Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудовые споры. Относительно новое положение российского трудового зако­нодательства — это право на индивидуальные и коллективные тру­довые споры




Относительно новое положение российского трудового зако­нодательства — это право на индивидуальные и коллективные тру­довые споры.

Трудовые споры — это разногласия по поводу применения трудо­вого законодательства. Они бывают индивидуальные и коллек­тивные.

Индивидуальный трудовой спор — это разногласие между ра­ботником и администрацией предприятия. Он рассматривается комиссией по трудовым спорам (КТС) или районными (город­скими) судами. КТС — первичный орган по рассмотрению таких споров. Работник может обратиться в нее в течение трех месяцев с того дня, как узнал о нарушении своего права. КТС обязана рассмотреть спор в 10-дневный срок со дня подачи соответству­ющего заявления. В суде спор рассматривается, когда работник не согласен с решением КТС, по заявлению прокурора, если решение КТС противоречит закону и если на предприятии нет КТС.

Коллективные трудовые споры — это разногласия между коллек­тивом работников и администрацией предприятия. Такие споры рассматриваются примирительной комиссией, которая создается в 3-дневный срок по инициативе одной из сторон из представителей сторон. Примирительная комиссия должна рассмотреть спор в те­чение 5 дней.

Если согласия не будет достигнуто, то создается трудовой ар­битраж. Если же и там не будет достигнуто примирение, то работ­ники имеют право на проведение забастовки.

Право на забастовку закреплено в Конституции. Забастовкой называется ультимативное действие трудового коллектива или проф­союза, форма давления на администрацию путем прекращения рабо­ты с целью добиться удовлетворения требований, не получивших разрешения в примирительной комиссии и трудовом арбитраже. Ра­ботодатель должен быть предупрежден о проведении забастовки в письменной форме не позднее, чем за 10 дней. Кроме того, забас­товка не должна ущемлять интересы третьих лиц. [3,7,9]

 

Лекция № 17. Тема: «Уголовное право РФ»

1. Понятие уголовное право

2. Понятие и структура преступления

3. Уголовная ответственность

4. Виды преступлений

Уголовное право — это отрасль права, совокупность юридиче­ских норм, которые определяют преступность и наказуемость дея­ния, а также основания уголовной ответственности и освобожде­ния от нее.

Предметом уголовного права выступают общественные отноше­ния, возникающие с момента совершения преступления. Субъек­ты уголовного права — это лицо, совершившее преступление, и государство в лице правоприменительных органов. Задачами уго­ловного права служат защита прав и свобод личности, интересов государства и общества, охрана правопорядка.

Особенности уголовного права заключаются в том, что уголов­ная ответственность применяется только к физическим лицам, и в том, что единственным источником уголовного права является Уголовный кодекс РФ. Никакие другие правовые акты и судебные решения не могут устанавливать нормы уголовного права. Таким образом, в уголовном праве действует принцип «то деяние, кото­рое не рассматривается в уголовном законе в качестве преступле­ния, преступлением не является».

Уголовный кодекс состоит из двух частей — общей и особен­ной. В общей части обозначены основные понятия и принципы уголовного права, а особенная содержит перечень конкретных преступлений и наказаний за них. Уголовный закон распростра­няет свое действие на всю территорию России, включая воздуш­ное пространство над ней, территориальные морские воды, мор­ские и воздушные суда, находящиеся за пределами российской территории, и территории посольств РФ за рубежом. Любое лицо, совершившее преступление на территории Российской Федера­ции, несет ответственность по ее закону. К уголовному закону применяется принцип «закон обратной силы не имеет».

Понятие и структура преступления

Ключевое понятие уголовного права составляет понятие пре­ступления. Преступление — это предусмотренное уголовным зако­ном противоправное, виновное и наказуемое деяние, причиняющее существенный вред общественным отношениям или создающее угро­зу причинения такого вреда. Таким образом, признаки преступления следующие:

1) противоправность, которая определяется как нарушение норм уголовного закона;

2) особая общественная опасность. Она толкуется как причине­ние значительного вреда различным общественным отношениям.
Преступление посягает на основы государственного и обществен­ного строя, жизнь, права и свободы граждан, собственность, об­щественный порядок;

3) виновность предполагает наличие вины в форме умысла или неосторожности;

4) наказуемость. Каждое преступление должно быть наказано.

За совершение преступления следует наложение уголовной от­ветственности. От других видов юридической ответственности она отличается повышенной степенью тяжести и всегда исходит от государства в лице суда.

