Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебный пристав и иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов




Понятие и классификация субъектов исполнительного производства.

Субъекты исполнительного производства — это граждане, органи­зации и должностные лица, принимающие участие в процессе прину­дительного исполнения предусмотренных законом юрисдикциониых актов. К ним относятся:

• властные органы, осуществляющие исполнение;

• лица, участвующие в исполнительном производстве;

• лица, содействующие исполнительному производству.

К первой группе относится такой участник исполнительного произ­водства, как судебный пристав-исполнитель, т. е. лицо, наделенное властными функциями.

Во вторую группу можно включить категорию участников исполни­тельного производства, которых закон называет лицами, участвующими в исполнительном производстве. К ним относятся стороны и представи­тели сторон. При этом следует выразить несогласие с законодателем от­носительно того, что прокурор и органы государственного управления не включены в состав лиц, участвующих в исполнительном производ­стве. На наш взгляд, необходимо выделение прокурора и органов госу­дарственного управления в исполнительном производстве в качестве лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Третью группу образуют лица, содействующие в осуществлении испол­нительного производства. Они не имеют ни юридической, ни какой-либо другой заинтересованности в исполнительном производстве и привлека­ются в него для выполнения своих специфических обязанностей. В эту группу входят переводчики, понятые, хранители имущества и другие лица.

 

В соответствии со ст. 3 Закона «Об исполнительном производстве», принудительное исполнение (далее — исполнение) судебных актов и актов других органов в РФ возлагается на Службу судебных приставов и службы судебных приставов — органы юстиции субъектов РФ.

Служба судебных приставов входит в систему органов Министер­ства юстиции РФ, и возглавляет ее главный судеб­ный пристав РФ. В субъектах РФ службы судебных приставов возглавляют главные судебные приставы субъектов РФ.

Непосредственное осуществление функций по исполнению судеб­ных актов и актов других органов возлагается на судебных приставов-исполнителей, объединенных в районные, межрайонные или соответ­ствующие согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приста­вов, возглавляемые старшими судебными приставами.

Процессуальное положение судебного пристава регулируется так­же специальным нормативным актом — ФЗ «О су­дебных приставах». Судебным при­ставом может быть гражданин РФ, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного при­става — высшее юридическое образование), способный по своим дело­вым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Судебный пристав является долж­ностным лицом, состоящим на государственной службе, поэтому на него распространяется статус государственного служащего и его пра­вовое положение определяется, в том числе, ФЗ «Об основах государственной службы в РФ». По­этому судебным приставам присваиваются классные чины работников органов юстиции, а судебным приставам военных судов — воинские звания, а также им выдаются служебные удостоверения единого об­разца, утверждаемого министром юстиции РФ. Судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы кото­рых утверждаются министром юстиции РФ. Су­дебные приставы военных судов носят форменную одежду и имеют знаки различия, установленные для военнослужащих. В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются: на судебных приставов, обеспечивающих установ­ленный порядок деятельности судов, и судебных приставов-исполни­телей, исполняющих судебные акты и акты других органов. В Службу судебных приставов входят: Департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ, возглавляемый заместителем главного су­дебного пристава РФ; Служба судебных приставов Управления военных судов Мини­стерства юстиции РФ, возглавляемая заме­стителем начальника Управления военных судов — главным во­енным судебным приставом; службы судебных органов юстиции субъектов РФ, возглавляемые заместителями начальников органов юсти­ции субъектов РФ — главными судебными приставами субъектов РФ; районные, межрайонные или соответствующие им согласно ад­министративно-территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, воз­главляемые старшими приставами.

По отношению к судебному приставу-исполнителю, в соответствии с Законом «О судебных приставах», вышестоящими должностными лицами являются главный судебный пристав РФ, главный судебный пристав субъекта РФ, старший судебный пристав подразделения.

К другим органам и орга­низациям, исполняющим требования судебных актов и актов других ор­ганов относятся:налоговые органы, банки и иные кредитными организации.

11. Лица, участвующие в исполнительном производстве: стороны, представители сторон, прокурор, органы государственного управления и местного самоуправления. Лица, участвующие в исполнительном производстве, — это все те участники исполнительного производства, которые имеют определенную юридическую заинтересованность (материально- и (или) процес­суально-правовую) и выступают в исполнительном производстве либо от своего имени, либо от имени других лиц в защиту своих интересов, интересов других лиц, государственных и общественных интересов.

Стороны. Согласно ст. 29 Закона «Об исполнительном производ­стве», сторонами исполнительного производства являются взыскатель и должник. Взыскателями являются гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ.

Должниками являются гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить в пользу взыскателя опреде­ленные действия (передать денежные средства и иное имущество, ис­полнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполни­тельным документом) или воздержаться от их совершения.

Представители сторон. Граждане могут участвовать в исполни­тельном производстве самостоятельно или через представителей. Лич­ное участие гражданина в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя. Если по исполнительному документу на должника возложены обязанности, которые он может исполнить только лично, то при их исполнении должник не вправе действовать через представителя.

