Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первый период




История философии права

 

 

Философия права: что включает в себя это понятие?

Красивое название? Науку? Новую дисциплину? Метод исследования? Что-либо теоретически иное?

Если сделать исторический срез развития философии права, то не обойтись без двух составляющих его понятийных значений: «философии» и «права». В свое время «философия» объединяла в себе все существующие знания, но с течением времени от нее стали отделяться самостоятельные науки: физика, химия, биология…, позднее и право приобрело самостоятельный статус.

История философии права насчитывает не одно тысячелетие. Только надо иметь в виду, что в каждую историческую эпоху история философии права имела свои особенности. Эти особенности определялись: ***уровнем экономического развития, ***хозяйственными связями, ***общественно-политическим устройством, ***строительством государства, ***культурой.

Периодизация развития философии права

Периодизация философии права не представляет из себя чего-то ранее неизвестного. Она строится по достаточно четко обозначенным в истории науки временным вехам, характеризующим фундаментальные периоды развития человеческой цивилизации.

Античная философия права – охватывает период с VII века до н.э. по III век н.э. Ее представителями являются выдающиеся мыслители Древней Греции и Рима, начиная с Гомера (автора эпических поэм «Илиада» и «Одиссея»), у которого божественная по своей природе справедливость выступала в качестве объективного основания и критерия правового. Только то, что соответствовало тогдашним взглядам на справедливость, воспринималось как право. Во времена «гомеровской Греции» (примерно VIII в. до н.э.) эллины оперируют такими понятиями, как дике (правда, справедливость), темис (обычай, обычное право), тиме (честь, почетное право-притязание), номос (закон).

К плеяде мыслителей этого времени относится философ – античный материалист Демокрит (ок. 470-366 г.г. до н.э.). Он представление о законе и государстве впервые на планете обосновывает естественными, а не божественными причинами.

Софисты (V-IV в.в. до н.э.) – Протагор (ок.481-411 г.г.), Горгий (ок.483-375 г.г.), Гиппий (ок.460-400 г.г.), Антифонт (ок.400 г.), Калликл, Ликофрон. Суть их воззрений сводилась к тому, что они осуществляли поиск естественных основ права и закона в самой природе человека и человеческого общества. Они сделали величайший шаг от натурфилософии, объяснявшей суть происходящего естественной «природой вещей», к человеку и его творческой активности. «Человек – есть мера всех вещей» (Протагор).

Сократ (469-399 г.г. до н.э.). В основе его философского подхода к нравственной, политической и правовой проблематике в целом лежит рационалистическое представление о главенствующем и регулятивном значении знания. Хотя знание и божественно по своему происхождению, но оно доступно людям. Овладевая знаниями они приближаются к божественному, а значит отражают уровень справедливости и законности в общественной жизни. За такие рассуждения суд приговорил Сократа к смерти, и он выпил чашу яда, но не отказался от своих убеждений.

Платон (427-347 г.г. до н.э., настоящее имя – Аристокл; Платон – прозвище от гр. платюс – широкий). Его воззрения идеалистичны по сути своей. Истинное познание – это познание бытия, т.е. мира идей. Оно доступно только «редким людям» – философам. В силу этого идеальное государство и разумные, справедливые законы трактуются Платоном как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной, политической и правовой жизни. Справедливость состоит в том, чтобы любое начало (сословие, член государства, гражданин) занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела.

Аристотель (384-322 г.г. до н.э.) предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике, которая включает в себя учение о праве и законе. Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое. Справедливость, у Аристотеля, является величайшей из добродетелей. Политика, право и законы под справедливостью имеют в виду всю добродетель, т.е. политическую справедливость.

Эпикур (341-270 г.г. до н.э.) разрабатывал концепцию правопонимания, исходящую из представлений о справедливости и праве, как договоре об общеполезном для обеспечения индивидуальной свободы и взаимной безопасности людей в общественно-политической жизни. Свобода человека – это, согласно Эпикуру, его ответственность за разумный выбор своего образа жизни. Главная цель государства и основания политического общения, по Эпикуру, состоят в обеспечении взаимной безопасности людей, преодолении их взаимного страха, непричинении ими друг другу вреда.