С момента совершения преступления у лица, его совершивше­го, и государства возникают взаимные права и обязанности. Госу­дарство имеет право привлечь нарушителя к ответственности и обязано определить наказание, соответствующее преступлению. Лицо, совершившее преступление, обязано понести наказание, но имеет право на то наказание, которое соответствует преступ­лению, а также на смягчение наказания.

Уголовная ответственность имеет два основания — фактическое и юридическое. Фактическое основание означает характеристику поведения субъекта, т.е. совершение им общественно-опасного деяния. Юридическое основание подразумевает наличие состава пре­ступления, под которым понимается совокупность признаков, характеризующих данное общественно-опасное

деяние как пре­ступление. Эти признаки — объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона преступления. Отсутствие какого-либо при­знака не позволяет привлечь к уголовной ответственности (отсут­ствие состава преступления).

Объект преступления — это общественные отношения, кото­рым причинен вред.

Объективная сторона преступления — это внешнее его прояв­ление. Она предполагает наличие общественно-опасного деяния, выраженного в форме действия или бездействия, общественно-опасных последствий деяния и причинно-следственной связи меж­ду ними.

Субъект преступления — это только физическое лицо, спо­собное нести уголовную ответственность, т.е. достигшее определенного возраста и осознающее опасность своих действий (вме­няемое). Возраст для наступления уголовной ответственности — 16 лет. За некоторые особо тяжкие преступления уголовная ответ­ственность наступает с 14 лет. К последним относятся умышлен­ное убийство и нанесение телесных повреждений, изнасилова­ние, разбой, грабеж, кража и др. Невменяемым лицо признается, если в момент совершения преступления оно не могло руково­дить своими действиями. К невменяемым относят людей, страда­ющих психической болезнью или слабоумием, а также лиц, кото­рые не страдают таким недугом, но в момент совершения пре­ступления не могли отдавать отчет своим действиям. Не считается невменяемым лицо, находящееся в стадии алкогольного или нар­котического опьянения. Наоборот, такое состояние является отяг­чающим обстоятельством.

Субъективная сторона преступления — это психическое отно­шение лица к совершаемому им противоправному деянию, про­являющееся в форме вины, мотива и цели.

На практике встречаются обстоятельства, которые внешне ка­жутся преступлениями, но состава преступления не содержат. К ним относятся:

- необходимая оборона:

- крайняя необходимость

-физическое или психическое принуждение, исполнение при­каза или распоряжения;

-причинение вреда при задержании лица, совершившего пре­ступление.

Необходимая оборона — это правомерная защита интересов го­сударства, общества, прав самого обороняющегося от посягательств путем причинения вреда нападающему без превышения пределов необходимой обороны. Необходимая оборона должна осуществ­ляться только против общественно опасного, преступного пося­гательства. Возможно применение мер необходимой обороны тре­тьим лицом в интересах лица, подвергшегося нападению. Необхо­димая оборона должна быть направлена против действительного посягательства, которое началось, причиняет вред и еще не за­кончилось. Не должно быть допущено превышение пределов не­обходимой обороны, т.е. умышленных действий, явно не соответ­ствующих характеру и опасности посягательства. Недопустимо причинение излишне тяжкого вреда, который со всей очевидно­стью не вызывался необходимостью.

Крайняя необходимость — это ситуация, когда лицо вынуждено для предотвращения значительного вреда причинить в качестве крайней меры менее значительный вред. Действия могут быть при­знаны совершенными в состоянии крайней необходимости при том условий, что существовала реальная опасность для право-охраняемых интересов, которая угрожала причинить вред уже в следующий момент, а не в будущем, и устранение опасности было невозможно другими средствами. Причиненный вред должен быть меньше предотвращенного.

Физическое или психическое принуждение, исполнение приказа или распоряжения. Лицо может совершить преступление под воздей­ствием угрозы или принуждения либо в силу материальной, слу­жебной или иной зависимости. О применении мер ответственно­сти можно говорить только тогда, когда у лица была реальная возможность не совершать преступления, т.е. когда его воля не была подавлена. Принуждение отнимает у лица возможность дей­ствовать свободно. В том случае, когда принуждение полностью подавляет волю лица, нельзя говорить об общественно опасном деянии. Принуждение может быть нескольких видов.

Физическое принуждение выражается в нанесении побоев, по­резов, причинении телесных повреждений.

