Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательное регулирование оказания платных медицинских услуг




Исторически еще с советских времен сложилась практика, когда рас- сматривая социальные гарантии в сфере здравоохранения, говорили лишь о праве граждан на бесплатную медицинскую помощь. О праве па- циентов на платные медицинские услуги упоминалось редко.

Новое законодательство в этом отношении шагнуло далеко вперед: оно закрепляет права граждан на получение как бесплатных медицинских ус- луг, так и платных (ч. 2 ст. 29 «Основ охраны здоровья»), в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. Сегодня позиция государства такова: хотите получить медицинскую по- мощь за деньги? Пожалуйста!

Во многом это, конечно, вынужденная мера. Даже декларируя соци- альную ориентированность, наше государство пока не готово полностью взять на себя заботу о здоровье своих граждан. Не случайно «Основы охраны здоровья» вопросам платности медицинских услуг уделяют так много внимания. В законе впервые четко определен порядок оказания платных медицинских услуг. Платные медицинские услуги наконец-то по- лучили законодательное оформление. Именно оформление, а не разре- шение, поскольку в государственных (муниципальных) учреждениях они и ранее существовали вполне легально.

Вводя законодательное регулирование платных медицинских ус- луг, чиновники исходили из того, что пациентам оно позволит успеш- нее отстаивать свои права в этой сфере. Органам государственной

 

121


и муниципальной власти, фондам ОМС, страховым медицинским компани- ям будет легче контролировать правильность оказания платных медицин- ских услуг, а сами медицинские организации в связи с появлением более четких «правил игры» получат возможность избежать ошибок и нарушений.

Чтобы грамотно пользоваться платными медицинскими услугами, паци- енту нужно знать положения законодательства, регулирующие их оказа- ние.

Рассмотрим, в каких случаях медицинские организации, участвующие в реализации Программы госгарантий (то есть государственные и муни- ципальные учреждения здравоохранения, а также частные клиники), име- ют право оказывать пациентам платные медицинские услуги.

1. При желании пациента получить помощь на платной основе. За ис- ключением ситуаций, когда законодательство устанавливает прямые ограничения на оказание платных медицинских услуг. Например, госу- дарственные (муниципальные) учреждения здравоохранения не имеют права оказывать гражданам за плату скорую медицинскую помощь.

2. При оказании тех видов медицинской помощи, которые не входят в Программу государственных гарантий. К таким видам медицинской помощи относится, например, народная медицина.

3. При предоставлении медицинских услуг на иных (лучших) услови- ях, чем предусмотрено Программой госгарантий и (или) целевыми программами. Территориальные программы обычно не гарантируют бесплатного пребывания в одноместных или двухместных палатах, палатах повышенной комфортности и т. д.. Исключение составляют ситуации пребывания в одноместных палатах (боксах) по медицин- ским или эпидемиологическим показаниям.

4. При оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. К та- ким исключениям относится, например, обследование на наличие

 

122


ВИЧ-инфекции. Государственные учреждения здравоохранения долж- ны предоставлять подобные виды помощи бесплатно и на анонимной основе.

5. Гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за ис- ключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживаю- щим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по ОМС, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации

6. При самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, гарантирующих гражданам пра- во выбора медицинской организации. Проще говоря, если граждане не хотят следовать предусмотренному порядку оказания медицинской помощи (например хотят самостоятельно обратиться за плановой стационарной медицинской помощью без наличия направления леча- щего врача), учреждение вправе предложить получение медицинской помощи за плату.

7. При оказании медицинской помощи сверх стандарта медицинской по- мощи. Исключение составляют ситуации, когда необходимо оказать услуги, не входящие в стандарт, по жизненным показаниям. Кроме того, к исключениям относятся и ситуации, когда территориальные программы госгарантий содержат дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы ме- дицинской помощи, превышающие усредненные показатели, уста- новленные стандартами медицинской помощи.

Как видим, практически из каждого из указанных выше оснований для предоставления медицинских услуг за плату есть исключения.

К отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, так- же применяются положения Закона Российской Федерации от 7 февраля

 

123


1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», в соответствии с кото- рым медицинские организации могут оказывать платные услуги при сле- дующих условиях:

— при желании (или согласии) получить медицинскую помощь на плат- ной основе;

— при наличии у медицинской организации права на оказание платных услуг, зафиксированного в уставе;

— при наличии у медицинской организации лицензии на осуществление медицинской деятельности;

— при соблюдении других требований, установленных действующими нормативными правовыми актами (соблюдение порядков оказания медицинской помощи, информирование граждан и т. д.).

Обратите внимание на то, что если медицинские организации при пре- доставлении медицинской помощи на бесплатной для населения основе, должны руководствоваться как порядками оказания медицинской помощи, так и стандартами медицинской помощи, то при предоставлении медицин- ской помощи на платной основе требование соблюдения стандартов отсут- ствует. Подразумевается, что при платной медицинской помощи условия оказания услуг (условия пребывания пациентов, сроки ожидания и т. д.), набор медикаментов, диагностических исследований и т.п. превышают то, что гарантируется при оказании бесплатной медицинской помощи.

Медицинская организация, оказывающая платные медицинские услу- ги, обязана предоставить гражданам в доступной форме, в том числе по- средством размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, информацию, содержащую следующие сведения:

а) наименование медицинской организации (для индивидуального пред- принимателя — фамилия, имя и отчество);

б) место ее нахождения (фактический и юридический адрес);

в) режим работы;

 

124


г) наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наи- менование, адрес и телефон выдавшего ее органа. Если платные ме- дицинские услуги предоставляет индивидуальный предприниматель, он обязан также предоставить информацию о государственной реги- страции с указанием наименования зарегистрировавшего его органа;

д) порядок и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий (территориальной програм- мой), а также перечень медицинских организаций, участвующих в ре- ализации Программы (территориальной программы) государствен- ных гарантий;

е) прейскурант с указанием наименований и цен платных медицинских услуг и сведения об условиях, порядке и форме их предоставления и оплаты;

ж) сведения о медицинских работниках, участвующих в оказании плат- ных медицинских услуг, об уровне их образования и квалификации.

з) график работы медицинских работников, участвующих в оказании платных медицинских услуг;

и) адрес и телефон органа государственной власти субъекта Россий- ской Федерации в сфере охраны здоровья, территориальных органов федерального органа исполнительной власти по контролю и надзо- ру в сфере здравоохранения и федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологиче- ского благополучия человека.

Медицинская организация обязана также предоставить для ознакомле- ния по требованию пациента (его законного представителя):

а) копию устава, положения или иного учредительного документа ме- дицинской организации, положения о ее филиале (отделении, дру- гом территориально обособленном структурном подразделении)

 

125


либо копию свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

б) копию лицензии на осуществление медицинской деятельности. Информация о медицинских и иных услугах, предоставляемая при за-

ключении договора пациенту (его законному представителю) и (или) граж- данину, должна содержать следующие сведения:

а) порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской по- мощи по соответствующему заболеванию (профилю заболевания);

б) данные о конкретном лице, оказывающем платную медицинскую ус- лугу;

в) информацию о возможных осложнениях и противопоказаниях, харак- терных для конкретной медицинской услуги;

г) информацию о гарантийных сроках на результат медицинских услуг, если они установлены медицинской организацией.

Медицинская организация обязана сообщать гражданину по его прось- бе другие сведения, относящиеся к договору и соответствующей платной медицинской услуге.

В случае временного приостановления деятельности медицинской ор- ганизации для проведения санитарных, ремонтных и иных мероприятий, медицинская организация обязана информировать пациента (его закон- ного представителя) о дате приостановления и сроках, в течение которых не будет осуществляться оказание платных медицинских услуг.

Медицинская организация обязана своевременно информировать паци- ента о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) медицинской ор- ганизации и иные обстоятельства, зависящие от пациента, могут снизить качество оказываемой платной медицинской услуги, повлечь за собой не- возможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состо- янии здоровья пациента.

 

126





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.