — это способность и возможность проводить внутри дан­ных социальных отношений собственную волю, оказывать опреде­ленное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: права, авторитета, насилия. Специфический признаком власти — доминирование властной воли.

Наиболее важным видом власти выступает политическая. Это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью тех или иных социальных субъектов — индивидов, социальных групп и общностей — подчинять своей воле деятельность других социальных субъектов с помощью государственно-правовых и иных средств.

Политическая власть существует и функционирует в различ­ных видах: государственной, партийной, региональной, между­народной и т.д. Наиболее развитая — государственная власть, ис­ходящая от государства с развитым аппаратом управления.

Важным выступает вопрос о структурных элементах власти. К ним относятся субъект и объект власти, источники, средства, ресурсы осуществления власти.

В роли субъекта властивыступает тот, кто обладает желанием властвовать, реальной властью и кто проявляет власть по отношению к другим. Это могут быть как отдельный человек, так и организация, общность людей, народ, государство, миро­вое сообщество и т.д. К объектам властиотносятся все те, на кого воздействует субъект власти (человек, масса, социальные слои, группы и др.). К источникам власти относят авторитет, силу, за­кон, богатство, знание и информацию, харизму (исключительные качества лидера), престиж, положение, занимаемое в обще­стве, статус. К средствам осуществления власти относят право, авторитет, поощрение, убеждение, традиции, манипуляции, при­нуждение, насилие. К ресурсам власти относят совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта: 1) экономические ре­сурсы — материальные ценности, необходимые для обществен­ного производства и потребления, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п.; 2) силовые ресурсы - оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди; 3) социальные ресурсы — способность повышать или понижать социальный статус или ранг, место в социальной структуре человека или социальной группы; 4) информационные ресурсы — знания и информация, а также средства их получе­ния и распространения; 5) политико-правовые ресурсы — кон­ституция, законы, программные документы политических партий; 6) демографические ресурсы -- человек как универсальный ре­сурс, создающий другие ресурсы [9].

В правовом демократическом государстве власть является более эффективной и стабильной, если по закону и фактически имеет место разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, при условии, что эта власть легитимна.

Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам. Леги­тимная власть характеризуется как правомерная и справедливая.

М. Вебер выделил три типа легитимности.

1. Традиционная власть основывается на обычаях, привычке по­виноваться власти, вере в непоколебимость установленного по­рядка. Такой тип легитимности власти характерен, как правило, для монархического способа правления.

2. Легальная рациональная власть опирается на закон, конститу­ционный порядок, связана с демократическими выборами пред­ставителей власти или с назначениями должностных лиц в соот­ветствии с законом.

3. Харизматическая власть основывается на вере в исключитель­ные качества и величие личности вождя (талант, дар, харизма) [7].

Понятие и признаки государства

Одним из субъектов власти выступает государство. В современ­ной науке существует множество определений понятия государ­ства. Некоторые отражают его сущность и функциональную на­правленность, другие перечисляют признаки государства, как видно из приведенных ниже примеров.

Государство - это организация публичной власти, располага­ющая аппаратом управления, представляющая общество и осу­ществляющая руководство им.

Государство - это организация политической власти, необхо­димая для выполнения как классовых, так и общественных задач, вытекающих из природы всякого общества на определенном ис­торическом этапе его развития.

Государство - это политическая организация общества, обес­печивающая его единство и целостность, осуществляющая по­средством государственного механизма управление обществом и защиту его интересов, придающая своим велениям общеобяза­тельное значение, гарантирующая права и свободы граждан, за­конность и правопорядок.

Государство - это политическая организация общества, рас­пространяющая власть на всю территорию страны и все ее населе­ние, располагающая для этого специальным аппаратом управле­ния, издающая общеобязательные веления, собирающая налоги со всего населения и обладающая суверенитетом.

Признаки государства:

1.Административно-территориальная организация населения и осуществление публичной власти на определенной территории. В первобытном обществе принадлежность к роду обусловливалась кровным родством. В государстве же публичная власть распростра­няет свое действие на определенную территорию и на все населе­ние. Это неизбежно влечет деление территории государства на ад­министративно-территориальные единицы (округа, области, шта­ты и т.д.). Население приобретает статус гражданства (подданства). Лица, не являющиеся гражданами, считаются иностранцами или лицами без гражданства. Государство осуществляет власть в опре­деленных пространственных пределах. Это ведет к установлению государственной границы с появлением функции ее охраны. Го­сударство обладает верховенством власти в пределах своей терри­тории, т. е. не допускает вмешательства в дела по управлению стра­ной каких-либо других властей.

