Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ерофеев Б.В. Земельное право. Учебник для вузов. – М.: ООО «Профобразование», 2001. – 656 с. 46 страница




 

д) установление ответственности за определенные виды поведения в зоне транспортных магистралей. Например, подлежат административному наказанию такие нарушения, как повреждение дорог, железнодорожных переездов, других дорожных сооружений или технических средств регулирования дорожного движения, также умышленное создание помех для дорожного движения, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия (ст. 131 КоАП).

 

4. Особенности правового режима земель связи, радиовещания, телевидения и информатики. Земельные участки данного вида хозяйственных объектов можно подразделить на три основных вида: земельные участки, занятые под служебными зданиями и предприятиями связи, радиовещания, телевидения и т. п.; земельные участки, занятые под опорами воздушных линий связи; земельные участки, под которыми находятся подземные кабельные сети и которые являются охранной зоной для последних.

 

Если к служебным зданиям и предприятиям линий связи предъявляются обычные требования (ограждение от доступа посторонних лиц, благоустройство территории, рациональная ее организация и т. п.), то к линейным сооружениям есть особые требования, которые сводятся к следующему:

 

1) обеспечение охранных зон подземных кабелей, которые должны быть отмечены установленными знаками на местности. В данной зоне запрещается без письменного согласия организаций, в ведении которых находятся линии связи, и радиофикации осуществлять земляные работы, в том числе строительные, монтажные, взрывные и т.п. на глубине более 0,3 метра, а также планировку грунта при помощи бульдозеров и экскаваторов, проводить геологосъемочные, поисковые, геодезические и другие изыскательские работы, связанные с устройством скважин, шурфов и взятием проб грунта, производить посадку деревьев, располагать полевые станы, содержать скот, устраивать проезды и стоянки транспорта и т. п.

 

Нарушение правил охраны линий и сооружений связи наказывается в административном порядке (ст. 139 КоАП), а если это нарушение повлекло за собой повреждение кабельной линии междугородной связи с перерывом связи, то наказание наступает в уголовном порядке;

 

2) обязанность всех субъектов земельных правоотношений осуществлять все зависящие от них меры по обеспечению нормального функционирования линий воздушной связи и охраны кабельных подземных линий. В частности, прокладка воздушных и кабельных линий может быть осуществлена по любым участкам, принадлежащим любым организациям и гражданам, независимо от формы собственности и характера деятельности; лица, владеющие земельными участками, по которым проложены воздушные или подземные кабельные линии связи, обязаны допускать владельцев линий связи для ремонта и обслуживания данных коммуникаций;

 

3) в отличие от земель транспорта, в которых значительный удельный вес занимает «ленточное» землепользование, земли связи под коммуникациями бывают двух вариантов: совокупность мелких участков под опорами линий электропередач (телефонной и др. связи), разбросанные по значительной территории, и «ленточные» охранные территории подземных кабелей, которые не изымаются у прежних землепользователей, обозначаются на местности установленной формы знаками и используются с ограничениями, предусмотренными законом;

 

4) в отличие от «ленточных» земель транспорта, дорожные коммуникации которых прокладываются из соображений доставки грузов и людей к определенным пунктам, линии связи (как воздушные, так и подземные) должны прокладываться путем преимущественного совмещения с имеющимися другими коммуникациями. Например, прокладка воздушных линий по сельскохозяйственным угодьям осуществляется в крайнем случае, если совмещение данных линий с дорогами и другими коммуникациями становится экономически ущербным для предприятий связи;

 

5) при прокладке воздушных и кабельных линий по землям лесного фонда, покрытых лесом, охранная зона данных коммуникаций обязательно проходит по создаваемым просекам, которые обеспечивают доступ к данным линиям и безопасность для них в случаях стихийных бедствий (например, сильных ураганов, сопровождающихся повалом деревьев и т. п.).

 

При этом создание данных просек может осуществляться без согласования с органами, осуществляющими управление лесным хозяйством, поскольку такие действия предусмотрены законом.

