Защита прав и свобод человека и гражданина в административном судопроизводстве и участие в нем адвоката
Конституция Российской Федерации, установив администра- тивное судопроизводство в качестве одного из способов осущес- твления судебной власти (ч. 2 ст. 118), тем самым предопредели- ла, что судебная защита прав и свобод граждан может быть реа- лизована и в этой форме судопроизводства. В принципе это действительно так. Однако возможность для граждан использо- вать административное судопроизводство практически затруд- нена из-за несовершенства законов, и прежде всего из-за отсут- ствия единого нормативного акта, регламентирующего админи- стративно-процессуальную деятельность, и проблем, связанных с формированием органов административной юстиции.
Скорейшее формирование органов административной юсти- ции весьма важно, так как обжалование в суд действий и реше- ний государственных органов, органов местного самоуправле- ния и должностных лиц, которыми нарушены права и свободы граждан, является реальным судебным контролем за действиями (бездействием) чиновников, причем инициированным гражда- нами или их представителями. Не случайно в литературе по ад- министративному праву именно эту деятельность суда рассмат- ривают как результат преломления в сфере административного регулирования права граждан на судебную защиту. Как пишет, например, Д.Н. Бахрах, «рассмотрение судами жалоб граждан на акты должностных лиц и органов исполнительной вла- сти — это административная юстиция или правосудие по адми- нистративным делам»'.
' Бахрах Д.Н. Административное право. — М., 1996. С 57—58.
Внутригосударственная защита прав и свобод
В настоящее время суды, рассматривающие жалобы граждан на действия и решения должностных лиц в сфере управления, руководствуются нормами гражданского судопроизводства (с некоторыми незначительными особенностями относительно распределения обязанности доказывания, судебных издержек и др., установленными Законом РФ от 27.04.93 г. №4866-1 «Об об- жаловании в суд действий и решений, нарушающих права и сво- боды граждан»). Конечно, нелогично считать административ- ным судопроизводством деятельность судов, осуществляемую на основе норм гражданского судопроизводства. Проблема эта возникла не сегодня. Она обсуждается уже много лет'. Как отме- чается в юридической литературе, решить ее с учетом перечня видов судопроизводства, установленных ч. 2 ст. 118 Конститу- ции РФ, можно только путем создания специального админист- ративно-процессуального кодекса или кодекса административ- ного судопроизводства2.
Кроме того, в последние годы в России назрела практическая потребность в создании специализированных судов в целях обеспечения надлежащего уровня осуществления правосудия и эффективных механизмов реализации прав и свобод граждан и их объединений. Во всем мире административная юстиция ра- ботает весьма активно. Председатель Верховного суда РФ В. М.Лебедев приводит данные о том, что «ежегодно судами рас- сматривается более пяти миллионов гражданских, почти 1,3 миллиона уголовных и 1,8 миллиона дел об административных правонарушениях и при неизменности судейского корпуса в 16742 человека количество дел продолжает возрастать»3.
' ЧечотД.М. Административная юстиция. ЛГУ, 1973. С. 89; Ремнев В.И. Право жалобы и административная юстиция в СССР // Советское государство и право. 1986. №6. С. 17-19.
2 Права человека. Учебник для вузов. Ответственный редактор — член-корр. РАН, док. юрид. наук Е.А. Лукашева. — М., 1999. С. 327; Хаманева Н.Ю. Адми- нистративный процесс и административная юстиция // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. Сборник тези- сов статей. — М.: Московский университет МВД России, 2003. С. 131.
3 Лебедев В.М. Судейская мантия не каждому по плечу //Российская газета. 2000. 23 ноября.
