Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методические рекомендации 3 страница




 

Права и обязанности молодежи в сфере охраны здоровья:

– права детей, подростков, учащихся, занимающихся физической культурой, на бесплатный медицинский контроль (ст. 20 Основ законодательства об охране здоровья граждан);

– права несовершеннолетних в области охраны здоровья (ст. 24 Основ законодательства об охране здоровья граждан);

– право лица, достигшего 15 лет, на применение к нему психиатрического лечения только после получения письменного согласия данного лица (ст. 11 ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»);

– право лица, достигшего 15 лет, на психиатрическое освидетельствование по его просьбе или с его согласия (п. 2 ст. 23 ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»);

– право пациента до 18 лет, находящегося в психиатрическом стационаре, на получение образования по программе общеобразовательной школы или специальной школы для детей с нарушением интеллектуального развития (п. 2 ст. 37 ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»);

– право лица, госпитализированного для обследования и (или) лечения в медицинские противотуберкулезные организации, на продолжение образования в соответствии с общеобразовательными программами начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (ст. 12 ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ»);

– права ВИЧ-инфицированных - несовершеннолетних в возрасте до 18 лет на социальную пенсию, пособие и меры социальной поддержки, установленные для детей-инвалидов законодательством Российской Федерации (ст. 16 ФЗ «О предупреждении распространения в российской федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (вич-инфекции)»;

– права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров (ст. 7 ФЗ «О дополнительны гарантиях по соц. поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

 

Права и обязанности молодежи в сфере культуры:

– ст. 44 Конституции РФ: права на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям;

– права лиц, не достигших 18 лет, на бесплатное посещение музеев один раз в месяц (ст. 12 Основ законодательства РФ о культуре);

– права пользования библиотеками лиц до 16 лет по предъявлении документов, удостоверяющих личность их законных представителей (ст. 7 ФЗ «О библиотечном деле»);

– права пользователей библиотек детского и юношеского возраста на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных учреждений в соответствии с их уставами (ст. 8 ФЗ «О библиотечном деле»).

Процессуальные права и обязанности молодежи:

– право не полностью дееспособных лиц на защиту в суде законными представителями (ст. 52 ГПК РФ);

– право несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, на участие в их деле законных представителей (ст. 48 УПК РФ);

– обязанность несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых воспользоваться помощью защитника в уголовном судопроизводстве (ст. 51 УПК РФ);

– право несовершеннолетнего лица, достигшего возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не могущего в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, на прекращение уголовного преследования (ст. 27 УПК РФ);

– право несовершеннолетнего лица не подвергаться приводам (ст. 113 УПК РФ);

– право несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого на выделение в отношении него уголовного дела в отдельное производство (ст. 154 УПК РФ);

– право несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до 14 лет (а по усмотрению следователя в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет) на проведение допроса в присутствии педагога и законного представителя (п. 1 ст. 191 УПК РФ);

– право несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до 16 лет не нести ответственность за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний (п. 2 ст. 191 УПК РФ);

– право несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до 14 лет (а по усмотрению суда в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет) на проведение допроса в присутствии педагога (п. 1 ст. 280 УПК РФ);

– право несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, имеющего физические или психические недостатки, на проведение допроса в присутствии педагога (п. 1 ст. 280 УПК РФ);

– право несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля до 14 лет на допрос с участием его законного представителя (п. 4 ст. 280 УПК РФ);

– право несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля на допрос в отсутствие подсудимого (п. 6 ст. 280 УПК РФ);

– права несовершеннолетних в области производства по уголовным делам (глава 50 УПК РФ);

– обязанность несовершеннолетних с 16 лет нести административную ответственность (ст. 2.3 КоАП РФ);

– право несовершеннолетнего лица на защиту его прав и законных интересов законными представителями (п. 1ст. 25.3 КоАП РФ);

– право несовершеннолетнего лица на опрос в присутствии педагога или психолога (п. 4 ст. 26.3 КоАП РФ);

– права несовершеннолетних лиц – административных задержанных на содержание отдельно от взрослых лиц (п. 3 ст. 27.3 КоАП РФ).

Худорожков И.В. Проблемы легализации государственной власти в России (1990-2011 год) // Современные научные исследования и инновации. – Август, 2011 // http://web.snauka.ru/issues/2011/08/2082 (дата посещения 14.03.13)

Преодолевая последствия демократического транзита, современное общество остро ставит вопрос о государственной власти, ее легальности и легитимности, т. е. ее юридической обоснованности с одной стороны, и справедливости, признании, поддержке ее населением – с другой. Определение перечня законодательных актов и нормативных документов, направленных на закрепление государственной вертикали, требует логического обоснования фундаментальных основ, на которых были заложены основные принципы нормативно-правового поля процесса легализации. В современных условиях легализации государственной власти как юридическое понятие означает установление, признание, поддержку данной власти законом, прежде всего конституцией, опору власти на закон. Существующие подходы к интерпретации концепта легализация, позволяют рассмотреть предмет исследования шире, включая процессы легализации институтов власти, их порядок деятельности и полномочий, «сращивание» этих же институтов с политическими партиями, национализация или «огосударствление» экономики, не менее важным в условиях фрагментации российского общества, является процесс региональной легализации. Все эти итоги ознаменовались законодательным подтверждением так называемой «демократизации» государственного режима.

Безусловно, важнейшим условием легализации государственной власти – является принятие демократическим путем конституции (на референдуме, учредительным (конституционным) собранием и др.). Конституция Российской Федерации была принята 12декабря 1993 по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента России от 15 октября 1993 года № 1633 «О прoведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому соответствующий референдум, мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ, согласно ст. 9 упомянутого закона. Принятие большинством, пришедших на выборы, конституции, тем самым были заложены основы принципа разделения властей в России, определены ряд важнейших аспектов легализации, таких как основы деятельности: Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, судов в Российской Федерации.

Существенные поправки в текст конституции, одобренные более чем двумя третями голосов депутатов Государственной Думы и тремя пятыми голосов членов Совета Федерации, были внесены в 2008 году и ознаменовались увеличением сроков полномочий исполнительной и законодательной ветви власти. Реакция последовала сразу после внесения Дмитрием Медведевым предложения федеральному собранию рассмотреть законопроекты «Об изменении срока полномочий президента РФ и Государственной думы» и «О контрольных полномочиях Государственной думы в отношении правительства РФ», а также поправки в закон «О правительстве РФ», на период «продвижения» поправок, тема мгновенно становится самой обсуждаемой на страницах так называемых «независимых» газет и в сети Интернет на специальных (и не только) блогах. Вообще практика изменения срока, вызывала некое недоумение среди части населения, наивно полагавших, что такое возможно только путем проведения референдума, всенародного голосования, как это происходило и происходит в ряде стран Европы и Америки. Ошибочное представление, явилось следствиям не соблюдения одного из главных условий действия власти, – публичности (часть исследователей ставят в упрек тот факт, что сам текст конституции не был вынесен на общественное обсуждение). То, что конституция была принята на всенародном голосовании, еще не говорит, что основная часть поддержавших, были сторонниками новой «демократической» конституции, уже тогда происходит одно из первых столкновений на практике с манипулированием общественного мнения.

Попытка определить перечень законодательных актов, ставит перед исследователем круг проблемных аспектов процесса легализации, – иерархии в законодательстве, и непротиворечивости различных законодательных актов, все эти и многие другие вопросы ставятся в рамках совершенствования законодательства и могут составить отдельный предмет научного осмысления проблемы. Конституция очень «пространственно» определяет (трактует) круг полномочий ветвей власти. Для создания определенной картины перечня нормативно-правовых актов необходимо перечислить наиболее важные федеральные конституционные законы, как одной из разновидностей федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой по сравнению с Федеральным законом. Впервые Федеральные конституционный закон России был принят в 1994 году, на сегодня принято порядка двадцати законодательных актов, и в несколько раз больше изменений и дополнений. Особой «интенсивностью» законотворцы отличались в годы существования двух первых государственных дум, современный «управляемый» политический процесс, с момента своего возникновения заявивший о законодательной «неприкосновенности» итогов приватизации конституционных «издержек», к реформистским настроениям по вопросам правового регулирования относится несколько осторожней. (перечень наиболее важных федеральных конституционных законов: О конституционном суде Российской Федерации; Об арбитражных судах в Российской Федерации; О референдуме Российской Федерации; О судебной системе Российской Федерации; Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации; О правительстве Российской Федерации; О военных судах Российской Федерации; О государственном флаге Российской Федерации; О государственном гербе Российской Федерации; О государственном гимне Российской Федерации; О чрезвычайном положении; О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации, О военном положении; дисциплинарном судебном присутствии; О судах общей юрисдикции в Российской Федерации).

Важным преимуществом федеральных конституционных законов является заложенная в них система «сдержек и противовесов», закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Право вето Президента, в этом случае, на федеральные конституционные законы не распространяется.

Федеральный закон является федеральным законодательным актом Российской федерации, порядок принятия федеральных законов определяется Конституцией Российской Федерацией и регламентом Федерального собрания, закон считается принятым, если его одобрило большинство депутатов Госдумы и членов Совета Федерации (последние изменения в порядке формирования этого представительного органа власти, по сути превратили его в формализованный институт «управляемой демократии»). Поверхностный анализ федеральных законов позволяет выявить законотворческую обоснованность всех важнейших институтов власти. Наиболее важными, в контексте исследуемой темы, представляются законы призванные обеспечить внешние признаки государственной власти. Большинство юридических актов направлены на обоснование властных полномочий. В качестве примера приведем ряд федеральных законов: «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (1994 год), «Об основных избирательных правах и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (1997, 2002), «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (1995, 2005), «О выборах Президента Российской Федерации» (1995, 2003), «Об общественных объединениях» (1990, 1995), «О политических партиях» (2001) и т.д. Правовые акты, легализующими государственную власть на следующем уровне, являются, по сути, мерами, обеспечивающими законосообразность и призваны урегулировать правоотношения, определить круг обязательств государственной власти, а так же функционирование общественных институтов.

Президент Российской Федерации, наделенный конституцией широкими полномочиями, занимает, пожалуй, ведущее место в процессе легализации и легитимации государственной власти в России. С ведением должности Президента, по сути находившимся над законодательным процессом, важную роль в регулировании отношений в сфере политики стали играть его указы и распоряжения. Создание мощного управленческого аппарата, подчиненного непосредственно Президенту, и выведение этого механизма из-под парламентского контроля, позволило законодательным инициативам очень быстро приобретать юридическую силу. В качестве промера можно привести ряд указов получивших «широкую» огласку: «О поэтапной конституционной реформе Российской Федерации», «О мерах по либерализации цен», «О федеральных природных ресурсах», «О разработке и создании государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», вообще таких указов на текущий момент подписано порядка более чем пяти десяти тысяч, что, наверно, может говорить о роли президента в законотворческом процессе.

Резюмируя исследование указов Президента России в сфере осуществления политики, исследователи В. О. Лучин, А. В. Мазуров полагают, что реформирование общественных отношений в названной сфере осуществлялось преимущественно не в соответствии с Конституцией и законами, а в соответствии с указами Президента, легитимность которых была чрезвычайно низкой. Указы были направлены, прежде всего, на укрепление президентской власти, а непосредственно не связанные с президентской властью исполнялись менее эффективно. Реализация отдельных указов сопровождалась антиконституционными насильственными действиями.

Не менее важной составляющей процесса легализации государственной власти является решение судов, среди которых можно выделить решения Конституционного суда. В качестве примера приведем несколько решений: вынесение Конституционным Судом Российской Федерации заключения о неконституционности действий Президента, Верховный Совет принимает решение о прекращении полномочий Президента Ельцина и переходе их, согласно Конституции, к вице-президенту А. В. Руцкому, объявляет созыв X (Чрезвычайного) Съезда народных депутатов; признал неконституционными положения Конституции Республики Алтай, а впоследствии — ряда других российских республик, провозглашавшие суверенитет этих республик и ущемлявших права Федерации; признание право за Президентом Российской федерации права вносить на рассмотрение одного и того же человека на должность премьер министра, не смотря на отклонение его со стороны федерального собрания. Эти решения, наряду с решениями двух других судебных представительств, являются важнейшим инструментов механизма легализации государственной власти, а так же фактором препятствующим «формальной» узурпации власти.

Помимо всех приведённых выше законодательных актов, нормативно-правовых документов и иных институтов легализации государственной власти, на сегодня в России действует более двух десятков кодексов, регулирующих разные стороны, в том числе имеют под собой установление определенных рамок правового поля.

Для современной России присущи несколько необычные для последних десятилетий нововведения, такие как введение программы развития «стратегия 2020», «план Путина», причем тенденция эта была поддержана не только на федеральном, но и на уровне регионов Российской Федерации. Все это может показаться не имеющим ни кого отношения к легализации в современной России, но именно эти программы обеспечивают некую «законность» действий и выступают оправданием результатов как положительных, так и не совсем удачных. Все это теперь, похоже, на необходимый атрибут, без которого современные «политиканы» не представляют политического деятеля или партии, претендующего на роль «спасителя». Имманентная природа этих «стратегических документов», определяющих, по мнению системных критиков государственной власти, курс социально-экономическое развитие России в ближайшие годы, представляется при этом как некий посыл «низов», призванный изменить существующую действительность. Ряд исследователей в социальной философии называют такие действия симулякрами, хотя эта точка зрения представляется весьма спорной.

Региональные практики, происходящие сегодня в законотворческой среде на уровне компетенции субъектов федерации, говорят об активном процессе легализации на «местах». Часть исследователей полагает, что в рамках отдельно взятого региона формируется и активно развивается локальный политический режим, который «запускает» свой механизм легитимации и легализации политического процесса. В рамках предложенного подхода возможен повсеместный анализ законодательных инициатив региона, важнейших политических факторов, определяющих вектор правового развития субъекта федерации.

Подводя некоторые итоги поверхностного (частичного) правового анализа процесса легализации можно констатировать о завершающем этапе формирования государственной вертикали власти. Конструкция законодательного «зонтика» приобретала на современном этапе устойчивые черты. Закон, который был призван стать эффективным социальным регулятором, превратился в механизм закрепления власти одной политической группировки над другой. Демократическим государством, коим мы себя пытаемся именовать, законодательные практики не должны превращаться в универсальный повод для вмешательства в сферы бытия, они должны выступать мощным и надежным инструментом, используя который общество устанавливает и поддерживает в стране необходимый правовой порядок. Очевидно, так же и то, что создаваемые законы должны, прежде всего, удовлетворять потребности и интересы общества в целом и человека в частности, а не являться юридической регламентацией их деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.