Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Правовые основы бюджетного процесса. 2 страница




Основы налогового права: Учеб. пособие / Ред. Кучерявенко Н.П. - Харьков: Легас, 2003;

Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учеб.: Рек. Мин-вом общ. и проф. образования РФ / Пансков В.Г. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Междунар. центр фин.-эконом. развития, 2002;

Петрова Г.В. Налоговое право: Учеб. для вузов: Рек. Мин-вом общ. и профессиональн. образования РФ / Петрова Г.В. - 2-е изд., стереотип. - М.: Норма, 2001;

Разъяснения официальных органов к части первой Налогового кодекса Российской Федерации / Сост. Верховцев А.В. - М.: ИНФРА-М, 2000;

Соколов А.А. Теория налогов / Соколов А.А. - М.: ЮрИнфоР, 2003;

Тарасов И. Т., Исаев А. А. Золотые страницы финансового права России. Т.4. Финансы и налоги. Очерки теории и политики /Сост. Ялбулганов А.А., Ред. Козырин А.Н. - М.: Статут, 2004;

Фискальные сборы: правовые признаки и порядок регулирования: По материалам научно-практической конференции Москва, июнь 2003 года / Ред.Пепеляев С.Г. - М.: Статус-Кво, 2003;

Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для студ. сред. проф. образован. / Худолеев В.В. - М.: Форум-ИНФРА-М, 2004;

Черник Д.Г. Основы налоговой системы: Учеб.: Доп. Мин-вом образован. РФ / Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2002;

Якушев А.О. Эффективность налогово-правового регулирования деятельности организаций / Якушев А.О., Сергиенко Р.А. - М.: 2004;

Янжул И.И. Золотые страницы финансового права России. Т.3. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах / Янжул И.И.; Сост. Ялбулганов А.А., Ред. Козырин А.Н. - М.: Статут, 2002.

 

Тема 14. Правовые основы банковской деятельности.

Банковское право: понятие, предмет, метод, источники.

Комплексный характер правоотношений, регулируемых банковским правом.

Финансово-правовое регулирование банковской деятельности в России.

Понятие банковской системы.

Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) как органа банковского регулирования и надзора.

Понятие банка, кредитной организации, небанковской кредитной организации, иностранного банка. Правовой статус кредитных организаций.

Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций. Основания отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Обязательные нормативы. Нормативы обязательных резервов банков.

Ответственность за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности.

Банковские операции.

Банковский кредит: понятие, значение, принципы, виды.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

Нормативные правовые акты:

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с изм. и доп.);

Федеральный Закон РФ от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

Федеральный закон РФ от 02 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп.);

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с учетом изменений и дополнений);

Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон РФ от 23 июня 1999 года № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (с изм. и доп.);

Постановление Правительства РФ от 7 марта 2000 г. № 194 «Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций»;

Указание ЦБ РФ от 31 марта 2000 года № 766-У «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций».

 

Официальные акты высших судебных органов:

Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 N 268-О "По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)";

Постановление Конституционного Суда РФ от 03.07.2001 N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений подпункта 3 пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" и пунктов 1 и 2 статьи 26 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в связи с жалобами ряда граждан".

 

Основная литература *:

Тосунян Г.А. Теория банковского права. Т.1. / Тосунян Г.А. - М.: Юристъ, 2004;

Тосунян Г.А. Теория банковского права. Т.2. / Тосунян Г.А. - М.: Юристъ, 2004;

Финансовое право Российской Федерации: Учеб.: Доп. Мин-вом образования РФ / Ред. Карасева М.В. - М.: Юристъ, 2005;

Финансовое право: Учеб. / Ред. Грачева Е.Ю. - М.: Право и закон, КолосС, 2003;

Финансовое право: Учебник /Под ред. С. В. Запольского - М.: Российская академия правосудия; Эксмо, 2006.

