Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лабораторная работа 1




Обеспечение психологической помощи одарённым учащимся в развитии их познавательных, коммуникативных, организационных, потенциальных и реальных возможностей и способностей (курс занятий с психологом).

Консультация для родителей.

Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.[6]

 

Качество Отметка
  Любознательность  
  Сверхчувствительность к проблемам  
  Способность к прогнозированию  
  Словарный запас  
  Способность к оценке  
  Изобретательность  
  Способность рассуждать и мыслить логически  
  Настойчивость  
  Перфекционизм  

 

Говорят, что умение творить – удел немногих и творческая личность является даром Богов. В этом есть доля истины, т.к известно, что Пушкины и Моцарты рождаются раз в 100 лет. Но сегодня мы говорим не о воспитании гениев, а о формировании личности, умеющей мыслить самостоятельно и нестандартно. Проблема развития умственных и творческих способностей непростая. Сложность заключается в том, что нет целостного комплекса показателей, которые отражали бы понятие «творческие способности» и по этим показателям можно было бы отслеживать развиты ли у данного ребёнка эти способности или нет.

Чаще всего творческие способности рассматриваются как общие интеллектуальные способности, на основе которых ученик достигает наилучших результатов во многих областях науки и культуры. Надо помнить, что творческие способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, но они обеспечивают быстрое приобретение, закрепление, использование этих ЗУН на практике.

Поэтому можно выделить 2 уровня способностей:

1. Репродуктивный (человек усваивает знания, овладевает деятельностью, осуществляя её по образцу)

2. Творческий (человек самостоятельно создаёт новое, оригинальное)

Поэтому для развития творческих способностей важное значение имеет развитие памяти, внимания, воображения и т.д. Именно эти качества являются основой развития творческих способностей.

Проверим, насколько творчески мыслим мы:

 

Задание: Назвать лишнее слово – ЛОНДОН, ЖЕНЕВА, ПАРИЖ, МОСКВА (Женева, т.к это город, остальные города-столицы. Если такой ответ, то это первый уровень. Если ответ Женева, но признак выделен иной (в этом слове 3 слога, в остальных 2 слога). Творческий уровень может быть, например, когда дают такой ответ как Лондон, т.к. он на острове, кроме того, у него ударение на первом слоге, у остальных на втором.

 

Нельзя помочь тому, кто не желает слушать советы.

Американский просветитель, учёный Бенджамин Франклин

Цель: способствовать дальнейшему сплочению группы и усугублению процессов самораскрытия, продолжить развитие умений самоанализа, преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.

 

Примерное содержание занятия.

 

Одно из основных положений, которое должны понять и усвоить участники, заключается в том, что в жизни каждому из нас следует ориентироваться не на других, а на уровень развития своих способностей. Всегда найдётся человек, который в чём – то превосходит нас. Он или умнее, или бескорыстнее и т.д. Что тогда? Чувство неполноценности, зависть или злоба? Но зачем портить себе жизнь?

Не лучше ли радоваться тем изменениям, которые происходят в нас самих, праздновать очередное собственное личностное достижение.

Этим занятием завершается тренинг личностного роста, поэтому нужно организовать обсуждение всех возникающих вопросов для того, чтобы у участников не оставалось не разрешённых проблем, которые возникли во время работы группы.

 

1. Анализ анкет «Обратная связь».

Определение психологических барьеров самовыражения, самораскрытия.

 

2. Упражнение «Я глазами группы».

Все отвечают на один вопрос: «Каким человеком меня воспринимают группа и отдельные участники?»

 

3. Упражнение «А что дальше?»

Главная задача – составить определённую программу ваших действий на ближайшее будущее. У каждого есть 3-4 минуты для того, чтобы рассказать об этом всей группе. Каждый может задавать вопросы, конкретизировать цели, помогать в определении шагов по их достижению. Каждый обсуждает свои перспективные цели и те конкретные шаги, которые намерен предпринять для их осуществления.

 

4. Подведение итогов.

В конце занятия подводятся итоги. Затем каждый участник отвечает на вопросы, возникающие у других членов группы.

И в заключении каждому пожелание:

· МУЖЕСТВА – изменить то, что можно изменить в себе,

· СМИРЕНИЯ – принять то, что изменить в себе невозможно,

· РАЗУМА – чтобы отличить одно от другого.

 

 

5. Сбор и систематизация материалов психолого-педагогического содержания в помощь учителям, работающим с одарёнными детьми.