Стоики, стоицизм (III-I в.в. до н.э.) – школа древнегреческой философии, основанная Зеноном из Китиона и получившая название от портика (стои) в Афинах, где получила свое рождение ок. 300 г. до н.э. Представители – Клеанф, Хрисипп, Посидоний, римляне – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и др. Стоики разрабатывали различные варианты в целом фаталистической концепции естественного права. Судьба у них выступает как управляющее и господствующее начало всего сущего. Судьба как «естественный закон» («общий закон»), который имеет в то же время божественный характер и смысл.

Цицерон (106-43 г.г. до н.э.) с позиций естественного права разработал философское учение о праве, законе и государстве. В основе права у него лежит присущая природе справедливость. Причем справедливость эта понимается как вечное, неизменное и неотъемлемое свойство как природы в целом, так и человеческой природы. Существо и смысл справедливости Цицерон (вслед за своими греческими и римскими предшественниками) видит в том, что «она воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними». Речь здесь идет именно о правовом равенстве, а не об уравнивании имущественного положения людей.

Римские юристы (II-III в.в.). Они представляют некую эпоху, положившую начало мировой юриспруденции.

Первоначальные правовые представления в Древнем Риме носили ярко выраженную теократическую окраску – право понималось как божественное право и обозначалось термином «fas». В отличие от него светское право в последствии обозначалось как «ius».

Достижением древнеримской мысли было создание самостоятельной науки – юриспруденции. Возникновение светской юриспруденции относится к началу III в. до н.э. Римские юристы тщательно разработали обширный комплекс правовой проблематики в области общей теории права, а также отдельных юридических дисциплин (гражданского права, государственного и административного права, уголовного права, международного права).

Своего расцвета римская юриспруденция достигает в последний период республики и особенно в первые два с половиной века империи. Уже первые императоры (принцепсы) стремились заручиться поддержкой влиятельной юриспруденции и по возможности подчинить ее своим интересам. В этих целях выдающиеся юристы уже со времени правления императора Августа (63-14 г.г. до н.э.; римский император с 27 до н.э.; до 27 г. до н.э. носил имя Октавиан) получили специальное право давать ответы от имени императора (ius respondendi). Такие ответы пользовались большим авторитетом и постепенно (по мере укрепления власти принцепса, который вначале не был законодателем) стали обязательными для судей, а в III в. на отдельные положения юристов-классиков ссылались как на текст самого закона.

Со 2-й половины III в. намечается упадок римской юриспруденции, в значительной мере связанный с тем, что приобретение императорами законодательной власти прекратило правотворческую деятельность юристов. Со времен императора Диоклетиана императоры, получив неограниченную законодательную власть, перестали давать юристам право отвечать от их имени.

Из большого числа юристов классического периода наиболее яркими личностями были – Гай (II в.), Папиниан (II-III в.в.), Павел (II-III в.в.), Ульпиан (II-III в.в.) и Модестин (II-III вв.). Специальным законом императора Валентиниана III (426 г.) о цитировании юристов, юридическим положениям этих юристов была придана законная сила.

Деятельность римских юристов была по преимуществу направлена на удовлетворение нужд правовой регламентации деятельности римского общества в соответствии с мнениями правящего императора.

В то же время римские юристы сформулировали принципиально важное положение о делении права на публичное и частное право. Согласно Ульпиану, публичное право «относится к положению римского государства», а частное право «относится к пользе отдельных лиц». Частное право, в свою очередь включало в себя три части:

* естественное право, т.е. все значимые с точки зрения права предписания природы: рождение, брак, воспитание детей;

* право народов, т.е. такое право, которым пользуются только люди, а не животные, в отличие от естественного права присущего всей природе;

* цивильное право, т.е. такое которое как бы шире естественного права и права народов, не включает присущие им характеристики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.