 

Дополнительная литература:

Авакьян С.А. О конституционных основах статуса Банка России // Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации. М.: Юстицинформ, 2000;

Агарков М.М. Основы банкового права: Курс лекций. М.: БЕК, 1994;

Банковское право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М.: Юристъ, 2003;

Банковское право Российской Федерации. Особенная часть: В 2 т.: Учебник / Отв. ред. Г.А. Тосунян. М.: Юристъ, 2002;

Белов В.А. Банковское право России: теория, законодательство, практика: Юридические очерки. М.: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 2000;

Братко А.Г. Банковское право России: Учебное пособие. М.: Юридическая литература, 2003;

Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. М.: Спарк, 2001;

Бубнов И.Л. Центральный банк Российской Федерации // РБЭ. М., 1995;

Вишневский А.А. Банковское право: Краткий курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2004;

Гейвандов Я.А. Социальные и правовые основы банковской системы Российской Федерации. М.: Аванта+, 2003;

Гейвандов Я.А. Центральный банк РФ: юридический статус, организация, функции. М.: МНИМП, 1997;

Голубев С.А. Роль Центрального банка Российской Федерации в регулировании банковской системы страны. М.: "Юстицинформ", 2000;

Ефимова Л.Г. Банковские сделки: Комментарий законодательства и арбитражной практики. М.: Юридическая фирма "Контракт", 2000;

Ефимова Л.Г. Банковские сделки: право и практика: Монография. М.: НИМП, 2001;

Ефимова Л.Г. Правовое положение Банка России по новому Закону о Центральном банке Российской Федерации // Дело и право. 1995. N 11;

Максимов М.В. Особенности правового регулирования контроля и надзора в сфере банковской деятельности в Российской Федерации // Черные дыры в Российском законодательстве. 2002. N 3;

Маслов А.В. Конституционно-правовой статус Банка России (точка зрения) // Деньги и кредит. 2001. N 12;

Новоселова Л.А. Проценты по денежным обязательствам / Новоселова Л.А. - М.: Статут, 2000;

Олейник О.М. Основы банковского права: Курс лекций. М.: Юристъ, 1999;

Основы рынка ценных бумаг: Учеб. / Ред. Кокорев Р.А. - М.: 2003;

Павлодский Е.А. Центральный банк. Особенности правового статуса // Право и экономика. 2001. N 6;44

Правовое регулирование банковской деятельности / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. М.: Учебно-консульт. центр "ЮрИнфоР", 1997;

Сатарова Н. А. Банковский надзор в системе государственного финансового контроля // Банковское право. 2005. N 5;

Тосунян Г.А. Банковское дело и банковское законодательство в России: опыт, проблемы, перспективы. М.: Дело Лтд, 1995;

Тосунян Г.А. Банковское и смежное законодательство Российской Федерации: Учеб.-практ. пособие / Тосунян Г.А., Викулин А.Ю.; Ин-т гос. и права РАН, Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ. - М.: Дело, 2003;

Тосунян Г.А. Реструктуризация кредитных организаций / Тосунян Г.А., Викулин А.Ю.; Ин-т гос. и права РАН, Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ. - М.: Дело, 2002;

Ухтуев Г.А. Банковское право: Учебное пособие. М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1990.

Тема 15. Правовые основы государственного страхования.

Понятие страхования как экономической и страховой категории. Функции страхования.

Формы и виды страхования.

Характеристика страхового правоотношения.

Финансово-правовое регулирование правоотношений в сфере страхования, его цель.

Обязательное страхование: значение, разновидности.

Общая характеристика обязательного социального страхования.

Государственное обязательное страхование: понятие, виды.

Общая характеристика обязательного государственного имущественного страхования.

Обязательное страхование вкладов физических лиц в банках Российской Федерации: цель, характеристика правоотношений, полномочия Агентства по страхованию вкладов.

Общая характеристика обязательного государственного личного страхования.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

Нормативные правовые акты:

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с изм. и доп.);

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 года № 146-ФЗ (с изм. и доп.);

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (с изм. и доп.);

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (с изм. и доп.);

Федеральный закон РФ от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп.);

Федеральный закон РФ 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Федеральный закон РФ от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изм. и доп.);

Закон РФ от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изм. и доп.);

Закон РФ от 28 июня 1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.).