Психическое принуждение — это угроза, направленная против личности человека, его родственников и имущества. Принужде­ние может применяться в силу материальной или служебной за­висимости лица. Материальная зависимость возникает, если лицо находится на иждивении или является должником. Служебная за­висимость определяется подчиненностью по службе лицу, скло­нившему к совершению преступления (например, исполнение незаконного приказа).

Причинение вреда при задержании лица совершившего преступление.

Рядовые граждане имеют право на задержание преступника только во время или сразу после совершения преступления, т.е. если преступник совершил оконченное преступление или часть его объективной стороны и пытался скрыться. Задерживающие должны быть точно уверены, что это именно то лицо, которое совершило преступление. Целью задержания должно быть достав­ление подозреваемого в правоохранительные органы. Не допуска­ется самосуд, расправа над ним. Вред, причиняемый задерживае­мому, должен быть минимальным и соответствовать тяжести пре­ступления, характеру оказываемого сопротивления, личности задерживаемого (рецидивист или впервые совершивший преступ­ление), обстановке задержания (например, мирное или военное время).

Одним из отягчающих вину обстоятельств выступает соучас­тие — это совершение умышленного преступления двумя и более ли­цами. Причем участники должны быть вменяемы и достигнуть оп­ределенного возраста.

Различают несколько видов соучастия:

1) соучастие без предварительного сговора, например убий­ство в коллективной драке;

2) простое соучастие с предварительным сговором, когда пре­ступники заранее оговаривают свои действия;

3) организованная группа, характеризующаяся большой сте­пенью сплоченности, постоянным руководством, распределени­ем ролей и создающаяся для совершения ряда преступлений;

4) преступное сообщество — устойчивая, сплоченная группа людей, объединяющихся для совместной преступной деятельно­сти, характеризующаяся длительными и постоянными связями между ее членами и спецификой преступлений.

В зависимости от распределения ролей в преступлении выделя­ют следующие виды соучастников:

1) исполнитель — лицо, непосредственно совершившее пре­ступление;

2) организатор — лицо, руководившее преступлением. Руко­водство может проявляться в составлении плана преступления, распределении ролей, активном лидерстве в преступлении и др.;

3) подстрекатель — лицо, склонившее к совершению преступ­ления;

4) пособник — лицо, содействовавшее преступлению совета­
ми, предоставлением средств, устранением препятствий, сокры­тием орудий преступления и т.д. Пособник должен осознавать, что его действия способствуют совершению преступления, и дол­жен предвидеть вредные последствия своих действий.

Виды преступлений

Перечень преступлений, указанных в уголовном кодексе, доволь­но широк. Большая группа — преступления против личности.

1. Преступления против жизни человека (убийство, доведение до самоубийства).

2. Преступления против здоровья человека (причинение теле­сных повреждений).

3. Половые преступления (изнасилование).

4. Преступления против личной свободы (похищение, захват
заложников).

5. Преступления против чести и достоинства (клевета — рас­пространение заведомо ложных сведений, унижающих честь и достоинство лица, подрывающих его авторитет).

6. Преступления против конституционных прав граждан (нару­шение тайны переписки, избирательных прав, норм охраны тру­да и др.).

Другую группу составляют преступления против собственности.

1. Некорыстные преступления (уничтожение или повреждение чужого имущества).

2. Корыстные преступления (кража, грабеж, разбой, мошен­ничество, вымогательство).

Кража — это тайное ненасильственное похищение чужого иму­щества.

Грабеж — это открытое изъятие имущества из владения как без насилия, так и с применением насилия, не опасного для жиз­ни и здоровья потерпевшего.

Разбой — это нападение в целях завладения имуществом, со­единенное с насилием, опасным для жизни и здоровья потерпев­шего, или с угрозой применения такого насилия.

Мошенничество — это завладение чужим имуществом путем обмана или злоупотребления доверием.

Вымогательство — это требование передачи имущества под угрозой насилия над личностью потерпевшего или его родствен­ников, оглашения позорящих сведений или уничтожения иму­щества.

Следующая группа — экономические преступления: воспрепят­ствование предпринимательской деятельности, ограничение кон­куренции, незаконное предпринимательство, контрабанда, ук­лонение от уплаты налогов и др.

Преступления против общественного порядка включают простое, злостное и особо злостное хулиганство. Последнее отличается ис­ключительным цинизмом и применением оружия.

Выделяют также преступления, связанные с изготовлением и сбы­том наркотических средств, экологические, транспортные, воин­ские преступления.

