Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В разных фонетических позициях




Обозначение в транскрипции гласных фонем

Порядок транскрибирования текста

♦Переписать текст, оставляя между словами пробелы в 2-3 раза больше, чем обычно, и пробел между строчками в одну строку.

♦В пробелах между строчками, предназначенными для транскрипции, поставить знак «граница текста»: [...].

♦Прочитать текст и на строках для транскрипции расставить на конце фраз знаки «продолжительная пауза»: ||.

♦Прочитать каждую фразу и на строках для транскрипции расставить внутри фраз на конце тактов знаки «непродолжительная пауза»: |.

♦В стихотворных текстах на границе строфы, не совпадающей с границей такта, ставится знак «короткая пауза»:.

♦Прочитать каждый такт, следуя за реально произносимыми ударными слогами, и в графической записи расставить над буквами, обозначающими ударные гласные звуки, ударения: '

♦ В графической записи безударные слова присоединить к ударным с помощью знака «присоединительная скобка», например: в небе, за морем, там же.

♦ Над графической записью поставить знак j, обозначающий звук [j] специальными буквами «е», «ё», «ю», «я», («и»).

☻Запомни! Это бывает в трех случаях:

1) Е, Ё, Ю, Я в абсолютном начале слова:

ель [jэ́л’], ёж [jºόш], юг [jºýк], яд [jáт];

2) Е, Ё, Ю, Я после гласных букв:

боец [бajэ́ц], моё [мajºό],

стрόю [стрºόjу], маяк [мajáк];

3) Е, Ё, Ю, Я, И после разделительных

Ь и Ъ:

съел [сjэ́л], подъём [пaдjºόм],

вьюга [в’jºýгъ], свинья [св’ин’já], соловьи[сълaв’jú].

♦ Римскими цифрами обозначить позиции безударных слогов по отношению к ударным.

I позиция - а) первый предударный слог (водá);

б) абсолютное начало слова (апельсúн);

в) гласные, не разделенные согласными (поэтéсса).

II позиция - остальные безударные слоги.

I II II II I II

Например: обороноспосόбность.

♦ Выполнить транскрипцию в соответствии со следующей таблицей знаков для обозначения гласных звуков.

Сильная позиция I позиция II позиция
!под ударением! абс. начало слова после твердого после мягкого после твердого после мягкого
а о э и ы у   a a ыэ и - у     a a ыэ - ы у иэ иэ иэ и - у ъ ъ ъ - ы у ь ь ь и - у

 

Образец фонетической транскрипции:

Горит восток зарёю новой.

a р’úт в a стºόк з a р’ºόºj у нºόв ъ и||

Уж на равнине по холмам

ýш н ъ р a вн’úн’ ь п ъ͜ х a лмáм

Грохочут пушки. Дым багровый

гр a хºόч’о у т пºýшк’ и || дым б a гºрόв ы и

Кругами всходит к небесам

крº у гáм’ и фсхºόд’ и т к͜ н’ ь б’ иэ сáм|

Навстречу утренним лучам.

н a фстр’э́ч’º у ýтр’ ь н’ и м лº у ч’áм||].

 

Схема фонетико-фонологического разбора

I. Фонетическая транскрипция с соблюдением правил литературного произношения.

II. Характеристика ударения:

1) по месту (на первом, втором и т.д. слоге);

2) по способности передвигаться (подвижное, неподвижное).

III. Характеристика слогов:

1) по количеству (один, два и т.д.);

2) по структуре (открытые, закрытые - по концу; прикрытые, неприкрытые - по началу).

IV. Характеристика звуков:

1) Гласные

а) характеристика фонемы:

n по месту напряжённости языка (переднего, среднего или заднего ряда);

n по степени подъёма языка (верхнего, среднего или нижнего подъёма);

n по участию губ (лабиализованная или нелабиализованная);

б) характеристика позиции (сильная - под ударением, слабая - в безударном слоге) и изменение фонемы в слабой позиции (качественная или количественная редукция);

в) краткая характеристика звука, в котором реализуется фонема в данной позиции.

2) Согласные

а) характеристика фонемы:

n по степени участия голоса и шума (сонорная или шумная; шумная звонкая или глухая, парная или непарная);

n по месту образования (губная или язычная; губно-губная или губно-зубная; передне-, средне- или заднеязычная);

n по способу образования (щелевая или смычная; смычно-взрывная, смычно-щелевая или смычно-проходная: носовая, боковая, дрожащая);

n по наличию или отсутствию палатализации (мягкая или твердая, парная или непарная);

б) характеристика позиции:

n по звонкости-глухости: сильная - перед гласными; перед сонорными согласными и [в], [в’]; перед шумными согласными непротивоположного качества (звонкие перед звонкими, глухие перед глухими); слабая - в конце слова; перед шумными согласными противоположного качества (звонкие перед глухими, глухие перед звонкими);

n по твердости - мягкости: сильная - в конце слова; перед гласными непереднего ряда; перед согласными непротивоположного качества (твёрдые перед твёрдыми, мягкие перед мягкими); слабая - перед гласными переднего ряда, перед согласными противоположного качества (твёрдые перед мягкими, мягкие перед твёрдыми);

в) изменение фонемы в слабой позиции: редукция - оглушение звонкого согласного в конце слова; ассимиляция - уподобление звуков по звонкости-глухости, твердости-мягкости; диссимиляция - расподобление звуков; диереза — выпадение звукови т.д.;

г) краткая характеристика звука, в котором реализуется фонема.

V. Количество букв (назвать) и звуков. Причины количественного несоответствия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.