Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Муниципальная собственность: понятие, общая характеристика




Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ;

 

Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»;

 

ФЗ от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»

 

Муниципальная собственность, порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения закрепляются Гражданским кодексом РФ.

 

ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ" устанавливает, что в состав муниципальной собственности входят:

 

· средства местного бюджета, муниц. внебюджетные фонды;

 

· имущество органов МСУ;

 

· муниципальные земли, местные природные ресурсы;

 

· муниципальные хозяйствующие субъекты;

 

· муниципальные банки и кредитно-кассовые учреждения;

 

· муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения;

 

· муниципальные социально-культурные учреждения;

 

· другое движимое и недвижимое имущество.

 

Процесс формирования муниципальной собственности еще не закончен и будет продолжаться до окончательного завершения процесса разграничения полномочий и предметов ведения между органами государственной власти субъектов РФ и органами МСУ.

 

Муниципальная собственность – одно из обязательных условий существования МСУ, но ее отсутствие не является основанием для упразднения муниципального образования.

 

Муниципальная собственность является материальным выражением муниципальной власти, призванной обеспечить основы жизнедеятельности населения МО (наличие муниципальной собственности у МО – необходимая предпосылка реализации самоуправленческих начал его жителями, основа развития МО как социально-экономического комплекса, формирования самоуправляемого территор. коллектива).

 

Муниципальная собственность – обязательный атрибут МО (наряду с местным бюджетом и выборными органами МСУ (суть МСУ – самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130 Конституции РФ))).

 

Муниципальная собственность является объектом управления (МСУ, в частности, создается для управления муниципальной собственностью в целях эффективного решения вопросов местного значения).

 

Собственник муниципальной собственности (имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим МО, является муниципальной собственностью (ст.215 ГК РФ)). ФЗ 2003 (органы МСУ от имени МО самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соот. КРФ, ФЗ и прини. в соответствии с ними НПА органов МСУ).

 

Закон РСФСР 1991 (начало процесса формирования муниципальной собственности – в муниципальную собственность передавались):

 

· объекты государственной собственности, расположенные на территории городских и районных Советов (жилой и нежилой фонд, жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие эти объекты; объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, находящиеся в оперативном управлении местной администрации);

 

· объекты государственной собственности, находившиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ и расположенные на территории городов (предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; оптово-складские мощности; учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта).

 

На формировании муниципальной собственности сказывался процесс приватизации, на который органы МСУ не оказывали заметного влияния (государственные программы приватизации, устанавливая обязательные для органов МСУ задания по приватизации муниципальных предприятий, не учитывали, что муниципальная собственность – самостоятельная форма собственности, право самостоятельного распоряжения которой принадлежит органам МСУ).

 

Приватизация муниципального имущества – возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности МО, в собственность физических и (или) юридических лиц (ФЗ от 21.12.2001 «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

 

Действие данного ФЗ не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении (земли (за исключением участков, на которых расположены объекты недвижимости); природных ресурсов; муниципального жилищного фонда; безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования культовых зданий и сооружений; муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений; МУП, муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; муниципального имущества на основании судебного решения; акций в предусмотренных ФЗ случаях возникновения у МО права требовать выкупа их АО).

 

Приватизации также не подлежит имущество, отнесенное ФЗ к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном ФЗ, может находиться только в муниципальной собственности.

 

Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются НПА органов МСУ в соответствии с ФЗ (доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты).

 

Передача земли в собственность МО – один из важнейших вопросов в формировании муниципальной собственности (ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» – определил правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность федеральную, субъектов РФ и муниципальную; право собственности на земельные участки у МО возникает с момента государственной регистрации прав собственности на земельные участки в соответствии с законодательством РФ).

 

ЗК РФ закрепляет полномочия органов МСУ в области земельных отношений (право изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель).

 

В муниципальной собственности находятся земельные участки (признанные таковыми ФЗ и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством) (в собственность МО для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ МО).

 

В муниципальную собственность могут передаваться и иные объекты федеральной собственности (предприятия, объекты социальной инфраструктуры) (порядок их передачи должен определяться ФЗ).

 

Субъекты РФ могут передавать объекты своей собственности в муниципальную собственность (прежде всего объекты, необходимые для решения вопросов местного значения в соответствии с разграничением полномочий между субъектами РФ и МО).

 

Передача федерального имущества и имущества субъектов РФ в муниципальную собственность осуществляется безвозмездно и на возмездной основе.

