Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производство по административным судебным жалобам




Защита прав и свобод человека и гражданина в административном судопроизводстве и участие в нем адвоката

Конституция Российской Федерации, установив администра-
тивное судопроизводство в качестве одного из способов осущес-
твления судебной власти (ч. 2 ст. 118), тем самым предопредели-
ла, что судебная защита прав и свобод граждан может быть реа-
лизована и в этой форме судопроизводства. В принципе это
действительно так. Однако возможность для граждан использо-
вать административное судопроизводство практически затруд-
нена из-за несовершенства законов, и прежде всего из-за отсут-
ствия единого нормативного акта, регламентирующего админи-
стративно-процессуальную деятельность, и проблем, связанных
с формированием органов административной юстиции.

Скорейшее формирование органов административной юсти-
ции весьма важно, так как обжалование в суд действий и реше-
ний государственных органов, органов местного самоуправле-
ния и должностных лиц, которыми нарушены права и свободы
граждан, является реальным судебным контролем за действиями
(бездействием) чиновников, причем инициированным гражда-
нами или их представителями. Не случайно в литературе по ад-
министративному праву именно эту деятельность суда рассмат-
ривают как результат преломления в сфере административного
регулирования права граждан на судебную защиту. Как пишет,
например, Д.Н. Бахрах, «рассмотрение судами жалоб граждан на
акты должностных лиц и органов исполнительной вла-
сти — это административная юстиция или правосудие по адми-
нистративным делам»'.

' Бахрах Д.Н. Административное право. — М., 1996. С 57—58.


Внутригосударственная защита прав и свобод

В настоящее время суды, рассматривающие жалобы граждан
на действия и решения должностных лиц в сфере управления,
руководствуются нормами гражданского судопроизводства
(с некоторыми незначительными особенностями относительно
распределения обязанности доказывания, судебных издержек и
др., установленными Законом РФ от 27.04.93 г. №4866-1 «Об об-
жаловании в суд действий и решений, нарушающих права и сво-
боды граждан»). Конечно, нелогично считать административ-
ным судопроизводством деятельность судов, осуществляемую
на основе норм гражданского судопроизводства. Проблема эта
возникла не сегодня. Она обсуждается уже много лет'. Как отме-
чается в юридической литературе, решить ее с учетом перечня
видов судопроизводства, установленных ч. 2 ст. 118 Конститу-
ции РФ, можно только путем создания специального админист-
ративно-процессуального кодекса или кодекса административ-
ного судопроизводства2.

Кроме того, в последние годы в России назрела практическая
потребность в создании специализированных судов в целях
обеспечения надлежащего уровня осуществления правосудия и
эффективных механизмов реализации прав и свобод граждан и
их объединений. Во всем мире административная юстиция ра-
ботает весьма активно. Председатель Верховного суда РФ
В. М.Лебедев приводит данные о том, что «ежегодно судами рас-
сматривается более пяти миллионов гражданских, почти 1,3
миллиона уголовных и 1,8 миллиона дел об административных
правонарушениях и при неизменности судейского корпуса в
16742 человека количество дел продолжает возрастать»3.

' ЧечотД.М. Административная юстиция. ЛГУ, 1973. С. 89; Ремнев В.И. Право
жалобы и административная юстиция в СССР // Советское государство и право.
1986. №6. С. 17-19.

2 Права человека. Учебник для вузов. Ответственный редактор — член-корр.
РАН, док. юрид. наук Е.А. Лукашева. — М., 1999. С. 327; Хаманева Н.Ю. Адми-
нистративный процесс и административная юстиция // Актуальные проблемы
административного и административно-процессуального права. Сборник тези-
сов статей. — М.: Московский университет МВД России, 2003. С. 131.

3 Лебедев В.М. Судейская мантия не каждому по плечу //Российская газета.
2000. 23 ноября.


