Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебник Казимира 1468 г




 

В органической связи с общеземскими привилеями находились областные, волостные и городские привилеи. Областные привилеи выдавались тем землям, которые входили в состав ВКЛ, но сохраняли свои автономные права. Особого внимания заслуживают областные привилеи Витебской земле (1503, 1509, 1561 гг.), Полоцкой земле (1511, 1547, 1580, 1634 гг.), Жмудской земле (1492, 1574 гг.), Дрогичинской земле (1511, 1547 гг.), Бельскому повету (1501, 1547 гг.), Мстиславскому повету (1551 г.). Выдача областных привилеев ставила целью закрепить автономные права тех или иных территорий, ограничить власть великого князя и местной администрации. Автономный характер земель, получивших привилеи, проявлялся в законодательном закреплении норм местного обычного права, права на местный суд и органы управления, на обеспечение охраны имущественных и личных прав населения и т.д. Ограничение власти великого князя можно видеть на примере Полоцкого привилея 1511 г., согласно которому великий князь не имел права дарить полоцкие земли, вмешиваться в дела местной церкви, забирать никому не принадлежащее имущество в государственную казну, назначать воеводу без согласия жителей Полоцкой земли, привлекать полочан без их согласия к несению пограничной службы. Полочане освобождались от подводной повинности, серебщизны, имели право без пошлины торговать по всей территории государства. Судить полочанина можно было только в самом Полоцке с участием горожан и по полоцкому праву. В областных привилеях значительное место отводилось обеспечению охраны имущественных и личных прав населения. Так, в Полоцком и Витебском привилеях содержалось положение о том, что государь обещал не нарушать прав собственности жителей данной земли. Примечательно то, что в этих грамотах население не подразделяется на классы и сословия, а называется полочане, витебляне. Ученые объясняют это тем, что такие нормы действовали до XV ст., т.е. до образования устойчивого сословного деления общества. В областных привилеях упоминаются также некоторые местные органы управления и должностные лица, которые сохранились в этих землях после их вхождения в ВКЛ: тивун, ловчий, подвойский, городничий и др. Таким образом, выдача областных привилеев свидетельствовала об особом положении данных земель в ВКЛ, их обособленности и неделимой целостности.

Волостные привилеи (грамоты) выдавались волостям, как правило, по ходатайству или жалобам жителей с целью защиты их интересов на нарушения и самовольство местной администрации. Эти правовые акты по своему содержанию определяли размеры многих повинностей населения – подати деньгами, продуктами труда, охоты, промыслов, различные работы или касались только одной или нескольких повинностей. В волостные грамоты вписывались как древние подати и повинности – полюдье, дякла, куница, серебщизна, стация, так и новые. Особо разорительными для населения были многочисленные поборы в пользу местных должностных лиц, которые доводили до нищеты целые деревни и волости. Выдавая волостные грамоты, правительство, в первую очередь, заботилось о государственных доходах, включая в привилеи наряду со старыми повинностями и новые, усиливая тем самым эксплуатацию трудящихся. Таким образом, волостные привилеи юридически закрепляли повинности, а также некоторые права жителей волости, в том числе и право избрания старца – представителя крестьянской местной администрации.

Выделение горожан в особое сословие получило закрепление в понятии «мещане». В середине XV в. сложилось сословие мещан и шел быстрый процесс его правового оформления. Привилеи городам выдавались по просьбе жителей предоставить городу Магдебургское право. Первые грамоты на Магдебургское право получили жители Береста (1390 г.) и Вильни (1387 г.). На протяжении XV и XVI вв. грамоты на Магдебургское право были выданы всем крупным городам Беларуси. В грамотах, выданным мещанам Вильни, Полоцка, Менска, Бересты, Новогородка, Могилева, Полоцка, Витебска и др. указывалось, что выдаются они для сохранения в памяти людской прав и льгот, которые направлены на улучшение положения горожан и создания условий для процветания города, а также для увеличения доходов городской казны. Горожане освобождались от власти и суда воевод, старост и других государственных должностных лиц, властные же полномочия передавались в руки войта, лент-войта, бурмистров, радцев (советников), лавников (заседателей) и других лиц городского управления. Грамоты содержали нормы, которые устанавливали порядок образования и компетенцию городских органов управления. Значительное место в грамотах занимали различные льготы в отбывании феодальных повинностей, таких как отработки, подводная, сторожевая и другие. В грамотах содержалось право мещан владеть и распоряжаться землями и строениями, которые им принадлежали. Горожанам предоставлялось право судиться и решать свои городские дела по Магдебургскому праву.

