Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды вещных прав




Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов

Настоящие рекомендации представляют собой комплекс инструкций и разъяснений, позволяющих студентам оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Конституционное право».

Содержание методических рекомендаций включает:

- лекция, ее цели и функции;

- сущность семинара и его задачи;

- самостоятельная работа студентов;

- советы по подготовке к экзамену;

- описание последовательности действий или «сценарий по изучению дисциплины»;

- рекомендации по работе с литературой.

Указанная дисциплина изучается студентами 1-го курса на протяжении 2-х семестров, со сдачей экзамена. В ходе установочных и зачетных периодов обучения основными видами учебных занятий являются лекции и семинарские занятия, индивидуальные консультации.

Лекция, ее цели и функции

Лекция выступает ведущей формой обучения. Ведущей она является потому, что с нее начинается каждая новая тема, а за ней следуют другие, подчиненные ей формы обучения: семинары, практические занятия.

Методологическое значение лекции состоит в том, что в ней раскрываются фундаментальные теоретические основы учебной дисциплины и научные методы, с помощью которых анализируются жизненные явления. Поэтому ее содержание должно отражать последние данные науки, а не передавать материалы учебников, в которых изложены, как правило, устаревшие данные.

В лекции научная информация выступает в виде живого человеческого слова, а потому и воспринимается более эмоционально, чем материал учебника.

Техника общения лектора с аудиторией (интонация его голоса, жесты, эмоциональность изложения материала) усиливает впечатление от содержания лекции, повышает к нему интерес у обучающихся. Все это активизирует познавательную деятельность и содействует лучшему восприятию и запоминанию программного материала. В свою очередь повышенное внимание обучающихся и их активность вдохновляет лектора, благодаря чему возникает взаимодействие преподавателя и студентов, переходящее в диалог при разрешении проблемных ситуаций.

Главные цели лекции:

- дать обучающимся современные знания;

- обеспечить в процессе лекции творческую работу студентов совместно с преподавателем;

- воспитывать у студентов любовь к предмету и развивать у них самостоятельное творческое мышление.

Лекции присущ ряд функций: познавательная (обучающая), развивающая, воспитывающая и организующая.

Познавательная функция. При современных темпах изменений в обществе никакой учебник не обеспечит студентов новой научной информацией. Это под силу только лекциям. Именно на лекциях преподаватели впервые знакомят студентов со всей системой наук в области государственного управления, помогают разобраться во всех оттенках их положений, понять различные точки зрения, особенности подходов разных авторов и оценить их достоинства и недостатки.

Познавательная функция всякой лекции состоит также в том, что ее содержание передается конкретным человеком – преподавателем. Он представляет перед обучающимися как личные убеждения, так и научные обоснования изучаемых вопросов. Все это предстает в форме живого слова путем убеждающих приемов.

Развивающая функция лекции состоит в том, что в процессе передачи знаний она ориентирует студентов не на память, а на мышление, т.е. учит их думать, мыслить научно, по современному. Логическое, доказательное расположение материала, стремление лектора не просто изложить сведения, а доказать их истинность, привести студентов к обоснованным выводам.

Воспитательная функция лекции реализуется в том случае, если содержание ее пронизано таким материалом, который воздействует не только на интеллект студентов, но и на их чувства и волю. Этим обеспечивается единство обучения и воспитания в ходе педагогического процесса.

Организующая функция лекции предусматривает, в первую очередь, управление самостоятельной работой студентов, как в процессе лекции, так и во внеурочное время. Эта функция сознательно усиливается преподавателем при чтении установочных и обзорных лекций, а также тех лекций, за которыми следует проведение семинаров. Здесь лектор ориентирует обучающихся на работу с литературой, указанной в программе и информирует о появлении новых источников. Он обращает внимание на то, что надо изучить и что с чем сопоставить. Полученные в ходе лекции знания служат обучающимся ориентировочной основой для самостоятельной проработки рекомендованной литературы. В ходе лекции студентам даются советы по вопросам научно-исследовательской работы, получении консультаций и др.