Особую группу составляют государственные преступления. Это государственная измена, шпионаж, насильственный захват влас­ти, терроризм и др.

Следствие совершения преступления — назначение наказания. Оно возможно только по обвинительному приговору суда от име­ни государства, выступает правовым последствием преступления и порождает судимость.

Цели наказания — исправление и перевоспитание преступни­ка, предупреждение совершения новых преступлений как самим осужденным, так и другими лицами.

Наказания бывают основные, которые назначаются как само­стоятельные и которые нельзя присоединять к другим (лишение свободы), и дополнительные, которые присоединяются к основ­ным (конфискация имущества).

Виды уголовных наказаний отличаются большим разнообразием:

1) лишение свободы;

2) исправительные работы без лишения свободы;

3) лишение права занимать определенные должности или за­ниматься определенной деятельностью;

4) штраф;

5) увольнение от должности;

6) возложение обязанности возместить причиненный вред;

7) общественное порицание;

8) конфискация имущества;

9) лишение воинского или специального звания.

Особым видом наказания является смертная казнь, хотя в со­ответствии со статьей 20 Конституции РФ она не применяется. При назначении наказания суд учитывает смягчающие и отяг­чающие ответственность обстоятельства. Смягчающими обстоятель­ствами признается явка с повинной; способствование раскрытию преступления; совершение преступления впервые, вследствие сте­чения обстоятельств, в состоянии душевного волнения, вызван­ного неправомерными действиями потерпевшего; совершение пре­ступления несовершеннолетним; превышение пределов необхо­димой обороны и др. Отягчающие обстоятельства включают в себя совершение преступления лицом, ранее совершавшим преступ­ление, соучастие, наступление тяжких последствий в результате преступного деяния, вовлечение несовершеннолетнего в преступ­ление, состояние опьянения и др. Перечень отягчающих обстоя­тельств четко определен в законе, и суд не может учитывать дру­гие обстоятельства в качестве отягчающих. Напротив, смягчаю­щими обстоятельствами суд может признать и те, которые в законе не указаны.

В некоторых случаях суд может признать, что исправление пре­ступника возможно и без изоляции его от общества, — т.е. когда преступление совершено впервые и не представляет большой об­щественной опасности. В этом случае суд может применить услов­ное осуждение. Оно проявляется в неприменении судом наказания и назначении испытательного срока. Условно назначаются только лишение свободы и исправительные работы.

Если в течение испытательного срока осужденный не совер­шит нового преступления, то наказание не применяется. Если же осужденный систематически нарушал общественный порядок, то суд может отменить условное осуждение и направить осужденно­го отбывать назначенное наказание.

Осужденный считается судимым с момента вынесения приго­вора и в течение определенного времени после отбытия наказа­ния. Судимость влечет за собой ряд правовых последствий. Она составляет отягчающее обстоятельство в случае совершения ново­го преступления, позволяет признать лицо рецидивистом, влияет на определение вида исправительно-трудовой колонии при осуж­дении за повторное преступление.

Судимость погашается по истечении определенного срока по­сле отбытия наказания. Устанавливаются следующие сроки пога­шения судимости:

1) один год после отбытия наказания, не связанного с лише­нием свободы;

2) три года после отбытия наказания в виде лишения свободы сроком не более трех лет;

3) пять лет после отбытия наказания в виде лишения свободы сроком от трех до шести лет;

4) восемь лет после отбытия наказания в виде лишения свобо­ды сроком от шести до десяти лет;

5) судимость осужденного на срок лишения свободы более 10 лет снимается по истечении 8 лет после отбытия наказания по решению суда, который должен установить, что осужденный ис­правился.

Кроме того, судимость может быть снята судом досрочно по ходатайству общественных организаций. [5,7,9]

 

Словарь

 

Аксиома утверждение, доказательства истинности которого не тре­буется.

Антропогенез процесс становления человека как биологического вида.

Безработные это те трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, обращаются в службу занятости и иные организа­ции в целях поиска работы и готовы приступить к ней.

Биосфера «живая» оболочка Земли, весь животный и растительный мир.

Брак это равноправный, добровольный союз мужчины и женщи­ны, заключенный с соблюдением порядка и условий, предусмотренных законом, имеющий цель создание семьи и порождающий для супругов взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Брачно-семейные отношения личные отношения, связанные с вос­производством человека и воспитанием детей.

Вера это способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее его состояние.