Кроме того, городские привилеи выдавались в связи с тяжелым положением мещан, вызванным стихийными бедствиями (пожары, наводнения) и разорительными военными действиями на территории города; в связи с произволом администрации, а также по просьбе администрации города с целью развития города и увеличения численности его населения.

Расширение и увеличение количества законодательных актов по различным вопросам социально-экономической и политической жизни страны потребовали систематизации и кодификации действующего правового материала. Первой попыткой упорядочения и систематизации норм права в общегосударственном масштабе стал Судебник Великого княжества Литовского 1468 г., утвержденный великим князем Казимиром на общегосударственном сойме. Он был небольшим по объему и содержал нормы уголовного, административного и процессуального права. При публикации текст поделили на 25 статей, 16 из них рассматривали различные правовые аспекты такого преступного деяния, как кража. В основу его положено местное белорусское обычное право в сочетании с новыми правовыми нормами. Судебник был написан на старобелорусском языке. В нем впервые получила закрепление идея индивидуализации наказания. Так, статьи 5-я и 6-я ограничивали ответственность жены и взрослых детей вора, если они не знали о преступлении и не пользовались уворованным. Новым в Судебнике было определение преступления как противоправного действия. Судебник запрещал освобождать преступника от наказания. В Судебнике впервые получило законодательное закрепление запугивание как одна из главных целей наказания в феодальном праве. Усиление феодального гнета и лишение зависимых крестьян права свободного ухода от феодала были закреплены в статье 24-й, по которой предусматривалось наказание смертью того, кто помогал крестьянам или челяди убегать от своего пана. Судебник 1468 г. положил начало новому этапу в развитии правовой теории и практики законодательной деятельности, появлению новых принципов систематизации и кодификации феодального права, что завершилось изданием Статутов ВКЛ.

4. Статуты Великого княжества Литовского
1529, 1566, 1588 гг.

Вершиной систематизации и кодификации правотворческой деятельности и судебной практики стали разработка и принятие всемирно известных сводов законов Великого княжества Литовского – Статутов 1529, 1566, 1588 гг. По своему содержанию и широте регулируемых отношений они были юридическими актами, не имеющими себе равных во всей Европе. Базовой основой Статутов являлись: местное обычное право, нормы писаного права, административная и судебная практика и, в какой-то степени, нормы западноевропейского, польского, канонического и римского права.

Подготовка Статута 1529 г. велась в первой четверти XVI ст. Его писали местные ученые и юристы-практики на основе кодификации и систематизации норм местного обычного права, постановлений судебных и государственных учреждений, выданных привилеев. В подготовке проекта Статута, по мнению ряда историков, принимал участие Ф. Скорина. В сентябре 1529 г. первый Статут был введен в действие. Статут состоял из 13 разделов и 244 статей. В 1 – 3 разделах содержались основные нормы государственного права, в 4-м и 5-м – нормы брачно-семейного и наследственного, в 6-м – процессуального, в 7-м – уголовного, 8-м – земельного, 9-м – лесного и охотничьего, 10-м – гражданского, 11–13-м – уголовного и уголовно-процессуального права.

