Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фонетика

ТЕМА 5

1. Изучите материал и будьте готовы отвечать на вопросы.

Кратчайшим звуковым отрезком (и вместе с тем звуковой единицей языка) является звук речи. Раздел языкознания изучающий звуковой материал языка, использование этого материала в речи, об исторических изменениях в этом материале и в приемах его использования называется фонетикой (от др.-гр. phone "звук, голос"). Кроме звуков речи фонетика изучает слог, ударение и интонацию.

Обычно говорят о трех аспектах (сторонах) звука:

                       
       
 
     
 

 

 


Звуковую сторону языка можно рассматривать как в акустико-артикуляционном аспекте, так и в функциональном, таким образом, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию.

 

Акустические свойства звука

Акустика речи складывается из учения о видах колебаний и тембре, а также высоте, силе и длительности звука.

В зависимости от характера колебательных движений звуки речи делятся на музыкальные (их называют тонами) и немузыкальные (их называют шумами):

v Тон возникает в результате периодических (ритмических) колебаний звучащего тела, например, голосовых связок.

v Шум возникает в результате непериодических, неритмичных колебаний звучащего тела, например, губ.

Важным признаком звука является

v Высота, которая зависит от частоты колебаний. Чем больше частота колебаний звука, тем он выше. В речи высота голоса зависит от длины и натянутости голосовых связок. Для языкознания важна разница между высотой разных звуков.

Так же звуки различают по

v Силе, которая зависит от амплитуды колебаний (т.е. от расстояния высшей точки подъема и низшей точки падения звуковой волны). Чем больше амплитуда колебаний, тем звук сильнее.

Не нужно путать силу звука нельзя смешивать с его

v Громкостью - восприятие интенсивности звука слухом человека.

Еще одним важным признаком звука речи является его

v Тембр (его специфическая окраска), который зависит от соотношения основного тона, возникающего в результате колебаний языка и голосовых связок, и дополнительных тонов - обертонов, возникающих в результате колебания отдельных отрезков голосовых связок

Так же звуки можно различить по

v Длительности (долготе) - продолжительность данного звука с его количеством колебаний во времени. Для языка важна соотносительная длительность звуков. Например, в русском языке ударные гласные длительнее безударных.

 

Акустические свойства звуков зависят от речевого аппарата, от артикуляции звука.

Артикуляционные свойства звуков

Работа органов речи, необходимая для произнесения звука называется артикуляцией. Всю совокупность артикуляций, необходимых для свободного образования звуков какого-либо языка, принято называть артикуляционной базой этого языка. Артикуляционные базы различных языков различны. Например, для артикуляционной базы русского языка характерна активность средней части языка, и этим объясняется наличие в русском мягких (палатализованных) согласных. Так же в русском языке незначительна работа губ в образовании гласных, нет увулярного [R], нет носовых гласных, как, например, в немецком, французском.

 
 

 

 


Органы речи разделяют на активные и пассивные в зависимости от роли в произнесении звуков. Активные органы снабжены мускулатурой и подвижны, пассивные - неподвижны, они являются тем местом, где активный орган создает смычку или щель.

       
 
   
 

 


Классификация звуков речи

Традиционно звуки делятся на гласные и согласные на трех основаниях: акустическом, артикуляционном и функциональном.

с акустической точки зрения

 

 

гласные сонорные согласные

 

 

в основе тон тон преобладает над шумом в основе шум

 

с артикуляционной точки зрения

       
   


гласные согласные

               
     
 
   

 


с функциональной точки зрения

       
   


гласные согласные

               
     
 
   
 

 


Классификация гласных

При классификации гласных звуков следует указывать положение следующих произносительных органов: языка, губ и мягкого неба.

по горизонтали определяют ряд

v от движения языка по вертикали подъем

 

Ряд -часть языка, которая приподнимается при образовании данного гласного. Ряд может быть передний, средний и задний.

Подъем - степень приподнятости языка при образовании данного гласного. Различают три подъема: верхний, средний и нижний.

 

губные (лабиализованнные, огубленные)

v по положению губ негубные (нелабиализованные)

носовые (мягкое небо опущено)

v по положению мягкого неба неносовые (мягкое небо поднято

 

Таким образом, для характеристики гласных необходимо определить: ряд, подъем, огубленность/ неогубленность, носовой или неносовой характер.

Дифтонги - гласные со сложной артикуляцией, произносимые в один слог и выступающие как единый звук речи. Различают дифтонги нисходящие (вершина слога находится на первом элементе: англ. [ou] home, нем. [ao] Baum "дерево") и восходящие, где сильным является второй элемент: в испанском языке bueno - хороший.

 

Классификация согласных

При классификации согласных учитывается работа голосовых связок и способ артикуляции. Характеристика согласных более сложная, потому что согласных в языках мира больше, чем гласных. В английском языке согласных 24 и 21 гласный (за счет долгих гласных и дифтонгов), в русском языке - 43 согласных при 6 гласных.

Основанием классификации согласных служат 3 основных артикуляционных признака: способ артикуляции, место артикуляции и работа голосовых связок.

