Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.1. Понятия о праве и правовых явлениях




Обыденные представления о праве чаще всего связаны с опре­делением права в субъективном смысле — право как нечто принад­лежащее индивиду, как то, чем он может свободно распорядиться под защитой государства без чьего-либо вмешательства (право на труд, право на отдых и т.д.).

Профессиональное понимание права практикующими юриста­ми обыкновенно базируется на определении права как совокупнос­ти правовых норм (право в объективном смысле), исходящих от государства или поддерживаемых им в качестве масштаба (средст­ва) решения юридических дел.

Так или иначе, но само право и соответственно его понимание связаны с жизнью людей. И главное, с жизнью людей в обществе.

Общество не является простой совокупностью индивидов. Это сложный социальный организм, продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, связанная прежде всего с производством, обменом и потреблением жизненных благ. Обще­ство — сложная динамическая система связи людей, объединен­ных семейными узами, групповыми, сословными, классовыми от­ношениями. Это такая общность индивидов, где действуют уже не биологические, а социальные законы. Глобальные проблемы выжи­вания человеческого рода сегодня становятся определяющими для нормального общественного развития.

Рассмотрение общества как совокупности общественных отно­шений позволяет, во-первых, подходить к нему с конкретно-исто­рических позиций (выделять различные общественные формации, различать этапы развития общества), во-вторых, выявлять специ­фику главных сфер общественной жизни (экономической, полити­ческой, духовной), в-третьих, определять субъектов социального общения (личность, семья, класс, нация, государство и др.).

Одни и те же социальные субъекты в разное время, в разных обстоятельствах и в разных сферах общественной жизни заявляют о себе или в политических, или в неполитических формах. Полити­ческие формы общественной жизни связаны с политической орга­низацией общества, его политической системой, в которую в каче­стве составной части входит государство. Политическую систему общества образуют многообразные организации, институты, уч­реждения борьбы за власть, за ее удержание, использование, орга­низацию и функционирование. Соотношение гражданского обще­ства и его политической системы — это соотношение содержания и формы. Каковы люди, каковы их потребности и интересы, как они удовлетворяют свои потребности, в какие классы и группы входят и какие интересы лежат в основе естественноисторических обра­зований — все это отражается на политических институтах.

Только в свободном обществе свободных людей создаются усло­вия для достижения идеалов человеческого счастья. Но свобода не привносится в общество мановением волшебной палочки. Она во многом предопределена уровнем развития производительных сил, технической вооруженностью хозяйства. Она зависит от отноше­ний собственности, отношений производства, распределения, об­мена и потребления продуктов. Свобода индивида и свобода обще­ства тесно связаны с духовной жизнью (причастность к наукам, искусствам, литературе и т.д.) и в значительной степени определя­ются следованием всех праву.

В этом смысле право является основой мирной совместной жизни людей. Право дает ориентиры надлежащего поведения. В основе его лежит известная с давних времен максима (принцип): «Поступай так, чтобы правило твоих действий могло быть общим правилом для всех».

В реальной жизни, конечно же, далеко не всегда и далеко не все люди избирают бесконфликтный вариант поведения. Собственные интересы и собственная «свобода» не соотносятся ими с интереса­ми и свободой других. Отсюда проистекают конфликты, столкнове­ния людей, «война всех против всех и каждого против каждого» (Т. Гоббс). Но чтобы не быть под стать волкам, преподносится, гово­ря словами поэта Шиллера, как лекарство сплочение в государство.

Государство в идеале выступает гарантом мира и согласия людей. Оно утверждает в обществе формальное равенство и фор­мальную справедливость, т.е. наиболее общие требования права. Почему «формальные»? Да потому, что люди фактически всегда не равны между собой: один сильный, другой слабый, молодой и ста­рец; обремененный большой семьей или нет и т.д. и т.п. Государство иногда стремится сгладить фактическое неравенство людей, но до конца этого ему никогда не сделать. К тому же и государства бывают разные.

Государство выделилось из общества на известной стадии его зрелости. Общество — мать государства, и соответственно, госу­дарство — его дитя, продукт общественного развития. Каково об­щество, таково и государство. Государство проявляет заботу об об­ществе, либо, напротив, паразитирует или даже сокрушает общест­венный организм. По мере того как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство. Оно также становится более совершенным, более цивилизованным.

Было время, когда государства и права не было. Государствен­ность приходит на смену родоплеменным отношениям, которым были свойственны коллективизм, социальное равноправие, отсут­ствие обособленной принудительной власти. Естественная спра­ведливость обеспечивалась всем укладом родоплеменной жизни, участием всех взрослых членов рода и племени в управлении дела­ми, незыблемостью авторитета старших.

С течением времени в силу многообразных причин, связанных с экономическим и социальным развитием (общественное разделе­ние труда, появление излишков потребляемого продукта, разделе­ние на богатых и бедных и т.д.), изменяются формы семейной и общинной жизни, появляются новые управленческие структуры. Приходят люди, которые специализируются на разных хозяйствен­ных, военных и культовых делах. Выделяются полицейские и судеб­ные функции. Традиционная общественная власть в роде и племени (власть, выполняемая как бы на общественных началах наряду с основным занятием производительным трудом) постепенно приоб­ретает государственный характер.

Что отличает государство от органов управления первобытного общества?

1. Наличие отделенной от общества публичной власти. Публич­ная власть существовала и в первобытном обществе, но она выра­жала интересы всего общества и не была отделена от него. В ее отправлении участвовали все. В любом же государстве власть реаль­но осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Во-первых, он представляет собой особую группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а нередко — и самого себя.

2. Взимание налогов и сборов. Поскольку государственный ап­парат сам ничего не производит, его необходимо содержать за счет остальной части общества. Нужные для этого средства собирают с населения в виде налогов и сборов.

3. Разделение населения по территории. В отличие от первобыт­ного общества, в котором все его члены делились в зависимости от принадлежности.к роду, племени, в условиях государства населе­ние разделено по признаку проживания на определенной террито­рии. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и вообще с более оптимальными условиями управления, поскольку разложение первобытнообщинного строя приводит к постоянным перемещениям людей.

Государство, наверное, могло бы обходиться в своей деятельнос­ти без права. Но тогда пришлось бы должностным лицам государст­ва всякий раз всякий вопрос решать заново. И люди бы не знали, как вести себя в своих отношениях друг с другом и властью. Легче и экономнее оказалось использовать уже имеющиеся правила по­ведения (обычаи, традиции и т.п.) или создавать новые общие нормы, которые охватывали бы повторяющиеся изо дня в день че­ловеческие поступки в той или иной сфере жизни. Этим правилам придается сила общеобязательности, что поддерживается психи­ческим (угрозой) или физическим принуждением.

В юридическом смысле о праве можно вести речь практически лишь с возникновением государства. Именно тогда начинают вста­вать и приобретать остроту вопросы, что есть право, что можно отстаивать и защищать в государственных органах, что можно про­водить в жизнь, опираясь на силу государственного принуждения. Вместе с тем в этическом, моральном смысле оправданно говорить о праве и до появления государства.

В самые далекие времена наши предки вырабатывали и закреп­ляли в своей жизни наиболее разумные и полезные варианты пове­дения. Они в свою очередь фиксировались в религиозных, ритуаль­ных и прочих нормах. Мораль, религия, да и сама жизнь утверждали их в качестве единственно возможных и справедливых. Эти нормы мыслились как высшая «правда», как «естественное право».

После того как общество раскололось на противоположные классы и кучка богатых стала эксплуатировать труд большинства населения, высшая «естественная» справедливость начинает усту­пать место той, которая вырабатывается государством в интересах правящих слоев населения. Разумеется, какие-то общезначимые нормы сохраняют свое действие, получают поддержку государства вне связи с расслоением общества. Таким образом по своей соци­альной сущности, по общественной роли правовые нормы различа­лись между собой. Некоторые законы вообще противоречили об­щечеловеческой справедливости. Тем не менее по формально-юри­дическому признаку приходилось под правом понимать всю сово­купность законов и иных нормативных актов, которые издава­лись или поддерживались государством в качестве общего мас­штаба, модели поведения людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.