Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Переход к НЭПу, его особенности и характер осуществления в БССР




Переход к НЭПу – это попытка совместить социалистические принципы управления государственной экономикой и в первую очередь промышленностью и транспортом с экономическими законами и использовать частный капитал в интересах социалистического строительства.

Причины перехода к НЭПу: 1) массовое недовольство политикой «военного коммунизма» в деревне, выступления в городах и армии; 2) крушение идеи «введения» социализма путем ликвидации рыночных отношений; 3) стремление лидеров РКП(б) удержать власть любой ценой; 4) спад революционной волны на Западе.

Сложность НЭПа в Беларуссии: 1) разруха 7 лет, мировая и гражданская войны (1/2 уничтожена, работают только 15% от всех предприятий); 2) фактически отсутствие промышленности; 3) расчлененность территории; 4) Слуцкое восстание (осень 1920г.); 5) введение чрезвычайного положения; 6) открытая граница с Польшей.

Содержание НЭПа:

в городе:

1)больше самостоятельности в управлении госпредприятиями;

2)денационализация предприятий с числом работающих до 21 человек;

3)ликвидация уравнительной оплаты;

4)образование рынка свободной рабочей силы;

в деревне:

1)замена продразверстки натуральным налогом;

2)ослабление государственного товарообмена, разрешение на частную торговлю;

3)ограниченное разрешение аренды земли и наемного труда;

4)развитие форм сельской кооперации;

5)право выбора форм землепользования (в том числе и хутора).

Особенности проведения политики в Беларуси:

1. из-за политических и экономических сложностей НЭП проводился с 1923г.;

2. ведущие позиции частника, особенно в розничной торговле;

3. высокая доля частного капитала и преобладание мелких предприятий (из 60 тыс. предприятий на 58 тыс. из них занято по 2-3 наемных работников;

4. в удельном весе промышленное производство состояло не более 1/4;

5. высокие темпы прироста производства, особенно после вхождения республики в состав СССР;

6. традиции индивидуального ведения сельского хозяйства (посемейно).

НЭП – это реформаторский путь развития социализма. И поскольку этот курс не укладывается в традиции страны, не соответствует коммунистическим идеалам, он неизбежно проходит через экономические и политические кризисы. Причины кризиса НЭПа: 1)некомпетентность основной части партийного управленческого аппарата;

2)ограниченность отечественных и зарубежных инвестиций в промышленность;

3)политическая дискриминация крупного и среднего предпринимательства.

В самой сути НЭПа были заложены противоречия, которые проявились по мере её реализации:

1. Политическая монополия большевиков – плюрализм форм собственности и хозяйственных укладов.

2. Курс на строительство социализма в одной стане – необходимость активизации внешнеэкономической деятельности, усиления контактов с внешним миром.

3. Проведение индустриализации, создание мощного ВПК – отсутствие инвестиций в промышленность из отечественных и зарубежных источников.

4. Курс на построение общества социального равенства и социальной справедливости – усиление социального расслоения. Формирование «новой буржуазии» (НЭПманов) и «новой аристократии» (партийно-советской номенклатуры).

Эта политика привела к дроблению крестьянских хозяйств (из-за непосильного налогового бремени) и в результате – к уменьшению товарной продукции (13% от всего сбора). Ограничение и мелочная опека частной торговли и частных предприятий вызвало искусственный дефицит ряда промышленных товаров. Процесс инфляции 1928 г. Предопределил нежелание крестьян продавать хлеб за обещанные деньги. И очередной рыночный кризис был расценен как кризис политики и был использован для перерастания административного начала в традиционную политику и ликвидацию хозяйственной системы НЭПа.

Введение НЭПа способствовало усиленному восстановлению хозяйства. Более быстро восстанавливалось сельское хозяйство БССР, валовая продукция которого уже в 1926 г. значительно превысила довоенные показатели. На хуторскую систему землепользования вышло около 13% крестьян (столько же, сколько во время столыпинских реформ).

Объём валовой продукции промышленности в 1927 г. Превысил уровень 1913 г. Наблюдался устойчивый рост промышленности в традиционных отраслях: лесной, льнопрядильной, деревообрабатывающей. Потребительский рынок был наполнен. Однако Беларусь все ещё оставалась слаборазвитой в индустриальном плане, удельный вес её в промышленности СССР составлял чуть более 1%.

41.Белорусизация и её результаты в 20-е годы

По мере становления хозяйственной системы НЭПа в национально-культурной политике Компартии Беларуси определилось направление, которое получило название «белорусизация». Её целью являлось приспособление государственного аппарата к языку большинства населения БССР, однако белорусизация фактически затронула все сферы национально-культурного строительства советской части Беларуси. Осуществление данной политики внесло бы существенные изменения в национально-государственное строительство БССР, формировало национальное самосознание.