2. Наличие публичной власти, которая располагает специальным аппаратом управления обществом. Власть осуществляется особым слоем людей, которые наделены специальными полномочиями. Аппарат управления состоит из органов и учреждений, различаю­щихся по своим функциональным задачам. В связи с этим выделя­ются законодательные, исполнительные и судебные органы. Боль­шое значение в механизме государства всегда имели правоохра­нительные (карательные) органы. Первоначально эту роль играла армия. Затем стали создаваться специальные органы, осуществля­ющие принуждение (полиция, тюрьмы и т.д.).

3. Издание общеобязательных правовых норм. С их помощью государство может эффективно руководить обществом и обеспечивать реализацию своих решений.

Правотворчество — исключительная прерогатива государства. В то же время право юридически оформляет государственную власть, делая ее законной.

4. Для содержания аппарата управления государство облагает население обязательными сборами (налогами, податями). Сбором налогов занимаются специальные органы. Обязательность налогов поддерживается возможностью принуждения.

5. Важнейший признак государства — это суверенитет, выра­жающийся в верховенстве и независимости государственной вла­сти по отношению ко всем другим властям как внутри страны, так и на международной арене.

Внешняя сторона проявления суверенитета означает самостоя­тельность и независимость государства в решении вопросов внеш­ней политики. Внутренняя сторона проявляется в исключитель­ном праве государства на правотворчество, управление и юрис­дикцию в пределах всей государственной территории. Верховенство государственной власти внутри страны проявляется в трех аспек­тах. Во-первых, в универсальности власти, которая распространя­ет свое влияние на все население, все партии и общественные организации страны. Во-вторых, в прерогативе государственной власти, т.е. отмене, признании ничтожным, незаконным прояв­ление любой другой общественной власти. И, в-третьих, в нали­чии у государства таких средств воздействия, которыми никакая другая власть не располагает (армия, полиция и т.д.).

Государственный суверенитет — это свойство государственной власти, которая может действовать по своему усмотрению, не учи­тывая интересы народа. В условиях становления демократического строя, создания национальных государственных образований го­сударственный суверенитет все больше сближается, а затем и со­впадает с суверенитетом народа и национальным суверенитетом. Суверенитет народа — это право и реальная возможность на­рода участвовать в управлении делами государства, формировать органы власти, контролировать деятельность государства. Таким образом, суверенитет народа — это основа демократии.

Национальный суверенитет — это право наций на самоопреде­ление и создание различных форм национальной государственно­сти. Последнее реализуется путем организации как самостоятель­ных национальных государств (распад СССР, Югославии, Чехо­словакии), так и автономии в рамках единого многонационального государства (современная Россия).

Таковы общие признаки государства. По мере развития челове­чества эти признаки, не меняясь количественно, наполняются иным содержанием, вместе с которым меняется сущность государства.

Сущность государства

Сущность государства — это то главное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование, а также при­надлежность государственной власти. Вопрос о сущности государ­ства до сих пор остается дискуссионным.

Ряд теорий, исходящих из определения сущности государства, выделяют следующие подходы к назначению и принадлежности государственной власти. В соответствии с теорией элит, получив­шей развитие в начале XX в., народные массы не способны уп­равлять государством. Это делает элита общества, формирующая­ся по различным принципам (происхождение, образование, опыт и т.д.). Элита может пополняться и наиболее способными выход­цами из народа. Теория справедливо отмечает, что власть осуще­ствляется ограниченным кругом лиц. Важно только, чтобы они выражали интересы народа. Недостаток теории в том, что она от­деляет власть от народа, отрицает ее классовый характер. Близко к теории элит примыкает технократическая теория, по мнению пред­ставителей которой обществом должны управлять специалисты-профессионалы (менеджеры). Многочисленные теории демокра­тического характера (теория плюралистической демократии, тео­рия «-государства всеобщего благоденствия», теория правового государства), получившие развитие во второй половине XX в., утверждают, что в современном обществе государственная власть утратила классовый характер, государство стало надклассовым институтом, выражающим интересы всех слоев населения. Дей­ствуя на основе права, государство обеспечивает права и свободы человека.

В советский период в нашей стране сущность государства рас­сматривалась с позиций классового подхода марксистско-ленин­ской идеологии. Классовая сторона деятельности государства — это объективная реальность, подтверждаемая всем ходом историче­ского развития человечества. В основе возникновения государства лежит деление общества на противоположные по своим интере­сам группы населения. Не вызывает сомнений классовая сущность государственной власти в рабовладельческом и феодальном об­ществах. В буржуазном
государстве при формальном равенстве фак­тическая власть принадлежит экономически господствующему классу. Таким образом, классовый подход позволяет выделить сущ­ностные черты государства. Тем не менее подобную трактовку сущ­ности государства нельзя считать исчерпывающей.