 

5. Особенности правового режима земель обороны, безопасности и космического обеспечения.* К землям обороны, безопасности и космического обеспечения относятся земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности войсковых частей, образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, предприятий, учреждений и организаций федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи по обороне, безопасности и космическому обеспечению. Режим использования указанных земель в части соблюдения требований к обеспечению безопасности населения устанавливается по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, которые вправе передавать земельные участки, предоставленные для указанных нужд и неиспользуемых в настоящее время в срочное пользование гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования. Указанные земли предоставляются для размещения и постоянной деятельности войсковых частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил РФ, войск других министерств и ведомств, выполняющих задачи в области обороны и безопасности, установленные законодательством РФ. Субъектами, осуществляющими использование данного вида земель, являются учреждения, предприятия, организации и военно-учебные заведения Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ и Федеральной службы безопасности, Федеральной службы железнодорожных войск РФ и др.

 

*См.: Ст. 1 и 6 Федерального закона «Об обороне», принятого Государственной Думой 24 апреля 1996 г.//СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750.

 

Специальное несельскохозяйственное назначение этих земель осуществляется с учетом целей и задач, определенных для подразделений указанных ведомств, которые закреплены в следующих актах:

 

1) в Положениях о соответствующих министерствах и ведомствах (Министерстве обороны РФ, Министерстве внутренних дел РФ и др.), Так, если воинские части МО РФ предназначены для обеспечения обороны и безопасности страны, то подразделения МВД РФ – обеспечения внутреннего правопорядка.

 

В целом данные министерства и ведомства имеют схожие силовые функции. Например, как воинская стрелковая часть занимается обеспечением надлежащей боевой подготовки на случай военных действий, так и подразделения ОМОНа поддерживают свою боеготовность на случай активизации внутреннего преступного элемента в стране; как НИИ МО РФ занимаются научным обеспечением боеготовности армии, так и НИИ МО РФ обеспечивают научную базу для эффективной работы полиции и других подразделений.

 

Вместе с тем у данных министерств различные по своим направлениям задачи: если МО РФ выполняет общую, функцию безопасности страны, то МВД РФ – специальную, в которой значительный удельный вес принадлежит не столько воинским формированиям (подразделениям внутренних войск МВД), сколько специальным учреждениям (например, исправительным: колониям, тюрьмам и т. п.);

 

2) в ведомственных приказах указанных министерств и ведомств, которыми для субъектов земельных отношений – воинских частей – определены общие и специальные задачи.

 

Использование земель специального назначения воинскими частями можно подразделить на общее и специальное. Так, использование земель воинскими частями под устройство военных аэродромов, размещение казарм, полигонов для стрельб и др., вытекающее из главной цели деятельности воинской части, следует отнести к общему виду землепользования этой части; размещение же подсобных сельских хозяйств, предназначенных для дополнительного обеспечения питанием личного состава частей, следует отнести к специальному землепользованию.

 

Особенностью использования земель воинскими частями является документальное оформление землепользования, в котором информация по определению внутренней структуры организации этого землепользования относится, как правило, к числу секретной, и открытую информацию представляет собой лишь конфигурация внешних границ землепользования воинской части.

 

Некоторые подразделения, выполняющие специальные задачи, могут быть субъектами землепользования на других землях специального несельскохозяйственного назначения. Так, воинские железнодорожные части (подразделения железнодорожных войск) осуществляют использование земель транспорта на соответствующих территориях, что находится в сфере правового регулирования по использованию данных земель.

 

Подразделения МВД РФ, выполняющие специальные задачи, могут наряду с правом специального несельскохозяйственного использования, осуществлять другие виды природопользования. Например, исправительно-трудовые учреждения (колонии различных режимов для заключенных), являясь субъектами землепользования, осуществляют некоторые виды лесопользования (рубка леса силами содержащегося в них контингента), недропользования (добыча ряда полезных ископаемых) и т. п.

 

В результате их деятельность регулируется комплексом правовых норм (земельных, горных, лесных и т. п.).