 

Основная литература *:

Белых В.С. Страховое право: Кратк. учеб. курс / Белых В.С., Кривошеев И.В. - М.: Норма, 2002;

Петров Д.А. Страховое право: Учеб. пособие / Петров Д.А. - СПб.: Знание, 2000;

Сербиновский Б.Ю. Страховое право: Учеб. пособие / Сербиновский Б.Ю., Гарькуша В.Н. - Ростов н/Д: Феникс, 2004;

Финансовое право Российской Федерации: Учеб.: Доп. Мин-вом образования РФ / Ред. Карасева М.В. - М.: Юристъ, 2005;

Финансовое право: Учеб. / Ред. Грачева Е.Ю. - М.: Право и закон, КолосС, 2003;

Финансовое право: Учебник /Под ред. С. В. Запольского - М.: Российская академия правосудия; Эксмо, 2006.

 

Дополнительная литература:

Абрамов В.Ю. Судебно-практический комментарий к страховому законодательству / Абрамов В.Ю., Дедиков С.В. - М.: Волтерс Клувер, 2004;

Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (постатейный). М.: Юридический Дом "Юстицинформ", 2005;

Брагинский М.И. Договор страхования / Брагинский М.И., Витрянский В.В. - М.: Статут, 2000;

Мальцев А. А. Правовое обеспечение финансовой устойчивости системы страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации // Банковское право. 2005. N 1;

Мудрых В.В. Страховое право России: На англ. и рус. яз. / Мудрых В.В. - М.: РДЛ, 2002;

Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Комментарий к Федеральному закону "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (постатейный). М: Юристъ, 2004.

 

Официальные акты высших судебных органов:

Постановление Конституционного Суда РФ № 19-П от 23.12.2004 «По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ»;

Постановление Президиума ВАС РФ № 6287/04 от 14.12.2004;

Постановление Президиума ВАС РФ № 9799/04 от 28.12.2004;

Постановление Президиума ВАС РФ № 14452/04 от 12.04.2005.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

При изучении дисциплины «Финансовое право» трудности в усвоении знаний могут возникнуть в связи с большим разнообразим правоотношений, регулируемых нормами финансового права: бюджетное право, налоговое право, банковское право, инвестиционное право, страховое право и др. При этом каждый из элементов, входящих в систему финансового права (как подотрасль, раздел, институт) обладает собственным понятийным аппаратом, собственными юридическими конструкциями, принципами, правоотношения, регулируемые соответствующей группой норм финансового права, обладают отличительными чертами, также имеются отличия в приемах и методах правового воздействия в рамках единого метода финансового права.

Соответственно, студентам необходимо уяснить отличительные черты, специфику каждой из подотраслей, разделов, институтов финансового права.

Кроме того, некоторые правоотношения (расчетные, банковские, страховые), изучаемые в рамках дисциплины «Финансовое право», будучи по правовой природе сложными отношениями, регулируются нормами не только финансового права, но и нормами других отраслей российского права (гражданского, уголовного, административного).

Таким образом, студентам при изучении указанных тем потребуется уяснить разграничение предметов правового регулирования финансового права и других «пограничных» отраслей права в сфере банковской деятельности, страхового дела, наличных и безналичных расчетов.

В значительной степени добиться упорядочения знаний по дисциплине «Финансовое право» позволит последовательное изучение вопросов, представленных в планах семинарских занятий.

Трудности при изучении финансового права как отрасли права также могут возникнуть в связи с отсутствие единого кодифицированного акта[2], что требует, соответственно, изучения значительного количества нормативно-правовых актов, регулирующих финансовые правоотношения. Помимо этого на настоящий момент имеется огромный массив документов судебной практики по вопросам применения норм финансового права. В частности, значительное количество судебных документов касается вопросов налогообложения.

Для того чтобы сориентироваться в массиве финансово-правовых актов, официальных актах высших судебных органов, документах судебной практики студентам следует обратиться к перечню рекомендуемой литературы, сформированному для подготовки по каждой теме, изучаемой в рамках курса «Финансовое право», в настоящем учебно-методическом комплексе.

