Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

МФШ и другие фонологические школы




Фонема и гиперфонема.

Фонемы – это то, что может отличать друг от друга разные знаковые единицы.

2 основные функции:

1) ф обеспечивают возможность записи знаковых единиц в памяти - конститутивная функция;

2) обеспечивает различение разных знаковых единиц – сигнификативная или дистинктивная функция.

Фонема – мин единица хранения информации.

Главное её свойство – способность участвовать в различении звуковых оболочек значимых единиц. Историческое понятие фонемы восходит к представлениям о том, что собственно звуков очень много и носитель распознает только часть из них. Кроме того, одни и те же звуковые различия в одних случаях легко осознаются носителями языка, а в других нет. [c] и [з], [т] и [д] [п] и [б] реализуют в языке разные языковые единицы (фонемы), поэтому различие между ними для нас существенно, а [р] и [р оглушённое] – нет, и это различие мы обычно не воспринимаем, объединяя эти звуки в одну языковую единицу.

 

Фонема (МФШ) – это минимальная линейная единица языка, служащая для смыслоразличения и смыслоотождествления и представленная в речи рядом позиционно чередующихся звуков. В различных позициях одна и та же фонема может быть реализована разными звуками, различия между которыми позиционно обусловлены. Звук, реализующий одну и ту же фонему, может быть сколь угодно разными и даже представлять разные звукотипы. Одна и та же позиция для одной и той же фонемы может быть сильной по одному дифференциальному признаку и слабой по другому.

Ряд звуков, позиционно чередующихся в пределах одной морфемы, но представленные только в слабых позициях, называется гиперфонемой.
Гл [а] в сл собака реализует гиперфонему {о/а}.
Итак, в теории Мфш одна и та же фонема может быть реализована разными звуками (и разными звукотипами), а один и тот же звук (звукотип) может представлять разные фонемы.

Любой звук или подкласс зв, которые находятся в отношениях дистрибуции с другим звуком или подклассом зыков так, что вместе они образуют одну фонему, называется аллофоном этой фонемы.

 

Родоначальником современной фонологической теории считается Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ. Он первый предложил разграничивать фонетику физиологическую, изучающую конкретные звуки и фонетику функциональную, изучающие другие, абстрактные звуковые единицы.

2 типа более абстрактных фонетических единиц:

1) абстрактные фонетические единицы, в которых обобщаются артикуляционные и перцептивные свойства сходных звуков;

2) абстрактные единицы, представляющие собой набор звуков, которые чередуются друг с другом в пределах одной морфемы

 

Фонологическая теория Пражской лингвистической школы. Руководитель: В. Матезиус. Участники: Р.О.Якобсон, Н.с. Трубецкой, С.О. Карцевский, А.В. Исаченко, Б. Трнкии др.

Важнейшая мысль Н.С. Трубецкого состоит в том, что все звуковые единицы состоят из набора определённых признаков. Задача фонологического описания, чтобы выделить из всех возможных признаков фонологически существенные или дифференциальные признаки (ДП), т е такие, кот участвуют в смыслоразличении.

Звуковое противопоставление, которое может дифференциировать значение двух слов, называется фонологической оппозицией.

Фонема – совокупность фонологически существенных, дифференциальных признаков, свойственных данному звуковому образованию.

Признаки, дифференцирующие значение: место образования, способ образования, твёр/мягк, гл/зв. Несущественные признаки называются интегральными.

Например, по глухости /зв [з] не имеет смыслоразличительной оппозиции.

 

Правила:

1) Если 2 акустически и артикуляционно сходных звука не встречаются в одной позиции, они являются комбинаторными вариантами одной фонемы и наход в отношении дополнительной дистрибуции.

2) если 2 звука встречаются в одной позиции и замещают друг друга без изменения смысла, они являются факультативными вариантами одной фонемы и находятся в отношении свободного варьирования.

3) Если 2 зв встречаются в одной позиции и не могут при этом заменить друг друга, не изменив значение слова, то они относятся к разным фонемам и находятся в отношении фонологического контраста.

Любые звуки, в которых реализуется фонем, Трубецкой назвает вариантами фонем.