Психологическая служба школы может и должна оказывать помощь в организации и развитии научно-исследовательской работы в школе. Разбудить у детей исследовательский интерес, развить умения работать в группе, выступать перед аудиторией, аргументировать, дискутировать, говорить по сути дела – в этом заключается познавательно-коммуникативная работа с учащимися.

 

Среди таких интеллектуально одарённых детей есть те, кто с удовольствием демонстрирует свои интеллектуальные умения. Это активные, уверенные в себе дети, они не боятся демонстрировать свои способности и умения.

Но существуют дети, которых называют интеллектуально пассивными. Они обладают широкой эрудицией, конструктивным складом ума, но при этом не уверены в себе, инертны, с неразвитыми речевыми способностями. Их интеллектуальный труд отличает глубина, обилие прочитанной, изученной и использованной для написания научной работы литературы. Именно на таких детей надо обратить внимание, рассмотреть их способности, поддержать их, помочь им проявить свой интеллектуальный потенциал. Вот этим, прежде всего, должна заниматься психологическая служба школы.

С ребятами, изъявившими желание заниматься учебно-исследовательской работой, проводился опрос:

 

Сделать это мне… …трудно …легко
Говорить перед классом 8 человек 13 человек
Во время выступления не потерять нить выступления 13 человек 8 человек
Сделать сообщение по ключевым словам 7 человек 14 человек
Пояснить что-либо у доски 7 человек 14 человек
Сказать что-то, в чём не уверен 14 человек 7 человек
Говорить так, чтобы привлечь внимание одноклассников 12 человек 9 человек
Выступать с докладом, не читая его, а рассказывая 8 человек 13 человек
Ставить вопросы 9 человек 13 человек
Чувствовать себя уверенно во время выступления 18 человек 3 человека
Работать длительное время в библиотеке 11 человек 10 человек

 

Данные опроса помогли выявить следующие проблемы:

- Проблемы развития коммуникативных умений учащихся (например, 42 % опрошенных отвечают, что им трудно выступать с докладом, не читая его; пояснять что-либо у доски; во время выступления не потерять нить выступления).

- Выявили некоторые индивидуальные психологические особенности учащихся (66% ответили, что им трудно сделать выступление по ключевым словам; сказать что-то, в чём не уверены; чувствовать себя уверенно во время выступления; ставить вопросы; длительное время работать в библиотеке).

- Проблемы в межличностных отношениях (47 % учащимся трудно говорить перед классом; говорить так, чтобы привлечь внимание одноклассников)

 

Таким образом, данная диагностика помогла выявить факторы, которые мешают ребятам заниматься исследовательской деятельностью активно, эффективно и творчески.

Подобные проблемы ярко выражены у детей, которые практически по всем пунктам отметили свои трудности. Возможно, эти дети имеют заниженную самооценку, повышенный уровень школьной и, скорее всего личностной тревожности. По этим причинам, возможно, данные учащиеся не могут реализовать свой интеллектуальный потенциал в полной мере. Данные опроса необходимо знать, чтобы определить темы коррекционной работы с детьми как на уроке у учителя, так и на занятиях в отделениях, занятиях психолога. Учителям, которые будут заниматься и занимаются с учащимися учебно-исследовательской деятельностью необходимо учитывать эти сведения в работе с ними.

Работа с одарёнными детьми предъявляет определённые требования к личностным и профессиональным качествам самого педагога. Поэтому с руководителями отделений также был проведён опрос, определяющий их склонности к работе с одарёнными детьми.

Все без исключения педагоги ответили, что от участия в научно-исследовательской деятельности они ждут личного удовлетворения своим трудом. Учителя уверены, что в некоторых случаях могут сами участвовать в изменении работы с одарёнными детьми. Некоторые их идеи способствовали бы значительному улучшению в выявлении одарённых детей при благоприятных обстоятельствах или только в некоторых случаях. Что касается желания учителей заняться изучением особенностей неординарных личностей, то здесь их мнения разделились: 4 человека имеют желание заняться изучением особенностей неординарных личностей, т.к это им интересно, это их привлекает, а 3 человека желают этим заниматься, но всё зависит от того, будут ли такие люди востребованы в обществе.

Данные учителя испытывают педагогические, срывы, разочарования, неудачи в своей работе, но, несмотря на это, продолжают делать своё дело. При этом им совсем нелегко, ими болезненно воспринимается критика в свой адрес, поэтому, когда сами критикуют кого-то, в то же самое время стараются приободрить этого человека.

На уроках по своему предмету учителям импонируют в основном оригинальные ответы учащихся, даже если ученики задают сложные вопросы на «запретную тему», учителя не уклоняются от ответов, пытаются отвечать либо тактично переносят ответ на другое время.