 

Независимо от видов задач и функций, которые возложены на субъектов земельных правоотношений – воинские части, они должны выполнять общие задачи, поставленные перед всеми землепользователями:

 

обеспечение рационального использования и охраны почв; борьба с сорняками, эрозионными и иными неблагоприятными процессами, повышение плодородия почв и т. п.

 

На землях, предназначенных для нужд обороны страны, могут устанавливаться запретные зоны вокруг размещаемых воинских частей.

 

Данные зоны, если они являются внешними (т. е. установлены за пределами землепользования воинской части), остаются в пользовании смежных землепользователей. Внутренние же зоны (устанавливаемые на территории воинских частей) находятся в использовании последних.

 

Режим граждан и организаций во внешних запретных зонах определяется командованием части. В необходимых случаях он регулируется соответствующими приказами и инструкциями министерств и ведомств и обязателен для всех без исключения лиц, за исключением специальных оговорок.

 

Если земли обороны находятся в других категориях земель (на землях населенных пунктов, на землях лесного фонда, на землях водного фонда и др.), то правовое регулирование использования земель обороны осуществляется с учетом режима данных земель. Так, устройство полигонов в лесах должно осуществляться с соблюдением правил противопожарной безопасности, установленных для лесных массивов.

 

Как и другие землепользователи на землях специального землепользования, воинские части как субъекты земельных правоотношений вправе предоставлять другим организациям и гражданам неиспользуемые земли для ведения сельского хозяйства, однако при условии, что такое предоставление не будет проведено в ущерб государственной и служебной тайне, если режим таковой присущ данной воинской части.

 

При необходимости для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны и безопасности, земельные участки временно используются по договорам с землепользователями.

 

В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 20 августа 1993 г. «О космической деятельности»* с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 ноября 1996 г.,** выделение земельных участков и использование их под объекты космической инфраструктуры и прилегающие к ним зоны отчуждения осуществляются в соответствии с земельным законодательством.

 

*Российская газета. 1993 г. 6 октября.

 

**СЗ РФ. 1996. № 50. Ст. 5609.

 

6. Особенности правового режима иных земель специального назначения. В земельном законодательстве не отработан должным образом правовой механизм регулирования режима некоторых специальных несельскохозяйственных видов использования земель. В частности, землепользование атомных электростанций, в прилегающих местностях к которым должен осуществляться специальный режим обеспечения радиационной безопасности; землепользование полигонов по испытанию ядерного и иного оружия и др.

 

По своим особенностям данный вид землепользования можно отнести к рассмотренной выше классификации (правовому режиму земель промышленности, транспорта, связи и т. п.).

 

Вместе с тем, с развитием производительных сил общества возникающие вновь виды использования земель порождают неизвестную ранее специфику, которая должна находить свое отражение в правовом регулировании нарождающихся новых земельных отношений.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Какой главный критерий положен в основу выделения категории земель специального назначения?

 

2. Почему невозможно дать исчерпывающую классификацию видов земель специального назначения?

 

3. Соотношение земель специального назначения с другими категориями земель.

 

4. Кто является субъектами права пользования землями специального назначения?

 

5. Какие факторы обусловливают правовой режим земель специального назначения?

 

6. Основные виды режима земель специального назначения.

 

7. Правовой режим охранных и иных специальных зон на землях специального назначения.

 

8. Основные виды земель специального назначения и критерии их отграничения друг от друга.

 

9. Особенности правового режима земель, промышленности.

 

10. Особенности правового режима земель, предоставленных для горнодобывающей промышленности.

 

11. Особенности правового режима земель, предоставленных для нужд транспорта.

 

12. Особенности правового режима земель связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения.

 

13. Особенности правового режима земель обороны.

 

14. Перспективы развития правового режима земель иного специального назначения.

ГЛАВА 17

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ГРАЖДАНАМ

17.1. Особенности правового режима земель, принадлежащих гражданам

 

Правовой режим земель в российском законодательстве определяется, как правило, по их основному целевому назначению, являющемуся господствующим среди целей. Например, господствующим в категории земель сельскохозяйственного назначения является использование их в целях сельскохозяйственного производства для производства растениеводческой или животноводческой продукции, а размещение строений и сооружений на этих землях имеет вспомогательный характер. На категории же земель населенных пунктов, наоборот, господствующей является цель размещения строений и сооружений согласно их генеральным планам, а растениеводческо-животноводческие объекты могут размещаться лишь постольку, поскольку это не входит в противоречие с главным целевым назначением данной категории земель.

