Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой режим земель промышленности и иного специального назначения 3 страница




Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у их правообладателей не изымаются, а порядок возмещения ущерба этим лицам определяется постановлением Правительства РФ от 31.05.1995 № 536 «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет», которым предписано Министерству обороны РФ возмещать правообладателям земельных участков прямой материальный и экологический ущерб, возникающий в результате падения отделяющихся частей ракет, по представлению заключений совместных комиссий Минобороны России, МЧС России, федерального органа по охране окружающей среды и органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ.

13.7. Земли обороны и безопасности

Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ и федеральными законами.

Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории; безопасность  — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объек­тов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и др.).

При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у их правообладателей не изымаются. Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования.

Согласно п. 10 и 11 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» земли и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов РФ, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством РФ.

Исполнительные органы государственной власти, указанные ст. 29 ЗК РФ, в порядке, установленном Правительством РФ, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного лесохозяйственного и иного использования.

В условиях чрезвычайного или военного положения, предусмотренного федеральными конституционными законами от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении», земельные участки для нужд обороны и безопасности могут быть реквизированы у их правообладателей (ст. 51 ЗК РФ).

Особый режим использования земель устанавливается в пограничных зонах. Государственная граница РФ — это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

В целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы РФ в порядке, установленном федеральным законодательством, отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу РФ и других объектов.

Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы РФ, порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, определяются федеральным законодательством.

Другой разновидностью земель данной субкатегории являются земли, занимаемые закрытыми ад­ми­ни­с­т­ра­тив­но-территориальными образованиями. Закрытое ад­ми­ни­с­т­ра­тив­но-территориальное образование (далее — ЗАТО) — это имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающей специальные условия проживания граждан. Особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов в ЗАТО предусматривает установление ограничений на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание.

Земли ЗАТО в соответствии с их основным целевым назначением могут включать в себя земли промышленности, обороны и иные земли. Земли, занимаемые предприятиями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы ЗАТО, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям и (или) объектам. Решения об отнесении иных земель, включая зоны безопасности и санитарно-защитные зоны, к землям федеральной собственности на территории конкретного ЗАТО принимаются Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления ЗАТО.

Земли ЗАТО, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, находятся в ведении органов местного самоуправления данного образования. В ЗАТО в соответствии с законодательством РФ по согласованию с органами местного самоуправления может устанавливаться особый режим использования земель. Органы государственной власти субъектов РФ принимают меры по предоставлению земельных участков в ведение органов местного самоуправления ЗАТО для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного и дачного строительства за пределами указанного образования.

В целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов земельных участках могут устанавливаться запретные зоны.

Как следует из п. 3 постановления Правительства РФ от 17.02.2000 № 135 «Об утверждении Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов», запретная зона включает территорию, непосредственно примыкающую к территории военного склада. Ширина запретной зоны от внешнего ограждения территории военного склада устанавливается: для военных складов ракет, боеприпасов, взрывчатых и химических веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей — до 400 м; для военных складов вооружения и военного имущества — до 100 м.

Обязательным требованием при установлении запретной зоны является обустройство 50-метровой противо­пожарной полосы, непосредственно примыкающей к внешнему ограждению территории военного склада, в пределах которой осуществляются вырубка деревьев и кустарника и вспашка по всей ширине. На территории запретной зоны запрещается проживание граждан, нахождение граждан без специального разрешения, строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из огнестрельного оружия и проведение иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности военного склада.

Федеральным законом от 02.05.1997 № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» регламентируется установление зоны защитных мероприятий вокруг объектов по хранению или уничтожению химического оружия, в пределах которых осуществляется специальный комплекс мероприятий, направленных на обеспечение коллективной и индивидуальной защиты граждан, защиты окружающей среды от возможного воздействия токсичных химикатов вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций; площадь указанной зоны зависит от расчетного или нормируемого безопасного уровня загрязнения окружающей среды и утверждается Правительством РФ.

Контрольные вопросы и задания

1. Сформулируйте определение земель промышленности и иного специального назначения. Каковы их особенности?

2. Назовите особенности использования земель промышленности.

3. Каковы особенности правового режима земель энергетики?

4. Перечислите особенности правового режима земель транспорта. Какие виды транспорта вы знаете?

5. Сформулируйте определение связи, радиовещания, телевидения, информатики. В чем особенности их использования и охраны?

6. Назовите особенности правового режима земель для обеспечения космической деятельности и земель обороны и безопасности. Какие разновидности земель, предназначенных для обеспечения обороны и безопасности, вы знаете?

Литература

1. Абузярова, Д. Ф. Некоторые проблемы правового регулирования земельных отношений в области использования земель автомобильного транспорта / Д. Ф. Абузярова // Правовые вопросы недвижимости. — 2008. — № 1.

2. Абузярова Д.Ф. Придорожные полосы автомобильных дорог как зоны с особыми условиями использования // Юрист. – 2010. - № 6.

2. Анисимов, А. П. Понятие земель специального назначения и их правового режима / А. П. Анисимов // Право и политика. — 2006. — № 3.

4. Бочаров М.В., Королев Д.В. Оформление земельных отношений под объектами недропользования и линейными объектами: актуальные проблемы и перспективы законодательного регулирования // Правовые вопросы строительства. – 2010. - № 1.

3. Горлова, Е. В. Из истории правового регулирования отношений по использованию земель промышленности / Е. В. Горлова // Экологическое право. — 2005. — № 5.

4. Жабина, Е. Е. Особенности правового режима полос отвода железнодорожного транспорта / Е. Е. Жабина // Аграрное и земельное право. — 2009. — № 7.

5. Климов Д. Ф. Некоторые проблемы правового статуса земель промышленности, предоставленных государственным унитарным предприятиям / Д. Ф. Климов // Аграрное и земельное право. — 2009. — № 8.

6. Ламаш В.А., Понька В.Ф. Особенности правового статуса земель промышленности // Законодательство и экономика. – 2009. - № 11.

6. Лежнина, Ю. Ю. Вопросы правового регулирования использования земельных участков под объектами связи / Ю. Ю. Лежнина // Экологическое право. — 2004. — № 2.

7. Панфилова, М. Р. Понятие земель приграничных территорий: историко-правовой аспект / М. Р. Панфилова // Журнал российского права. — 2006. — № 3.

8. Пашова М.С. Особенности правового режима земель специального назначения // Аграрное и земельное право. – 2009. - № 10.

8. Попов, М. В. Правовые проблемы размещения торгового центра на землях промышленности / М. В. Попов // Право и экономика. — 2008. — № 3.

9. Роньшина К.С. Особенности правового режима земель транспорта // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2009. - № 8.

10. Солдатова Л.В. Совершенствование системы органов управления в сфере использования и охраны земель железнодорожного транспорта // Аграрное и земельное право. – 2009. - № 10.

9. Старова, Е. В. Правовой режим земель промышленности и правовой режим производственной зоны из состава земель населенных пунктов / Е. В. Старова // Право и политика. — 2009. — № 6.

10. Старова Е.В. Правовое регулирование рационального размещения промышленных объектов // Аграрное и земельное право. – 2010. - № 9.

10. Суров, А. Ф. Правовые проблемы регулирования охраны и использования земель обороны и безопасности / А. Ф. Суров, А. С. Шестерюк // Экологическое право. — 2006. — № 5.

11. Трифонов, А. С. Основные положения и характеристика правового режима земель промышленности / А. С. Трифонов // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2006. — № 1.

12. Чубуков, Г. В. Правовой режим земель железнодорожного транспорта / Г. В. Чубуков // Аграрное и земельное право. — 2007. — № 6.

Глава 14




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.