Любое государство наряду с решением классовых задач выпол­няет и общесоциальные функции, удовлетворяющие интересы всего общества. Например, строительство ирригационных сооружений, борьба с преступностью, ликвидация эпидемий, оборона страны и т.д. Кроме того, власть в государстве может находиться в руках небольшой группы лиц, которая не отражает интересы какого-либо класса, а действует в своих интересах (тоталитарные режи­мы). В условиях политических кризисов может сложиться ситуа­ция, когда ни один из классов не будет обладать силой, способ­ной взять власть. В таком случае власть может осуществляться блоком различных классов и социальных групп. Наконец, в определенные периоды развития государства могут возникнуть общенациональ­ные интересы (освобождение от колониальной зависимости, отражение агрессии), которые примиряют классовые противоречия. Во многих современных государствах реально действуют принци­пы демократии, власть на деле принадлежит народу и общенарод­ные интересы преобладают над узкоклассовыми.

Таким образом, изменение условий жизни общества ставит проблему соотношения классовых и общесоциальных задач государ­ства. Надо отметить, что в разных исторических ситуациях соот­ношение этих сторон сущности государства неодинаково. По мере развития общества общесоциальные интересы начинают преобла­дать над классовыми. Это особенно проявилось после Второй ми­ровой войны, когда государство стало больше уделять внимания социальным проблемам. Увеличение налогов на прибыль крупных предпринимателей, законодательное урегулирование условий тру­да, перераспределение средств на социальные нужды привели к смягчению классовых противоречий, снизили необходимость по­давления низших классов, повысили политическую стабильность. Таким образом, с усилением социального аспекта проявления сущ­ности государства уменьшается его классовая.сторона. Из орудия классового господства государство все больше превращается в сред­ство преодоления социальных противоречий, координации инте­ресов различных групп населения, выражения общенародных ин­тересов.

Политическая система общества

Государство выступает частью политической системы общества. Политическая система общества — это совокупность государствен­ных и общественных организаций, участвующих в политической жизни страны. Содержание политической системы составляют по­литическое сознание, нормы, регулирующие политическую жизнь общества, отношения между элементами политической системы, политическая практика. Элементы (субъекты) политической си­стемы общества представляют государство и его отдельные орга­ны, политические партии, общественные организации, профсо­юзы, трудовые коллективы, фонды, организации по возрастно­му, профессиональному, половому, религиозному признакам. Все они в той или иной мере принимают участие в политической жизни страны.

Несмотря на многообразие элементов политической системы общества, государство занимает среди них особое место. В отли­чие от других общественных организаций государство распрост­раняет свою власть на всю территорию страны и все население, располагает специальным аппаратом управления и принуждения, обладает системой средств юридического воздействия на обще­ственные отношения, имеет монополию на правотворчество, оп­ределяет направления развития общества, выступает носителем суверенитета.

Все элементы политической системы постоянно взаимодейству­ют между собой, оказывая друг на друга влияние. Государство может подменить собой политическую систему. Это возможно в государ­ствах с тоталитарным режимом. При демократическом режиме государство и общественные организации выступают автономны­ми звеньями политической системы, взаимодействуют на основе равенства и взаимопомощи. Государство разрешает гражданам объ­единяться в организации и действовать на основе комплекса по­литических прав и свобод — слова, собраний, печати, митингов, шествий, демонстраций. Государство определяет правовые осно­вы деятельности организаций, запрещая только экстремистские. Кроме того, государство устанавливает порядок и условия реги­страции общественных организаций. Во внутреннюю жизнь орга­низаций государство не вмешивается, пока она не противоречит закону. В случае нарушения прав организации она может обра­титься за защитой к компетентным государственным органам (суд, прокуратура).

Как бы ни было велико влияние государства в рамках полити­ческой системы, общественные организации могут оказывать на него определенное воздействие. Например, политические партии ставят своей целью выражение политических интересов своих чле­нов и участие в осуществлении власти. Последнее реализуется пу­тем участия в выборах, в том числе парламентских и президент­ских, в случае победы в которых партия может влиять на государ­ственную политику. Радикальные партии могут поставить цель захвата власти, в результате чего может измениться не только по­литика государства, но и политический строй и даже форма госу­дарства.