Защита прав и свобод в административном судопроизводстве
При активном участии Верховного суда РФ законопроект о создании административных судов поступил на рассмотрение в Государственную думу и принят в первом чтении. В.М. Лебедев считает, что утверждения пессимистов о том, что законопроект не имеет законодательной перспективы, беспочвенны; напро- тив, правовое обоснование создания подобных (административ- ных) судов четко прописано в ст. 118 Конституции РФ: «Судеб- ная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизвод- ства». В ст. 126 Конституции РФ говорится, что Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уго- ловным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Следовательно, административный суд — требование Конституции РФ, что гармонично вписывается в по- ложения Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», предусматривающего воз- можность создания специализированных судов.
В.М. Лебедев отмечает, что Верховный суд РФ предлагает не создание чрезвычайных судов, которые запрещены Конституци- ей РФ, а исключительно конституционный путь учреждения ад- министративных судов посредством принятия федерального конституционного закона. В то же время кардинальное разреше- ние вопросов создания административных судов на территории России позволит рассмотреть механизмы их территориального деления, например, создание межрайонных и окружных адми- нистративных судов, определить их количественный и качест- венный состав, образовать самостоятельную коллегию по адми- нистративным делам в Верховном суде РФ.
На V Всероссийском съезде судей, проходившем 27 ноября 2000 г. в Москве, Президент РФ В.В. Путин в своем выступле- нии поддержал требование сегодняшнего дня о необходимости создания административных судов'.
Однако процесс принятия закона об административных судах был приостановлен, поскольку стало очевидным, что новые су- ды не смогут работать, не имея Кодекса административного су-
Материалы работы пятого Всероссийского съезда судей. — М., 2000.
Внутригосударственная защита прав и свобод
допроизводства. Кроме того, работу не удалось продвинуть по экономическим причинам: в ходе правовой реформы создава- лись суды присяжных, мировые суды, а средств на все сразу не хватает.
В качестве возможной меры члены Совета при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия, активно участво- вавшие в разработке проекта, предлагали создать администра- тивные коллегии в судах общей юрисдикции, которые в принци- пе могли утвердиться как самостоятельная ветвь. Такого мнения придерживался и председатель Совета Владимир Туманов. Од- нако в результате было решено не ограничиваться полумерами, а выстраивать административное судопроизводство в строгом соответствии с Конституцией РФ.
Под общим руководством председателя Верховного суда РФ В.М. Лебедева была сформирована рабочая группа, куда вошли представители Государственной думы РФ, Администрации Пре- зидента РФ, ученые; она подготовила проект Кодекса админист- ративного судопроизводства.
Совет при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия обсудил этот проект. Во время его обсуждения пер- вый заместитель председателя Верховного суда РФ В. Радченко привел следующие статистические данные: по делам, связанным с нарушениями прав граждан государственными организациями и их должностными лицами, судами в пользу граждан в 1998 г. принималось 86 % решений, в 2000 г. — 77, а в 2002 г. — лишь 66 %1. Очевидно, что права граждан ущемляются в угоду интере- сам чиновников. Поэтому предлагается создать примерно 500 межрайонных административных судов первой инстанции, 21 окружной суд второй инстанции и специализированную колле- гию в Верховном суде РФ в качестве высшей инстанции. Таким образом, «подконтрольные» судам территории не будут совпа- дать с административными границами ни районов, ни субъектов Федерации. Это делается намеренно, чтобы суды были незави- симыми от местных администраций.
* Ямшанов Б. Когда создадут Административный суд // Российская газета. 2003. 1 апреля. С. 1,5.
Защита прав и свобод в административном судопроизводстве
В проект нового закона вошли прогрессивные новеллы в об- ласти судопроизводства. Учитывая, что сторонами в процессе будут выступать гражданин и государство, чьи «весовые катего- рии» неравны, административный суд не должен ограничивать- ся ролью арбитра, а призван играть активную роль в процессе и оказывать гражданам процессуальное содействие. Сами прения сторон предлагается заменить консультацией суда со сторонами с тем, чтобы более предметно уточнить их позиции. В случае не- разрешимого сомнения вопрос должен решаться в пользу граж- данина.