Вина это психическое отношение лица к собственному противо­правному поведению и его результатам, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Власть это способность и возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю, оказывать определенное воз­действие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: права, авторитета, насилия.

Воспитание процесс целенаправленного воздействия на человека по формированию у него определенных качеств.

Восприятие это целостный образ материального предмета, данный посредством наблюдения.

Гипотеза научное предположение, истинность которого требует доказательств.

Глобализация это единство развития всего человечества, усиление взаимодействия различных стран мира в экономической, политической и культурной сферах.

Государственное регулирование экономики — это воздействие государ­ства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства.

Государственные финансы средства, связанные с формированием и использованием государственного бюджета.

Научное познание это объективное изучение мира независимо от взглядов и убеждений человека.

Национализм идеология и практика, направленные на разжигание межнациональной розни и вражды.

Неолитическая революция переход от присваивающей экономики к производящей, от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.

Обмен это процесс движения потребительских благ и производ­ственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому.

Образование процесс целенаправленного воздействия обучающего на обучаемого с целью привития последнему новых для него знаний.

Общение процесс взаимодействия двух и более людей.

Общество это обособившаяся от природы часть материального мира со всей совокупностью исторически сложившихся форм совместной де­ятельности людей.

Общественные отношения это система связей, с помощью которых общество приобретает целостность и устойчивость.

Общественно-экономическая формация это исторический тип об­щества, основанный на определенном способе производства.

Обычай это общепринятое, исторически сложившееся правило поведения, которое закреплено в результате многократного повторения в течение длительного времени, вошло в привычку и стало необходимой жизненной потребностью людей.

Обязательство — это правоотношение, в соответствии с которым одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (креди­тора) определенные действия или воздержаться от совершения опреде­ленных действий.

Орган государства это составная часть механизма государства, ко­торая имеет в соответствии с законом определенную структуру, власт­ные полномочия по управлению какой-либо сферой жизни общества и тесно взаимодействует с другими элементами механизма государства.

Поведение — процесс взаимодействия индивидуумов с окружающей средой, проявляющийся в их внешней (двигательной) и внутренней (пси­хической) активности.

Познание усвоение переживаемого с целью нахождения истины.

Политическая система общества — это совокупность государствен­ных и общественных организаций, участвующих в политической жизни страны.

Политические отношения отношения, возникающие в процессе управления обществом и борьбы за власть.

Понятия это воплощенные в словах продукты социально-истори­ческого процесса познания, которые выделяют общие существенные свойства предметов и явлений и одновременно суммируют важнейшие знания о них.

Потребитель человек, который приобретает товары и услуги для удовлетворения личных потребностей, а не для получения прибыли.

Потребности осознаваемая и переживаемая человеком зависимость от условий его существования.

Право это система регулирования общественных отношений, ко­торая выражена в определенной форме (источниках права), представля­ет собой идеалы справедливости и добра в обществе, имеет связь с госу­дарством и за нарушение которой предусмотрена юридическая ответ­ственность.

Правовое государство это такая организация государственной вла­сти, которая наиболее полно обеспечивает права и свободы человека, а деятельность государства и его взаимоотношения с гражданами и их объ­единениями строится на основе норм, права.

Правонарушение — виновное общественно вредное противоправное деяние, которое совершает дееспособный субъект.

Правоотношение — это общественное отношение, которое урегули­ровано нормами права.

Правоспособность способность иметь определенные права и обя­занности.

Правотворчество деятельность по созданию правовых норм.

Предложение это намерение продавца предложить свой товар к продаже за определенный промежуток времени при всех возможных це­нах на него.

Предпринимательство самостоятельная хозяйственная деятельность отдельных людей и их объединений, направленная на получение прибыли.

Представление это восприятие предмета в целостности даже в слу­чае, когда мы его целиком не ощущаем.

Природа это все многообразие окружающего мира как на Земле, так и во Вселенной.

Прогресс — переход от низших, менее совершенных форм к более высоким и совершенным, что связано с повышением уровня организа­ции системы.

Производственные отношения — отношения в процессе производства и распределения материальных благ.

Промышленный переворот переход от ручного труда к машинно­му, от мануфактуры к фабрике.

Развитие общества это процесс поступательных изменений, кото­рые происходят в каждый данный момент в каждой точке человеческого общежития.

Рациональное познание необходимый этап познавательной деятель­ности, следующий за чувственным восприятием предмета, в ходе кото­рого приобретаются разнообразные знания.

