Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая теория права учебник




информацией, делает вывод о том, что он держит в руках конфету, содержимое которой состоит, например, из шоколада с орехами и иными добавками, и, следовательно, съев эту конфету, он испытает ожидаемые вкусовые впечатления. Однако его ожидания могут не оправдаться. Предположим, его приятели решили над ним подшу­тить и завернули в конфетную обертку кусок мела. Визуально убе­дившись, что содержимое обертки ей не соответствует, молодой че­ловек делает вывод о том, что у него в руках находится мел, а не конфета, и какими бы красочными ни были надписи на обертке, они уже не заставят его обмануться и принять одно за другое. Возможен и такой вариант, когда визуальное наблюдение не позволит сделать вывод о том, с чем молодой человек имеет дело — с конфетой или с ее муляжем. И только попробовав содержимое и почувствовав вместо сладкого вкуса нечто иное, юноша сможет сделать вывод, что, даже несмотря на внешнее сходство содержимого с традиционным образом конфеты, это все же не конфета, так как конфета должна быть сладкой.

Сказанное имеет непосредственное отношение к праву. Соци­альная деятельность человека, необходимо имеющая коммуникативный характер, типизируется, объективируется, «отливается» в социально значимые образцы, имеющие ценностное значение. Заключенное в правовых текстах (обычаях, мифах, законах, инструкциях, договорах и т. д.) нормативное содержание может при определенных обстоя­тельствах получить социальную легитимацию и быть интерпрети­ровано как правило поведения (норма), которое наделяет субъектов правами и обязанностями и тем самым воздействует на их поведение. Таким образом, правовые нормы существуют не сами по себе, а в своеобразных «обертках» из различных правовых текстов, которые и есть их письменные или устные, но обязательно языковые источ­ники. Однако такая «обертка» в виде закона может оказаться неспо­собной конституировать (образовать) правовую норму и определить поведение субъектов, например, вследствие явного несоответствия между социальными представлениями о должном поведении и тем правилом, которое получило законодательную форму. Такой законо­дательный текст не является ни источником нормы права, ни, соот­ветственно, источником прав и обязанностей, хотя бы государственная власть и принуждала к признанию закона в качестве источника права. Закон в данном случае останется в буквальном смысле клочком бумаги,


Глава XII. Источники права

симулякром (фр. simulation — симуляция) — пустым знаком, не имеющим правового значения для субъектов правовой коммуникации.

Следует иметь в виду, что в контексте коммуникативного под­хода возникновение правовой нормы является результатом интер­претации не одного правового текста, а всех тех, которые имеют тек­стуально-правовую связь с первичным правовым текстом. Правовые тексты, имеющие текстуально-правовую связь с первичным правовым текстом и уточняющие смысл конституированной на его основе пра­вовой нормы, называются вторичными правовыми текстами (вто­ричными источниками права). Такие вторичные правовые тексты, которые уточняют и подтверждают смысл правовой нормы, могут создаваться и как гетерономные (греч. heteros — иной; nomos — закон) тексты, т. е. извне определяющие поведение участников со­ответствующих правоотношений, и как автономные (греч. autos — собственный; nomos — закон) тексты, т. е. создаваемые самими участниками правовых отношений. Например, судебное толкование смысла правового текста закона — это гетерономный вторичный правовой текст, неотделимый от текста закона. Действия же субъектов, использующих свои права и исполняющих обязанности в рамках заключенного ими договора, как и сам этот договор, являются авто­номными вторичными источниками права. Как гетерономные, так и автономные вторичные правовые тексты оказывают воздействие на понимание и функционирование правовой нормы. Следовательно, нормы права будут являться источниками прав и обязанностей у конкретных субъектов в той же мере, в какой права и обязанности субъектов в качестве вторичных правовых текстов, уточняющих смысл правовой нормы, являются источниками правовой нормы.

Более того, смысл правовой нормы определяется знанием и пониманием (оценкой) как всех предшествовавших правовых тек­стов (так называемых претекстов), «отражения» которых содержатся в интерпретируемом правовом тексте, так и социально-правового контекста. Смысловое пространство, из которого черпаются знания для понимания воспринимаемого правового текста, т. е. вся сово­купность текстов, которые используются для интерпретации пра­вовой нормы, называется интертекстом.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.