Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Естественнонаучное направление




Естественнонаучное знание было для Н. А. Умова ¾ российского физика-теоретика — высшим проявлением разума человека, орудием в борьбе с энтропией. Ученый проводит идеи антиэнтропийной сущности жизни, направленности эволюционного процесса в сторону все большей стройности и упорядоченности. Развивая мысль о существовании связи между всеми явлениями мира, Умов настаивает на признании духовной связи «между нами и уже вымершим живым миром на нашей планете» Ученый последовательно прослеживает глубокую взаимозависимость, соединяющую существа Вселенной, призывает возлюбить мир всего космоса «как самого себя» Задачей естествоиспытателя, согласно ученому, является утверждение власти человека над временем, пространством и энергией, ограничение источников человеческих страданий. Жизнь, по утверждению Умова, это событие Вселенной, имеющее ничтожно малую вероятность. Само живое развивается в сторону наиболее вероятных форм, максимально приспособленных к жизни. В этом плане уникальным оказывается разум, т. е. только он способен снять «облик преходящего момента» в эволюции планеты Земля. Соответственно целью человека, человеческого разума предстает «охранение, утверждение жизни на Земле» (Русский космизм, с. 128) Человек есть средоточие Вселенной, ее познание он должен посвятить служению людям и содействию этическому прогрессу. В работе «Роль человека в познаваемом им мире» Умов обращает внимание на невозможность бесконечного экспоненциального развития человеческого общества. Земля, указывает он, имеет ограниченную поверхность, рост человеческих потребностей и их современный уровень находятся в полной дисгармонии с естественными предложениями природы. Взаимодействие человека и природы Умов сравнивает с войной, боем, растянутым на миллионы веков. И в этом бою нередко преступает ту «черту, которую не следовало бы преступать». Длительная продолжительность этого «боя» позволяет научному знанию отыскивать средства для устранения дисгармонии человеческой природы Гуманное отношение человека к природе, утверждает Н.А. Умов — это и гуманное отношение к себе подобным- «Человек должен помнить, что, поклоняясь красотам природы, он себе поклоняется, что его любовь к природе есть любовь к себе самому».Украинский естествоиспытатель Н. Г. Холодный вводит в обиход космической мысли понятие антропокосмизма согласно принципу антропокосмизма, человек более не рассматривается как центр мироздания, а предстает органической составной частью космоса. В данном принципе выявляется нерасторжимое единство человека и космоса, преодолевается надприродное положение места человека в мире: «В антропокосмическом отношении к природе самое характерное — это постоянное ощущение человеком своей органичной, неразрывной и действенной связи с ней, со всем космосом» (там же, с. 338). Антропокосмизм, согласно Холодному, задает установку на оценку социального развития исходя из масштабов космической жизни, представляет человека в качестве одного из важнейших факторов дальнейшей эволюции мира и соответственно налагает огромную ответственность на него как на прямого участника процессов космического масштаба. Стремление понять тайны структуры и эволюции космоса для исследователя является ключом к пониманию природы самого человека как его органической части. Взгляды Холодного во многом созвучны идеям его учителя — В. И. Вернадского. Основатель советской космонавтики К. Э. Циолковский поднимает вопрос о достижении единства научного знания в процессе космизации науки. Циолковским разрабатывались, кроме естественнонаучных и технических проблем, проблемы философского плана, он известен также как создатель космической этики («Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы», «Существа выше человека»). Как и Н. Ф. Федоров, этот российский естествоиспытатель разрабатывает деятельный идеал, претворяющийся в мыслях о заселении и преобразовании Солнечной системы. К. Э. Циолковский предвосхитил широко ныне обсуждаемый в научных кругах антропный космологический принцип — идею самопознания природы через человека. По утверждению Циолковского, материя в человеческом образе поднимает вопрос о смысле своего существования и стремится к получению ответа. Согласно современным трактовкам антропного принципа человеческий разум предстает естественным и закономерным космическим фактором, ускоряющим (с определенного момента) процессы развития Вселенной Циолковским были высказаны также догадки о мировой памяти — способности материи запоминания прошлых воплощенных веществ (в этом плане он как бы развивает и продолжает идеи Н. А. Умова), Ученый высказывает предположение об этапах развития космического бытия человека, выделяя четыре эры.

— эра рождения (предрекается в XX столетии, продолжение ее оценивается в несколько миллионов лет),

— эра становления (эра расселения человечества по всему космосу — несколько сотен лет),

— эра распада человечества (временной диапазон аналогичен предыдущему),

— терминальная эра (ей отводится десяток миллиардов лет, когда человечество ответит на вопрос, заданный Вселенной в его лице, осуществит переход из вещественной формы существования в лучистую — на современном языке корпускулярную — форму бытия)

Эти эры будут повторяться циклично, вплоть до возникновения «сверхчеловека», который будет обладать абсолютным всезнанием. (Три! Два! Один! М.: 1989, С. 30)

В конечном итоге идеалом К Э. Циолковского предстает активное участие человека в жизни Вселенной, ее преобразование во имя распространения разума и счастья на просторах космоса.

А. Л. Чижевский — мыслитель, поэт и художник ¾ является основателем фундаментального направления в естествознании — гелио- и космобиологии. Ученый развивает идеи пульсации Вселенной, Солнца и их влияния на процессы жизни на Земле «В этом бесконечном числе разной величины подъемов и падений, — пишет Чижевский, — сказывается биение общемирового пульса, великая динамика природы, различные части которой созвучно резонируют одна с другой» (Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь М., 1973, с. 43). Пульсации Вселенной оказывает значительное воздействие на жизни на Земле, на людей — их сознание, ритм жизни. Всем своим существом человек находится под влиянием мощных космических и геофизических факторов. В работе «Физические факторы исторического процесса» Чижевский предлагает сопоставить исторические и солнечные ритмы и объединить их в одной дисциплине — историометрии. В рамках последней он формулирует свой «основной морфологический закон». «Течение всемирно-исторического процесса составляется из непрерывного ряда циклов, занимающих промежуток времени, равный, в среднем арифметическом, 11 годам и синхроничных в степени своей активности периодической пятнообразовательной активности солнца» (Чижевский А Л Физические факторы исторического процесса//Химия и жизнь, 1990, № 1, с. 90) Исторические циклы он разбивает на четыре периода: период минимальной возбудимости, равный трем годам, вмещает до 5% исторических событий; период нарастания возбудимости, длящийся два года, включает 20% событий истории, период максимальной возбудимости длиною в три года охватывает около 60% исторических событий; период падения возбудимости, равный трем годам, содержит 15% всех исторических событий. Обращая внимание на существенную зависимость всплесков социально-психической активности от солнечных циклов, Чижевский вместе с тем считает, что человечество способно познать эту зависимость и повернуть ее себе во благо (используя дополнительную космическую энергию на созидание, творчество), не дожидаясь проявления разрушительной силы стихии.

А. Л. Чижевский считает необходимым обратить внимание на изучение влияния колебаний среды обитания hi настроение, поведение человека. Он также убежден, что увеличение электромагнитной и радиоактивной деятельности Солнца влечет за собой увеличение заболеваний и смертей на планете Земля. Жизнь во Вселенной имеет свой пульс, свои периоды и ритмы. Задача науки будущего — выявить, где зарождаются, откуда исходят ритмы, познать биение общемирового пульса, великой динамики природы. Исследование внеземных радиаций, считает Чижевский, способно в значительной степени повлиять на развитие эпидемиологии, которой следует связать данные явления с эпидемическими заболеваниями, человеческой патологией и смертностью Сегодня все более расширяется круг научных данных о влиянии космических излучений на различные земные организмы. Современные исследования по биомедицине приводят все больше свидетельств тому, что ритмы Земли, Солнца, Космоса оказывают влияние на эволюцию жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.