Защита прав и свобод в административном судопроизводстве

При активном участии Верховного суда РФ законопроект о
создании административных судов поступил на рассмотрение в
Государственную думу и принят в первом чтении. В.М. Лебедев
считает, что утверждения пессимистов о том, что законопроект
не имеет законодательной перспективы, беспочвенны; напро-
тив, правовое обоснование создания подобных (административ-
ных) судов четко прописано в ст. 118 Конституции РФ: «Судеб-
ная власть осуществляется посредством конституционного,
гражданского, административного и уголовного судопроизвод-
ства». В ст. 126 Конституции РФ говорится, что Верховный суд
РФ является высшим судебным органом по гражданским, уго-
ловным, административным и иным делам, подсудным судам
общей юрисдикции. Следовательно, административный суд —
требование Конституции РФ, что гармонично вписывается в по-
ложения Федерального конституционного закона «О судебной
системе Российской Федерации», предусматривающего воз-
можность создания специализированных судов.

В.М. Лебедев отмечает, что Верховный суд РФ предлагает не
создание чрезвычайных судов, которые запрещены Конституци-
ей РФ, а исключительно конституционный путь учреждения ад-
министративных судов посредством принятия федерального
конституционного закона. В то же время кардинальное разреше-
ние вопросов создания административных судов на территории
России позволит рассмотреть механизмы их территориального
деления, например, создание межрайонных и окружных адми-
нистративных судов, определить их количественный и качест-
венный состав, образовать самостоятельную коллегию по адми-
нистративным делам в Верховном суде РФ.

На V Всероссийском съезде судей, проходившем 27 ноября
2000 г. в Москве, Президент РФ В.В. Путин в своем выступле-
нии поддержал требование сегодняшнего дня о необходимости
создания административных судов'.

Однако процесс принятия закона об административных судах
был приостановлен, поскольку стало очевидным, что новые су-
ды не смогут работать, не имея Кодекса административного су-

 

Материалы работы пятого Всероссийского съезда судей. — М., 2000.


Внутригосударственная защита прав и свобод

допроизводства. Кроме того, работу не удалось продвинуть по
экономическим причинам: в ходе правовой реформы создава-
лись суды присяжных, мировые суды, а средств на все сразу не
хватает.

В качестве возможной меры члены Совета при Президенте РФ
по вопросам совершенствования правосудия, активно участво-
вавшие в разработке проекта, предлагали создать администра-
тивные коллегии в судах общей юрисдикции, которые в принци-
пе могли утвердиться как самостоятельная ветвь. Такого мнения
придерживался и председатель Совета Владимир Туманов. Од-
нако в результате было решено не ограничиваться полумерами,
а выстраивать административное судопроизводство в строгом
соответствии с Конституцией РФ.

Под общим руководством председателя Верховного суда РФ
В.М. Лебедева была сформирована рабочая группа, куда вошли
представители Государственной думы РФ, Администрации Пре-
зидента РФ, ученые; она подготовила проект Кодекса админист-
ративного судопроизводства.

Совет при Президенте РФ по вопросам совершенствования
правосудия обсудил этот проект. Во время его обсуждения пер-
вый заместитель председателя Верховного суда РФ В. Радченко
привел следующие статистические данные: по делам, связанным
с нарушениями прав граждан государственными организациями
и их должностными лицами, судами в пользу граждан в 1998 г.
принималось 86 % решений, в 2000 г. — 77, а в 2002 г. — лишь
66 %1. Очевидно, что права граждан ущемляются в угоду интере-
сам чиновников. Поэтому предлагается создать примерно 500
межрайонных административных судов первой инстанции, 21
окружной суд второй инстанции и специализированную колле-
гию в Верховном суде РФ в качестве высшей инстанции. Таким
образом, «подконтрольные» судам территории не будут совпа-
дать с административными границами ни районов, ни субъектов
Федерации. Это делается намеренно, чтобы суды были незави-
симыми от местных администраций.

* Ямшанов Б. Когда создадут Административный суд // Российская газета. 2003.
1 апреля. С. 1,5.


Защита прав и свобод в административном судопроизводстве

В проект нового закона вошли прогрессивные новеллы в об-
ласти судопроизводства. Учитывая, что сторонами в процессе
будут выступать гражданин и государство, чьи «весовые катего-
рии» неравны, административный суд не должен ограничивать-
ся ролью арбитра, а призван играть активную роль в процессе и
оказывать гражданам процессуальное содействие. Сами прения
сторон предлагается заменить консультацией суда со сторонами
с тем, чтобы более предметно уточнить их позиции. В случае не-
разрешимого сомнения вопрос должен решаться в пользу граж-
данина.