Еще одной «проблемой» при изучении финансового права является значительная мобильность норм, содержащихся в финансово-правовых актах: финансовое законодательство по объективным социально-экономическим и политическим причинам подвержено частым изменениям. В связи с этим студентам следует учитывать, что по указанной причине в настоящем учебно-методическом комплексе, в учебниках и учебных пособиях не всегда содержится актуальная информация, касающаяся действия финансово-правовых актов. Поэтому в процессе самостоятельной работы студентов, при подготовке к семинарским занятиям, к зачету и экзамену, а также при написании рефератов, подготовке научных докладов, при работе над дипломными работами студентам необходимо уточнять действие изучаемого нормативно-правового акта по времени. О действующей редакции документов преподаватели сообщают на лекциях и семинарских занятиях, комментируя основные изменения. Кроме того студенты могут сделать это самостоятельно с помощью Справочно-правовой системы «КонсультантПлюс: ВысшаяШкола», в которой информация об изменениях в российском законодательстве оперативно обновляется, что позволяет их отслуживать.

По некоторым темам может потребоваться изучение недействующих редакций документов, а также документов отмененных, утративших силу. В частности, это понадобится при изучении правовой политики государства на различных этапах его существования в сфере валютного регулирования. На необходимость изучения таких документов преподаватель специально обращает внимание студентов на лекционных и семинарских занятиях.

Кроме того, считаем необходимым обратить внимание студентов на некоторые важные вопросы финансового права.

При изучении темы «Финансы и финансовая деятельность государства» следует учитывать, что такие категории как «финансы», «финансовая система» являются экономическими категориями, при этом ими оперирует наука финансового права. Также важно провести разграничение категорий «финансы» и «деньги», указав различие их функций. При характеристике финансовой деятельности государства и муниципальных образований необходимо выделить ее специфические черты, которые обусловлены ее двойственным характером: финансовая деятельность одновременно является экономической деятельностью и разновидностью государственного управления. Важно обратить внимание, что финансовую деятельность осуществляют буквально все органы государственной власти и органы местного самоуправления, при этом часть органов власти специально созданы для осуществления именно финансовой деятельности в государстве. В связи с этим целесообразна классификация органов власти на две группы: органы общей компетенции и органы специальной компетенции. При характеристике первой группы органов власти необходимо раскрыть полномочия в сфере финансовой деятельности Федерального Собрания Российской Федерации, Президента РФ, Правительства РФ. К органам специальной компетенции, правовой статус которых изучается в рамках курса «Финансовое право», относятся Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство РФ, Банк России. При характеристике правового статуса государственных органов, наделенных специальной компетенцией, следует указать основные задачи, для реализации которых созданы указанные органы, и охарактеризовать их функции и полномочия в сфере финансовой деятельности. При изучении правового положения Министерства финансов РФ, учитывая широкий круг его полномочий, рекомендуется классифицировать их по сферам финансовой деятельности (в бюджетной, налоговой сфере, сфере государственного долга и т. д.). При рассмотрении статуса Федерального казначейства РФ следует отметить, что основная функция этого органа - обеспечение исполнения федерального бюджета, а также кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При характеристике правового положения Банка России важно отметить его двойственный характер: с одной стороны, это кредитная организация, с другой – выполняет функции государственного управления, в том числе – осуществляет правовое регулирование. Банк Росси выполняет самостоятельные функции в сфере финансовой деятельности, а также осуществляет надзор за банковской деятельностью в стране.

Для того, чтобы дать оценку взаимоотношениям, существующим между органами различных ветвей власти, следует указать в каком порядке назначаются на должность руководители органов специальной компетенции.

Также необходимо дать общую характеристику компетенции органов власти субъектов РФ и органов МСУ в сфере финансовой деятельности.