Революция — это в высшей степени радикальные изменения, предпо­лагающие коренную ломку существовавших ранее отношений, носящие всеобщий характер и опирающиеся, в некоторых случаях, на насилие.

Религия это форма мировоззрения, одна из сфер духовной жизни общества, социальных групп, индивидов, в которой освоение мира осу­ществляется через его удвоение на посюсторонний — «земной», воспри­нимаемый органами чувств, и потусторонний — «небесный», сверхъес­тественный, сверхчувственный.

Республика форма правления, при которой верховная государ­ственная власть принадлежит выборным органам, избираемым населе нием на определенный срок и несущим ответственность перед избира­телями.

Рынок это форма хозяйственных связей между потребителями и производителями в сфере обмена, механизм взаимодействия покупате­лей и продавцов экономических благ.

Сделка — это действие граждан и юридических лиц, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязан­ностей.

Секвестр это сокращение расходов в процессе исполнения госу­дарственного бюджета.

Семья это группа связанных отношениями брака и родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие обще­ственно значимые потребности.

Система права — это внутренняя структура права, которая представ­ляет собой совокупность норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

Собственность — это форма присвоения экономических ресурсов и предметов потребления, а также отношения в этой сфере между субъек­тами экономической деятельности.

Сознание свойство человеческого мозга воспринимать, осмысли­вать и активно преобразовывать окружающую действительность.

Сословие — это обособленная группа людей, имеющая строго опре­деленные права и обязанности, передаваемые по наследству.

Социализация это процесс освоения социальных ролей, приобре­тения социальных статусов и накопления социального опыта.

Социальная группа — это совокупность людей, имеющих общий со­циальный признак и выполняющих общественно необходимую функ­цию в структуре общества.

Социальная роль — это образец поведения, закрепившийся как целе­сообразный для людей определенного статуса.

Социальное неравенство это те условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам, таким как деньги, власть, пре­стиж.

Социальные отношения это устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества.

Социальные нормы правила поведения, образцы, стандарты дея­тельности, выполнение которых — обязательно в обществе.

Социальный статус это соотносительное с другими положение индивида или группы в социальной системе, обусловленное выполня­емыми ими социальными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями.

Социогенез — процесс становления и развития общества.

Способности это индивидуально-психические качества человека, которые позволяют ему успешно приобретать знания, умения и навыки.

Спрос намерение покупателей приобрести данный товар по дан­ной цене, подкрепленное денежной возможностью.

Страна определенная территория, имеющая государственную при­надлежность.

Субкультура — система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, но связанная с ней.

Сфера общества — это определенная область общественной жизни, включающая наиболее устойчивые формы взаимодействия людей.

Теория особый тип знаний, который объединяет совокупность по­нятий и выводов по данному вопросу в единую систему.

Товар это продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потреб­ность и предназначенный не для собственного потребления производи­телем, а для продажи.

Труд это деятельность по преобразованию окружающей действи­тельности и удовлетворению потребностей.

Фашизм идеология и политика, которые не только провозглашают превосходство одной нации над другой, но и призывают к уничтожению «неполноценных» наций.

Форма государства это организация государственной власти и ее устройство.

Форма государственного устройства это внутреннее строение го­сударства, административно-территориальная организация государствен­ной власти, определяющая характер взаимоотношений между составны­ми частями государства, между центральными и местными органами власти.

Форма правления — это способ организации верховной государствен­ной власти, структура высших органов государства, порядок их образо­вания, срок полномочий, распределение компетенции между ними, а также характер взаимоотношений с населением и степень его участия в формировании органов власти.

Форма политического режима это совокупность способов и мето­дов осуществления государственной власти.

Функции государства это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государства.

Цель это мысленная модель будущего результата, к достижению которого стремится субъект в ходе своей деятельности.

Цена денежное выражение стоимости товаров и услуг.

Цивилизация следующая за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к упорядоченным совместным действиям с другими людьми; совокупность духовных, материальных и нравствен­ных средств, которыми данное сообщество вооружает своего члена в его противостоянии внешнему миру; качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.

Эволюция это постепенные, медленные, количественные измене­ния, которые со временем приводят к переходу в качественно иное со­стояние.

Экономика наука об основах хозяйственной жизни общества.

Экономическая система это совокупность всех экономических про­цессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отно­шений собственности и хозяйственного механизма.

Экономическая эффективность получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов.

Экономические ресурсы (факторы производства) это все, что ис­пользуется в процессе производства товаров и услуг.