Кроме того, авторы законопроекта ставят задачу искоренить
волокиту в судах, когда дела бесконечно «кочуют» из инстанции
в инстанцию. Предлагается существенно расширить права судов
второй инстанции, но в то же время лишить их возможности от-
менять решения межрайонных судов, направляя дела на перес-
мотр. Суд будет не вправе также передавать дело, скажем, в со-
седний район или арбитражный суд, т.е. если дело поступило, то
суд обязан его рассмотреть и вынести решение.

В отличие от гражданского в административном процессе
предлагается коллегия из трех судей, чтобы исключить ошибки и
обеспечить принятие справедливого решения. Существенно
усиливается досудебная подготовка — судьи должны иметь на
процессе полностью отработанное дело. Во избежание судебных
ошибок в законопроект также вносится норма отказа от прин-
ципа непрерывности процесса, т.е. суд может отложить дело и
взяться за рассмотрение другого. Предлагается также пригла-
шать в суд специалистов в области права, так как есть сложные
дела, например, в финансовой сфере.

В случаях, когда к одному и тому же ответчику предъявляется
большое число исков с одним и тем же предметом спора, напри-
мер, по поводу невыплаты зарплаты, в новом законопроекте
предлагается ввести норму — модельное дело. Это значит, что в
полном объеме будет рассматриваться первое дело из этой се-
рии, а в остальных случаях решения будут выноситься на его ос-
нове, без привлечения сторон.

В целом члены Совета при Президенте РФ по вопросам совер-
шенствования правосудия одобрили проект Кодекса админист-


Внутригосударственная защита прав и свобод

ративного судопроизводства и выразили общее мнение, что этот
кодекс нужно принимать вместе с законом об административ-
ных судах.

Судопроизводство по делам
об административных правонарушениях

Привлечение гражданина к административной ответственнос-
ти в соответствии с судебным решением не равнозначно его об-
ращению в суд за защитой своих прав. Более того, в этих прин-
ципиально разных ситуациях возникают совершенно разные ос-
нования для осуществления административного судопроиз-
водства.

В настоящее время не существует единого мнения о том, вклю-
чать производство по делам об административных правонаруше-
ниях в административное судопроизводство или нет. Так, в
2000-2002 гг. в рамках реализации проекта Тасис «Юридическая
защита субъектов экономической деятельности (NoHRRU 9801),
в ходе обсуждения экспертами темы «Законность принятия ад-
министративных решений и средств правовой защиты субъектов
малого предпринимательства от действий органов государствен-
ной власти и местного самоуправления» развернулась широкая
дискуссия по этому поводу, вылившаяся в ряд конкретных реко-
мендаций, которые впоследствии были направлены в Админи-
страцию Президента РФ, Государственную думу РФ и Совет Фе-
дерации Федерального Собрания РФ, а также в Конституцион-
ный, Верховный и Высший Арбитражный суды РФ.

Именно в ходе этой дискуссии было практически единодушно
решено: в целях разграничения отдельных стадий администра-
тивного процесса (в самом широком смысле этого слова) те ста-
дии, которые характеризуют процесс рассмотрения обращения
гражданина или организации в орган исполнительной власти
(к должностному лицу), а также процесс рассмотрения в рамках
системы исполнительной власти жалоб на действия (бездей-
ствие) и акты отдельных органов (должностных лиц), опреде-
лять как «административную процедуру», а производство по ад-
министративным судебным жалобам — как «административный


Защита прав и свобод в административном судопроизводстве_____

процесс» (в узком смысле этого слова), или «административное
судопроизводство'.

В проекте федерального конституционного закона «О феде-
ральных административных судах в Российской Федерации»
также определено, что дела об административных правонаруше-
ниях не относятся к административным делам. Однако в ст. 29
вступившего в силу АПК РФ сказано, что арбитражные суды
рассматривают в порядке административного судопроизводства
дела об административных правонарушениях. Мы согласны с
Б.В. Российским, который считает такой подход верным, так как
в Конституции РФ ничего не сказано о производстве по делам об
административных правонарушениях, а доля судебного рас-
смотрения этих правонарушений возрастает2. Сейчас 6 из 8 ви-
дов административных наказаний находятся в исключительной
юрисдикции суда, ряд составов административных правонару-
шений вообще рассматриваются только судьями. Но это и не
конституционное, и не гражданское, и не уголовное судопроиз-
водство, следовательно, административное

