Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Для текущего и итогового контроля




ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ

1. Предмет и задачи фонетики.

2. Место фонетики в системе лингвистических дисциплин.

3. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы.

4. Анатомо-физиологический аспект изучения звуков речи. Активные и пассивные органы речи.

5. Акустический (физический) аспект изучения звуков речи. Качественные и количественные характеристики звуков.

6. Лингвистический (функциональный) аспект изучения звуков речи. Звук речи, звук языка и звукотип (фонема). И.А.Бодуэн де Куртенэ как основоположник учения о фонеме.

7. Экспериментальная фонетика. Методы фонетических исследований.

8. Общие фонетические условия образования гласных. Система русских гласных.

9. Вопрос о фонематической самостоятельности ‹ы›.

10. Закономерности существования оттенков ударных гласных.

11. Безударный вокализм. Понятие редукции. Редукция по подъему и по ряду.

12. Общие фонетические условия образования согласных.

13. Классификация согласных по участию голоса и шума и по наличию-отсутствию палатализации.

14. Классификация согласных по месту и способу образования. особенности артикуляции носовых согласных.

15. Система согласных фонем русского языка. Вопрос о фонематической самостоятельности ‹г’›,‹к’›,‹х’›. Фонемы ‹ж’›, ‹ш’›. Отличительные особенности ‹j›.

16. Фонема как мельчайшая языковая единица, потенциально связанная со значением. Взгляды ЛФШ и МФШ на фонему.

17. Понятие чередования фонем. Позиционные и исторические чередования. Алломорфы. Позиция нейтрализации. Гиперфонема.

18. Комбинаторные изменения гласных и согласных в потоке речи: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция и др.

19. Ассимиляция как комбинаторное изменение фонем в потоке речи. Виды ассимиляции: прогрессивная, регрессивная; полная частичная; по способу и месту образования; по работе голосовых связок; по работе средней части спинки языка.

20. Понятие слога. Современные теории слога: экспираторная, сонорная, теория мускульного напряжения.

21. Слогораздел и типы слогов в русском языке. Колебания в слоговых границах. Слогоделение и перенос слов.

22. Фонетическая природа словесного ударения. Особенности русского ударения. Безударные и слабоударяемые слова. Слова с побочным ударением.

23. Синтагматическое, выделительное (логическое) и эмфатическое (эмоциональное) ударение. Фонетические особенности и значение.

24. Интонация как фонетическая единица. Основные интонационные конструкции русского языка.

25. Орфоэпия. Нормы произношения и фонетическая система русского языка.

26. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка: произношение отдельны звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических форм и слов иноязычного происхождения.

27. Русский алфавит. Краткая история. Современные названия букв. Одно- и двуязычные буквы. Буквы, не обозначающие звуков.

28. Русская графика. Соотношение между буквами (графемами) и звуками (фонемами). Слоговой принцип русской графики. Ограничения и отступления от слогового принципа русской графики.

29. Русская орфография. Важнейшие разделы орфографии. Понятие «орфограмма». Морфологический принцип как ведущий принцип русского правописания.

30. Фонетический и традиционный принципы русского правописания.

31. Изучение фонетики в школе. Объем и содержание программы. Методика обучения школьников.

32. Краткая история изучения русской фонетики (М.В.Ломоносов, И.А.Бодуэн де Куртенэ, Л.В.Щерба, Р.И.Аванесов и др.).

33. Обзор научной литературы по проблемам фонетики (по выбору студента).

34. Выразительные фонетические средства (звукопись, интонация, паузы, различные виды ударения, тембр голоса и темп речи)

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. - М., 1972.

2. Ардентов Б.П. Фонология современного русского литературного языка. - Кишинев, 1979.

3. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. - М., 1970.

4. Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография.

- М., 1976.

5. Матусевич М.И. Введение в общую фонетику. - М., 1959.

6. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. - М., 1976.

7. Панов М.В. Русская фонетика. - М., 1967.

8. Современный русский язык. Под ред. В.А.Белошапковой. - М., 1989.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.