А) По отношению между членами оппозиции Трубецкой выделяет:

привативные (оппозиции, один член кот характеризуется наличием, а др отсутствием признака), градуальные (различная степень одного и того же признака)

эквиполентные (назыв такие оппозиции, оба члена котор логически равноправны, т е не являются ни ступенями какого-л признака, ни утверждением или отрицанием признака.

 

Б) позиции: постоянные и нейтральные (в оппозициях противопоставление их членов может осуществляться не во всех позициях, в некоторых положениях оно может сниматься – такие позиции называются нейтрализуемыми).

Единица фонологической системы, представленной в позиции нейтрализации, называется архифонемой. Архифонема – это сов-ть ДП, общих для двух или более фонем.

Ленинградская фонологическая школа. (Аня)

Представители Ленинградской фонологической школы - Л.В.Щерба, Ю.С.Маслов, Зингер, Касевич.

Фонема - кратчайшая звуковая единица языка, способная быть в нем единственным внешним различителем экспонентов морфем и слогов.
Фонемы неделимы и различны для восприятия.

 

Фонемы выполняют 2 основные функции:
1. конститутивную (функция строительного материала в составе экспонентов морфем)
2. дистинктивную (различительную), т.е. являются различителем для экспонентов.


Дистинктивные (дифференциальные) признаки фонем - это те признаки, которые обеспечивают различие фонем. Дифференциальные признаки одной фонемы реализуются одновременно.
Так, у фонемы /в/ в русском языке одновременно реализуются ее дифференциальные признаки:
1. согласный2. губной3. смычный4. неносовой5. шумный6. звонкий7. твердый
В соответствии с набором дифференциальных признаков осуществляется классификация оппозиций:
1. по количеству членов оппозиции:
- бинарные (бал-пал)
- тернарные (бас-газ- да-с)
2. по отношениям между членами оппозиции:
- пропорциональные - отношения между членами оппозиции пропорциональны отношениям между другими членами в том же языке (в-в’, ф-ф’)
- изолированные
В определенных случаях наблюдается нейтрализация противопоставлений.
Нейтрализация - это отсутствие использования определенных противопоставлений фонем в определенных позициях (сбруя, здоров - в обоих случаях первая фонема - /з/)


В отличие от МФШ Ленинградская школа выделяет фонемы /и/ и /ы/. Фонологическая транскрипция составляется в соответствии с произношением. Например, слово “величественный”, в зависимости от произношения, будет иметь разные варианты фонемной транскрипции по Ленинградской школе:
/в’ел’ич’еств’еныj/
/в’ил’ич’еств’еныj/
/в’ел’ич’иств’еныj/ и т.д.
Еще одним существенным различием Ленинградской школы от Московской является отсутствие разницы между вариантами и вариациями. Варианты, или аллофоны (аллофонемы) - это звуки, объединяемые вместе как разновидности 1 фонемы. Выделяются несколько типов вариантов:
1. обязательный - вариант, который при нормальном для данного языка произношении не может быть заменен другим вариантом той же фонемы.
- основной вариант - вариант, который возникает при изолированном произношении или при наименьшей зависимости от окружения. В русском языке таким примером может послужить любой согласный перед ударным /а/
- специфический вариант - обязательный вариант фонемы, который отличается от основного.
Специфический вариант может быть комбинаторным, если на него воздействуют соседние звуки (например, /у/ в слове “тюльпан”), и позиционным, когда изменяется артикуляция (при редукции:/а/ ([ъ]) в слове “голова”)
2. факультативный - вариант, не связанный с различием фонетических позиций и влиянием соседних звуков. Поэтому в каждой позиции, в которой возможен данный факультативный вариант, возможен и соотносительный с ним (например, немецкий [R] и русский [р]).
Дистрибуция - совокупность всех позиций и окружений, в которых конкретный элемент встречается в данном языке.

 

Дистрибуции бывают:
1. неперекрещивающиеся (дополнительные) - втречаются у обязательных вариантов.
2. свободного варьирования - встречаются у факультативных вариантов.

МФШ.Концепция МФШ в трудах Р.И.Аванесова, П.С. Кузнецова, В.Н.Сидорова,Н.Ф. Яковлева; основные её идеи развиваются в работах А.А. Реформатского, М.В.Панова,К.В.Горшкова,Л.Л.Касаткина. Фонема расссматривается как элемент морфемы; при этом предполагается, что морфема (точнее морф) имеет постояныый фонемный состав.