До принятия союзных (1987 и 1989 гг.) и российского (1993 г)
законов об обжаловании в суд действий государственных орга-
нов, учреждений и должностных лиц, нарушающих права и сво-
боды граждан, административно-процессуальные отношения
между судом (судьей) и гражданином возникали лишь в тех нем-
ногочисленных случаях, когда гражданина привлекали к адми-
нистративной ответственности за совершение некоторых право-
нарушений, в число которых входили мелкое хулиганство, мел-
кое хищение, мелкая спекуляция и т. п.

В 1985 г., когда был введен в действие Кодекс РСФСР об адми-
нистративных правонарушениях, суды привлекали правонару-
шителей к юридической ответственности лишь по шести соста-
вам. Постепенно число их увеличивалось и до последнего време-
ни превышало 50 (см ст. 202 КоАП РСФСР).

1 Абросимова Е Форум становление административной юстиции в России
//Конституционное право Восточноевропейское обозрение 2002 №4(41) С 120

2 Российский Б В О соотношении производства по делам об административных
правонарушениях и административного судопроизводства // Актуальные проб-
лемы административного и административно-процессуального права Сборник
тезисов статей —М Московский университет МВД России, 2003 С 151


Внутригосударственная защита прав и свобод

В КоАПе РФ, принятом в 2002 г., по сравнению с КоАП
РСФСР компетенция судей значительно расширена и диффе-
ренцирована, что служит усилению гарантий прав и свобод че-
ловека и гражданина, юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей и в более полной мере соответствует сложив-
шейся мировой практике. Ст. 23.1 КоАП РФ содержит катего-
рии дел, отнесенных к исключительной компетенции судей; она
связана с назначением административных наказаний, выражаю-
щихся в возмездном изъятии предмета административного пра-
вонарушения, конфискации, лишении специального права, ад-
министративном аресте и дисквалификации.

Дела об административных правонарушениях, предусмотрен-
ных ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, подведомственны одновременно как
органам (должностным лицам), осуществляющим государствен-
ный надзор (контроль) в определенной сфере общественных от-
ношений, так и судьям. Эти дела рассматриваются судьями лишь
в случаях, если орган или должностное лицо, к которым посту-
пило дело, передают его на рассмотрение судье.

В Кодексе определена подведомственность дел об админист-
ративных правонарушениях, перечислены органы и лица, упол-
номоченные применять меры административного принужде-
ния: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,
органы внутренних дел (милиция), органы и учреждения уголов-
но-исполнительной системы, налоговые органы, таможенные
органы, военные комиссары, органы рыбоохраны и др.

Уполномоченный законом орган или должностное лицо впра-
ве применить лишь ту меру взыскания, которая входит в круг его
полномочий (компетенцию).

Важное значение имеет включение в новый кодекс норм, уста-
навливающих принципы презумпции невиновности, законнос-
ти при применении мер административного наказания и мер
обеспечения производства по делам об административных пра-
вонарушениях. Речь идет о соблюдении требований компетент-
ности субъекта административной юрисдикции, запрещении
применять меры административного принуждения, унижающие
человеческое достоинство, об обратной силе закона, смягчаю-
щего или отменяющего административную ответственность ли-

 


Защита прав и свобод в административном судопроизводстве

бо иным образом улучшающего положения лица, совершившего
административный проступок.

Дело об административном правонарушении рассматривается
на началах равенства перед законом всех граждан независимо от
происхождения, социального и имущественного положения, ра-
совой и национальной принадлежности, пола, образования,
языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места
жительства и других обстоятельств.

Значительно расширены процессуальные гарантии прав лица,
привлекаемого к административной ответственности, и потер-
певшего, а также других лиц, участвующих в деле. В частности,
установлен порядок рассмотрения ходатайств лиц, участвующих
в деле: эти ходатайства подлежат обязательному и немедленному
рассмотрению соответствующим субъектом административной
юрисдикции, в производстве которого находится дело. О рас-
смотрении ходатайства выносится определение в качестве са-
мостоятельного процессуального документа.

