Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационно-правовые формы и методы осуществления финансового контроля




Формы финансового контроля:

1) предварительный - контроль, осуществляемый до проведения фин. деятельности, например, в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

2) текущий - контроль, осуществляемый непосредственно в ходе проведения фин. мероприятий, например, в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления, в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

3) последующий - контроль, осуществляемый по завершении определенных финансовых действий, по результатам их проведения, например, в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Методы финансового контроля - различные приемы, способы и средства его проведения.

В Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за:

1) исполнением федерального бюджета;

2) исполнением бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

3) организацией денежного обращения;

4) использованием кредитных ресурсов;

5) состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;

6) предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Методы финансового контроля.

1. Ревизия - основной метод, который используется с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.

Ревизор имеет право:

1) требовать предъявления денежных документов, бухгалтерских регистров, отчетов, планов, смет, приказов, хозяйственных и трудовых договоров и других финансовых документов;

2) получать устные разъяснения и письменные объяснения от работников ревизуемых учреждений;

3) осматривать служебные помещения, территорию, склады, оборудование и др.;

4) проводить встречные проверки записей и документов в ревизуемом учреждении с соответствующими записями и документами в тех организациях, учреждениях и предприятиях, от которых получены или которым выданы денежные средства и материальные ценности;

5) сличать в необходимых случаях имеющиеся в ревизуемом учреждении выписки обслуживающего банка по бюджетным и внебюджетным счетам с подлинными записями по этим счетам в обслуживаемом банке, а также знакомиться с документами, послужившими основанием для производства указанных записей;

6) назначать и проводить инвентаризации материальных ценностей;

7) опечатывать кассы и кассовые помещения.

2. Наблюдение - направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта.

3. Обследование отдельных сторон финансовой деятельности.

4. Проверка - метод, в ходе которого используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

5. Анализ - метод, который направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов.

 

 

39. Бюджеты в РФ: понятие, виды, значение.

Понятие «бюджет» можно рассматривать в трех смыслах:

1) в юридическом - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;

2) в экономическом - совокупность экономических отношений по распоряжению государственным централизованным денежным фондом;

3) как правовой акт бюджет - государственный финансовый план по распоряжению государственным централизованным денежным фондом.

Роль бюджета:

1) в бюджете сконцентрированы все финансовые ресурсы соответствующего государственного (Российской Федерации или ее субъекта) или муниципального образования;

2) при помощи бюджетных средств осуществляется финансирование выполнения государственными органами и органами местного самоуправления своих функциональных обязанностей;

3) наличие контрольной функции, осуществляемой в процессе финансового, в том числе бюджетного контроля за использованием бюджетных средств.

Структура бюджета:

1) доходная часть - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

2) расходная часть - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

В идеале доходная часть бюджета должна равняться расходной части. В случае их неравенства образуется дефицит (превышение расходов над доходами) или профицит бюджета.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

В случаях, если Бюджетным кодексом РФ предусматривается регулирование определенных отношений законом о бюджете, для органов местного самоуправления эти отношения должны быть урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете либо актами о бюджете, принимаемыми в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Классификации бюджетов:

1) по территории:

а) федеральный бюджет;

б) бюджет субъекта Федерации - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ;

в) бюджет муниципального образования - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления;

2) консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.

 

40.Структура бюджета:

 

1) доходная часть - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

2) расходная часть - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

В идеале доходная часть бюджета должна равняться расходной части. В случае их неравенства образуется дефицит (превышение расходов над доходами) или профицит бюджета.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

В случаях, если Бюджетным кодексом РФ предусматривается регулирование определенных отношений законом о бюджете, для органов местного самоуправления эти отношения должны быть урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете либо актами о бюджете, принимаемыми в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

 

Сбалансированность бюджетов

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов бюджет должен быть сбалансированным по доходам и расходам. Сбалансированность является основным принципом бюджетной системы РФ. Превышение расходов над доходами называется дефицитом бюджета, превышение доходов над расходами – профицитом бюджета.

 

Бюджетный дефицит не относится к числу финансовых явлений, носящих чрезвычайный характер. В экономической теории отношение к нему разное, но его нельзя считать абсолютным злом или абсолютным благом, многое зависит от причин его возникновения и источников покрытия. Пределы бюджетного дефицита зависят от экономической ситуации.

 

Бюджетный дефицит встречается в бюджетах многих стран. Причинами его образования могут выступать:

 

- рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и увеличения инвестиций;

 

- чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия, войны и т.п.), вызывающие рост непредвиденных расходов на их покрытие;

 

- кризисные явления в экономике, развал и неэффективность финансовой системы.

 

Минимизация дефицита бюджета достигается разными методами: одни используются при формировании бюджета, другие при его исполнении.

 

К методам, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов, совершенствование механизма распределения бюджетных доходов, выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов, построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений, сокращение масштабов государственного сектора экономики, жесткая экономия расходов путем исключения из них лишних затрат, использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований.