Анализ функций лекции показывает ее ведущую роль в системе других форм и методов обучения.

Сущность семинара и его задача

Семинар – это групповая форма теоретического обучения. Она применяется для обсуждения наиболее сложных тем учебной программы под руководством преподавателя, и, как правило, является производной от лекции, но не повторяет ее учебные вопросы, а расширяет и углубляет их содержание.

Основные задачи семинара:

- закрепление, углубление и расширение знаний, полученных на лекции и добытых в процессе самостоятельной работы с литературными источниками, правовыми актами;

- формирование у студентов навыков работать с литературой, анализировать различные источники информации, готовить аргументированные выступления, логически правильно строить свои мысли, грамотно и убедительно говорить;

- проверка усвоения программного материала и оценка знаний студентов.

Главная цель семинара – научить студентов творчески мыслить, рассуждать.

Разновидности семинара и их характеристика:

семинар-беседа – простейший вид семинара, цель которого – приглашение обучающихся к разговору, свободной беседе. Он применяется на начальном этапе обучения и имеет цели установить в группе атмосферу взаимопонимания, выявить интеллектуальный потенциал каждого студента его способности к общению и приучить к этой новой для них форме обучения. Методика его проведения – преподаватель разбивает учебные вопросы на мелкие подвопросы, требующие кратких выступлений (в две – три фразы) и так последовательно раскрывается содержание обсуждаемых вопросов темы в целом. Здесь же студентам разрешается ставить вопросы преподавателю. Это позволяет организовать живую вопросно-ответную систему беседы;

тематический семинар – наиболее распространенный вид семинара. Его цель – научить обучающихся свободно выступать в обсуждении темы занятия. Для этого при подготовке к семинару каждый студент составляет план выступления по учебному вопросу в целом или делит его на отдельные достаточно самостоятельные части;

реферативный семинар. Он преследует такие же цели, что и тематический. Однако здесь для обсуждения темы преподаватель заранее назначает студентов, которые готовят реферативные выступления по отдельным учебным вопросам, либо по теме в целом. Остальные обучающиеся готовятся к семинару также, как к тематическому. При этом в их поле зрения находятся и темы рефератов, по которым они могут подготовиться и затем выступить на семинаре со своими суждениями и высказать мнение по реферату в целом;

монографический семинар преследует цель обменяться мнениями, подискутировать, найти решение проблем, затронутых в научной монографии, где раскрыты важные теоретические вопросы очень полезные для углубленного изучения отдельных тем курса. Для достижения этой цели преподаватель заранее дает задание всем обучающимся прочитать данную монографию и быть готовым к обсуждению ее содержания на семинаре.

Подготовка студентов к семинарскому занятию подразделяется на предварительную и непосредственно.

а) Предварительная подготовка предусматривает:

- получение заданий на подготовку рефератов;

- изучение литературы для написания рефератов;

- конспектирование (составление выписок) из различных источников, в том числе и монографий;

- получение необходимых консультаций у преподавателей;

- написание рефератов[4];

- написание рецензий на научную статью.

б) Непосредственная подготовка включает:

- изучение и конспектирование рекомендованной литературы;

- выполнение письменных заданий;

- подготовка развернутых планов выступлений по учебным вопросам, поставленным на обсуждение;

- индивидуальное консультирование у преподавателя.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) по проблемам связанным с конституционным законодательством согласуется в ходе индивидуальных консультаций с преподавателем, ведущим курс.

Во втором семестре студент готовит рецензию[5] на научную статью по теме семинара.

Самостоятельная работа студентов

Неотъемлемой частью педагогического процесса является самостоятельная работа студентов по освоению учебных дисциплин. В настоящее время рейтинг самостоятельной работы значительно возрастает.

Самостоятельная работа основана на том, что знания не передаются от одного человека к другому как материальные объекты. Ими овладевает каждый обучающийся путем самостоятельного познавательного труда, как в ходе занятий, так и в часы самоподготовки. Важно, чтобы каждый студент осознал, что без упорного самостоятельного труда нельзя овладеть профессией. Несмотря на огромную роль преподавателя, основные цели образования достигаются, прежде всего, как результат собственных усилий обучающегося.

Развитие познавательной самостоятельности у обучающихся в ходе занятий.

Одна из важнейших задач каждого вида занятий – это развитие познавательной деятельности студентов.

Преподаватель все время должен иметь дело с мыслящей аудиторией, которая непрерывно с высоким умственным напряжением следит за развитием его мысли, за его рассуждениями, как бы принимая участие в построении и. даже создании тех обобщений и выводов, к которым стремится прийти лектор,

Следовательно, самостоятельная работа обучающихся на лекции проявляется прежде всего в активном слушании речи преподавателя.

В ходе изучения курса студенты не должны ограничиваться только изучением теоретического материала. При подготовке к каждой теме обязательно пользование нормативными актами, регулирующими данную область общественных отношений, а потому студенты просто обязаны обращаться непосредственно к правовым нормам, закрепленным в Конституции Российской Федерации и текущем законодательстве. Законодательный материал публикуется в Собрании законодательства Российской Федерации (СЗ РФ), а также в «Российской газете» (РГ) и «Парламентской газете».

Также следует помнить, что постановления высших судов, являются официальной правоприменительной практикой, и на них следует обращать внимание.

Одним из путей оптимизации самостоятельной работы студентов является технология работы с различными источниками (это учебники, комментарии, монографии, журнальные публикации). При этом категорически не рекомендуется пользоваться одним учебником! Приобретение качественных знаний, формирование систематического понимания дисциплины возможно только на основе сравнительного подхода при пользовании возможно большим количеством источников. С этой целью в УМК подобрана рекомендуемая литература к каждому разделу курса.

В вязи с большим объемом рекомендованной литературы студенту очень важно усвоить основные виды чтения, овладеть анализом прочитанного и научиться вести его запись.

1. Основными видами чтения являются:

- предварительное ознакомление с книгой, беглое чтение (ознакомиться с названием книги, ее авторами, названием издательства и местом издания, содержанием глав и параграфов);

- выборочное чтение: просмотр наиболее важных глав и параграфов, с оформлением закладок;

- сплошное или полное чтение – это чтение без пропусков, остановок для записей. Главное здесь понять и усвоить прочитанное (это характерно для основной литературы);

- повторное чтение, оно проводится для усвоения прочитанного на уровне восприятия и умения;

- синтезированное чтение – это творческий метод овладения знаниями в процессе работы над книгой с целью анализа и синтеза ее содержания.

2. Анализ прочитанного сводится к следующему:

- вникнуть в содержание прочитанного текста и критически осмыслить его;

- выделить в книге главное и наиболее существенное, разобраться в закономерностях, правилах, формулах и выводах, вытекающих из прочитанного текста;

- связать знания, полученные в процессе самостоятельной работы с ранее усвоенным материалом и подкрепить их примерами и жизни, практики;

- применить полученные знания для решения практических задач.

3. Технология и техника ведения записей прочитанного. Запись прочитанного – один из эффективных приемов работы с книгой. Он побуждает обучающихся глубже вникнуть в содержание прочитанного, приучает их отличать главное от второстепенного, развивать у них умения ясно и точно формировать свои мысли, повышает культуру речи читателя.

Рекомендуются следующие виды записей прочитанного:

- составление плана прочитанного – это умение разделить изученный текст на логические части и озаглавить их;

- написание тезисов – это кратко сформулированные основные положения изученного материала или подготавливаемого выступления;

- выписки из прочитанного – это запись главных мыслей, цитат, определений, формулировок, дат, отдельных фактов;

- цитаты – это дословная запись текста. Она заключается в кавычки с указанием источника, из которого взята цитата. Источник указывается в скобках, где записываются фамилии и инициалы автора, издательство, место и год издания, страницы, с которых выписана цитата;

- конспектирование прочитанного – важное средство глубокого и прочного усвоения содержания учебного материала.