Отметим также и новые требования, предъявляемые к содер-
жанию постановления об административном правонарушении.
В частности, в кодексе указано, что в постановлении по делу
должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах,
' о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не при-
I;) менено или не может быть применено взыскание в виде конфис-
кации или возмездного изъятия.

Вместе с тем, как отмечается в юридической литературе, в но-
вом кодексе имеется существенный пробел, связанный с отсут-
ствием нормы, определяющей порядок обжалования мер обес-
печения производства по делам об административных правона-
рушениях'. Так, в ст. 25.1 КоАП РФ не упомянуто право лица,
привлекаемого к административной ответственности, на обжа-
лование всех принудительных мер, связанных с производством
по делу об административном правонарушении. Следует заме-
тить, что согласно ст. 28.1 дело об административном правона-

' Салищева Н.Г. О процессуальных проблемах Кодекса РФ об административ-
ных правонарушениях// Актуальные проблемы административного и админист-
ративно-процессуального права. Сборник тезисов статей. — М.: Московский
университет МВД России, 2003. С. 135.


Внутригосударственная защита прав и свобод

рушении считается возбужденным с момента составления пер-
вого протокола о применении мер обеспечения производства по
делу об административном правонарушении, предусмотренных
ст. 27.1 Кодекса. Речь идет об административном задержании,
личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физичес-
ком лице, досмотре транспортного средства, об изъятии вещей и
документов, отстранении от управления транспортным сред-
ством и некоторых других мерах административного принужде-
ния. Таким образом, отсутствует правовое регулирование жиз-
ненных ситуаций, которые непосредственно связаны с обеспе-
чением и защитой прав и свобод личности.

Часть 3 ст. 23.1 КоАП РФ определяет родовую (или предмет-
ную) подсудность дел об административных правонарушениях.
Родовая подсудность означает отнесение дела к ведению того
или иного звена судебной системы в зависимости от характера
административного правонарушения, его субъектов, процессу-
альной формы производства, видов возможного наказания и т.д.

Следует обратить внимание на то, что с принятием КоАП РФ
судьи арбитражных судов впервые для отечественного админи-
стративно-процессуального права стали субъектами админист-
ративной юрисдикции. Они рассматривают дела, связанные с
правонарушениями, совершенными юридическими лицами или
индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с новым кодексом именно судьи районных су-
дов общей юрисдикции уполномочены рассматривать наиболее
сложные дела об административных правонарушениях. С одной
стороны, тем самым преследуется благая цель — попытка улуч-
шения качества рассмотрения дел об административных право-
нарушениях, обеспечения принятия обоснованных и объектив-
ных решений (за счет передачи их рассмотрения из органов ис-
полнительной власти в суды). С другой стороны, передача этих
дел на рассмотрение судьям, не являющимся специалистами в
административном праве, только осложняет ситуацию.

По мнению Б.В. Российского, необходима постепенная пере-
дача таких дел на рассмотрение в административные суды по ме-
ре их создания. Причем судьи должны специализироваться как в
определенных сферах административного законодательства, так


Защита прав и свобод в административном судопроизводстве

и в деятельности соответствующих субъектов административ-
ных правоотношений. В этой связи он предлагает уже сейчас, на
стадии разработки ФКЗ «О федеральных административных су-
дах РФ» и административно-процессуального законодательства
включить рассмотрение дел об административных правонару-
шениях в компетенцию административных судов. При этом
производство по делам об административных правонарушениях
следует рассматривать как неотъемлемую составную часть всего
административного судопроизводства*.

Таким образом, создание административных судов и принятие
административно-процессуального законодательства обеспечи-
ло бы реальную возможность повышения качества производства
по многим делам об административных правонарушениях, в том
числе нарушениях, совершенных юридическими лицами, а в ко-
нечном итоге способствовало бы усилению судебной власти во-
обще, и административных судов в частности, в судебной защи-
те прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Участие адвоката в административном процессе

Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской
деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» устанавли-
вает, что адвокаты участвуют в качестве представителя доверите-
ля в административном судопроизводстве и в качестве предста-
вителя или защитника доверителя в производстве по делам об
административных правонарушениях.

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении кото-
рого ведется производство, может участвовать защитник, а для
оказания такой же помощи потерпевшему — представитель2.

