Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду (ОВОС)




Целевые требования по учету экологических последствий инвестиционн ого процесса появились в России и законодательно закрепились в начале 90х прошлого века.

Таблица 1. Рекомендации для составления Технического задания на проведение ОВОС

  Рекомендации к содержанию ТЗ Информация, необходимая для проведения ОВОС
  Введение • наименование проекта; • наименование предприятия-заявителя проекта; • цели подготовки ТЗ
  Информация • категория проекта;
  общего характера • краткое описание основных компонентов проекта; • цели и необходимость осуществления проекта; • краткая предыстория проекта (секторальные планы развития, региональные планы по окружающей среде и т.д.)
  Поставленные • задачи проведения ОВОС;
  задачи • общий круг анализируемой информации, сведений и проблем; • сроки проведения ОВОС, увязанные со сроками подготовки обосновывающей документации по проекту.
  Требования, • правила, нормативы, постановления, инструкции, которые
  предъявляемые к регламентируют порядок проведения ОВОС, принятые как на
  ОВОС федеральном уровне, так и региональные и отраслевые; • перечень информации, необходимой для исследований
  Обследуемая • площадь территории, для которой проводится ОВОС
  территория (площадь административного района, водосбора, границы воздушного бассейна, места обитания животных, нерестилища и т.д.) • описание состояния окружающей среды этой территории
       
  Круг • описание и характеристика источников и видов воздействия,
  анализируемых которые будут ликвидированы в случае реализации проекта;
  сведении и • анализ альтернатив, которые могут повлиять на решения по
  проблем проекту (по размещению, инженерные, технические); • оценка источников и видов воздействия, возникающих в случае реализации проекта по выбранной альтернативе; • описание мер, направленных на ликвидацию или уменьшение воздействия; • описание экологических (а также экономических и социальных) последствий реализации проекта по выбранной альтернативе • проведение общественных слушаний
  Требования к документации • проект Программы изысканий и научных исследований;
    • заявление о воздействии на окружающую среду;
    перечень экологических условий для проектирования, строительства и эксплуатации проекта
       

ОВОС предусматривает вариантность решений, учет территориаль­ных особенностей и интересов населения, подготовка этого документа ор­ганизуется и обеспечивается заказчиком проекта, с привлечением компе­тентных организации и специалистов. Во многих случаях для проведения ОВОС нужны специальные инженерно-экологические изыскания. В ходе ОВОС должны быть рассмотрены:

-цель и необходимость предлагаемого хозяйственного начинания, проекта, вида предполагаемой деятельности и способы их осуществле­ния; соответствие целям регионального экологического развития;

-реальные альтернативы с проработкой вариантов на уровне технико-экономических обоснований, включая нулевой вариант, т.е. отказ от хозяйственного начинания, проекта;

-состояние окружающей среды и техногенной насыщенности тер­ритории на данный момент в предполагаемом районе размещения, вклю­чая варианты размещения;

-виды, характер и степень воздействия на окружающую среду и совокупность реципиентов предполагаемых объектов в условиях освоения, строительства, при пусковом и регламентном режимах эксплу­атации и при аварийных ситуациях; специальная оценка аварийности; вариантная проработка оценок экологического риска;

-изменение состояния среды при условии осуществления рассмат­риваемых вариантов и составление вариантных прогнозов состояния природного комплекса; оценка возможных остаточных воздействий, долговременные экологические, социальные и экономические последствия;

-возможности предупреждения и уменьшения вредных воздействий на окружающую среду и здоровье населения; возможности и средства ослабления последствий.

Общим итогом ОВОС является официальное «Заявление о воздействии на окружающую среду» (аналог в зарубежных процедурах ОВОС называ­йся -Заявлением об экологических последствиях»). Заявление выступает как самостоятельный документ, предназначенный для органов, принимающих решения о судьбе проектов. В нем выявляются и рекомендуются к утверждению те проектные решения, осуществление которых:

- не представляет никакой угрозы для здоровья людей с учетом отда­ленных последствий;

- не связано с производством экологически опасной продукции;

- не приведет к критическим изменениям в природной среде в период .строи тельства, эксплуатации и ликвидации объекта.

Результаты ОВОС вместе с заявлением об экологических последствиях являются важнейшими документами, рассматриваемыми при экологи­ческой экспертизе.

 

При проведении комплексного экологического мониторинга окружающей среды:

а) проводится постоянная оценка экологических условий среды обитания - человека и биологических объектов (растений, животных, микроор­ганизмов и т.д.), а также оценка состояния и функциональной целостнос­ти экосистем;

б) создаются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не дости­гаются.