 

Подразделение земельного фонда на категории земель осуществляется в интересах общества, государства и граждан. Поэтому и правовой режим категорий урегулирован земельным правом, играющим преимущественно публичную роль.

 

Вместе с тем земельные отношения регулируются и нормами гражданского права, играющими преимущественно роль правового регулятора частных отношений: земельных сделок между гражданами; взаимоотношений между гражданами, владеющими земельными участками на праве общей собственности; предпринимательской деятельности на земельных участках и т. д.

 

Частные интересы в использовании земель противоположны публичным интересам, хотя и совпадение их возможно при оптимальном правовом регулирований. Например, в рациональном использовании сельскохозяйственных угодий одинаково заинтересованы как фермер, так и государство, предоставившее ему эти угодья (ст. 2, 8, 9. Конституции РФ).

 

Сферу частного в использовании земель представляют земли, принадлежащие гражданам, что и вызывает необходимость в выделении их в особый вид по правовому режиму и более детальном изучении.

 

Особенности правового режима земель, принадлежащих гражданам, выражаются в следующем.

 

1. Основное влияние на правовой режим этого вида земель оказывает субъектный состав, по которому и выделяется данный вид земель. Поскольку субъектами данных отношений являются граждане, то данный вид землепользования представляет частный сектор с множеством разновидностей и комбинаций. Например, в нем можно выделить и индивидуальное, и коллективное землепользование; и нахождение земельных долей граждан в предприятиях смешанной формы собственности; и нахождение земельных участков в объединениях граждан, не обладающих правом собственности на данные участки.

 

Поскольку субъектами прав на землю являются граждане, обладающие единым правовым статусом (ограничение правоспособности и дееспособности их допускается только по особым законным основаниям), то правовой режим рассматриваемого вида земель является единым. В частности, имеются нормативно-правовые акты, устанавливающие единый порядок и основания прав граждан на землю, дискриминация которых является существенным нарушением закона. Влекущим ответственность для виновных в этом лиц.

 

Разумеется, из этого правила, единообразного для всех граждан России, права на землю, равного доступа к осуществлению хозяйствования на земле есть исключения. Например, право на служебный земельный надел возникает, во-первых, лишь у работающих в определенных сферах общественно полезной деятельности; во-вторых, только на период выполнения работы (ст. 86 ЗК). При этом в исключительных случаях право на служебный земельный надел у работника сохраняется после прекращения трудовых отношений (ст. 87 ЗК). Однако это особое исключение из всеобщих прав на землю продиктовано интересами стимулирования притока работников в те сферы, в которых испытывается недостаток рабочих рук. Не каждый, к примеру, пойдет на работу в лесоохрану; на отдаленные полустанки железных дорог, на находящиеся в безлюдных местах посты рыбоохраны и т.д. В силу этого применение института служебных земельных наделов не является противоречием конституционному равноправию граждан на земельные права.

 

2. Вместе с тем определенное влияние на правовой режим земель, принадлежащих гражданам, оказывает и категория земельного фонда, в которой находится участок, принадлежащий гражданину. В частности, на землях сельскохозяйственного назначения участки предоставляются для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства, для сенокошения и т. д.; на землях населенных пунктов – под строительство индивидуальных жилых домов; на землях специального назначения (промышленности, транспорта и т.д.) – под служебные земельные наделы. Иначе говоря, имеется определенное совпадение основного целевого назначения категории земель с непосредственным целевым назначением земельных участков, предоставляемых гражданам на данной категории земельного фонда России.

 

3. Круг объектов земельных правоотношений, в которых граждане обладают правом на землю, значительно шире, чем в земельных правоотношениях с участием других субъектов. В частности, в круг объектов земельных правоотношений, где субъектами являются граждане, обладающие правами на землю, входят и земельные доли, и права на земельные доли и на земельные участки (права на права), которые могут быть вкладом в хозяйственное общество и товарищество.