Кроме того, авторы законопроекта ставят задачу искоренить волокиту в судах, когда дела бесконечно «кочуют» из инстанции в инстанцию. Предлагается существенно расширить права судов второй инстанции, но в то же время лишить их возможности от- менять решения межрайонных судов, направляя дела на перес- мотр. Суд будет не вправе также передавать дело, скажем, в со- седний район или арбитражный суд, т.е. если дело поступило, то суд обязан его рассмотреть и вынести решение.
В отличие от гражданского в административном процессе предлагается коллегия из трех судей, чтобы исключить ошибки и обеспечить принятие справедливого решения. Существенно усиливается досудебная подготовка — судьи должны иметь на процессе полностью отработанное дело. Во избежание судебных ошибок в законопроект также вносится норма отказа от прин- ципа непрерывности процесса, т.е. суд может отложить дело и взяться за рассмотрение другого. Предлагается также пригла- шать в суд специалистов в области права, так как есть сложные дела, например, в финансовой сфере.
В случаях, когда к одному и тому же ответчику предъявляется большое число исков с одним и тем же предметом спора, напри- мер, по поводу невыплаты зарплаты, в новом законопроекте предлагается ввести норму — модельное дело. Это значит, что в полном объеме будет рассматриваться первое дело из этой се- рии, а в остальных случаях решения будут выноситься на его ос- нове, без привлечения сторон.
В целом члены Совета при Президенте РФ по вопросам совер- шенствования правосудия одобрили проект Кодекса админист-
Внутригосударственная защита прав и свобод
ративного судопроизводства и выразили общее мнение, что этот кодекс нужно принимать вместе с законом об административ- ных судах.
Судопроизводство по делам об административных правонарушениях
Привлечение гражданина к административной ответственнос- ти в соответствии с судебным решением не равнозначно его об- ращению в суд за защитой своих прав. Более того, в этих прин- ципиально разных ситуациях возникают совершенно разные ос- нования для осуществления административного судопроиз- водства.
В настоящее время не существует единого мнения о том, вклю- чать производство по делам об административных правонаруше- ниях в административное судопроизводство или нет. Так, в 2000-2002 гг. в рамках реализации проекта Тасис «Юридическая защита субъектов экономической деятельности (NoHRRU 9801), в ходе обсуждения экспертами темы «Законность принятия ад- министративных решений и средств правовой защиты субъектов малого предпринимательства от действий органов государствен- ной власти и местного самоуправления» развернулась широкая дискуссия по этому поводу, вылившаяся в ряд конкретных реко- мендаций, которые впоследствии были направлены в Админи- страцию Президента РФ, Государственную думу РФ и Совет Фе- дерации Федерального Собрания РФ, а также в Конституцион- ный, Верховный и Высший Арбитражный суды РФ.
Именно в ходе этой дискуссии было практически единодушно решено: в целях разграничения отдельных стадий администра- тивного процесса (в самом широком смысле этого слова) те ста- дии, которые характеризуют процесс рассмотрения обращения гражданина или организации в орган исполнительной власти (к должностному лицу), а также процесс рассмотрения в рамках системы исполнительной власти жалоб на действия (бездей- ствие) и акты отдельных органов (должностных лиц), опреде- лять как «административную процедуру», а производство по ад- министративным судебным жалобам — как «административный
Защита прав и свобод в административном судопроизводстве_____
процесс» (в узком смысле этого слова), или «административное судопроизводство'.