Участие организаций в исполнительном производстве осуществля­ется через их органы или должностных лиц, которые действуют в пределах полномочий, предоставленных им законами, иными норматив­ными правовыми актами или учредительными документами, либо че­рез представителей указанных органов и должностных лиц.

Поскольку представитель обеспечивает защиту прав и интересов доверителя, он должен обладать необходимыми познаниями как в об­ласти правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, так и знанием фактических обстоятельств дела. Однако незнание их не яв­ляется препятствием к участию в исполнительном производстве в ка­честве представителя.

Представителями в исполнительном производстве, по общему пра­вилу, могут быть лица, достигшие возраста 18 лет и не состоящие под опекой или попечительством. Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть представителем, если он признан дееспособным в порядке, установленном ГК РФ (эмансипация и др.).

Судьи, следователи, прокуроры, работники службы судебных при­ставов и аппарата суда не могут быть представителями в исполнитель­ном производстве. В исполнительном производстве необходимо различать обязатель­ное (законное) и добровольное (договорное) представительство. Полномочия представителя должны быть подтверждены доверенно­стью, выданной и оформленной в том порядке, который устанавлива­ется законодательством.

Прокурор. Согласно п. 4 ст. 19 Закона «О судебных приставах», над­зор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»1 осуществляют Генеральный прокурор Рос­сийской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

. Необходимость участия прокурора в исполнительном производстве обосновывается тем, что прокурор может предъявлять иски: а) для за­щиты прав лиц, нуждающихся в ней, но не имеющих возможности осу­ществления самостоятельной защиты (дети, престарелые, физически немощные и др.); б) для защиты государственных и общественных ин­тересов как представитель государства. Следовательно, прокурор дол­жен быть наделен правом возбуждать исполнительное производство по таким делам.

 

12. Лица, содействующие исполнительному производству: переводчик, понятые, специалист.

Лица, содействующие исполнительному производству, не имеют ни юридической, ни какой-либо другой заинтересованности в исполни­тельном производстве и привлекаются для выполнения своих специфи­ческих обязанностей той или иной служебной либо иной функции, ко­торая может иметь как однократный, так и многократный характер. Участие указанных лиц в исполнительном производстве обусловлено не их личным желанием либо желанием иных лиц, а требованием закона.

В эту группу входят переводчики, понятые, специалисты, храните­ли имущества и другие лица.

Переводчиком может быть любой дееспособный гражданин, достиг­ший возраста 18 лет, владеющий языками, знание которых необходи­мо для перевода. Участие в исполнительном производстве переводчика реализует Принцип национального языка исполнительного производства, который характерен для ряда процессуальных отраслей права, в том числе исполнительного производства. По общему правилу, при наличии оснований для отвода перевод­чик обязан заявить самоотвод. Переводчик имеет право на вознаграждение за выполненную работу. В случае заведомо неправильного перевода переводчик несет ответ­ственность.

Понятые — это лица, присутствие которых обязательно при совер­шении исполнительных действий, таких как вскрытие помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами либо принад­лежащих должнику или другим лицам; осмотр; арест; изъятие и пере­дача имущества должника.

Закон «Об исполнительном производстве» допускает участие поня­тых в исполнительном производстве и в иных случаях по усмотрению судебного пристава-исполнителя.

К понятым предъявляются определенные требования: дееспособ­ность гражданина; достижение восемнадцатилетнего возраста; отсут­ствие заинтересованности в совершении исполнительных действий, родственных отношений с участниками исполнительного производ­ства или другими понятыми, подчиненности и подконтрольности; ко­личество понятых должно быть не менее двух. В ст. 40 Закона «Об исполнительном производстве» перечислены права и обязанности понятых. В частности, понятой обязан удостове­рить своей подписью в акте соответствующего исполнительного дей­ствия факт, содержание и результаты исполнительных действий, при совершении которых он присутствовал. Понятой вправе знать, для со­вершения каких исполнительных действий он приглашается, на осно­вании какого исполнительного документа они совершаются, а также Делать замечания по поводу совершенных действий. Замечания поня­того подлежат занесению в акт соответствующего исполнительного Действия.

Участие специалиста в исполнительном производстве необходимо для разъяснения возникающих при совершении исполнительных дей­ствий вопросов, требующих специальных знаний.

Вопрос о привлечении специалиста в исполнительное производство решается судебным приставом-исполнителем, который руководству­ется законом (в тех случаях, когда назначение специалиста обязатель­но), собственным усмотрением или просьбой сторон.

Функции специалиста в исполнительном производстве схожи с функциями эксперта в гражданском и арбитражном процессах. Спе­циалист должен быть лицом незаинтересованным. Специалист имеет право: знать о своих обязанностях, получить воз­награждение за выполненную работу, проводимую в связи с соверше­нием исполнительных действий, знать о возможности применения уголовных санкций за отказ или уклонение от дачи заключения или за дачу заведомо ложного заключения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.