КоАП РФ не содержит нормативного определения понятия
«лицо, в отношении которого ведется производство по делу об
административном правонарушении». По смыслу ст. 25.1 КоАП
РФ таковым следует признавать лицо, в отношении которого в
установленном порядке возбуждено дело об административном
правонарушении. Им может быть: физическое лицо, должност-

1 Российский Б.В. Указ. соч. С. 153.

2 Административное право. Учебник / Под ред. Попова Л.Л. — М., 2002. С. 423.


Внутригосударственная защита прав и свобод

ное лицо, военнослужащий (иное лицо, но которое распростра-
няется действие дисциплинарных уставов), юридическое лицо.

Потерпевшим признается физическое или юридическое лицо,
которому административным правонарушением причинен мо-
ральный, физический или имущественный вред.

Согласно ст. 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помо-
щи сторонам в производстве по делу об административном пра-
вонарушении могут участвовать защитник и представитель. Ко-
декс не содержит определений данных участников производ-
ства, однако из его анализа вытекает, что:

— защитник — адвокат или иное лицо, оказывающее юриди-
ческую помощь лицу, в отношении которого ведется производ-
ство по делу об административном правонарушении;

— представитель — адвокат или иное лицо, оказывающее в
производстве по делу об административном правонарушении
юридическую помощь потерпевшему.

Представителями организаций, органов государственной
власти, органов местного самоуправления в административном
судопроизводстве, а также в судопроизводстве об администра-
тивных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за
исключением случаев, когда эти функции выполняют работни-
ки, состоящие в штате указанных организаций, органов госуда-
рственной власти и органов местного самоуправления, если
иное не установлено федеральным законом (ч. 4 ст. 2 КоАП РФ).

Согласно ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ моментом, с которого защит-
ник и представитель допускаются к участию в производстве, яв-
ляется составление протокола об административном правонару-
шении. В случае административного задержания физического
лица защитник допускается к участию с момента его задержания.

Для удостоверения своих полномочий адвокат должен предъя-
вить ордер, выданный юридической консультацией. Полномо-
чия иного лица, выступающего в качестве защитника или предс-
тавителя, удостоверяются доверенностью, оформленной в уста-
новленном законом порядке.

В соответствии со ст. 185 ГК РФ доверенностью следует счи-
тать письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом друго-
му лицу для представительства перед третьими лицами. Дове-


Защита прав и свобод в административном судопроизводстве

ренность определяет объем процессуальных действий, которые
вправе совершать защитник или представитель при участии в
производстве по делу об административном правонарушении.

С момента допуска к участию в производстве по делу об адми-
нистративном правонарушении защитник и представитель име-
ют право: знакомиться со всеми материалами дела, в том числе с
протоколом административного задержания и другими прото-
колами процессуальных действий, произведенных с участием
подзащитного; участвовать в рассмотрении дела; представлять
доказательства; заявлять ходатайства и отводы; обжаловать при-
менение мер обеспечения производства по делу; обжаловать
постановления по делу; пользоваться иными процессуальными
правами в соответствии с КоАП РФ. Кроме того, защитник
вправе иметь с лицом, подвергнутым административному задер-
жанию, свидания наедине без ограничения их количества и про-
должительности.

Права защитника и представителя являются производными от
тех, которыми наделены лицо, в отношении которого ведется
производство по делу об административном правонарушении, и
потерпевший, а границы их деятельности определяются теми
полномочиями, которыми их наделяют стороны1.

Широкий круг действий адвокату предоставляет раздел V
КоАП РФ «Исполнение постановлений по делам об админист-
ративных правонарушениях». Однако следует иметь в виду, что
по смыслу норм КоАП РФ производство по делам об админист-
ративных правонарушениях заканчивается вступлением поста-
новления по делу об административном правонарушении в за-
конную силу. Поэтому участие адвоката в качестве защитника на
стадии исполнения постановлений по делам об административ-
ных правонарушениях невозможно. Следовательно, адвокат мо-
жет оказывать помощь лицу, подвергнутому административно-
му наказанию, представляя его интересы только в качестве пове-
ренного.

1 Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях/ Под ред.
Черникова В.В., Соловья Ю.П. - М., 2002. С. 600.


Внутригосударственная защита прав и свобод

Глава 2. Административно-правовые и иные
механизмы защиты прав и свобод
человека и гражданина




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.