Система комплексного экологического мониторинга предусматривает: выделение объекта наблюдения;

• обследование выделенного объекта наблюдения; составление для объекта наблюдения информационной модели;

• планирование измерений;

оценку состояния объекта наблюдения и идентификацию его ин­формационной модели;

прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения;

представление информации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя.

В приложении 2. представлена в качестве примера комплексная эко­логическая оценка жилой застройки города.


3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА.

Государственная экологическая экспертиза осуществляется на принципах:

-презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности, поскольку уровень современных технологий и используемой техники не позволяет избежать негативных последствий для природы;

- обязательности ее проведения до принятия решений о реализации объекта;

- комплексности оценки воздействия на окружающую природную сре­ду и его последствий;

- обязательности учета требований экологической безопасности;

- достоверности и полноты информации, представляемой на экологи­ческую экспертизу;

- независимости экспертов экологической экспертизы; научной обос­нованности, объективности и законности заключений экологической экс­пертизы;

- ответственности участников экологической экспертизы;

- вневедомственности в ее организации и проведении, широкой глас­ности и участия общественности.

Закон РФ «Об экологической экспертизе» (1995) закрепил обязанность осуществления государственной экологической экспертизы за природоох­ранными органами.

Государственной экологической экспертизе, проводимой на федераль­ном уровне, подлежат:

- проекты правовых актов Российской Федерации нормативного харак­тера, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду, в том числе на ее охрану и использование природных ресурсов;

- материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти Российской Федерации и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации, в том числе:

1) проекты комплексных и целевых федеральных социально-эконо­мических, научно-технических и иных федеральных программ, при реа­лизации которых может быть оказано воздействие на окружающую при­родную среду,

2) проекты генеральных планов развития территорий свободных эко­номических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;

3) проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации, в том числе промышленности;

4) проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Феде­рации;

5) проекты схем расселения, природопользования и территориаль­ной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований;

6) проекты межгосударственных инвестиционных программ, в ко­торых участвует Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ;

7) проекты комплексных схем охраны природы Российской Федерации.

- технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения технического перевооружения, консервации н ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности

Российской Федерации и другие проекты, независимо от их сметной сто­имости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федера­ции, в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими липами с участием иностранных инвестиций, объём которых превышает пятьсот тысяч американских долларов;

- технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной де­ятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую при­родную среду сопредельных государств, или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами при­родных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных государств, определенные "Конвенцией об оценке воздействия на окружаю-среду в трансграничном контексте";

- материалы по созданию организаций горнодобывающей и перераба­тывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении Российской Федерации;

- проекты международных договоров и документация, обосновываю­щая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры.

- материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду.

- проекты технической документации на новые технику, технологию,материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченным го­сударственным органом в области экологической экспертизы, в том числе на закупаемые за рубежом товары;

- материалы комплексного экологического обследования участков тер­риторий, обосновывающие придание этим территориям правового ста­туса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической си­туации, а также программы реабилитации этих территорий;

- проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федера­ции;,

- документация на изменение функционального статуса, вида и харак­тера использования территорий федерального значения, в том числе мате­риалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные;

- иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздейс­твие на окружающую природную среду в пределах территорий двух и бо­лее субъектов Российской Федерации.

Экологическая экспертиза субъектов Российской Федерации выпол­няется в обязательном порядке по следующим вопросам:

- проекты нормативных правовых актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации и регламентирую­щих хозяйственную деятельность, в том числе, использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды, и иную деятельность;

- материалы комплексного экологического обследования участков тер­риторий, находящихся в пределах территории субъекта Российской Феде­рации, для последующего придания им правового статуса особо охраняе­мых природных территорий субъектов Российской Федерации и местного значения;

- все виды градостроительной документации, в том числе:

1) схемы и проекты районной планировки административно-террито­риальных образований;

2) генеральные планы городов, других поселений и их систем;

3) проекты городской и поселковой административной черты, а так­же сельских поселений;

4) генеральные планы территорий, подведомственных органам мес­тного самоуправления, а также селитебных, промышленных, рекреацион­ных и других функциональных зон;

-проекты детальной планировки общественного центра, жилых районов, магистралей городов;

6) проекты застройки кварталов и участков городов и других поселений.

- проекты рекультивации земель, нарушенных в результате геологораз­ведочных, добычных, взрывных и иных видов работ;

Все виды государственных экологических экспертиз должны выполнятся

С учётом определённого регламента и соблюдением установленного

законом РФ требований, содержание которых заключается в следующем.

1. Экспертиза, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания, представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведениягосударственной экологической экспертизы и при наличии всоставепредставляемых материалов:

-документации представляются в объеме, который определен в установленномпорядке, и содержащих материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности,

- положительные заключения и (или) документы согласований органов федерального надзора и контроля с: органами местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

А. Атмосфера

Загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов загрязняю-гзсч веществ и связанное с этим изменение климата, истощение озоново-я, выпадение "кислотных" дождей и др. может зависеть от самых образных видов хозяйственной деятельности в таких отраслях, как: энергетика, характеризующаяся ростом объема потребления горю-скопаемых, и соответственно, объема выбросов загрязняющих ве­ществ, в том числе, создающих парниковый эффект;

• нефтегазодобывающая и перерабатывающая промышленность, основным воздействием которой на окружающую среду являются выбросы топливного газа;

-строительство и эксплуатация промышленных предприятий, где используются хладоны, галогенсодержащие углеводороды и другие искусственные соединения, приводящие к разрушению озонового слоя атмосферы;

• утилизация промышленных отходов;

-лесное хозяйство в связи со сплошной вырубкой леса, строительс­твом лесоперерабатывающих предприятий и т.д.;

-сельское хозяйство в связи с развитием животноводства, применением азотных удобрений, сжиганием сельскохозяйственных отходов.

В этой связи экспертизой должны быть рассмотрены следующие воп­росы:

- характеристика района расположения предприятия по существующему уровню загрязнения атмосферного воздуха;

- характеристика источников выбросов загрязняющих веществ;

- наличие и обоснование мероприятий по регулированию выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий;

- предложения по предотвращению аварийных и залповых выбросов загрязняющих веществ.

Б. Гидросфера

К проектам хозяйственной деятельности, которые могут влиять на состояние водных объектов, относятся проекты, могущие привести к исто­шно водных ресурсов, осушению водно-болотных угодий, ликвидации важных водных объектов и их загрязнению, в т.ч. строительство:

• гидроэлектростанций и гидроузлов комплексного назначения; ирригационных систем,;

• систем водоснабжения и канализации;

промышленных и прочих объектов, реализация которых сопровож­дается сбросом загрязняющих веществ.

Поэтому в круг изучаемых экспертизой вопросов входит:

- характеристика современного состояния водного объекта, являю­щегося источником водоснабжения и приемником сточных вод;

- данные органов геологии об утвержденных запасах подземных вод;

- оценка водного объекта (поверхностного или подземного) по со­ответствию требованиям (ГОСТ 17.1.3.03-77, ГОСТ 2874-82, ГОСТ 17.1.5.02-80, ГОСТ 17.1.2.04-77;

- влияние отбора воды на состояние водных ресурсов;

- данные по рациональному использованию водных ресурсов, в т.ч. за счет создания водооборотных систем;

- водохозяйственный баланс по объекту;

- количество и характеристика сточных вод;

- решения по очистке сточных вод;

- схема отведения сточных вод;

- методы обработки, утилизации и использования осадков и шлаков, образующихся при подготовке свежей воды, очистке сточных вод, а также в процессе производства;

- водоохранные мероприятия по предупреждению загрязнения и исто­щения поверхностных и подземных вод;

- методы и средства контроля за количеством и качеством потребляе­мой воды и сбрасываемых сточных вод..

В. Литосфера

Строительство и эксплуатация хозяйственных объектов почти всегда сопровождаются изъятием земельных ресурсов из традиционного пользо­вания и/или. нарушением земной поверхности, например, за счет:

• расчистки земель, удаления верхнего слоя почвы, планировки грей­дером;

отсыпки грунта;

• осушения земель;

• изменение традиционных видов землепользования (переселение, новое строительство на неосвоенных землях и др.).

Поэтому экспертизой должны быть изучены следующие вопросы: - размеры земельных участков, необходимых для размещения предприятий, зданий, сооружений, почвенная характеристика участка строительства:

- площадь нарушаемых земель при строительстве;

- объемы плодородного слоя почвы, подлежащего снятию, место и условия его хранения, пути его использования;

-методы о рекультивации земель, нарушенных при строительстве объекта.

-геологическая характеристика участка недр в пределах горного от­вала, а также примыкающих к нему зон, в том числе геологическое стро-ие. горнотехнические и гидрогеологические условия этого участка и степень их изученности; '

- данные по эффективному использованию балансовых запасов основных и сопутствующих полезных ископаемых;

-применение прогрессивных способов обогащения и переработки ми­нерального сырья.

Г. Биосфера

Примерами инвестиционных проектов, потенциально способных нанести

наиболее значительный ущерб биологическому разнообразию, могут служить проекты строительства промышленных предприятий, реализация которых неизбежно связана с загрязнением окружающей среды,

Кроме этого, эксперт не должен обойти вниманием проблемы шумо­вого загрязнения, воздействия магнитных полей, охраны Памятников ис­тории и культуры, охраны здоровья и условий жизни населения, оценки воздействия на окружающую среду.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.