Эмансипация несовершеннолетних объявление несовершеннолетне­го, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным, если он ра­ботает по трудовому договору, в том числе контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимается предприниматель­ской деятельностью.

Эмиссия выпуск новых партий бумажных денег.

Этикет — совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношений человека к окружающим.

Этнос (этническая общность) — это исторически возникший вид устойчивой социальной общности людей, представленный племенем, народностью, нацией.

Этноцентризм уверенность в исключительной правоте своей на­циональной культуры и склонность к принижению культурных достиже­ний других наций.

Юридические факты — конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекра­щение правоотношений.

Язык процесс передачи информации с помощью звуков, объ­единенных в смысловые речевые конструкции.

 

Вопросы и задания

Тема: «Государство в политической системе общества»

 

1. Что такое власть? Каковы ее особенности? Какие виды власти су­ществуют?

2. Дайте определение понятия «государство».

3. Назовите и охарактеризуйте признаки государства.

4. Что такое суверенитет? Какие виды суверенитета существуют?

5. Что понимается под сущностью государства?

6. Объясните содержание теорий, исходящих из сущности государ­ства.

7. В чем состоит соотношение классового и общесоциального в сущ­ности государства?

8. Дайте определение политической системы общества. Каковы ее со­держание и элементы?

9. Какое место занимает государство в политической системе обще­ства?

10. В чем состоит влияние политических партий на государство?

11. Охарактеризуйте влияние на государство профсоюзов и церкви.

Тема: «Функции государства»

1. Дайте определение понятия «механизм государства». Назовите при­
знаки механизма государства.

2. Что такое орган государства? Каковы его основные признаки?

3. По каким основаниям классифицируются органы государства?

4. Дайте характеристику основных органов законодательной, испол­нительной и судебной власти.

5. Что такое функции государства? Как в их реализации проявляется
социальная сущность государства?

6. В чем различие внешних и внутренних функций государства? Како­во их содержание?

7. Определите, какие функции государства проявляются в следующих
событиях:

а) в 945 г. князь Игорь отправился в землю древлян собирать дань. На обратном пути, пойдя на поводу у дружины, Игорь решил вернуться и собрать дань еще раз. Древляне возмутились и убили Игоря. Жена Игоря Ольга жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. Тем не менее она упорядочила сбор дани, установив «уроки» — размер дани и «погосты» — места сбора дани;

б) сын Игоря и Ольги Святослав вел активную внешнюю политику. Он расширил территорию Руси за счет присоединения земель вятичей и кривичей, разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский Каганат, поко­рил народы Северного Кавказа. Борьба с Византийской империей оказа­лась неудачной, захваченные на Балканском полуострове земли пришлось вернуть;

в) в 988 г. при князе Владимире в качестве государственной религии было принято христианство. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Принятие христианства имело большое зна­чение. Оно укрепило государственную власть и территориальное един­ство Руси;

г) в 1550 г. при Иване Грозном был принят Судебник, утвердивший Юрьев день (право ухода крестьян от феодалов один раз в году), а с1581 г. начинают вводиться заповедные года. В таком году запрещался уход крестьян даже в Юрьев день;

д) в XVII в. Россия вела постоянные войны. Денег в казне не хватало. Поэтому в 1646 г. был сильно увеличен налог на соль, но это не привело к пополнению казны. Взыскание недоимок усилило тяжелое положение городского населения, в результате чего в 1648 г. в Москве вспыхнуло
восстание;

е) в 1719 г. была опубликована Берг-привилегия (указ), позволявшая
заниматься поиском полезных ископаемых. В то же время Петр I прово­дил политику протекционизма (покровительства отечественным произ­водителям), повышая пошлины на ввозимый из-за рубежа товар;

ж) в 1714 г. был издан «Указ о «единонаследии», объединивший бояр и дворян в одно дворянское сословие, а в 1722 г. «Табель о рангах» уста­новил порядок прохождения государственной службы и возможность получения дворянства по выслуге;

з) в первые же дни после октябрьского вооруженного восстания Со­вет народных комиссаров столкнулся с саботажем государственных чи­новников и попытками свержения Советской власти. 7 декабря 1917 г.была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контр­революцией и саботажем. В связи с обострением гражданской войны и покушением на Ленина в сентябре 1918 г. был издан декрет о «красном терроре»;

и) на рубеже 1920—1930-х гг. руководство СССР приняло курс на ускорение индустриального развития страны. V Всесоюзный съезд Сове­тов утвердил в мае 1929 г. первый пятилетний план, который предусмат­ривал приоритетное развитие тяжелой промышленности. Средства на индустриализацию решено было взять из деревни. С конца 1929 г. нача­лась политика коллективизации;

к) 22 июня 1941 г. войска фашистской Германии вероломно напали на СССР. В стране была объявлена мобилизация. 23 июня была создана Ставка Главного командования, 30 июня — образован Государственный комитет обороны, сосредоточивший в своих руках всю полноту власти. Крупномасштабные мероприятия были проведены по переводу промыш­ленности на военные рельсы, мобилизации населения в армию и на строительство оборонительных сооружений, эвакуации.

 

Тема: «Форма правления»

1. Объясните понятие «форма государства».

2. Что такое форма правления?

3. Какие формы правления существуют?

4. Приведите примеры государств из истории и современности, оха­рактеризовав их по форме правления.

5. Прочитайте извлечение из произведения древнегреческого филосо­фа Демокрита: «Дела государственные надо считать много более важны­ми, чем все прочие; каждый должен стараться, чтобы государство было благоустроено, не добиваясь больших почестей, чем ему приличествует,
и не захватывая большей власти, чем это полезно для общего дела. Ибо государство, идущее по верному пути, — величайшая опора. И в этом заключается все: когда оно в благополучии, все в благополучии, когда оно гибнет, все гибнет... Бедность в демократическом государстве надо предпочесть тому, что называется счастливой жизнью в монархии, на­ столько же, насколько свобода лучше рабства... Закону, правителю и более мудрому следует повиноваться».

Как он представляет процесс образования государства? Какие фор­мы государства он выделяет? В чем их достоинства и недостатки? Какие формы государства кажутся автору наиболее предпочтительными?

6. Разделитесь на три группы. Прочитайте текст и проанализируйте
государство с точки зрения формы правления.

Задание для первой группы

Большинство вавилонских царей (Навуходоносор, Набонид) проявляли интерес к археологии. Но у царя было много забот по управлению страной. Он должен был надзирать за высшими чиновниками, контролируя, как они выполняют свои функции, рассматривать планы строительства крупных сооружений, а также принимать послов и лиц, приносящих дань. У царя был большой гарем, в котором жили девушки со всей страны и принцессы из дальних краев. Царь располагал обширным штатом придворных, на ко­торых он, по своему усмотрению, мог возлагать различные обязанности. Дела двора контролировали высшие вельможи. Кроме высших имелись мно­гочисленные средние, мелкие чины.

Задание для второй группы

В 1850—1860-е гг. английские предприниматели укрепили свои пози­ции в политической жизни страны. Влияние королевской власти было све­дено до минимума. Королева Виктория (1837—1901 гг. правления) и ее супруг пытались оказывать давление на министров в интересах торийской знати, вмешивались во внешние дела. Между двумя влиятельными поли­тическими силами — виги и тори — шла упорная борьба за власть. Эти названия постепенно стали вытесняться понятиями «консерваторы» и «ли­бералы». Большую роль в жизни страны играл парламент, где большее количество мест на выборах старались получить те или иные партии.

Задание для третьей группы

Новгородская земля занимала огромную территорию от Ледовитого оке­ана до верховьев Волги, от Белого моря до Урала. Много веков тому назад высшим органом ее управления было вече, на нем рассматривались важ­ные вопросы внутренней и внешней политики. Фактическими хозяевами были 300 «золотых поясов» — крупнейшие бояре Новгорода. Вече выби­рало главу церкви — епископа, распоряжавшегося казной и контролиро­вавшего внешние сношения Великого Новгорода, торговые меры и т.д. Важным должностным лицом в новгородском управлении был посадник (от слова «посадить»). В посадники избирались бояре. Вече приглашало кня­зя, который управлял армией во время военных походов. Его дружина под­держивала порядок в городе. Князя предупреждали: «Без посадника тебе, князь, суда не судить, волостей не держать, грамот не давать».

 

Тема: «Форма государственного устройства. Форма политического режима»

 

1. Дайте определение формы государственного устройства.

2. В чем различие унитарного государства, федерации и конфедерации?

3. Приведите примеры государств из истории и современности, оха­рактеризовав их по форме государственного устройства.

4. Что такое политический режим?

5. Проведите сравнительный анализ демократического и антидемо­кратического режимов.

6. Приведите примеры государств из истории и современности, оха­рактеризовав их по форме политического режима.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.