Профсоюзы также могут оказывать влияние на государство. Их задача — защита интересов своих членов в сфере трудовой дея­тельности. Профсоюзы бывают государственные и независимые. Первые не могут оказывать серьезного воздействия на государ­ство в связи с их финансовой и организационной зависимостью от него. Независимые же профсоюзы обладают большей самосто­ятельностью в выборе средств давления на государство. В первую очередь это проявляется в выдвижении требований экономиче­ского и политического характера, подкрепляемых угрозой приос­тановления работы. В зависимости от ситуации государство может пойти на уступки.

Свое влияние на государство оказывают религиозные организа­ции. Там, где религия является государственной (ряд стран му­сульманского востока, Ватикан), церковь занимает ведущее ме­сто в политической системе общества, активно воздействуя на государство в правовой (издание законов) и организационной (занятие государственных должностей церковными деятелями) сферах. В большинстве развитых стран мира религия отделена от госу­дарства. В этом случае церковь не оказывает непосредственного воздействия на государство. Тем не менее, часть граждан, будучи верующими людьми, прислушиваются к высказываниям деятелей церкви, принимая их иногда как руководство к действию. Так, призыв патриарха Алексия II прийти на выборы в декабре 2003 г. и сделать достойный выбор, несомненно, способствовал увели­чению явки избирателей на избирательные участки. Таким обра­зом, церковь оказала опосредованное влияние на одну из сторон государственной деятельности через воздействие на обществен­ное сознание [7,9,11].

 

Лекция №2. Тема: «Механизм государства»

1. Понятие механизм государства

2. Орган государства.

3. Виды государственных органов

Механизм государства представляет его структурное воплоще­ние. Это та реальная организованная сила, с помощью которой государство существует как таковое.

Механизм государства— это целостная иерархическая система специальных органов и учреждений, посредством которых государ­ство осуществляет власть и управление обществом.

На разных этапах существования человечества механизм госу­дарства имел неодинаковую структуру, выполнял разные функ­ции. На каждой ступени исторического развития создавались го­сударственные органы, способные обеспечить нормальное функ­ционирование общества и защиту его интересов. Тем не менее, все многообразие известных примеров государственного механизма позволяет выделить его наиболее важные общие признаки.

1. Механизм государства — это целостная система государствен­ных органов и учреждений, основанная на единстве принципов их организации и деятельности. Государственные органы связаны между собой началами координации и субординации.

2. Механизм государства состоит из людей, профессионально занимающихся управлением — государственными служащими.

3. Функционирование всех звеньев механизма государства обес­печивается организационными и финансовыми средствами, а также мерами принуждения, осуществляемыми специальными органа­ми (армия, полиция, тюрьмы и т.д.).

4. Механизм государства тесно связан с функциями государства.
Последние реализуются в процессе деятельности механизма госу­дарства. С изменением содержания функций меняется структура и деятельность механизма государства.

5. Механизм государства должен гарантировать права и свобо­ды граждан.

6. Полномочия отдельных органов механизма государства опре­деляются и ограничиваются правом.

Механизм государства состоит из комплекса взаимосвязанных частей. Они представляют собой сложную иерархическую систему. Структура механизма государства может быть различна на разных этапах его развития. Механизм современного государства отлича­ется многообразием его составных частей, спецификой взаимоот­ношений между ними. Первичным структурным элементом меха­низма государства выступает орган государства. [9]

Орган государства— это составная часть механизма государ­ства, которая имеет в соответствии с законом определенную струк­туру, властные полномочия по управлению какой-либо сферой жиз­ни общества и тесно взаимодействует с другими элементами меха­низма государства.

Из определения вытекают характерные признаки государствен­ного органа:

- он выступает самостоятельной частью механизма государства;

- он имеет определенные полномочия;

- он образуется и функционирует в установленном законом по­
рядке;

- он наделен в соответствии с законом властными полномочи­ями, содержание которых обусловлено предметом ведения (опре­деленная сфера общественной жизни, управление которой осу­ществляется этим органом). Реализация полномочий есть не толь­ко право, но и обязанность государственного органа;

- он тесно взаимодействует с другими частями механизма го­сударства, составляя с ними единое целое.

Классификация органов государства в современной науке весьма многообразна.

По порядку формирования выделяют представительные — изби­раемые населением органы (парламент) и назначаемые — созда­ваемые другими государственными органами (правительство). По пространственным границам деятельности государственные органы делятся на центральные (президент, парламент, прави­тельство) и местные (губернаторы). Надо отметить, что не все местные органы власти относятся к государственным, например органы местного самоуправления.

По характеру компетенции различают органы общей компетен­ции, распространяющие свою власть на все сферы общественной жизни (президент, правительство), и органы специальной компе­тенции, имеющие полномочия в какой-либо одной сфере жизни общества (министерства).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.