- реферирование и рецензирование ― это важная форма творческой работы с книгой (научной статьёй). Она служит целям развития самостоятельного критического мышления, глубокой проработки, анализа и синтеза изучаемого материала. Это также является эффективным средством развития культуры устной и письменной речи студентов. Наконец, реферирование развивает у обучающихся умения последовательно и логически излагать свои мысли и осуществлять самоконтроль за работой с учебным и научным материалом.

После изучения раздела следует проверить себя по контрольным вопросам.

Советы по подготовке к экзамену.

Перечень экзаменов и зачетов, а также период их проведения устанавливаются учебным планом.

Экзамен по дисциплине «Конституционное право» проводиться после изучения всей дисциплины по билетам или в форме тестирования.

Студенты допускаются к экзаменационной сессии после изучения полного курс дисциплины, выполнения всех видов работ предусмотренных данным УМК, защиты курсовых работ, и оплаты обучения за семестр.

Неявка на экзамен отмечается в экзаменационной ведомости: «не явился». Если эта неявка была по неуважительной причине, то деканом факультета в ведомости проставляется неудовлетворительная оценка.

Студенты, получившие неудовлетворительную оценку, пересдают экзамены в срок, установленный деканом факультета, но не позднее, чем через две недели после окончания экзаменационной сессии.

Экзамены – это специфическая форма обучения с ярко выраженной контрольно-проверочной функцией. Экзаменам присущи определенные функции: диагностическая (контрольная), обучающая (познавательная), воспитательная и др.

Диагностическую функцию экзаменов следует рассматривать двояко: с одной стороны, она позволяет выявить личностные качества обучающегося, а с другой, – проверить и оценить уровни знаний, умений и навыков, которые приобрел каждый студент в процессе изучения дисциплины.

Обучающая функция для студентов характеризуется тем, что во время подготовки к экзаменам они последовательно повторяют весь учебный материал, вновь перечитывая учебники, другие пособия и свои конспекты, если они их вели в процессе учебы. В ходе повторения студенты закрепляют полученные знания, перестраивают и систематизируют их, тем самым глубже усваивают программный материал. Поэтому для них экзамен – это учеба, основу которой составляет самостоятельная работа над предметом. При этом обучающиеся не только повторяют пройденный материал, но и получают дополнительно новую информацию, благодаря тому, что в это время они все разрозненные знания приводят в систему. Именно в обобщении и систематизации знаний и состоит главная познавательная функция экзамена, которая позволяет студентам понять логику построения научной информации в учебной дисциплине, связать отдельные темы в единую систему. Наконец, обучающая функция экзамена состоит в том, что в ходе их осуществляется проверка усвоения умений, навыков и их объективная оценка.

При составлении планов выступлений по вопросам, выносимым на экзамены, студенты продумывают программный материал, учатся кратко записывать главное, вокруг которого можно в последующем (при ответе) рассуждать. Такими планами, как и программами, можно разрешать студентам пользоваться на экзаменах. Мы полагаем, что студент может, открыто пользоваться краткими записями, как на семинарах, так и на экзамене. По нашему мнению, психологическая природа таких кратких записей состоит в том, что студент не надеется на свою память и не может зазубрить все то, что собирается сказать в своем выступлении. Такая краткая запись в виде плана выступления помогает ему восстановить в памяти всю логику мышления по данному вопросу. Другое дело, когда студент бездумно, механически зачитывает вслух слово в слово заранее записанный текст. Это и есть шпаргалка. На основе этого рассуждения можно сделать вывод: беда не в бумажках с краткими планами выступлений, а в том, что студентов нужно научить мыслить, рассуждать, доказывать.


 

 

Хачатурян Б.Г.

 

Программа курса

«Конституционное государственное право России»

по специальности 021100 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

Изд. 2 исправленное и дополненное

 

Рецензент:

 

 

Лицензия ЛР № 021028 от 04.01.96.