Особенности концепции Мфш: каждая морфема может быть реализована разными непохожими друг на друга звукотипами.

Одно из основных понятий МФШ – звуковое чередование.

В концепции МФШ важная роль отводится классификации чередований: фонетические и грамматические. Фонетические чередования всегда являются позиционными - они обусловлены фонетической позицией, т е положение данной фонетической единицы относительно других фонетических единиц; важнейшее свойство фонетических чередований состоит в том, что они осуществляются без исключений (звонкий шумный согл в положении конца слова оглушается) Позиционно обусловленные чередования не являются самостоятельными, не могут служить для различения значимых единиц(морфем).

С другой стороны, 2 разных звука в одной и той же позиции могут различать значимые единицы языка(морфемы) именно потому, что их различие не обусловленно позиционно ([а] и [о] в сл дам-дом), в этом случае они являются представителями разных фонем (находятся в отношении фонологического контраста).

Грамматические чередования тоже могут быть позиционными, но позиция в этом случае описывается не в фонетических терминах, а в грамматических (корневок [б`] заменяется на [бл`] перед окончаниями 1 лица единственного числа гл настоящего времени (любить-люблю), а не перед любым [у]. При грамматических чередованиях внутри одной и той же морфемы в тождественных фонетических позициях могут чередоваться разные фонемы([п`исат`/п`ишу] {c\ш}.

Эти чередующиеся фонемы называются морфонемой, а разновидности морфемы, содержащие разные фонемы, -морфами. Разные морфы являются конкретными реализациями морфемы.

Фонема МФШ - это минимальная линейная единица языка, служащая для смыслоразличения и смыслоотождествления и представленная в речи рядом позиционно чередующихся звуков.

В разных позициях одна и та же фонема может быть реализована разными звуками, различия между которыми позиционно обусловлены.

Позиция, в которой данная фонема противопоставлена другим фонемам, называется сильной. В сильной позиции разные фонемы реализованы разными звуками; зв, представленные в сильной позиции, назыв основным видом фонемы.

Позиция, в кот 2 и более фонемы не противопоставлены друг другу, назыв слабой. Звук, в кот совпадают 2 и более фонемы, называются выриантом этих фонем. Одна и та же позиция для одной и той же фонемы может быть сильной по одному дифференциальному признаку и слабой по другому (позиция конца слова в срля может быть сильной по ДП твёрдость/мягк и слабой по ДП глухость/звонкость).

Позиция, в которой фонемы противопоставлены друг другу по всем ДП, называются абсолютно сильной позицией. По абсолютной позиции определяется состав фонем конкретного языка. В русском языке такими позициями являются: для согл - положение перед гл; для гл-позиция под ударением.

 

Сильные и слабые позиции фонем получили название сигнификативно сильных и слабых позиций вследствие того, что в них по-разному проявляется смыслоразличительная функция фонемы: в слабых позициях смыслоразличительная способность фонем ослабевается ввиду меньшего числа дифференциальных признаков по сравнению с фонемой в сильной позиции.

Сигнификативно слабые позиции фонем возникают в результате перекрещивающихся чередований. Фонетические чередования называются перекрещивающимися, если они приводят к нейтрализации фонем.

 

Сигнификативно сильные и слабые позиции - это позиции фонем, иначе – фонологические позиции.

 

Другой тип фонетических чередований, в результате которого не происходит нейтрализации фонем, называется параллельным. На основании параллельных чередований выделяются перцептивно сильные и слабые позиции.

Позиция, в которой звук не испытывает влияния соседних звуков, называется перцептивно сильной. Позиция, в которой звук испытывает влияние соседних сегментов, называется перцептивно слабой.

 

Перцептивно слабая позиция является следствием параллельного чередования, не приводящего к мене звукотипов и нейтрализации фонем. Реализация фонемы в перцептивно слабой позиции назыв вариацией фонемы. Перцептивно сильные и слабые фонемы – это позиции звуков, а не фонем, иначе –фонетические позиции. Ряд звуков. Позиционно чередующихся в пределах одной морфемы, но представленных в только в слабых позициях, называется гиперфонемой. Итак, в теории МФШ одна и та же фонема может быть реализована разными звуками, а один и тот же звук может представлять разные фонемы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.