В Статуте закреплены основные правовые идеи того времени, отображено правовое сознание населения, юридически оформлено господствующее положение класса феодалов, порядки, выгодные и желаемые этому классу. Структура и система размещения правовых норм разработаны в зависимости от их содержания. Дана точная редакция каждой статьи, включены нормы государственного, административного, гражданского, брачно-семейного, наследственного, земельного, уголовного, судебно-процессуального и других отраслей права. Впервые нормы права были разграничены между отдельными отраслями и размещены в определенной системе. Было введено много новых правовых положений, ранее не известных праву ВКЛ. В Статуте юридически закреплены основы общественного и государственного строя, правовое положение классов, сословий, социальных групп населения, порядок образования, структура и полномочия органов государственного управления и суда, определены обязанности великого князя. Нормы Статута закрепляли привилегии и льготы для сословия шляхты, что на практике означало бесправие простых людей и полноту прав класса феодалов. Довольно полно изложены нормы, обеспечивающие права собственности феодалов. Дано ряд правовых норм, в которых отражены товарно-денежные отношения того времени. Особое значение в Статуте придавалось судебно-процессуальному праву, осуществлению правосудия, приданию праву авторитета. Провозглашался принцип публичности правосудия, формального равенства сторон в процессе, права обвиняемого на защиту с участием адвоката. В Статуте сделана попытка ограничить холопство: по 7-й статье 11-го раздела свободного человека за преступление не должны были отдавать в вечную неволю. Устанавливался принцип персональной ответственности за вину: 7-я статья 1-го раздела гласила, что никто не должен отвечать за чужую вину, а уголовное наказание надо назначать только лицам, вина которых установлена судом. Много внимания уделено семейно-брачному праву. Подробно регламентировался порядок назначения опекунов несовершеннолетним детям, оставшимся без родителей. Таким образом, правовые нормы, содержащиеся в Статуте 1529 г., в своей совокупности составляли своеобразную феодальную конституцию ВКЛ, а провозглашенные в ней идеи и нормы правопорядка были значительным шагом вперед. Издание Статута стало огромным качественным скачком в деле кодификации и систематизации законодательства.

Изменения, происходившие в середине XVI в. в социально-экономи-ческой и политической жизни страны, проведение аграрной, судебной и административной реформ требовали дальнейшего усовершенствования права. В 1551 г. для подготовки проекта нового Статута была создана комиссия из 10 человек. Окончательно новый Статут ВКЛ был принят в 1566 г. Основными его источниками явились Статут ВКЛ 1529 г., общеземские и областные привилеи, Судебник 1468 г., некоторые нормы обычного права. Статут 1566 г. был напечатан на старобелорусском языке. По своей структуре состоял из 14 разделов и 367 статей. В 1-м разделе содержались статьи и нормы, которые касались государственного права и государственных преступлений. Во 2-м разделе излагались нормы, регулирующие защиту земскую; в 3-м – права шляхты; в 4-м – нормы судебного и процессуального права; в 5-м – нормы брачно-семейного права; в 6-м – об опеке и попечительстве; в 7-м – о праве отчуждения поместий под условия залога и продажи; в 8-м – о тестаментах; в 9-м – о земельных спорах; в 10-м – о лесных промыслах; в 11 – 14-м разделах – нормы уголовного права: о насилиях и преступлениях против шляхты, об имущественных и других преступлениях.

Наиболее существенные изменения были внесены в нормы государственного, гражданского и судебно-процессуального права. К особо важным нормам Статута относились нормы государственного права, которые определяли состав территории государства, порядок образования и деятельность государственных органов, права и привилегии господствующего класса. Руководителем государства и главным лицом во всей системе государственных органов признавался великий князь, который в Статуте назывался господарем. Полномочия князя регламентировались правовыми нормами Статута. Он не мог без разрешения сойма решать такие важные вопросы, как начинать войну или устанавливать налоги на военные нужды, выдавать новые законы. В Статуте более полно регламентировалась компетенция органов государственной власти и управления, деятельность которых была основана на общих принципах феодального права. Был очерчен переход от феодального права собственности к буржуазному. Все феодалы могли свободно распоряжаться своими поместьями. Статут запрещал давать поместья, должности и звания чужестранцам, в том числе и уроженцам Польши. Получило закрепление правовое неравенство различных социальных групп населения, о чем свидетельствовала норма недопущения простых людей в органы управления. Существенные изменения были внесены в уголовное право: субъектом преступления считался только взрослый человек, достигший четырнадцатилетнего возраста; провозглашалась презумпция невиновности; уголовное наказание должно было осуществляться только по суду и т.д. Впервые намечалось отделение суда от органов власти и управления. Для этого создавались земские и подкоморские суды. В Статуте закреплялись основные принципы права: единство права для всех граждан (хотя оно не было равным для всех); государственный суверенитет (вопреки церковному космополитизму); ограничение власти великого князя (господаря); приоритет писаного права. Статут закреплял главную роль крупных феодалов в государстве. Конституционные нормы Статута были направлены на защиту интересов крупных феодалов, гарантировали им права и преимущества в угнетении и эксплуатации трудящихся, содействовали укреплению положения феодалов ВКЛ в отношении с феодалами Польши.