 

Если земельные участки как объекты прав граждан на землю определены в натуре на местности, имеют границы, обладание участками реально осязаемо (ограничением допуска на этот участок, установлением особого режима охраны участка и т. д.), то земельные доли, принадлежащие гражданам, а также права на них имеют условный характер и обретают реальные черты при выделе земельной доли в натуре на местности.

 

4. Использование земельных участков гражданами, которым принадлежат эти участки, сводится к двум основным группам: товарному характеру использования земель и потребительскому характеру.

 

Товарный характер использования земель выражается в использовании земельных участков для удовлетворения предпринимательских интересов гражданина. Например, крестьянское (фермерское) хозяйство создается для производства сельскохозяйственной продукции (выращивания сельскохозяйственных культур, производства мяса и молока) и последующей реализации ее потребителям; хозяйственное общество, принадлежащее гражданину, осуществляет на производственных мощностях, расположенных на определенных участках, производство тех или иных изделий, ремонт техники и оказание определенных услуг другим гражданам и организациям (потребителям). Собственник фермерского хозяйства и производственных мощностей получает лишь прибыль от реализации продукции, производства работ и оказания услуг, результаты же его труда идут на удовлетворение нужд других лиц.

 

Потребительский характер использования земель выражается в том, что все или основные-результаты такого использования предназначаются для удовлетворения личных потребностей граждан, которым принадлежат используемые участки. Например, использование земли в качестве личного подсобного хозяйства в виде индивидуального огородничества; использование земельного участка для строительства индивидуального жилого дома и т. д.

 

При этом грань между товарным и потребительским использованием земель довольно относительна. Например, незначительно отличается эксплуатация сенокоса гражданином от эксплуатации сенокоса фермером, поскольку скошенное сено идет на реализацию одной и той же цели – откорма скота. Однако в зависимости от использования продукции этого скота (молока, мяса) для потребительских или товарных целей можно определить и товарный или потребительский характер использования земель.

 

В практике хозяйственных отношений бывает, что граждане используют на продажу и всю произведенную в личном подсобном хозяйстве продукцию. В таком случае отличие потребительского использования земель от товарного определяется, во-первых, степенью повторяемости (систематичности) такой формы использования; во-вторых, наличием или отсутствием государственной регистрации такой деятельности, поскольку незарегистрированная предпринимательская деятельность является незаконной.

 

Здесь можно также выявить два основных вида: растениеводческий и нерастениеводческий.

 

Растениеводческий характер использования земельных участков выражается либо в выращивании на земельных участках сельскохозяйственной продукции, либо в использовании естественной растительности земельных участков для товарных или потребительских нужд. Например, использование участка в качестве пашни, многолетнего плодово-ягодного насаждения осуществляется получением сельскохозяйственных продуктов земледельческим трудом, а использование естественно произрастающих угодий в качестве пастбищ или сенокосов осуществляется путем эксплуатации природных свойств земли.

 

Особенностями растениеводческого использования земель является эксплуатация свойств почвы, которая должна осуществляться с соблюдением определенных земледельческих правил, но их нет в российском законодательстве, если не считать отдельных положений о мелиорации земель, о селекции и семеноводстве, о борьбе с сорняками и др.

 

Почва является главным связующим элементом биосферы, через который осуществляется круговорот веществ и воды в природе, а поэтому эксплуатация ее должна соответствовать установленным экологическим нормативам: соблюдению ПДК минеральных удобрений и химических веществ в почве и в продуктах питания; соблюдение мероприятий по предотвращению эрозии почв и т. д.

 

Нерастениеводческий характер использования земель гражданами, которым принадлежат земельные участки, может иметь как сельскохозяйственное, так и несельскохозяйственное содержание. Например, земельные участки для размещения животноводческих помещений, сооружений для хранения кормов, для размещения пасек и т.д. имеют сельскохозяйственное содержание использования. Земельные же участки для размещения производственных помещений по платному ремонту техники, по производству техники бытового назначения, по производству продуктов питания, по хранению определенных видов имущества и т.д. имеют несельскохозяйственное содержание использования.