Занимаясь разработкой нового урока, темы, педагоги могут прекратить это делать в случае, когда они более или менее уверены, что дело отлично выполнено, доведено до завершения.

Педагоги имеют склонность к работе с одарёнными детьми, но такая работа требует дополнительных желаний, ресурсов, активного саморегулирования учеников в интеллектуальном процессе. Педагогам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.

Основываясь на нормативной модели образовательной программы, педагогам дополнительного образования надо скорректировать свои дополнительные образовательные программы по предметам, педагогам-организаторам – внести изменения в программы воспитания в творческих объединениях, психологам – разрабатывать специальную систему развивающих занятий с подростками и средства диагностики.

Рассмотрим более конкретно.

1. Коррекция дополнительных образовательных программ, имеющих в разных творческих объединениях разные учебные планы, учебное содержание, формы и методы обучения.

Во-первых, содержание предполагает включение живого опыта ребенка, являющегося исходной точкой для дискуссий, житейской интуиции;

во-вторых, основной способ обучения – совместная деятельность ребенка и взрослого по решению проблемы, в результате которого получается индивидуальный или групповой продукт;

в-третьих, в некоторых разделах программ средствами обучения становятся те, которые воспитанник находит себе сам и которые позволяют ему полнее выразить себя и свое отношение к чему бы то ни было.

Например, в Школе современного танца в результате специально организованной деятельности рождаются интереснейшие хореографические этюды как по замыслу, так и по реализации. По сравнению с работами прошлых лет настоящие этюды воспитанников школы более свободные и, главное, более четкие в выражении эмоций и человеческих переживаний.

2. Воспитательные программы различных творческих объединений разрабатывать на основе единой программы воспитания. Опираясь на нормативную модель образовательной программы, педагоги-организаторы вносят изменения в содержание прежних направлений деятельности и в организационные формы работы с подростками.

Основным принципом становится идея множество возможностей для самих воспитанников. Задача педагогов-организаторов так построить совместную деятельность взрослых и детей, чтобы у них появилась возможность эксперимента в разных социальных практиках, а впоследствии возможность переноса навыков поведения, эмоционального реагирования из экспериментальных ситуаций в жизненные.

3. Система занятий воспитанников с психологом приобретает основную цель - создать условия для осознания имеющихся личностных ресурсов и их развития.

4.Рефлексивное оформление и экспертиза. Происходит завершение процесса, итоговая диагностика, совместный анализ результатов и последствий реализации проекта и соотнесения их с исходным замыслом.

 

Стереотипы, которые часто встречаются:

1. Некоторые считают, что талантам помогать не надо – если талант есть, то он и сам пробьётся. На самом деле это не так: кто-то пробьётся (если будет проявлять себя в деле), а кто-то погаснет.

2. Ещё одно мнение: если учащийся показал свои способности, то это останется для него свойственным «на всю оставшуюся жизнь». Оказывается – не всегда. Есть так называемая возрастная одарённость, когда учащийся в 3 классе показывает явное и сильное опережение своих сверстников, например, по интеллектуальному развитию, но к 10 классу это опережение куда-то исчезнет.

3. Считается, что если ученик неуспевающий, то о какой одарённости может идти речь? Оказывается не всегда, но может. Например, девочка в 1,3,5 классах остаётся неспособной, т.к. удовольствия от решения задач не испытывает, а учится из прилежания. А мальчик-двоечник, которого не усадишь за уроки, т.к. он обожает решать головоломки, складывать конструктор и в этом испытывает радость – развивает свои способности.

4. Утверждают, что если ученик явно способен, то ему нужно только давать больше учебного материала и потруднее и проблема его обучения и развития решена. Оказывается, нет, т.к. есть категория способных детей, которые с энтузиазмом «засасывают» весь предлагаемый им учебный материал, но умением самостоятельно учиться не обладает и преодолевать при этом возникшие учебные и личностные преграды не умеют.

 

 

Список литературы:

 

1. http://festival.1september.ru/articles/520628/

2. http://www.psycho-mir.in.ua/analitika/psiho_help.html

3. http://www.psycho-mir.in.ua/analitika/psiho_help/integr.html

4. http://www.eaicy-dar.ru/stati/Statya4.html

5. http://www.schsite.ru/ul-sch79/3bb45293-ecda-4b2b-8051-42603ae046bd

6.http://vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/86-diagnosis-giftedness/1041-metodika-diagnostiki-odarennosti-dlya-pedagogov-i-roditelej

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.