 

Передача объектов государственной собственности в муниципальную собственность обусловлена необходимостью формирования собственной экономической основы МСУ, соразмерной полномочиям и функциям, признаваемым государством за МСУ как самостоятельным уровнем публичной власти в государстве.

 

Реализация этого принципа связана с проблемами (формирования оптимальной территориальной основы МСУ; уточнения круга предметов ведения МО с учетом их социально-экономического потенциала, размеров территории, численности населения; разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов РФ и органами МСУ).

 

В собственности МО может находиться (ФЗ 2003):

 

1) имущество, которое необходимо (предназначено) для решения установленных ФЗ 2003 вопросов местного значения (установлено, какое имущество может находиться в собственности городских и сельских поселений; муниципальных районов; городских округов); 2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ;

 

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц МСУ, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с НПА представительного органа МО.

 

Необходимость изменения целевого назначения имущества (или его отчуждения) в случае возникновения у МО права собственности на имущество, не предназначенное (для осуществления отдельных государственных полномочий; для обеспечения деятельности органов и должностных лиц МСУ; не относящееся к видам имущества, перечисленным в ФЗ 2003).

 

В собственности поселений могут находиться (имущество для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения; автомобильные дороги общего пользования, мосты; жилищный фонд социального использования; пассажирский транспорт; пожарное оборудование и снаряжение; библиотеки; имущество досуга и культуры; объекты культурного наследия; имущество физической культуры и спорта; имущество благоустройства и озеленения; земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения; обособленные водные объекты на территории поселения; леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения и др.).

 

В собственности муниципальных районов могут находиться (имущество для электро- и газоснабжения населения в границах района; автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты; пассажирский транспорт между поселениями; имущество экологического контроля; имущество охраны общественного порядка; имущество образования и организации отдыха детей; имущество оказания скорой медицинской помощи; архивные фонды; межпоселенческие библиотеки и коллекторы; земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района; обособленные водные объекты, расположенные на межселенной территории; имущество лечебно-оздоровительных местностей и курортов и др.).

 

В собственности городских округов могут находиться все виды имущества, которые могут находиться в собственности поселений и муниципальный районов.

 

Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом осуществляется от имени МО органами МСУ самостоятельно в соответствии с КРФ, ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними НПА органов МСУ.

 

Органы МСУ вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ и субъектов РФ, органам МСУ иных МО, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с ФЗ.

 

Органы МСУ могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ (в том числе межмуниципальных), необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

50. Местный бюджет: порядок формирования, утверждения и исполнения.

Местный бюджет (бюджет МО) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего МО.

 

За счет средств местных бюджетов осуществляется финансовое обеспечение задач и функций МСУ (использование органами МСУ иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств МО не допускается (БК РФ)).

 

Основные принципы формирования, утверждения и исполнения местных бюджетов, источники доходов и основные направления расходов закрепляются в КРФ, БК РФ, НК РФ, ФЗ о бюджетной классификации и об общих принципах организации МСУ, других ФЗ, законах субъектов РФ (органы МСУ также осуществляют правовое регулирование бюджетного процесса в соответствии с действующим законодательством).

 

Местные бюджеты входят в единую бюджетную систему РФ (основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов).

 

Принципы бюджетной системы РФ (единство; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельность бюджетов; равенство бюджетных прав субъектов РФ, МО; полнота отражения доходов и расходов бюджетов; сбалансированность бюджета; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; гласность; достоверность бюджета; адресность и целевой характер бюджетных средств).

 

Местные бюджеты включают бюджеты (муниципальных районов; городских округов; внутригородских МО городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; городских и сельских поселений).

 

Каждое МО имеет собственный бюджет.

 

Консолидированный бюджет муниципального района – бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).

 

Консолидированный бюджет субъекта РФ – бюджет субъекта РФ и свод бюджетов МО, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).

 

Сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся МО – составная часть бюджетов городских и сельских поселений (утвержденный органом МСУ поселения план доходов и расходов распорядителя (главного распорядителя) средств местного бюджета, уполномоченного местной администрацией поселения осуществлять в данном населенном пункте отдельные функции местной администрации) (порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами МСУ самостоятельно).

 

Целевой бюджетный фонд (может быть образован в соответствии с законодательством РФ в составе местного бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений) (его средства не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда).

 

Возможно создание резервного фонда органов МСУ на финансирование непредвиденных расходов.

 

Местный бюджет составляется на один финансовый год (с 01.01 по 31.12) (для составления и исполнения бюджетов используется бюджетная классификация РФ, представляющая группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов; она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней).