 

В ходе исполнения бюджета минимизация размера дефицита достигается с помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных расходов, строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств 1, определения оптимальных сроков осуществления расходов, использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета, мобилизации резервов роста бюджетных доходов, последовательного проведения финансового контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, оказания финансовой помощи другим бюджетам.

 

41. Государственные внебюджетные фонды в РФ: понятие, виды, структура.

Внебюджетные фонды денежных средств являются разновидностью целевых государственных и местных фондов денежных средств. Они создаются как на федеральном, так и на региональном уровнях, как в силу самих законов РФ и постановлений Правительства РФ, так и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, но по решению компетентных органов. Внебюджетные фонды весьма разнообразны: по своему целевому назначению они могут быть подразделены на социальные и экономические фонды.

К числу социальных внебюджетных фондов денежных средств относятся Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования РФ. Эти фонды называются внебюджетными социальными фондами потому, что созданы в целях эффективной реализации социальных задач, а именно: финансирования выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, медицинского обслуживания и т.д.

Пенсионный фонд РФ создан в соответствии со ст. 8 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ». Его правовой режим определен Положением о Пенсионном фонде РФ. Пенсионный фонд России образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Он передан на переходный период в ведение Правительства РФ. Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Государственный фонд занятости населения РФ образуется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ» и предназначен для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения. Правовой режим фонда занятости определен Положением о Государственном фонде занятости населения РФ.

Средства фонда занятости являются федеральной государственной собственностью и находятся в оперативном управлении и распоряжении Госкомитета РФ по занятости населения и подведомственных ему территориальных органов. Эти средства не входят в состав бюджетов.

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Правовой режим этих фондов определен Положением о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Фонд социального страхования РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Он создан для финансирования выплат, пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, а также других целей государственного социального страхования. Правовой режим фонда определен Постановлением Правительства РФ «О фонде социального страхования РФ».

В отличие от социальных, к числу экономических внебюджетных фондов денежных средств относятся фонды, предназначенные для развития и возрождения каких-то регионов, видов деятельности, а также фонды, направленные на финансирование научных исследований, отдельных направлений хозяйственной деятельности и т.д. Они создаются как на федеральном, так и на региональном уровнях. К таким фондам сегодня относятся: фонд развития таможенной системы РФ, региональные и местные внебюджетные фонды развития жилищного строительства, отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и др. Эти фонды создаются как в силу законов РФ, так и в соответствии с законами РФ и указами Президента РФ, но по решениям компетентных органов.

 

 

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов следующих уровней: 1. Фед.бюджет и бюджеты гос/внеб фондов; 2. бюджеты SРФ и бюджеты территориальных гос/внеб фондов; 3. местные бюджеты (бюджеты муниц.районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских МО, городов фед.значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений. Централизация бюджета имеет свою отличительную особенность - единство бюджетного планирования общих потребностей общественно-терр.образования в их совокупности. Но это не исключает создания внутри бюджета целевых (резервных, компенсационных, стабилиз.и иных) бюджетных фондов.

Деление фин.фондов различных уровней на бюдж.и внеб. показывает их отношение к бюджетной системе соответствующей территории. Бюджетные фонды создаются не только как централизованные на общие нужды, но и как целевые бюджетные фонды.

Бюджетные целевые фонды формируются в структуре бюджета.

Создаются они:

1. в качестве резервов для покрытия непредвиденных расходов, возмещения ущерба при стихийных и чрезвычайных обстоятельствах,

2. оказания фин.помощи нижестоящим территориям или для целевого финансирования конкретной программы. Целевые бюджетные фонды утверждаются представительными (законодательными) органами в пределах объема соответствующего бюджета и одновременно с ним. Таким образом, система целевых бюджетных фондов носит не только резервный, но стабилизационный и компенсационный характер для отдельных мероприятий государства и к бюджетным источникам все шире стали привлекаться внебюджетные доходы. С 1995 года в фед.бюджете консолидируются гос/внеб фондов: дорожный, экологический, борьбы с преступностью, соц.развития налоговой службы и налоговой полиции, развития таможенной системы. Консолидирование означает включение ден.средств указанных внеб.фондов в фед.бюджет в качестве его составных частей. Субъектам Российской Федерации предложено консолидировать в своих бюджетах подобные фонды, созданные на их уровне. Консолидированные в бюджетах внебюджетные фонды также на время объединения получают статус целевых бюджетных фондов. Таким образом, появилась еще одна их разновидность. Специфика консолидированных фондов - они формируются за счет спец.источников, созданных ранее для обеспечения их доходной базы. Эти источники не являются бюджетными, в частности это налоги для дорожных фондов, плата за загрязнение окружающей среды, штрафные санкции и специальные отчисления от др.платежей. В бюджетах их доходы и расходы выделяются отдельной сметой, хотя планирование, исполнение и отчетность по ним осуществляется в рамках единого бюджета. Централизация финансов в бюджете или внебюджетном фонде любого общественно-территориального образования характеризует их как централизованные финансы в отличие от финансов, переданных в ХВ или ОУ отдельным экономическим субъектам, которые называются децентрализованными.