 

v По способу артикуляции

(характер преодоления преграды и прохода воздушной струи при создании шума) различают согласные смычные, щелевые, смычно-щелевые и смычно-проходные

 
 

 


СМЫЧНЫЕ образующиеся путем взрыва воздушной преграды, образованной органами речи и закрывающими проход воздушной струе; [п], [б], [т], [д], [г], [к]
ЩЕЛЕВЫЕ\ ФРИКАТИВНЫЕ при образовании этих звуков органы речи не смыкаются, а образуют, сблизившись, узкую щель, через нее с трением проходит воздушная струя, возникает шум; [в, ф, ж, ш, щ, х], [v, f], [ө] thing, [ ] this.  
СМЫЧНО-ЩЕЛЕВЫЕ\ АФФРИКАТЫ при образовании вначале происходит смычка, раскрываемая не взрывом, а переходом в щель; [ц] слияние [т] и [с], [ч] слияние [т'] и [ш'], [pf] Apfel "яблоко".  
СМЫЧНО-ПРОХОДНЫЕ\ СОНОРНЫЕ при образовании одни органы речи образуют смычку, а другие - проход для воздушной струи; часть воздуха взрывает преграду, а другая часть свободно проходит; носовыеили сонорные: [м], [н] - воздух проходит через нос;
боковые или латеральные: разного типа [л] - если проход возникает по бокам языка;
дрожащие: разного рода [р] - смычка последовательно и периодически размыкается до свободного прохода и опять смыкается, т.е. органы речи производят дрожание.

 

 

v По способу артикуляции

 

По месту образования классификация согласных учитывает, движения активных органов для создания преграды на пути воздушной струи, идущей из гортани через полость рта и носа.

 
 

 

 


ГУБНЫЕ при образовании создается сближением нижней губы с верхней губой (губно-губные) или верхними зубами (губно-зубные).   [п, б, м], [ф, в]  
ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ при образовании звуков преграда создается сближением передней части и кончика языка с зубами, зубами и альвеолами или альвеолами. дорсальные - кончик языка опущен к нижним зубам, а передняя часть спинки языка приближена к верхним зубам и альвеолам: [м], [д];  
апикальные- кончик языка приподнимается вместе с передней частью спинки к верхним зубам и альвеолам: [t], [d];  
какуминальные - передняя часть спинки языка несколько вогнута внутрь, а кончик языка приподнят: [р].  
СРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ при образовании звуков преграда создается сближением средней части спинки языка с твердым небом, поэтому среднеязычные иногда называются палатальными. [j] ich, mich.
ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ при образованиизвуков преграда создается сближением задней части спинки языка с мягким небом, поэтому такие звуки называют и велярными. [г, к, х].
УВУЛЯРНЫЕ при образовании звуков преграда создается сближением мягкого неба и маленького язычка с задней частью языка. [x] Buch
ФАРИНГАЛЬНЫЕ при образовании звуков (глоточных) преграда создается в полости глотки. haben
ГОРТАННЫЕ представлены главным образом гортанным взрывом. Как самостоятельный звук речи он имеется в арабском языке. Гортанные звуки чаще выступают как дополнительные артикуляции звуков. при произнесении немецких слов, начинающихся с гласного, слышится глухой гортанный шум. Такое произнесение называют сильным приступом, а звук - кнаклаутом (Knacklaut, обозначается значком '): Umschlag "обложка".  

 

 

v По участию голосовых связок

 

По участию голоса и шума, т.е. по участие голосовых связок в образовании звуков, согласные делятся на

       
   

 

 


ЗВОНКИЕ ГЛУХИЕ

 

Наряду с основной артикуляцией в каждом языке имеется дополнительная. Дополнительными артикуляциями являются, например, аспирация, палатализация. Дополнительные артикуляции могут создаваться только теми органами, которые свободны от основной артикуляции. Подъем средней части языка к твердому небу создает палатализацию, или смягчение согласных. Эта артикуляция не может сопровождать среднеязычные согласные, где она проходит основной. Аспирация или придыхание описывают как дополнительный выдох с шумом.

Таким образом, описывая согласный звук мы исходим из разобранных четырех признаков: место образования, способ образования, участие голосовых связок и дополнительная артикуляция. Например, рус. [л] - переднеязычный, щелевой, боковой, твердый; англ. [d] - переднеязычный, альвеолярный, взрывной, звонкий, твердый.

 

 

1.1. Изучите теоретический материал по теме в следующих источниках:

Ю.С.Маслов "Введение в языкознание" (1987) с.33 - 80, или Л.И.Баранников"Введение в языкознание" (1973) с.34 – 79, или В.И.Кодухов "Введение в языкознание" (1979) с.43-63.

 

2. Дайте определения следующим терминам и запишите их в терминологический словарь.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Согласные. Все гласные русского языка характеризуются наличием голоса (фонацией), их артикуляция обусловлена вибрацией голосовых связок и свободным проходом выдыхаемого | Фонема как основная единица звукового уровня языка. Проблема определения фонемы. Фонема и аллофон
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1122; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.