 

К ведению органов МСУ в области регулирования бюджетных правоотношений относятся (ст.9 БК РФ):

 

1) установление порядка формирования доходов и расходов местных бюджетов;

 

2) установления порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов;

 

3) утверждение и исполнение бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов. Составление проекта местного бюджета (подготовка проекта местного бюджета и исполнение утвержденного бюджета осуществляется местной администрацией; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении осуществляется представительным органом МСУ).

 

Для составления проекта бюджета используются сведения (о действующем налоговом законодательстве; нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней; о предполагаемых объемах финансовой помощи МО из бюджетов других уровней; о видах и объемах расходов, передаваемых с одного бюджетного уровня на другой; о нормативах финансовых затрат на предоставление муниципальных услуг; нормативах минимальной бюджетной обеспеченности).

 

Основные характеристики бюджета (общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета, дефицит бюджета).

 

Местная администрация вносит проект решения о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение представительного органа МСУ в срок, определенный МуПА.

 

Обязательному опубликованию подлежат (проект местного бюджета; решение об утверждении местного бюджета; годовой отчет о его исполнении; ежеквартальные сведения о ходе его исполнения; ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих МСУ, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание).

 

Рассмотрение и утверждение местного бюджета (утверждение местного бюджета относится к исключительной компетенции представительного органа МСУ; в МО с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек местный бюджет утверждается сходом граждан).

 

Порядок рассмотрения проекта решения о местном бюджете и его утверждения определяется НПА органа МСУ в соответствии с требованиями БК РФ.

 

Если к началу финансового года решение о местном бюджете не принято или не вступило в силу (орган, исполняющий бюджет (местная администрация), правомочен осуществлять расходование бюджетных средств на цели, определенные законодательством, на продолжение финансирования инвестиционных объектов, государственных контрактов при условии, что из бюджета на предыдущий финансовый год на эти цели уже выделялись средства, но не более 1/4 ассигнований предыдущего года в расчете на квартал (не более 1/12 – в расчете на месяц) по соответствующим разделам функциональной и ведомственной классификации расходов бюджетов РФ).

 

В этом случае местная администрация также правомочна не финансировать расходы, не предусмотренные проектом закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год.

 

Исполнение местного бюджета (обеспечение полного и своевременного поступления всех предусмотренных по бюджету доходов и финансирование всех запланированных бюджетом расходов) (органы МСУ самостоятельно исполняют местный бюджет (ст.132 КРФ)).

 

Положение об осуществлении кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ Федеральным казначейством вступает в силу с 01.01.2006 (с этого момента МО должны перейти на кассовое обслуживание исполнения соответствующих бюджетов Федеральным казначейством).

 

По соглашения с исполнительным органом государственной власти субъекта РФ указанные полномочия Федерального казначейства могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта РФ (при условии финансирования обеспечения этих полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта РФ и наличия в собственности субъекта РФ необходимого для их осуществления имущества).

 

Для кассового обслуживания бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в ЦБ РФ (все кассовые операции осуществляются через указанные счета и отражаются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов, представляемой финансовым органам).

 

Контроль за исполнением местного бюджета (осуществляют органы МСУ; в МО могут создаваться специальные контрольные органы МО – образуются в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности).

 

Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом МО, подлежат опубликованию (органы и должностные лица МСУ обязаны представлять в контрольный орган МО по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции).

 

Утверждение отчета об исполнении местного бюджета (годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом МСУ).

 

Отчет об исполнении местного бюджета готовит местная администрация на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств (при рассмотрении отчета об исполнении бюджета в местной администрации может быть назначена внутренняя проверка указанного отчета (осуществляется органами Минфина РФ в соответствии с заключенными соглашениями между местной администрацией и Минфином РФ)).

 

Отчет об исполнении бюджета представляется в представительный орган МО в форме проекта решения вместе с документами и материалами, предусмотренными БК РФ.

 

Если в ходе проверки бюджета выявлено несоответствие исполнения бюджета принятому закону (решению) о бюджете в случае, когда не вводился режим сокращения и блокировки расходов, представительный орган МО имеет право принять решение об отклонении отчета об исполнении бюджета (одновременно может обратиться в прокуратуру РФ для проверки обстоятельств нарушения бюджетного законодательства и привлечения к ответственности виновных должностных лиц).

 

Органы МСУ представляют органам государственной власти РФ и субъектов РФ сведения об исполнении местных бюджетов (должны отчитываться перед государственными органами – не соответствует статья 132 Конституции РФ).

 

Отчет об исполнении местного бюджета органы МСУ должны представлять населению МО через публичные слушания и СМИ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.