Подписано к печати_____________

Формат издания________________

Усл.печ.л._____ Учет.-изд.л.______

Тираж______ экз. Заказ №________

 

_______________________________________________________

Печатно-множительное бюро

Дальневосточной академии государственной службы

680. г. Хабаровск, ул. Муравьёва-Амурского, 33.

 


[1] Здесь и далее даётся последняя редакция документа по состоянию на 01.12.2012 г.

[2] Здесь и далее даётся источник, опубликовавший первую редакцию акта. Действующая редакция нормативных правовых актов публикуется справочно-консультативными системами «КонсультантПлюс», «Гарант» и т.д.

[3] Значком * обозначена литература, имеющаяся в наличии в библиотеке ДФ РАП

[4] Оформление рефератов и рецензий осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТа 7-80-2000

[5] Рецензия - критический отзыв, о каком либо сочинении. Рецензия должна содержать: наименование статьи и журнала, где напечатана статья, с указанием страниц, года выхода журнала и его номера, фамилию и инициалы автора статьи; краткое содержание статьи (через формулировку цели и задач, поставленных автором и оценку актуальности заявленной темы); личное отношение рецензента к изложенным в статье проблемам, собственные выводы и предложения.

Гражданское право регулирует имущественные отношения между различными субъектами оборота. Эти имущественные права могут иметь разное содержание, могут возникать по различным основаниям. В зависимости от указанных обстоятельств, все имущественные права подразделяются на вещные и обязательственные (или личные, как было принято обозначать их в римском праве).
Вещное право в объективном смысле можно определить как совокупность правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих принадлежность вещи отдельным лицам. С точки зрения раскрытия их содержания, вещные права традиционно определяются как такие права, которые предоставляют субъекту непосредственное господство, непосредственную власть над вещью.
Обязательственные права, в отличие от вещных, предоставляют субъекту не власть над вещью, а право требования, иными словами, власть над действиями другого лица.
Вещные права отличаются от обязательственных особой устойчивостью, так как они создаются в расчете на длительное, бессрочное существование, тогда как обязательственные права создаются с целью приобретения права, что автоматически влечет прекращение обязательственного права.

Иными словами: вещные права создаются, чтобы жить; обязательственные, чтобы прекратить свою жизнь.
В связи с этим для вещных прав характерно так называемое право следования, выражаемое афоризмами: вещное право следует за вещью или - перемена собственника вещи не уничтожает вещных прав на нее (например, продажа заложенной вещи не прекращает права залогодержателя, но обращает его против приобретателя вещи; продажа участка, обремененного реальным сервитутом, означает переход обременения на нового хозяина). Для обязательственных прав характерно то, что они следуют за лицом, а не за вещью.

Наконец, защита вещных прав характеризуется абсолютностью, то есть направленностью против любого и каждого, кто посягнет на вторжение в эти права; в противоположность этому, защита обязательственных прав носит относительный характер, так как может быть направлена только против конкретного лица, связанного обязательством с тем, кто эту защиту применяет.

Римское право установило, что вещные права могут быть неодинаковы по своему содержанию: есть такие, которые предоставляют наиболее полное господство лица над вещью, есть такие, которые предоставляют только ограниченную власть. В связи с этим разрабатывались основы отдельных институтов, составляющих правовую отрасль, называемую вещным правом.

Этими институтами являются: право собственности (dominium, proprietas), права на чужую вещь (iura in re aliena), владение (possessio).

Право собственности - это такое вещное право, которое предоставляет лицу самый обширный перечень возможностей (прав) в отношении принадлежащей ему вещи.

Близки по содержанию к праву собственности, но все же не достигающие его полноты, такие разработанные в Риме институты как эмфитевзис (emphyteusis) и суперфиций (superficies), представляющие собой права пользования и распоряжения чужой землей или зданием. Еще более ограниченное право пользования чужой вещью (как движимой, так и недвижимой) предоставляют сервитуты (servitutes). Одну только возможность распорядиться чужой вещью предусматривает залоговое право.
Своеобразным вещноправовым институтом является владение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.