Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания. Защитная функция трудового права предполагает в том числе принятие эффективных мер по защите трудовых прав




Защитная функция трудового права предполагает в том числе принятие эффективных мер по защите трудовых прав, свобод и за­конных интересов работников. Статья 1 ТК в качестве одной из целей трудового законодательства признает защиту прав и интере­сов работников и работодателей.

Понятие защиты трудовых прав работников различается в ши­роком и узком смыслах.

Защита трудовых прав работников в широком смысле понимает­ся как реализация основной функции отрасли трудового пра­ва — защитной функции.

Защита трудовых прав работников в узком смысле — это обеспе­чение соблюдения трудовых прав, защита их от нарушений, вклю­чая профилактику, восстановление нарушенных трудовых прав, привлечение работодателей и их представителей к ответственности за нарушение трудового законодательства.

Защита трудовых прав работников отличается разнообразием способов. Статья 352 ТК устанавливает следующие основные спо­собы защиты трудовых прав и свобод: а) самозащита работниками трудовых прав; б) защита трудовых прав и законных интересов ра­ботников профессиональными союзами; в) государственный над­зор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; г) судебная защита.

Одна из целей законодательства об охране труда — профилактика правонарушений и привлечение к ответственности нарушителей трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Предупреждение правонарушений в сфере труда осуществляется в форме государственного и общественного надзора и контроля.

Прежде всего необходимо провести различие между формами надзорной и контрольной деятельности соответствующих органом и должностных лиц. Несмотря на то что термины «надзор» и «контроль» употребляются в трудовом законодательстве в единстве, разница между органами надзора и контроля проявляется, в основном, в компетенции, функциях, методах выявления правонаруше­ний и способах реагирования на них.

Органы надзора — специально уполномоченные государствен­ные органы, компетентные в случае нарушения законодательства должностными лицами применять властные полномочия (налагать административный штраф, привлекать к уголовной ответственно­сти и т. п.). Государственный контроль осуществляется при прове­дении проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, жалоб и писем работников.

Важнейшее значение имеет выделение видов надзора и контро­ля за соблюдением трудового законодательства и иных норматив­ных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В первую очередь, следует различать государственный и общест­венный надзор и контроль. Общественный контроль проводится профсоюзами и иными уполномоченными работниками предста­вительными органами.

Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет место в двух сферах: в сфере установления условий труда и в сфере применения указанных условий. Сообразно этому существует градация надзора и контроля на предупредительный, предварительный, текущий и последующий. Студенту нужно знать, в чем состоит различие между данными видами надзора и контроля.

Предупредительный надзор и контроль присутствует при уста­новлении на локальном уровне условий труда и осуществляется с целью недопущения принятия работодателем локальных норм, противоречащих трудовому законодательству и иным норматив­ным правовым актам, содержащим нормы трудового права.

Предварительный надзор и контроль призван способствовать предотвращению нарушений трудового законодательства и имеет место в основном при применении работодателем условий труда.

Текущий надзор и контроль направлены на предотвращение нарушений трудового законодательства, выявление допущенных нарушений и принятие необходимых мер в таких ситуациях.

Последующий надзор и контроль проводится при разрешении трудовых споров и выявлении допущенных работодателями и их представителями нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Далее необходимо остановиться на органах, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудово­го права. В ст. 353 ТК перечисляются такие органы.

Государственный надзор и контроль в сфере труда проводят следующие органы власти: 1) специально уполномоченные незави­симые государственные органы и инспекции, в том числе Феде­ральная инспекция труда и ее органы; 2) органы местного само­управления; 3) министерства и ведомства (внутриведомственный контроль на подчиненных производствах); 4) Генеральная проку­ратура РФ и подчиненные ей прокуратуры.

Конституционные суды и суды общей юрисдикции реагируют на нарушения, связанные с принятием и применением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержа­щих нормы трудового права.

Глава 57 ТК устанавливает систему государственных инспек­ций, которые следят за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудово­го права. Данная система включает в себя следующие федеральные надзорные органы: а) Федеральная инспекция труда; б) Федераль­ная служба по экологическому, технологическому и атомному над­зору; в) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав по­требителей и благополучия человека.

Перечисленные органы действуют на основе соответствующих положений, определяющих их структуру и компетенцию, и не за­висят при осуществлении своих полномочий от работодателей и вышестоящих органов.

Особое внимание следует уделить правовому положению Феде­ральной инспекции труда, Положение о которой было утверждено постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78 (в ред. от 8 января 2003 г.). Федеральная инспекция труда призва­на обеспечить соблюдение работодателями трудового законода­тельства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Трудовой кодекс определяет принципы деятельности и основ­ные задачи органов Федеральной инспекции труда (ст. 355), их основные полномочия (ст. 356), основные права и обязанности государственных инспекторов труда (ст. 357, 358), порядок инспектирования организаций должностными лицами и органами Федеральной инспекции труда (ст. 360).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.