КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Так бури осени холодной
В болото обращают луг И обнажают лес вокруг. Грустны и беспросветны взгляды на проблемы старости многих наших современных поэтов. В их суждениях нет призыва к борьбе с недугами, к борьбе за жизнь творческую, к борьбе за ценности как физические, так и духовные в старости. Ситуация, как можно понять, драматическая, а то и трагическая. Меня лично потрясли пессимизмом, унынием, отчаянием мысли Бахтияра Вагабзаде о "мудрости высокого смиренья". Единственное средство от горького старенья — Лишь мужество и мудрость высокого смиренья. Со всем, что так противно нам в годы молодые, Смирись, придя под своды холодные, седые, Ты должен примириться С сердечными болями, С медлительной походкой. И даже с костылями, И с челюстью вставною Ты должен примириться, С болезнями одними, С болезнями другими… И с мыслями о смерти – И с ними, даже с ними! Мысли поэта Б. Вагабзаде о "мужестве и мудрости великого смиренья", об умиротворенности стариков не оригинальны. Ученые-медики тоже нередко пишут о возможности умиротворенного завершения жизни. Филологи замечают, что и слово "умирать" этимологически означает: "входить в мир, растворяться в нем, стать миром" (Романец, В. А., 1989, с. 163). К суждениям ученых о добре естественной смерти, высказанных выше, я в этом разделе добавлю лишь немногое... Согласно гипотезе И. И. Мечникова, у людей преклонного возраста "инстинкт жизни должен угаснуть, а ему на смену должен прийти инстинкт смерти, т. е. внутренне неодолимое желание умереть, похожее на потребность в отдыхе, которую испытывает утомившийся спутник в конце своего длительного пути" (Цит. по: Сабиров В. Ш.,1987,с. 20).
Профессор R. Ucatch допускает, что старческий возраст пациентов иногда может быть основанием для применения тактики пассивной эвтаназии и для самоубийства, ибо в медицинской практике бывают случаи, когда продление жизни старого человека есть лишь продление естественного, но мучительного умирания (Цит. по: Иванюшкин А. Я., Дубова Е. А., 1984). По убеждению самих стариков при завершении полного жизненного цикла наступает естественная потребность небытия. "Если бы ты дожил до моих лет, — говорила мне одна девяностолетняя больная, — ты понял бы, почему я смерти не боюсь, чувствую в ней потребность, как чувствуем потребность заснуть. А смерть моя наступит без трагических переживаний". "Естественную потребность небытия" испытывали в старческие годы многие и делали решительный шаг в зону "небытия" умышленно, по доброй воле. Так, Мишель Монтень рассказывает, что Демокрит добровольно пошел навстречу смерти, когда достиг немощной старости и разум его ослабел (1979). По мнению А.П. Ларина, неизлечимая болезнь провоцирует на уход из жизни больных пожилых и престарелых людей. В июне 1991 года Цзян Цин, 77-летняя вдова Мао Цзэдуна, страдавшая раком горла, покончила жизнь самоубийством. Это произошло на вилле близ Пекина, где она содержалась под стражей (1993). M. Cheang заявляет, что во многих «недужных» ситуациях старикам нужно отказываться от невротического страха перед смертью и признать смерть биологической функцией. Автор допускает право на смерть, в том числе на самоубийство, а медленную агонию рассматривает как бессмысленную жестокость. E.Slater (1976) призывает к таким нормам морали, которые бы допускали право каждого больного старика выбирать момент своей смерти, а самоубийство считали бы нормой (Цит. по: Косарев И.И., Юновидов И.М., 1984). Мнение ученых разделяет ряд писателей и поэтов, в частности Иуа Кагониа, абхазский поэт. Он в стихотворении "Прикованный" оправдывает самоубийство больного неизлечимой, изнурительной, "страшною болезнью". Поэт нашел удивительно емкие, точные характеристики изнуряющего недуга больного, когда "все опостылело ему", а "смерть с развязкой не спешила". Невольно соглашаешься с выстраданным решением больного как "храброго солдата": "Уж лучше смерть, чем гроб постели".
Он очень долго умирал, Как будто бы, от муки светел, Лишь примерял да примерял Нелепую одежду смерти... Постель, проклятая постель! Он жил, всех и мире бесполезней, Прикованный, как Прометей, К ней своею страшною болезнью... И вот он зарядил ружье
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |