Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Кафедра конституционного и международного права




Пригон М.Н.

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра конституционного и международного права

 

Деловая игра по дисциплине «Муниципальное право»

на тему «Местный референдум»

учебное задание и методические рекомендации по проведению

 

(для студентов направления «Юриспруденция»

юридического института всех форм обучения)

 

 

Санкт-Петербург

 

Рекомендовано к изданию кафедрой конституционного и международного права юридического института. Протокол № ___ от ___________ г.

 

Одобрено методическим советом юридического института. Протокол № ___ от ___________ г.

 

Муниципальное право: Деловая игра на тему «Выселение незаконных жильцов»: учебное задание и методические рекомендации по проведению / под общ. ред. П.П.Глущенко. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2013. - 81 с.

 

Составитель:

Пригон М.Н. – доцент кафедры конституционного и международного права, кандидат юридических наук

Под общей редакцией:

Глущенко П.П. – доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, почетный адвокат России, действительный член Международной Славянской академии, директор юридического института, заведующий кафедрой конституционного и международного права

 

Рецензенты:

Бабурин С.Н. – ректор Российского государственного торгово-экономического университета, Президент Ассоциации юридических вузов, доктор юридических наук, профессор;

Малько А.В. – директор Саратовского филиала ГУ Института государства и права РАН РФ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………………4

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ...................................6

1.1. Сценарий..........................................................................................................6

1.2. Учебно-методические задачи..........................................................................9

1.3. Значение деловой игры в формировании компетенций выпускника

(ФГОС ВПО направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция»)....….....10

1.4. Самостоятельная работа студентов..............................................................16

1.5. Организационные вопросы...........................................................................17

РАЗДЕЛ 2. ПРОВЕДЕНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ.........................................................19

2.1. Задание на игру................................................................................................19

2.2. Выдвижение инициативы проведения референдума...................................21

2.3. Защита и восстановление права на референдум..........................................24

Заключение..................................................................................................................26

Приложение..................................................................................................................27

Нормативные правовые акты (извлечения)..............................................................27

 

 

В соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Гарантия осуществления в Российской Федерации местного самоуправления отнесена к основам конституционного строя и закреплена в статье 12 Конституции РФ.

Правоотношения, возникающие между гражданами, органами местного самоуправления, органами государственной власти в связи с реализацией конституционного права на местный референдум регулируются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов федерации. Возможность решать наиболее существенные вопросы местного значения путем проведения местного референдума приобретает все большую актуальность в нашем обществе.

Согласно федеральному закону, принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления[1]. Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ.

Перед юристом могут быть поставлены разнообразные вопросы в указанной сфере правоотношений. Примерами таких вопросов могут быть: консультирование граждан по вопросу проведения местного референдума, составление документов для выдвижения инициативы проведения референдума, а также защита нарушенных прав, в том числе, обжалование действий (бездействия) государственных и муниципальных органов по вопросам, связанным с проведением местного референдума.

Процедура выдвижения инициативы проведения местного референдума инициативной группой граждан прописана в федеральном законе и включает выдвижение инициативы, сбор подписей в поддержку инициативы, регистрацию инициативной группы и другие установленные в законе действия. В процедуре участвуют избирательная комиссия муниципального образования и представительный орган.

Таким образом, инициативной группе граждан требуются юридические знания и навыки для составлении документов и выдвижения инициативы, а также уяснения порядка взаимодействия с органами местного самоуправления. Четкое понимание прав и обязанностей субъектов правоотношений, складывающихся в связи с инициативой проведения местного референдума позволяет избежать юридических ошибок и потерь времени на повторное выдвижение инициативы. Юридические знания, умения и навыки необходимыи также при решении вопросов защиты прав граждан от нарушений требований закона, затягивания принятия решений о проведении местного референдума, а также отказом уполномоченного органа местной власти по формальным причинам.

Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» предусматривается подготовка студентов по различным видам профессиональной деятельности, в том числе, нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной. Бакалавр должен решать такие профессиональные задачи, как правоприменительная деятельность:

обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов; обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; экспертно-консультационная деятельность: консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы документов.

Формирование и развитие у выпускника перечисленных навыков и умений, подготовка к конкретным видам профессиональной деятельности осуществляется целым рядом дисциплин в соответствии с утвержденным учебным планом. Дисциплина «Муниципальное право» относится к профессиональному циклу юридических дисциплин и, согласно учебному плану, изучается на втором курсе. Дисциплина позволяет студентам сформировать профессиональные знания, умения и навыки, а также продолжить развитие умений и навыков, приобретенных при изучении предыдущих юридических дисциплин.

Деловая игра, как активная форма обучения, предоставляет широкие возможности для развития профессиональных знаний, умений и навыков студентов. Кроме уяснения содержания конкретных нормативных актов, составления юридических документов, игра предусматривает и творческие элементы.

При этом, предполагается совместное обсуждение студентами проблем и вариантов их решений в минигруппах, а также элементы дискуссии в аудитории по общим вопросам. Такие коллективные обсуждения позволяют студентам дополнительно развивать навыки ведения дискуссий, умения публично аргументировать свою точку зрения по правовому вопросу.

 

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

1.1. Сценарий

 

Настоящая деловая игра проводится на тему «Местный референдум» и состоит из двух взаимосвязанных частей. Игра рассчитана на 4 аудиторных часа, по 2 часа на каждую часть. Планируемая продолжительность самостоятельной работы студентов для подготовки к игре составляет 2 часа.

Краткое содержание деловой игры: реализация инициативы проведения местного референдума в муниципальном образовании «Гатчинский муниципальный район» Ленинградской области. На основании Устава конкретного муниципального образования, закона Ленинградской области, регулирующего проведение местного референдума, Устава Ленинградской области, федеральных законов, регламентирующих реализацию права граждан на проведение местного референдума и гарантии осуществления прав, студенты самостоятельно формулируют актуальный вопрос на местный референдум и составляют требуемые документы для реализации инициативы. Субъектом выдвижения инициативы является группа граждан, проживающих на территории данного муниципального образования.

Предварительная самостоятельная работа обеспечивает эффективность игры. Основная часть самостоятельной работы студентов заключается в изучении нормативно-правового регулирования проведения местного референдума, применяемых процедур, прав и обязанностей субъектов правоотношений. Законодательство Ленинградской области определяет требования к созданию инициативной группы и документам, представляемым в избирательную комиссию местного референдума.

Исследование федерального законодательства позволяет студентам уяснить базовые правоотношения, урегулированные на федеральном уровне. Важной частью федерального регулирования являются гарантии прав граждан на участие в местном референдуме. Механизм реализации гарантий также определен в федеральном законодательстве, предусматривающем административную и уголовную ответственность за нарушение прав граждан на участие в местном референдуме.

Изучение устава конкретного муниципального образования предоставляет студентам возможность определить как реализуются на местном уровне законодательные нормы федерального уровня, а также уровня субъекта федерации - Ленинградской области. Перечень вопросов местного значения, из которых студенты выбирают тему для проведения местного референдума, наиболее полно раскрыт именно в уставе муниципального образования.

Неотъемлемой составляющей самостоятельной подготовки является изучение прав и обязанностей органов государственной власти и органов местного самоуправления в связи с реализацией группой граждан инициативы на проведение местного референдума. Законом установлена ответственность уполномоченных органов за неисполнение обязанностей, связанных с обеспечением реализации гарантий прав граждан на местный референдум.

На основании изученного нормативного материала, студенты составляют ответы на контрольные вопросы. Ответы даются от имени минигруппы, в случае неполного ответа, неточностей или ошибок, преподаватель предлагает другой минигруппе дополнить или исправить ответ.

В ходе первой части игры студенты объединяются в минигруппы, обсуждают и составляют проекты документов для реализации инициативы проведения местного референдума в конкретном муниципальном образовании. Каждая минигруппа также выступит в роли комиссии уполномоченного органа, рассматривающего документы, подготовленные другой минигруппой для реализации инициативы проведения местного референдума.

Непредсказуемым (игровым) фактором на первой части игры выступает открытое заседание комиссии местного референдума конкретного муниципального образования, уполномоченной на решение вопроса о регистрации инициативной группы и о направлении документов в представительный орган для принятия решения о проведении местного референдума. Роль членов комиссии играют студенты каждой минигруппы.

По завершении подготовки проектов документов, минигруппа выбирает из своего состава студента, который выступать в качестве представителя инициативной группы на открытом заседании комиссии местного референдума. Представитель инициативной группы участвует в заседании комиссии и отвечает на вопросы ее членов. По результатам заседания комиссия выносит решение по представленным документам.

Результат первой части игры – оформленные в минигруппах проекты документов для реализации инициативы проведения местного референдума, а также заключения комиссий по рассмотрению представленных документов. В завершение первой части проводится совместное обсуждение результатов, требуемых документов, юридических вопросов и путей их решения, а также предложений студентов по оформлению документов.

Вторая часть деловой игры связана с защитой прав граждан на проведение местного референдума, обжалованием действий (бездействия) уполномоченных органов, участвующих в обеспечении реализации инициативы референдума. Вначале минигруппы составляют проект отказа муниципальной комиссии местного референдума, либо решения представительного органа, которыми создаются неправомерные препятствия в реализации прав граждан на проведение местного референдума.

Минигруппы обмениваются «отказами» и составляют проекты заявлений, жалоб и иные юридические документы предназначенные для защиты и восстановления нарушенных прав граждан. Перед началом составления правозащитных документов минигруппы отвечают на контрольные вопросы по второй части игры. Ответы даются устно, при этом, другая минигруппа проверяет ответы, и при необходимости, уточняет или исправляет их.

Непредсказуемым (игровым) фактором второй части игры выступают основания, которые минигруппы сформулировали в письменных «отказах», являющиеся препятствиями для проведения местного референдума. Отказы, либо иные решения, препятствующие местному референдуму должны быть достаточно подробно изложены студентами в письменном виде от имени уполномоченного органа и предоставлены другой минигруппе для ознакомления.

Каждая минигруппа изучают полученные друг от друга решения, отказ, либо иные документы от имени уполномоченного органа и обсуждает план действий для защиты и восстановления нарушенных прав. На основании составленного плана минигруппа выбирает наиболее эффективный способ защиты нарушенных прав. Для выбранного способа правовой защиты минигруппа составляет проект соответствующего юридического документа.

Результатом второй части игры для каждой минигруппы являются план конкретных действий по защите и восстановлению нарушенных прав граждан на проведение местного референдума, а также проекты юридических документов для реализации наиболее эффективного способа правовой защиты.

По завершении второй части игры проводится совместное обсуждение по вопросам защиты и восстановления прав граждан на реализацию инициативы проведения местного референдума. Студенты высказывают и аргументируют правовую позицию по вопросу защиты конституционного права на реализацию народовластия в форме проведения местного референдума.

Подведение итогов деловой игры заключается в обсуждении студентами полученных результатов, правового статуса участников правоотношений в связи с реализацией инициативы проведения местного референдума, особенностей защиты и восстановления нарушенных прав граждан в указанной сфере регулирования. Студенты формулируют и высказывают авторское мнение о регулировании реализации инициативы проведения местного референдума на местном уровне, в законодательстве субъекта федерации и в федеральном законодательстве. Проводится коллективное обсуждение проблем правового регулирования, защиты и восстановления нарушенных прав граждан и обмен мнениями.

 

1.2. Учебно-методические задачи

 

Деловая игра предназначена для решения следующих учебно-методических задач:

- приобретение знаний о сущности, содержании и особенностях правового регулирования, нормативно-правовой базе, регламентирующей реализацию инициативы проведения местного референдума;

- приобретение знаний о сущности, содержании и особенностях правового регулирования, нормативно-правовой базе, регламентирующей вопросы выдвижения инициативы проведения местного референдума на местном уровне, в законодательстве субъекта федерации и в федеральном законодательстве;

- закрепление и практическое применение знаний о правовом регулировании конституционного права граждан на непосредственное осуществление власти в форме местного референдума, практическое применение положений Конституции РФ и федерального законодательства о гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России;

- формирование навыков подготовки юридических документов, включая, составление проектов ходатайства о проведении местного референдума, иных предусмотренных законом документов, письменного заключения комиссии местного референдума, представительного органа об отказе в регистрации инициативной группы, проведении местного референдума, а также иных юридических документов в связи с проведением местного референдума;

- формирование навыков подготовки юридических документов для защиты и восстановления нарушенных прав граждан на местный референдум, включая, жалобы, заявления в правоохранительные органы, избирательные комиссии, проекта искового заявления по вопросу защиты и восстановления прав граждан на местный референдум;

- овладение знаниями о правах, обязанностях и ответственности граждан, комиссии местного референдума, уполномоченных органов местного самоуправления и государственных органов и должностных лиц в связи с реализацией инициативы проведения местного референдума;

- развитие умения подготовки экспертного заключения по вопросам применения законодательства РФ регламентирующего реализацию прав граждан на выдвижение инициативы местного референдума;

- формирование навыков подготовки к консультационной деятельности, умений проведения переговоров по юридическим вопросам, корректировки подготовленной правовой позиции в зависимости от юридических возражений, способности уточнять и изменять оценку правоотношений,

- развитие навыков выбирать наиболее эффективное правовое средство защиты избирательных прав и права на участие в референдуме в зависимости от конкретной ситуации;

- овладение методикой обеспечения законности путем определения подлежащих применению норм конституционного, муниципального, административного и уголовного права, составления соответствующих юридических документов в строгом соответствии с требованиями законодательства;

- закрепление знаний, умений и навыков осуществлять правоприменительную, правозащитную и экспертно-консультационную деятельность.

 

1.3. Значение деловой игры в формировании компетенций выпускника

(ФГОС ВПО направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция»)

 

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» высшего профессионального образования, утвержденными Основными образовательными программами бакалавриата, реализуемыми университетом по профилям подготовки по профилям подготовки «Правоохранительная деятельность», «Гражданско-правовой», «Международно-правовой», «Социально-правовой», «Правозащитная деятельность», настоящая деловая игра предназначена для формирования и дальнейшего развития у студентов компетенций, представленных в Таблице 1.

 

 

Таблица 1. Формируемые компетенции

Компетенции, формируемые деловой игрой Код компетенции
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; ПК-2
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; ПК-4
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; ПК-5
способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; ПК-9
способен толковать различные правовые акты ПК-15

 

Функции деловой игры

 

Направления воздействия (функции) деловой игры на содержательное описание уровня сформированности профессиональных компетенций, в том числе, на отдельные составляющие содержательного описания уровня, а также на конкретные признаки уровня представлены в Таблице 2.

 

Таблица 2. Функции деловой игры

  Уровни сформированности компетенции Целевые составляющие содержательного описания уровня Целевые признаки уровня
  Пороговый уровень (как обязательный для всех студентов) ПК-2 - знает основные права и свободы человека и гражданина; - ориентируется в основных особенностях судебной защиты прав, свобод и законных интересов; - называет основные этапы формирования правовой культуры и правосознания личности - перечисляет отличительные черты правового государства, взаимовлияние государства и гражданского общества. - умеет выбирать решение правовой проблемы, не нарушающее прав третьих лиц,   ПК-4 - называет основные источники отраслей права России; - знает классификацию источников процессуальных норм; - составлять типовые документы по совершению юридических действий   ПК-5 - называет основные источники материального и процессуального права в области профессиональной деятельности; - ориентируется в основных способах применения материальных и процессуальных норм - умеет применять отдельную норму права в конкретной правовой ситуации   ПК-9 Имеет представление об отраслевых способах защиты прав, свобод, законных интересов, чести и достоинства личности; Знает юридические средства устранения нарушений прав и свобод человека и гражданина и восстановления справедливости.   ПК-15 - знает классификацию видов юридического толкования правовых актов; - ориентируется в основных приемах юридического толкования правовых актов. - умеет уяснять содержание правового акта; - способен использовать в юридической деятельности грамматическое, логическое толкование правового акта ПК-2 - владеет навыками наблюдения и оценки правовых и социальных последствий реализации правовых норм; - способен к критическому анализу и осмыслению собственной гражданской позиции в сфере профессиональной деятельности. - умеет сопоставлять результаты применения норм права на правовой статус участников правоотношений     ПК-4 - владеет навыками участия в организации совершения юридических действий; - способен принимать участие в документальном сопровождении юридических действий и решений   ПК-5 - владеет навыками уяснения содержания правовой нормы; - способен документально оформить применение конкретной нормы материального или процессуального права     ПК-9 Применяет в профессиональной деятельности принципы права и нормы профессиональной этики. Демонстрирует основные навыки составления договоров, претензий, заявлений, жалоб.   ПК-15 владеет навыками текстуального толкования правового акта; - умеет применять формально-логические приемы толкования правового акта  
  Продвинутый уровень (относительно порогового уровня) ПК-2 - знает механизм формирования правовой культуры в обществе и государстве; - ориентируется в системе прав и свобод, законных интересов граждан, органов власти, юридических лиц и иных организаций, - определяет достоинства и недостатки судебной и внесудбной защиты прав, свобод и законных интересов - оценивать последствия применения нормативно-правовых актов на общественные отношения; -сравнивать и критически анализировать восприятие обществом норм права   ПК-4 - знает систему федеральных и региональных законов; - ориентируется в структуре отраслей процессуального права; - умеет анализировать правовые последствия юридических действий и принятых решений;   ПК-5 - знает систему федеральных, региональных и местных нормативно-правовых актов в сфере профессиональной деятельности; - знает методики применения нормативно-правовых актов   ПК-9 Выделяет методологические, научно-теоретические и практические проблемы обеспечения соблюдения и защиты прав, свобод, законных интересов, чести и достоинства личности.     ПК-15 - сущность, содержание, цели, задачи и отличительные особенности видов и способов юридического толкования правовых актов; - знает достоинства и недостатки видов толкования правовых актов; - способен комплексно применять специально-юридическое, систематическое и историческое толкование правового акта; - умеет разъяснять содержание правового акта   ПК-2 - владеет навыками активного проявления собственной гражданской позиции при анализе спорного правоотношения; - способен к формированию и дальнейшему развитию собственной правовой культуры, правового мышления;   ПК-4 - способен планировать варианты совершения юридических действий в конкретной правовой ситуации. - владеет навыками организации и сопровождения юридических действий, - умеет прогнозировать и анализировать варианты развития правовой ситуации в зависимости от планируемых юридических действий, принятия решений     ПК-5 владеет навыками применения взаимосвязанных нормативно-правовых актов, - способен выбрать наиболее эффективный способ реализации материальной или процессуальной нормы в конкретной ситуации; - способен прогнозировать и анализировать последствия применения нормы права. - умеет формулировать правовые последствия реализации материальных и процессуальных правовых норм     ПК-9 Способен анализировать действующие нормативные правовые акты, выявлять пробелы нормативных правовых актов, вносить предложения по их устранению, участвовать в обсуждении проектов нормативных правовых актов, регламентирующих соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Владеет навыками подготовки различных видов юридических документов.   ПК-15 - владеет навыками определения наиболее эффективного способа толкования для конкретного правового акта; - способен оценить эффективность применения различных подходов к толкованию в конкретной практической ситуации  

 

 

1.4. Самостоятельная работа студентов

 

Для участия в деловой игре студентам необходимо предварительно ознакомиться с правовым регулированием выдвижения инициативы, организации и проведения местного референдума. Для этого следует изучить не только федеральное законодательство и законодательство Ленинградской области, регламентирующее проведение местного референдума в муниципальном образовании «Гатчинский муниципальный район», но также и нормативные акты местного уровня, в первую очередь — Устав данного муниципального образования.

Кроме этого требуется ознакомится с механизмом защиты и восстановления нарушенных прав в связи с проведением местного референдума, обязанностями уполномоченных муниципальных и государственных органов. Также, следует уяснить различия правового статуса государственных и муниципальных органов, особенности статуса комиссии местного референдума и представительного органа муниципального образования.

Отдельное внимание необходимо уделить общим правилам составления юридических документов, связанных с выдвижением инициативы проведения местного референдума, оформлению решения комиссии референдума и представительного органа по вопросу выдвинутой инициативы. Также необходимо ознакомится с формальными требованиями к составлению жалоб, исковых заявлений и других документов, используемых для защиты и восстановления нарушенного права.на проведение местного референдума.

При подготовке к деловой игре студенты применяют знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплин «Конституционное право», «Административное право». Перечень нормативных актов указан в задании на игру. В приложении к настоящим методическим рекомендациям размещены извлечения из некоторых нормативно-правовых актов.

Проверка готовности студентов к проведению деловой игры осуществляется путем устных ответов на контрольные вопросы. Качество ответов оценивается преподавателем. Также могут использоваться задачи, упражнения и конкретные ситуации. После проведения проверки готовности студенты приступают к подготовке юридических документов, предусмотренных заданием на игру.

 

1.5. Организационные вопросы

 

Важным элементом игры является коллективное обсуждение возникающих в ходе игры проблем и самостоятельным принятием студентами решений внутри минигрупп. В случае возникновения общих для нескольких минигрупп вопросов, преподаватель может вынести такой вопрос на совместное обсуждение. При этом, представителям минигрупп предоставляется возможность кратко обосновать перед аудиторией свою позицию.

Такое обсуждение обеспечивает возможность сравнить разные подходы к решению поставленных задач, способствует формированию у студентов навыков аргументировать свою позицию и сопоставлять с другими. Общий подход вырабатывается на основании обмена мнениями.

Кроме коллективного обсуждения, игра предусматривает ролевую ситуацию, в которой студент из одной минигруппы участвует в переговорах с другой минигруппой. При этом, минигруппа также играет свою роль согласно сценарию соответствующей части игры.

Рекомендуется проводить игру в специально оборудованной аудитории для проведения интерактивных занятий (наличие видеопроектора, экрана настенного и др. оборудования). В случае использования компьютерного класса, предпочтительно наличие доступа с рабочих мест преподавателя и студентов к правовым базам нормативных документов, сетевым библиотечным ресурсам и сети интернет.

Вместе с тем, наличие доступа в Интернет может помешать развитию самостоятельных навыков студентов при составлении юридических документов. К примеру, вместо самостоятельного решения вопроса о плане действий по выселению незаконных жильцов, применения собственных знаний, умений и навыков, полученных при изучении дисциплин «Конституционное право» и «Административное право» студенты найдут в поисковой системе ответы на запрос «местный референдум» и варианты действий. Потребуется дополнительно проверять качество правовой информации из сети и применимость её к конкретной ситуации игры. Чтобы предотвратить потери времени, рекомендуется некоторые этапы работы во время проведения игры выполнять без использования Интернет.

Обязательным промежуточным результатом в ходе игры является составление в минигруппе письменных документов — проектов заявлений, протоколов, жалоб в уполномоченные органы, искового заявления и иных документов по усмотрению студентов. Важную учебную роль играет также составление плана действий по защите нарушенных прав граждан во второй части игры.

В ходе обсуждения структуры, содержания и особенностей оформления проектов документов студенты закрепляют и развивают составляющие профессиональных компетенций. связанных с навыками составления юридических документов. Кроме этого, в процессе обсуждения проектов документов формируются и закрепляются навыки юридического анализа, умения сформулировать, высказать и агрументировать свою правовую позицию в форме публичного обсуждения.

РАЗДЕЛ 2. ПРОВЕДЕНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

 

2.1. Задание на игру

 

Игра состоит из двух взаимосвязанных частей со следующими заданиями:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.