В проекте федерального конституционного закона «О феде- ральных административных судах в Российской Федерации» также определено, что дела об административных правонаруше- ниях не относятся к административным делам. Однако в ст. 29 вступившего в силу АПК РФ сказано, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об административных правонарушениях. Мы согласны с Б.В. Российским, который считает такой подход верным, так как в Конституции РФ ничего не сказано о производстве по делам об административных правонарушениях, а доля судебного рас- смотрения этих правонарушений возрастает2. Сейчас 6 из 8 ви- дов административных наказаний находятся в исключительной юрисдикции суда, ряд составов административных правонару- шений вообще рассматриваются только судьями. Но это и не конституционное, и не гражданское, и не уголовное судопроиз- водство, следовательно, административное
До принятия союзных (1987 и 1989 гг.) и российского (1993 г) законов об обжаловании в суд действий государственных орга- нов, учреждений и должностных лиц, нарушающих права и сво- боды граждан, административно-процессуальные отношения между судом (судьей) и гражданином возникали лишь в тех нем- ногочисленных случаях, когда гражданина привлекали к адми- нистративной ответственности за совершение некоторых право- нарушений, в число которых входили мелкое хулиганство, мел- кое хищение, мелкая спекуляция и т. п.
В 1985 г., когда был введен в действие Кодекс РСФСР об адми- нистративных правонарушениях, суды привлекали правонару- шителей к юридической ответственности лишь по шести соста- вам. Постепенно число их увеличивалось и до последнего време- ни превышало 50 (см ст. 202 КоАП РСФСР).
1 Абросимова Е Форум становление административной юстиции в России //Конституционное право Восточноевропейское обозрение 2002 №4(41) С 120
2 Российский Б В О соотношении производства по делам об административных правонарушениях и административного судопроизводства // Актуальные проб- лемы административного и административно-процессуального права Сборник тезисов статей —М Московский университет МВД России, 2003 С 151
Внутригосударственная защита прав и свобод
В КоАПе РФ, принятом в 2002 г., по сравнению с КоАП РСФСР компетенция судей значительно расширена и диффе- ренцирована, что служит усилению гарантий прав и свобод че- ловека и гражданина, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и в более полной мере соответствует сложив- шейся мировой практике. Ст. 23.1 КоАП РФ содержит катего- рии дел, отнесенных к исключительной компетенции судей; она связана с назначением административных наказаний, выражаю- щихся в возмездном изъятии предмета административного пра- вонарушения, конфискации, лишении специального права, ад- министративном аресте и дисквалификации.
Дела об административных правонарушениях, предусмотрен- ных ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, подведомственны одновременно как органам (должностным лицам), осуществляющим государствен- ный надзор (контроль) в определенной сфере общественных от- ношений, так и судьям. Эти дела рассматриваются судьями лишь в случаях, если орган или должностное лицо, к которым посту- пило дело, передают его на рассмотрение судье.
В Кодексе определена подведомственность дел об админист- ративных правонарушениях, перечислены органы и лица, упол- номоченные применять меры административного принужде- ния: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы внутренних дел (милиция), органы и учреждения уголов- но-исполнительной системы, налоговые органы, таможенные органы, военные комиссары, органы рыбоохраны и др.
Уполномоченный законом орган или должностное лицо впра- ве применить лишь ту меру взыскания, которая входит в круг его полномочий (компетенцию).
Важное значение имеет включение в новый кодекс норм, уста- навливающих принципы презумпции невиновности, законнос- ти при применении мер административного наказания и мер обеспечения производства по делам об административных пра- вонарушениях. Речь идет о соблюдении требований компетент- ности субъекта административной юрисдикции, запрещении применять меры административного принуждения, унижающие человеческое достоинство, об обратной силе закона, смягчаю- щего или отменяющего административную ответственность ли-
Защита прав и свобод в административном судопроизводстве
бо иным образом улучшающего положения лица, совершившего административный проступок.
Дело об административном правонарушении рассматривается на началах равенства перед законом всех граждан независимо от происхождения, социального и имущественного положения, ра- совой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.
Значительно расширены процессуальные гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности, и потер- певшего, а также других лиц, участвующих в деле. В частности, установлен порядок рассмотрения ходатайств лиц, участвующих в деле: эти ходатайства подлежат обязательному и немедленному рассмотрению соответствующим субъектом административной юрисдикции, в производстве которого находится дело. О рас- смотрении ходатайства выносится определение в качестве са- мостоятельного процессуального документа.