После принятия Статута ВКЛ 1566 г. кодификационная работа продолжалась. Уже на Берестейском сойме 15 августа 1566 г. в Статут были внесены поправки. Через два года Городенский сойм также внес поправки в некоторые статьи. Сойм создал комиссию для доработки Статута. Ее возглавили такие видные политические деятели и квалифицированные правоведы, как канцлер ВКЛ А.Б. Волович и подканцлер ВКЛ Л.И. Сапега. Статут ВКЛ 1588 г. был подготовлен во время правления великого князя и короля Стефана Батория (1576 – 1586 гг.). После смерти С. Батория взошедший на престол Жигимонт III Ваза своим привилеем утвердил Статут 28 января 1588 г. Статут 1588 г. включал 14 разделов и 488 статей. 1 – 4-й разделы содержали нормы права и судебного строя; 5 – 10-й – нормы гражданского, брачно-семейного и земельного права; 11 – 14-й разделы – нормы уголовного права. Наряду с типичными феодальными нормами в него были включены и некоторые нормы, вызванные распространением идей реформации и гуманизма. Через весь Статут проводится идея укрепления правового порядка, при котором все государственные органы и должностные лица должны действовать только в соответствии с законом. Провозглашался принцип верховенства права. Систематизация права сделана на новых принципах, свойственных для переходной эпохи от средневековья к новому времени, времени зарождения буржуазных отношений. Это проявилось прежде всего в ограничении власти государя и стремлении к разделению властей. Законодательная власть закреплялась за соймом, исполнительная – за великим князем и радой, судебная – за великокняжеским и главным судами и за местными судами. В Статут 1588 г. полностью перенесены нормы государственного права Статута 1566 г. В Статуте изложены нормы государственного, гражданского, брачно-семейного, земельного, уголовного права. Статут провозглашал принцип формального равенства всех перед законом, содержал нормы персональной ответственности за убийство простого человека, запрета передачи свободного человека за долги и преступление в неволю. Вместе с тем нормы Статута закрепили окончательное закрепощение крестьян. Крестьянин не имел права менять место жительства или перейти к другому феодалу. Простым людям запрещалось давать должности в государственном аппарате. Объявлялась идея веротерпимости. Уголовная ответственность за совершенное преступление наступала с 16 лет. В Статут были включены нормы, которые регулировали договорные отношения купли-продажи, займа, залога, аренды, нормы наследственного права. Историческое значение Статута 1588 г. состоит в том, что он законодательно оформил сохранение Великого княжества Литовского как самостоятельного государства вопреки акту Люблинской унии. Статут 1588 г. закончил кодификацию права в Великом княжестве Литовском. Статут ВКЛ 1588 г. имел всемирно-историческое значение. Он был издан на польском языке в 1614 г. и много раз переиздавался, а в 1811 г. – на русском и польском языках в Санкт-Петербурге. Этот Свод законов был использован при подготовке Соборного Уложения 1649 г. в России, в XVII в. переведен на немецкий язык, а в 1735 – 1738 гг. – на украинский язык, также был переведен на французский и латинский языки. После присоединения Беларуси и Литвы к Российской империи Статут ВКЛ 1588 г. действовал в Витебской и Могилевской губерниях до 1831 г., в Виленской, Гродненской и Минской губерниях – до 1840 г.

ВЫВОДЫ

Основными источниками права Беларуси эпоху феодализма являлись:

Первые записи обычного права Беларуси сделаны в грамотах и договорах Смоленска, Витебска и Полоцка с Ригой и Готским берегом 1229 г;

Общеземские привилеи (грамоты) Первыми общегосударственными (земскими) привилеями считаются три привилея, выданные в 1387 г. великим князем Ягайлой после заключения с Польшей в 1385 г. Кревской унии. Первый привилей был издан 20 февраля 1387 г. и направлен на распространение католицизма в Беларуси и Литве;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 3152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.