 

Как сельскохозяйственный, так и несельскохозяйственный характер нерастениеводческого использования гражданами земельных участков выражается в том, что почвенный покров земли здесь не эксплуатируется, а поэтому при строительстве соответствующих строений и сооружений он подлежит снятию и направлению для сельскохозяйственных целей в установленном законом порядке.

 

Однако в сельскохозяйственном нерастениеводческом использовании земель, в отличие от несельскохозяйственного, присутствуют нормы, имеющие аграрно-правовое содержание. В частности, содержание скота должно соответствовать ветеринарно-санитарным нормативам; складирование кормов должно отвечать растениеводческим правилам; складирование минеральных удобрений –нормативам охраны окружающей природной среды и т. д.

 

Суммируя изложенное, можно сделать следующие основные выводы:

 

1. Правовой режим земель, принадлежащих гражданам, обладает единством правового содержания, обусловленным единством правового статуса граждан Российской Федерации.

 

2. Этот правовой режим имеет специфические черты, позволяющие выделять его в самостоятельный вид.

 

3. Специфические черты правового режима земель, принадлежащих гражданам, обусловлены субъектным составом. Вместе с тем определенное влияние оказывают на них и особенности правового режима той категории земель, в которой расположены участки граждан.

 

4. Содержание правомочий граждан в отношении использования принадлежащих им земельных участков зависит от того, используются эти участки для товарного производства продукции или в потребительских целях, имеют растениеводческий или нерастениеводческий характер.

 

5. Объекты земельных правоотношений, участниками которых являются граждане, обладающие земельными участками, включают в себя не только земельные участки, но и земельные доли и земельные права как на участки, так и на эти доли.

17.2. Виды прав граждан на земельные участки

 

Права граждан на земельные участки можно рассматривать с двух позиций:как юридический факт, на основании которого возникает право обладания земельным участком, и как совокупность правомочий в отношении владения, пользования и распоряжения землей.

 

Эти обе позиции переплетаются друг с другом: основание правообладания земельным участком определяет пределы правомочий граждан в отношении земли, а данные правомочия зависят от основания, на котором им принадлежит тот или иной участок. Например, только у собственника земельного участка наибольший круг правомочий в отношении использования земель, а эти полномочия не могут быть реализованы иначе, как при наличии права собственности на землю.

 

Виды прав граждан на землю можно подразделить по следующим основным критериям:

 

1. Право собственности на земельный участок, которое может возникнуть у граждан при наличии:

 

а) земельной правоспособности гражданина, выражающейся в наличии у него прав быть собственником, нести соответствующие права и обязанности самому лично. В частности, собственник несет бремя содержания земельного участка, обязан использовать его по целевому назначению, не допускать нарушений прав других лиц и т. д.;

 

б) соблюдения правил приобретения земельного участка в собственность: правил купли-продажи, соответствия формы договора купли-продажи типовому договору, соблюдения или нарушения прав иных лиц на преимущественную покупку данного участка и т. п.

 

Право собственности граждан на земельный участок может быть односубъектным и многосубъектным. В частности, односубъектным является право одного гражданина на конкретный земельный участок, определенный на местности в натуре. Многосубъектным является право собственности нескольких граждан на один, земельный участок, поскольку возникает сложное правоотношение сособственников в отношении одного объекта, который может быть разделен либо на соответствующие доли, либо находиться в данном правоотношении без такого разделения.

 

Правомочия собственности граждан в отношении земельных участков, находящихся у них на праве собственности, выражаются в праве владения, пользования и распоряжения им в пределах, установленных законом.

 

Право владения земельным участком распространяется на его территорию, находящуюся в пределах границ данного участка. В частности, собственник вправе не допускать посторонних лиц на свой земельный участок или допускать ограниченный круг лиц; разрешать или не разрешать пользование объектами растительного мира, водоемами, расположенными на участке, либо не допускать такового.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.