При изучении темы «Финансовое право как отрасль российского права» важно понять, что финансовое право – одна из основополагающих отраслей российского права, поскольку имеет собственный предмет и метод правового регулирования. Однако ранее (в середине прошлого века) не все ученые признавали самостоятельность финансового права как отрасли права. По их мнению, финансовое право являлось составной частью административного или государственного права. В настоящее время также стали высказываться мнения, что финансовое право не является самостоятельной отраслью права, а представляет собой комплексную отрасль. Во многом такая позиция основывается на существующих мнениях некоторых авторов о самостоятельности таких подотраслей финансового права как бюджетное и налоговое, которые в настоящее время не нашли серьезной поддержки в ученой среде. В этом – одно из проявлений специфики финансового права как отрасли российского права. Еще одна специфическая черта финансового права заключается в предмете правового регулирования. Входящие в предмет финансового права отношения отличаются по своему содержанию большим разнообразием, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения, с разными сторонами жизни общества и государства, разнообразен также и круг участников финансовых отношений: Российская Федерация вступает во взаимоотношения со своими субъектами, последние - с муниципальными образованиями, органы государственной власти и местного самоуправления - с организациями и физическими лицами, взаимодействуют между собой государственные органы всех видов и уровней и органы местного самоуправления, в том числе финансово-кредитные органы, в соответствии со своей компетенцией в области финансов.

Также при характеристике метода правового регулирования следует обратить внимание, что каждый их приемов и способов правового регулирования (обязывания, запреты, дозволения, согласования и т. д.), которые в совокупности и образуют метод правового регулирования, имеют специфику в финансовом праве.

Значительную сложность и, одновременно большой интерес для изучающего финансовое право представляет система источников российского финансового права. Источники финансового права отличаются большим разнообразием. Так, в конституционных нормах заложены основы финансовой системы в Российской Федерации, определен правовой статус органов, осуществляющих полномочия в сфере финансовой деятельности. При отсутствии единого кодифицированного акта, к источникам финансового права следует отнести Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ. Действует значительное количество федеральных законов в сфере финансовой деятельности: «О Центральном банке Российской Федерации», «О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О Счетной палате РФ» и др. Отметим, что значительная часть финансово-правовых предписаний закрепляется актами меньшей юридической силы – указами Президента и постановлениями Правительства РФ, ведомственными нормативными актами. В частности, в таких документах определяется правовой статус органов, осуществляющих финансовую деятельность. Важно обратить внимание на особенности такого специфического правового акта, присущего финансовому праву как финансово-плановый акт.

При изучении темы «Финансовые правоотношения. Финансово-правовые нормы» следует отметить специфику отношений, регулируемых финансовым правом, и провести их классификацию. При характеристике субъектов финансовых правоотношений следует указать, в какие группы они могут быть объединены, и подчеркнуть специфику правового положения лиц, входящих в каждую из групп. Также при характеристике финансово-правовой нормы следует подчеркнуть, что ее специфика заключается в санкции финансово-правовой нормы.

При изучении темы «Финансовый контроль» необходимо усвоить определение финансового контроля и выделить основные принципы его осуществления. Также следует указать, какие формы финансового контроля выделяются в зависимости от времени его проведения; провести классификацию видов финансового контроля в зависимости от субъектов, которые его осуществляют. Далее требуется перечислить методы осуществления финансового контроля, остановится на характеристике ревизии как метода финансового контроля. При освещении вопроса о функционировании аудиторского контроля в России необходимо дать определение аудиторской деятельности. Целесообразно провести сравнение аудита и ревизии, что позволит выделить специфику аудита как вида финансового контроля. Студенту необходимо указать, что аудит в соответствии с Законом об аудиторской деятельности может быть инициативным и обязательным, при этом необходимо указать критерии, в соответствии с которыми субъекты обязаны проводить ежегодные аудиторские проверки. Важно указать органы, осуществляющие внутрихозяйственный контроль, а также его направления. Также по указанной теме следует перечислить органы специальной компетенции, реализующие полномочия в сфере финансового контроля (Минфин РФ, Банк России, Счетная палата, Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, органы внутренних дел) и указать, по каким направлениям они осуществляют финансовый контроль и какими полномочиями в связи с этим наделены. Также требуется раскрыть полномочия органов общей компетенции по осуществлению финансового контроля (Президента РФ, Федерального собрания РФ, Правительства РФ).

При изучении темы «Правовые основы денежного обращения и расчетов» необходимо дать определения понятий «денежная система», перечислив ее основные элементы, «денежное обращение». Также необходимо указать, какие нормативно-правовые акты составляют правовую основы денежной системы и денежного обращения в России, указать, какие государственные органы обеспечивают разработку и реализацию денежно-кредитной политики государства. Студенты необходимо рассказать, в каком порядке осуществляется эмиссия наличные денег в Российской Федерации. Также следует указать, какой орган определяет правила хранения и обмена наличных денег. При ответе на вопрос о безналичных расчетах, необходимо указать, что эти правоотношения имеют специфику, обусловленную двойственным их характером: они регулируются как нормами гражданского, так и нормами финансового права. При этом следует указать, в каких случаях и в каких целях осуществляется финансово-правовое регулирование расчетных правоотношений. Также следует перечислить виды безналичных денежных расчетов и дать им общую характеристику. Студенту необходимо рассказать о правилах ведения кассовых операций, а также о правилах применения контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов в наличной форме.

При изучении темы «Валютное регулирование и валютный контроль» необходимо знать определение таких понятий, как «резидент», «нерезидент», «валютные операции», «валютные ценности». Закон о валютном регулировании классифицирует валютные операции на три группы: валютные операции между нерезидентами, валютные операции между резидентами, и валютные операции между резидентами и нерезидентами. В соответствии с этой классификацией и осуществляется валютное регулирование этих операций. Также в общих чертах студенту нужно знать историю валютного регулирования в России: государственная политика в этом направлении двигалась по пути постепенной либерализации. Многие меры валютного регулирования были отменены с 1 июня 2006 года, другая часть – с 1 января 2007 года. Поэтому в настоящее время можно говорить о том, что большая часть механизма валютного регулирования валютных операций между резидентами и нерезидентами упразднена. Также необходимо различать статус органов валютного регулирования (Правительство РФ, Банк России), органа валютного контроля (Федеральная служба финансово-бюджетного надзора – именно этот орган вправе привлекать к административной ответственности за нарушения валютного законодательства) и агентов валютного контроля (Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, кредитные организации).

При изучении темы «Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации» необходимо определять категорию «бюджет» в экономическом, материальном и правовом аспекте, а также как форму образования и расходования публичных денежных фондов – именно таким образом законодатель определяет понятие «бюджет». Бюджетная система Российской Федерации трехуровневая: включает в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Также следует отметить, что в соответствии с БК РФ в бюджетную систему Российской Федерации также входят целевые внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ). Следует отметить, что подобная позиция законодателя не всегда находит поддержку среди ученых, которые внебюджетные целевые фонды выделяют как отдельное звено финансовой системы государства. Бюджетная система Российской Федерации в совокупности с ее принципами, а также бюджетной классификацией составляют бюджетное устройство Российской Федерации. Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемой для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Ее структура и порядок применения регулируются БК РФ, а также Законом о бюджетной классификации, нормативно-правовыми актами Министерства финансов РФ, а также законами субъектов РФ и нормативно-правовыми актами ОМСУ. Бюджетная классификация подвержена частым изменениям. Это обусловлено появлением новых видов доходов и расходов бюджетов, а также отменой прежних. При характеристике доходов бюджетов всех уровней следует обратиться к БК РФ, который разграничивает их. Также следует отметить, какие доходы можно считать налоговыми, а какие – неналоговыми - и указать особенности их уплаты. Важно обратить внимание, в какие формах осуществляются бюджетные расходы. Соотношение доходов и расходов бюджетов можно охарактеризовать с помощью таких категорий как «дефицит» и «профицит». Важным механизмов устранения дефицита бюджета, а также поддержки финансирования социально значимых расходов субъектов РФ и муниципальных образований является предоставление межбюджетных трансфертов: дотаций, субсидий, субвенций и др. Денежные средства в указанном качестве предоставляются, как правило, из целевых бюджетных фондов, и при соблюдении определенных условий. С 2004 года в составе федерального бюджета формируется Стабилизационный фонд Российской Федерации, который имеет важное значение для управления денежными потоками, поступающими от продажи сырьевых ресурсов государства – нефти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.