Отметим также и новые требования, предъявляемые к содер- жанию постановления об административном правонарушении. В частности, в кодексе указано, что в постановлении по делу должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, ' о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не при- I;) менено или не может быть применено взыскание в виде конфис- кации или возмездного изъятия.
Вместе с тем, как отмечается в юридической литературе, в но- вом кодексе имеется существенный пробел, связанный с отсут- ствием нормы, определяющей порядок обжалования мер обес- печения производства по делам об административных правона- рушениях'. Так, в ст. 25.1 КоАП РФ не упомянуто право лица, привлекаемого к административной ответственности, на обжа- лование всех принудительных мер, связанных с производством по делу об административном правонарушении. Следует заме- тить, что согласно ст. 28.1 дело об административном правона-
' Салищева Н.Г. О процессуальных проблемах Кодекса РФ об административ- ных правонарушениях// Актуальные проблемы административного и админист- ративно-процессуального права. Сборник тезисов статей. — М.: Московский университет МВД России, 2003. С. 135.
Внутригосударственная защита прав и свобод
рушении считается возбужденным с момента составления пер- вого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 Кодекса. Речь идет об административном задержании, личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физичес- ком лице, досмотре транспортного средства, об изъятии вещей и документов, отстранении от управления транспортным сред- ством и некоторых других мерах административного принужде- ния. Таким образом, отсутствует правовое регулирование жиз- ненных ситуаций, которые непосредственно связаны с обеспе- чением и защитой прав и свобод личности.
Часть 3 ст. 23.1 КоАП РФ определяет родовую (или предмет- ную) подсудность дел об административных правонарушениях. Родовая подсудность означает отнесение дела к ведению того или иного звена судебной системы в зависимости от характера административного правонарушения, его субъектов, процессу- альной формы производства, видов возможного наказания и т.д.
Следует обратить внимание на то, что с принятием КоАП РФ судьи арбитражных судов впервые для отечественного админи- стративно-процессуального права стали субъектами админист- ративной юрисдикции. Они рассматривают дела, связанные с правонарушениями, совершенными юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с новым кодексом именно судьи районных су- дов общей юрисдикции уполномочены рассматривать наиболее сложные дела об административных правонарушениях. С одной стороны, тем самым преследуется благая цель — попытка улуч- шения качества рассмотрения дел об административных право- нарушениях, обеспечения принятия обоснованных и объектив- ных решений (за счет передачи их рассмотрения из органов ис- полнительной власти в суды). С другой стороны, передача этих дел на рассмотрение судьям, не являющимся специалистами в административном праве, только осложняет ситуацию.
По мнению Б.В. Российского, необходима постепенная пере- дача таких дел на рассмотрение в административные суды по ме- ре их создания. Причем судьи должны специализироваться как в определенных сферах административного законодательства, так
Защита прав и свобод в административном судопроизводстве
и в деятельности соответствующих субъектов административ- ных правоотношений. В этой связи он предлагает уже сейчас, на стадии разработки ФКЗ «О федеральных административных су- дах РФ» и административно-процессуального законодательства включить рассмотрение дел об административных правонару- шениях в компетенцию административных судов. При этом производство по делам об административных правонарушениях следует рассматривать как неотъемлемую составную часть всего административного судопроизводства*.
Таким образом, создание административных судов и принятие административно-процессуального законодательства обеспечи- ло бы реальную возможность повышения качества производства по многим делам об административных правонарушениях, в том числе нарушениях, совершенных юридическими лицами, а в ко- нечном итоге способствовало бы усилению судебной власти во- обще, и административных судов в частности, в судебной защи- те прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Участие адвоката в административном процессе
Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» устанавли- вает, что адвокаты участвуют в качестве представителя доверите- ля в административном судопроизводстве и в качестве предста- вителя или защитника доверителя в производстве по делам об административных правонарушениях.