Предпосылками белорусизации явились: 1) НЭП – как политика сотрудничества с крестьянством; 2) политическая амнистия (1923 г.) для тех деятелей, которые не выступали с оружием в руках против советской власти; 3)сплочение белорусских национальных сил, самороспуск рады БНР; 4) укрупнение территории БССР в 1924 и 1926 гг.; 5) начало деятельности исследовательских (инбелкульт) и высших учебных (БГУ) заведений.

Белорусизация как государственная политика 1920-х гг. прошла в три этапа: 1) складывание предпосылок (1921 - нач. 1924 г); 2) реальное осуществление (1924-1928 гг.); 3) свертывание – с 1929 г.

В июле 1924 г. II сессия ЦИК положила начало белорусизации как официальной политике. Её основные направления: 1) государственными языками были объявлены сразу четыре – белорусский, русский, еврейский и польский (по числу жителей республики). Произошёл перевод обучения в школах (частично в вузах) на белорусский язык. В 1928 г.

на белорусский язык переведено почти 80 % всех школ; 2) перевод делопроизводства на белорусский язык; 3) на основании административной реформы 1926-1929 гг. созданы национальные светы – 23 еврейские, 19 польских, 16 русских, 5 латышских, 2 украинских, 2 немецких. В 1932 г. Создан польский район – Дзержинский; 4) обучение белорусскому языку всех служащих; 5) расцвет национальной литературы и искусства; 6) развитие общественных наук (потребности изучения края); 7) к 1935 г. ликвидирована безграмотность; 8) перевод средств массовой информации на белорусский язык; открыта Белорусская государственная библиотека; 9) начался процесс выдвижения на ответственную партийную и советскую работу представителей коренной национальности белорусов («коренизация»). В 1928 г. белорусы в органах управления составляли уже более 60%, а в сельсовете – 90% всех служащих; 8) беларусизация Красной Армии. Положено начало созданию национальной армии – две дивизии (70% белорусы) и школа пехотных командиров. Воинские части, которые находились на территории БССР, должны были изучать белорусский язык.
Политика беларусизации на своём пути встретила большие трудности, которые были вызваны: 1) незавершенностью территориального образования БССР; 2) относительно низким уровнем экономического развития республики; 3) последствиями длительной полонизации и русификации; 4) многонациональным составом населения. Хотя белорусы составляли около 80% всего населения, они жили преимущественно в деревне, а в городах преобладали евреи и русские; 5) низким представительством белорусов в партийных, советских и партийных органах и всех служащих; 6) зачастую формализмом в изучении белорусского языка.

Беларусизация пробудила к сознательной рациональной жизни широкие слои белорусского населения. За несколько лет было создано то, что многие нации создавали десятилетиями: национальное просвещение, театр, кино. Сформировалось молодое поколение талантливых белорусских государственных деятелей, поэтов, писателей. Результаты национальной политики в БССР были глубже, чем в других районах СССР. В этом большая заслуга партийных комитетов, которые возглавили этот процесс.

К недостаткам беларусизации следует отнести: 1) форсированный характер; 2) административные методы осуществления; 3) неприятие нацменьшинствами; 4) полный контроль и идеологический диктат со стороны КПБ.

Причинами свертывания беларусизации стали: 1) возвращение к идеологии мировой революции (СССР – «осажденная крепость»); 2) отказ от НЭПа; 3) унификация и централизация государственного управления и культурного развития в СССР.

Развитие культуры Беларуси в конце 20-х – 30-е годы получило название «культурная революция». Во многих областях культуры возникли организации, которые были нацелены на создание новой «пролетарской» культуры. Отстаивание интересов национальной культуры рассматривалось как дело, враждебное социализму, а значит и народу. В ходе необоснованных репрессий пострадал цвет белорусской интеллигенции.

В области литературы и искусства власти проводили в жизнь принцип социалистического реализма. Согласно с ним происходила идеализация революционных событий и существующего в стране общественного строя. Советский человек стал показываться как творец и хозяин новой жизни. Преимущественно показывались события социалистического строительства. А творчество тех деятелей культуры, которые не придерживались этого принципа, было ограничено, а их культурные учреждения расформированы.

Основные темы белорусской культуры в те годы – отражение революции и гражданской войны, коллективизации. При этом преимущественное внимание обращалось (с определенной степенью героизации и одностороннего социалистического отражения) на тех, кто принял советскую власть, активно боролся за ее становление и осуществляемые ею преобразования.

Вместе с тем нельзя не отметить и определенных положительных результатов в развитии культуры в период 1929 – 1939 гг. Несмотря на жесткий идеологический контроль, появились новые выдающиеся произведения. Рос общий уровень образования населения. В ходе «культурной революции» была ликвидирована безграмотность (раньше, чем в других республиках СССР), введено всеобщее и обязательное, а затем и семилетнее образование. Увеличивалось количество учебных учреждений. Впечатляющих успехов добилась белорусская наука, особенно в области естественных наук.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 7308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.