На фед.уровне (закон о фед.бюджете на 2004г.) образованы следующие целевые бюджетные фонды: 1. Фонд фин.поддержки S РФ;

2. Фонд компенсаций (компенсирует регионам (в формах субсидий и субвенций) финансирование льгот, предусмотренных ФЗ об инвалидах, героях …)

3. Фонд регионального развития. Средства направляются в форме субсидий и субвенций на финансирование мероприятий и находящихся в гос.собственности SРФ и собственности МО объектов фед.целевых программ развития регионов;

4. Фонд реформирования рег.финансов формируется за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития. Субсидии предоставляются SРФ, отобранным на конкурсной основе, и направляются ими на реформирование и оздоровление регион.финансов, развитие соц.инфраструктуры, повышение эффективности бюдж.расходов, поддержку эк.реформ.

5. Фонд софинансирования соц.расходов - размеры дотаций, выделяемых из Фонда софинансирования социальных расходов и направляемых на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов SРФ: - на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг. - на повышение тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы.

6. Стабилизационный фонд. Образуется за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Средства фонда могут использоваться для финансирования дефицита фед.бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств фонда превышает 500 млрд. рублей.

7. Резервные фонды, в т.ч. (запрещено создание на всех уровнях стабилизационных фондов представительных органов). - Резервный фонд Правительства, - Резервный фонд Президента, - Резервный фонд Правительства по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стих.бедствий 8. Фонд министерства РФ по атомной энергетике. - Выплаты пенсий и пособий. - Расходы на мероприятия по повышению ядерной, радиационной и экологич.безопасности и поддержке фундаментальной и прикладной науки. - Компенсация организациям расходов, связанных с исполнением междунар.обязательств, принятых РФ.

9. Централизованные резервные фонды реформирования угольной промышленности: - фонд соц.поддержки работников ликвидируемых угольных шахт и разрезов. Средства фонда могут использоваться для финансирования выходных пособий, задолженности по з/пл высвобождаемым работникам, расходов по возмещению вреда, причиненного работникам ликвидируемых шахт и разрезов, по обеспечению бесплатным (пайковым) углем пенсионеров ликвидируемых шахт и разрезов. - фонд реструктуризации угольной промышленности. Средства фонда могут использоваться только для покрытия затрат, связанных с авариями и стихийными бедствиями, затрагивающими деятельность угледобывающих организаций. Средства фондов аккумулируются на отдельном лицевом счете Мин.энергетики, открытом в Главном управлении федерального казначейства Минфина.

На областном уровне (закон об областном бюджете на 2004г.) образованы следующие целевые бюджетные фонды:

1. Фонд фин.поддержки МО,

2 Территориальный дорожный фонд,

3. Резервные фонды - резервный фонд финансирования непредвиденных расходов Администрации области, - резервный фонд Администрации области по ликвидации ЧС и последствий сти.бедствий 4. Областной целевой бюджетный Фонд гос.фин.поддержки в приравненные к районам Крайнего Севера местности Томской досрочного завоза продукции (товаров) области с ограниченными сроками завоза грузов.

5. Областной Фонд гос.поддержки личных хозяйств

6. Целевой бюджетный Фонд развития и поддержки малого предпринимательства Томской области

7. Областной целевой бюджетный продовольственный Фонд. 4-7 в основном выдают кредиты.

8. Целевой бюджетный фонд по расходованию средств, полученных от ППД и иной приносящей доход деятельности.

На мун.уровне (закон о бюджете г. Томска на 2004г.) образованы следующие целевые бюджетные фонды:

1. Резервные фонды:- Фонд непредвиденных расходов - Фонд ЧС,

2. Фонд дополнительного финансирования образования,

3. Фонд реабилитации и развития коммунальной инфраструктуры города Томска. Фонд формируется за счет: - налоговых доходов; - неналоговых доходов; - арендной платы от использования мун.имущества; - доходов от приватизации мун.имущества; - иных доходных источников Средства Фонда используются для финансирования расходов по организации содержания и развития муниципального жилищно-коммунального хозяйства в том числе, но не исключительно: - проведению капитального ремонта объектов мун.жилищно-коммунального хозяйства; - иных расходов на содержание и развитие мун.жилищно-коммунального хозяйства. Согласно Указу Президента от 24 декабря 1993 г. «О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы» на уровне терр.и МО могут создаваться внеб.фонды развития жилищного строительства. Источниками формирования фондов Правительство называет добровольные взносы, целевые кредиты, получаемые под гарантии соотв.органов исполнительной власти, дивиденды от операций с ц.бумагами, плата за услуги, оказываемые службами фонда.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.