Для оказания юридической помощи лицу, в отношении кото- рого ведется производство, может участвовать защитник, а для оказания такой же помощи потерпевшему — представитель2.
КоАП РФ не содержит нормативного определения понятия «лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении». По смыслу ст. 25.1 КоАП РФ таковым следует признавать лицо, в отношении которого в установленном порядке возбуждено дело об административном правонарушении. Им может быть: физическое лицо, должност-
1 Российский Б.В. Указ. соч. С. 153.
2 Административное право. Учебник / Под ред. Попова Л.Л. — М., 2002. С. 423.
Внутригосударственная защита прав и свобод
ное лицо, военнослужащий (иное лицо, но которое распростра- няется действие дисциплинарных уставов), юридическое лицо.
Потерпевшим признается физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен мо- ральный, физический или имущественный вред.
Согласно ст. 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помо- щи сторонам в производстве по делу об административном пра- вонарушении могут участвовать защитник и представитель. Ко- декс не содержит определений данных участников производ- ства, однако из его анализа вытекает, что:
— защитник — адвокат или иное лицо, оказывающее юриди- ческую помощь лицу, в отношении которого ведется производ- ство по делу об административном правонарушении;
— представитель — адвокат или иное лицо, оказывающее в производстве по делу об административном правонарушении юридическую помощь потерпевшему.
Представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в административном судопроизводстве, а также в судопроизводстве об администра- тивных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работни- ки, состоящие в штате указанных организаций, органов госуда- рственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом (ч. 4 ст. 2 КоАП РФ).
Согласно ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ моментом, с которого защит- ник и представитель допускаются к участию в производстве, яв- ляется составление протокола об административном правонару- шении. В случае административного задержания физического лица защитник допускается к участию с момента его задержания.
Для удостоверения своих полномочий адвокат должен предъя- вить ордер, выданный юридической консультацией. Полномо- чия иного лица, выступающего в качестве защитника или предс- тавителя, удостоверяются доверенностью, оформленной в уста- новленном законом порядке.
В соответствии со ст. 185 ГК РФ доверенностью следует счи- тать письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом друго- му лицу для представительства перед третьими лицами. Дове-
Защита прав и свобод в административном судопроизводстве
ренность определяет объем процессуальных действий, которые вправе совершать защитник или представитель при участии в производстве по делу об административном правонарушении.
С момента допуска к участию в производстве по делу об адми- нистративном правонарушении защитник и представитель име- ют право: знакомиться со всеми материалами дела, в том числе с протоколом административного задержания и другими прото- колами процессуальных действий, произведенных с участием подзащитного; участвовать в рассмотрении дела; представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы; обжаловать при- менение мер обеспечения производства по делу; обжаловать постановления по делу; пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ. Кроме того, защитник вправе иметь с лицом, подвергнутым административному задер- жанию, свидания наедине без ограничения их количества и про- должительности.
Права защитника и представителя являются производными от тех, которыми наделены лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевший, а границы их деятельности определяются теми полномочиями, которыми их наделяют стороны1.
Широкий круг действий адвокату предоставляет раздел V КоАП РФ «Исполнение постановлений по делам об админист- ративных правонарушениях». Однако следует иметь в виду, что по смыслу норм КоАП РФ производство по делам об админист- ративных правонарушениях заканчивается вступлением поста- новления по делу об административном правонарушении в за- конную силу. Поэтому участие адвоката в качестве защитника на стадии исполнения постановлений по делам об административ- ных правонарушениях невозможно. Следовательно, адвокат мо- жет оказывать помощь лицу, подвергнутому административно- му наказанию, представляя его интересы только в качестве пове- ренного.
1 Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях/ Под ред. Черникова В.В., Соловья Ю.П. - М., 2002. С. 600.
Внутригосударственная защита прав и свобод
Глава 2. Административно-правовые и иные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление